Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 20 августа 2006


 

Татарская рассылка

    20 августа 2006г

23 августа Татарской рассылке исполняется 3 года. На сегодняшний день на нее подписано 860 человек. Сколько было выпусков сказать уже затрудняюсь. Надеюсь, что читая мою рассылку Вы, уважемые читатели, узнали много нового и интересного.
С уважением, Былтыр


"Tatarstan-pictures" представляет
Быть ли Казани Голливудом?

Когда было советское кино, фильмы отечественного производства собирали миллионные аудитории. Особый колорит ему придавали фильмы киностудий союзных республик. Сегодня кино в России успешно развивается, но, увы, узбекские или латышские сказки на наши экраны уже вряд ли вернутся. Кино в этих странах до сих пор снимают, хоть и немного, по 6-7 фильмов в год. В Татарстане этот вид искусства до сих пор не получил развития. Чтобы посчитать количество игровых фильмов, снятых в республике за последние 15 лет, хватит пальцев одной руки. Что же мешает татарстанцам создавать свое кино? Об этом корреспондент "МТ" беседовал с директором и генеральным продюсером казанской киностудии "Сабантуй" Светланой БУХАРАЕВОЙ.

- Светлана Зуфаровна, ваша студия была основана 4 года назад. Сколько фильмов удалось снять за это время?
- Мы сделали четыре документальных фильма, еще два сейчас находятся в производстве. Вроде бы немного, но достаточно для того, чтобы заявить о Татарстане, как о регионе, где снимается интересное кино. Два наших фильма: "Есть окно такое..." и "Остров призраков, печали и надежд" были показаны на 14 международном фестивале телепродукции в Иране, в городе Исфахан. Мы также были приглашены в качестве гостей на I Европейский фестиваль "Русское кино сегодня" во Францию в город Валанс. Хотя в конкурсном показе мы не принимали участие, было интересно обсудить перспективы сотрудничества с французскими кинопроизводителями.

- Говоря о фестивальной деятельности вашей студии, нельзя не отметить прошлогодний успех фильма "Куктау", который удостоился приза Гильдии кинопродюсеров за лучший продюсерский проект кинофестиваля "Кинотавр".
- Действительно, постпродакшн фильма - наложение звука, дубляж на русский язык и т.д. - был сделан на студии "Сабантуй". Фильм снят по заказу министерства культуры Республики Татарстан при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии России. Мы уверены, что успех "Куктау" не станет нашей единственной победой. Наши фильмы были показаны на VIII Евразийском телефоруме, отобраны для участия в XV международном кинофоруме "Золотой витязь", сейчас ждем ответов с фестивалей "Россия", "Послание к человеку", "Человек и природа". В ближайшем будущем планируем запустить новый проект - полнометражный художественный фильм по произведению татарского писателя Аяза Гилязова, а в дальнейшем начнем работу над созданием анимационного фильма.

- Насколько я знаю, в нашей стране документальное кино всегда было на хорошем уровне. Сейчас России удается сохранить свои позиции?
- Конечно, в плане техники мы не можем конкурировать с ВВС и другими зарубежными компаниями, которые снимают потрясающие фильмы, в большей степени познавательные. Но что касается природы человека, человеческой души, его размышлений, переживаний, судьбы и жизни - я думаю, что так вдумчиво, как снимают у нас, может быть, никто не снимает.

- А рядовые зрители имеют возможность смотреть эти фильмы?
- К сожалению, документальные фильмы не востребованы кинотеатрами. Мы уже давно хотим выступить с инициативой и сделать день показа документального кино или устроить зрительский фестиваль. Очень обидно, что судьба документального фильма в лучшем случае - фестивальная и телевизионная. Есть потрясающие работы, которые, к сожалению, никто, кроме специалистов, не видит.
И с телевизионными показами есть проблемы. Сейчас ведем переговоры с ТНВ, но приходится признать, что у нас пока не выработана культура взаимоотношений. Наши телеканалы не воспринимают это как взаимовыгодное сотрудничество. Мы работаем над тем, чтобы заполнить эфир качественным продуктом, а им кажется, что мы у них просто просим эфирное время. Пока больше вероятности продать фильм на центральные каналы - ОРТ, "Россию", "Культуру", чем на наши местные телеканалы.

- Какие-то фильмы у вас уже купили?
- Фильмы "Остров призраков, печали и надежд" и "Есть окно такое..." заинтересовали центральные каналы. Но более логичным было бы показать их сначала у нас. Ведь они созданы на казанской студии, это фильмы о наших городах, жителях нашей республики.

- О чем будет ваш новый фильм?
- Пока можем сказать только то, что он будет по произведению Аяза Гилязова (его название мы хотели бы оставить в тайне), на татарском языке, с участием наших актеров. Фильм будет рассчитан на татароязычную аудиторию, и на всех тех, кому интересно национальное кино.

- Не было ли желания пригласить российских звезд на главные роли?
- При наличии денег это не проблема. Вопрос в другом - нужно ли это? Гораздо интереснее делать самобытное кино на местном материале и с местными кадрами. Поскольку многие из них не имеют профессионального образования - режиссерского, операторского, актера кино, для них это будет дебютом. Этим картина осложняется и становится интересной.
Мы ставим задачу - воспитать свои кадры. У нас готовится достаточно специалистов для театров, журфак выпускает тележурналистов. Но у нас практически нет профессионалов среди звукорежиссеров, монтажеров, осветителей. Это в большей степени энтузиасты, самоучки, которые набрали опыта в процессе работы. А нужно, чтобы они имели какое-то базовое образование в этой сфере.

- Наверное, этот вопрос надо поднимать на государственном уровне.
- К сожалению, должного внимания к проблеме пока нет. Те, кто набрался опыта и чувствует, что может сделать больше, здесь не находят себе применения и уезжают в Москву или в Питер. Есть несколько молодых людей, уехавших из Татарстана учиться во ВГИК. Но нет гарантии, что они вернутся, скорее им захочется остаться в столице, быть там 85-ым режиссером, чем здесь первым. Это неправильно.

- Для этого должна быть развитая киноотрасль в республике.
- Да, если бы кинопроизводство было в хороших объемах, то была бы работа для людей. Тогда государство было бы заинтересовано в воспитании своих кадров, могли бы устраивать конкурсы, тендеры, чтобы направить желающих учиться в тот же ВГИК, с последующим трудоустройством, оплатить им учебу. Но получается, что молодые люди, горящие желанием делать кино, уезжают, и о них узнают, только когда они добиваются славы на стороне. Вспоминают, что этот человек из Казани, оказывается, он мог здесь работать. Но к этому моменту он может стать таким же дорогостоящим, как, например, Хотиненко, так и не сделав что-то для родной республики.

- Среди специалистов вашей студии есть молодые люди?
- Мы ездим по фестивалям с тем, чтобы посмотреть работы молодых ребят. Сейчас казанское кино представляют люди старшего поколения, это приводит к некоторому однообразию. У молодежи совсем другая тематика, проблематика, стиль подачи, уровень размышления, рассуждения. Чтобы освежить наше татарстанское кино, мы привлекаем молодые кадры со стороны.

- Ваша студия получает государственное финансирование?
- Такие крупные проекты, как художественный фильм, не могут осуществляться без государственной поддержки. На съемки нового художественного фильма нам выделили деньги из российского бюджета. Но их не так много, все-таки было рассчитано, что к финансированию присоединится и республика. Ведь фильм снимается на татарском языке, о татарах, для татар. Пока госчиновники от республики только выражают удивление, узнав, что идет подготовка такого проекта. Из бюджета Татарстана поддерживается в основном Казанская киностудия. Нет системы конкурсов, грантов. Сейчас интересное кино может снять и маленькая киностудия, и большая, вопрос в том, насколько проект представляет интерес для республики. Мы надеемся получить финансовую поддержку из бюджета РТ, хотя это очень трудно. Государство в год на всю киноотрасль выделяет около одного миллиона долларов, это бюджет одного средненького художественного фильма. Мы хотели бы, чтобы область кино в республике финансировалась в должном объеме. Ведь кино - самый демократичный вид искусства, оно доходит до всех слоев населения.

Алия САБИРОВА
"Молодежь Татарстана" №39, 28 июля 2006


Муслим-синема

С 11 по 15 сентября в Казани пройдет фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар - 2006". Эти даты озвучил на пресс-конференции в "Татмедиа" Владимир Батраков, директор ГУ "Татар-Кино", образованного месяц назад. Кстати, до этого он руководил ДК химиков.
Денег, оказывается, выделили пока только на половину фестиваля. Из восьми миллионов рублей предполагаемого бюджета на один раскошелилось федеральное агентство по кинематографии, остальное дает кабмин республики.
Всего уже заявлено более 100 кинолент, правда, не все из них участвуют в конкурсной программе. Действо фестиваля будет проходить в мусульманском колорите - предусмотрены специальные помещения для молитв, не будет алкоголя, еда будет халяль и так далее. Это, в том числе, поможет, по мнению Батракова, вывести фестиваль через 4-5 лет на самоокупаемость и высокий уровень престижа.
Но и сейчас фильмы фестиваля отнюдь не второго и третьего порядка. Откроется фестиваль, например, палестинским- фильмом "Рай сегодня", который номинировался на "Оскар". На закрытии предполагается показ фильма Андрея Кончаловского "Гейдар Алиев". Также организаторы надеются показать турецкий фильм "Долина волков", который стал бестселлером у себя на родине, и другие фильмы.
Про специфику фестиваля и мусульманского кино "Молодежи Татарстана" рассказал режиссер Рамис Назмиев, член оргкомитета кинофестиваля.
- Самое главное - это показать ислам с нормальной человеческой точки зрения. Не как безумную религию, каким многие масс-медиа стараются его показать. Ислам не должен быть на вторых ролях в современном информационном пространстве, он должен быть представлен также и в современной киноформе. Ведь картины, созданные мусульманами и на исламскую тематику, уже ничуть не хуже других.
Мы также желаем при помощи фестиваля создать условия для общения между профессионалами в области кино для того, чтобы эта коммуникация вылилась в новое творчество, - говорит Назмиев.

Ильшат САЕТОВ
"Молодежь Татарстана" №41 , 11 августа 2006


Воин в искусстве
Казанский композитор хочет переписать "Шурале"

Радик Салимов - молодой композитор, один из инициаторов арт-движения "Реформа". В музыкальных кругах Казани известен как организатор концерта "Сабах", который с большим успехом прошел в КРК "Пирамида". "Сабах" - результат смелых экспериментов молодых ребят, которые стремятся создать искусство нового века. Радик Салимов рассказал о своем проекте корреспонденту "Молодежи Татарстана".

- Радик, откуда такое название и что оно означает?
- Само слово "сабах" я встретил в поэме Кул Гали "Кыйссаи Юсуф". Оно заимствовано из арабского, означает "утро". В поэме оно получило новый смысл: "сабах жиле" (утренний ветер). Мне показалось, в этом сочетании есть глубокий смысл. Добавить лоск современности - получается "солнечный ветер".

- Теперь понятно, почему на афишах ты был изображен с лучами, идущими от сердца...
-... и с топориком. Половину моей команды шокировала эта воинственность. Но я все же настоял на этом варианте. Потом буквально за три дня до концерта узнал, что действительно существовал такой герой, которого звали Сабах. Это имя стало нарицательным, и означало "воин Ислама, идущий до победного". В Арабских Эмиратах по сей день существует род сабахов, которому 300 лет. В нашем случае получается "воин в искусстве".

- Против чего же выступает твой "Воин"?
- Первым номером концерта была композиция "Битва за Казань". После взятия Казани прошло несколько столетий, и на эти события можно взглянуть по-разному, но это наша история, которую невозможно забыть. Сабах - это непримиримость, но не агрессивно, по-хорошему, это отстаивание нашей души, взглядов. Не надо видеть в этом что-то воинственное. Это некий эпатаж, заявка о себе, желание обратить внимание на новые тенденции, которые появились после тысячелетия Казани.

- На концерте была представлена татарская музыка?
- Не только. Мне кажется, сейчас трудно определить, что такое татарская музыка. Просто сказать, что это пентатоника, неправильно. Это, прежде всего, музыка, рожденная из-за любви к своему народу. "Сабах" объединил художников, музыкантов, композиторов, поэтов, которые решили сделать что-то не ради денег, а из-за любви к своему делу, к своему народу. Основной идеей проекта стало осознание наших корней, оставаясь в современном мире. Все это передавалось через произведения разных стилей: симфоническое письмо, электронно-экспериментальная, этническо-лан-жевая музыка, соединение спича, когда поэт читает свои размышления на фоне медитативной музыки.

- Среди участников проекта - Альберт Асадуллин, который в начале 90-х поставил первую татарскую рок-оперу "Магди"...
- Альберту я помог записать знаменательный диск "Энжелэр" ("Жемчужины"). Это действительно жемчужины татарской песни. Мы очень долго выбирали материал, надо было не просто перепеть известные народные песни, а переосмыслить, оценить то, что у нас есть, и преподнести это на новом уровне. Сделать это интересным не только для татар, но и для мировой общественности.
Еще я пригласил театр танца "Пантера" под руководством Наиля Ибрагимова. Однажды для них написал электронную музыку для балета "Эматра". Балет удостоился первой премии на всероссийском фестивале "Студенческая весна" в Кемерово. Теперь у нас есть идея сделать современную обработку музыки к балету "Шурале". Это не попытка что-либо изменить, бессмертная музыка Фарида Яруллина не нуждается в этом, мы просто хотели бы по-новому взглянуть на этот балет, что-то дополнить. Сделать привычные вещи непривычными на слух.
Возвращаясь к проекту "Сабах", хочу подчеркнуть, что это не подведение итогов. Мы показали то, что мы сегодня имеем, направления, в которых мы сегодня можем работать. Нас объединяет то, что все это сделано в Казани, это продукт местного производства.

- У проекта "Сабах" будет продолжение?
- Элементы концерта звучат в мероприятиях, проводимых министерством культуры, управлением культуры Казани. Я рад, что наш проект нашел поддержку на городском и государственном уровне. Хотя это не попса, но слушателей нашей музыки становится все больше. Думаю, следующим шагом должен стать фестиваль этно-музыки в Казани. Если мы говорим о гостеприимстве и толерантности татарстанской земли, то значит, это идеальное место для подобного фестиваля.

"МТ"-справка
Радик Салимов в 2000 году окончил Казанскую консерваторию по классу "Композиция". Его привлекают этнические инструменты: курай, домбра. Играет на бас-гитаре. Любит смешивать разные стили: электроника, рок, фолк, кантри. Для ансамбля "Казань" написал музыку для татарского степа под названием "Ирландский сабантуй".

Алия Сабирова
"Молодежь Татарстана" №41 , 11 августа 2006


300 лет ополчения

Я шел явно не в ту сторону. Крестовский остров - рай для пешехода. Но не в декабрьскую стужу. Поэтому, когда одинокий прохожий сказал мне, что иду я сейчас в сторону стадиона имени Кирова, а нужный мне стадион "Динамо" совсем в другой стороне, я долго ругался. И слова замерзали на холоде, наверное, весной кто-то услышал их. Простите, если испортил настроение...
Шел я тогда на сбор татарской общины. В помещении "Динамо" располагается небольшое кафе - там и заседали местные татары.
Большинство - студенты, точнее студентки. Обсуждался план Нового года, разделялись функции. Я же помалкивал в стороне. Решился сказать что-то главе собрания, который до этого постоянно вешал мои казанские статьи на сайте, а в интернет-переписке пообещал помочь с работой. Оказалось, предложить нечего - разве что пойти в газету "Hyp", издаваемую автономией мизерным тиражом, которая, к тому же, плохо доходит до читателей - с распространением дела обстоят не ахти. Хорошо, подумал я, нет практической пользы, пусть будет духовное обогащение и начал слушать окружающих. Они жаловались, что местные татары совсем не интересуются их работой, приходят только на дискотеки, концерты и прочие увеселительные мероприятия. Работать никто не хочет. Одна из девушек поделилась впечатлениями от поездки в Москву к тамошним татарам: мол, вот это Дом у них, вот это система! А если они к нам в гости поедут - что мы сможем им предложить? Это кафе?
Другой студент представил вниманию свой проект виртуальной экскурсии по Питеру - от дома, где жил Тукай, и редакции татарской газеты начала прошлого века до подробного описания красавицы-мечети. Это была серьезная работа. И вообще, молодежь выглядела гораздо более многообещающей, чем старики. Эти говорили те же банальности, что и их казанские "коллеги".
Что радовало - ребята ходили на специальные курсы татарского языка на Фонтанке, читали книги, мечтали о поездке в Казань... Они гордились своей национальностью. Знаете, когда я слышал их речь, (не всегда правильную, но вдохновенную) то вспоминал, как в октябре прошлого года сидел на ступеньках Камаловского театра, смотрел очередную премьеру и внезапно понял, что нескоро услышу эти слова в будущем. И расплакался.
На этом собрании татарская речь была на вес золота.
Однако естественная тяга к объединению уже сыграла злую шутку - в Питере существуют две подобные организации: "Автономия" и общество "Татарстан". Особой вражды нет, но взаимной критики - предостаточно. И она мешает работе. Похвалиться особо нечем - хотя татары живут здесь со времен основания города, ощутить их реальное присутствие невероятно тяжело. Я не видел здесь ни одного татарского ресторана! Черт возьми, я хочу познакомить своих друзей с феноменальным блюдом бэлиш, я тоскую по эчпоч-макам и чак-чаку! В городе полно восточных ресторанов - где же мой родной? Ведь самое простое, что может собрать людей, это богатый стол.
Пока же, чувствуется, татары находятся здесь в положении партизан. 300 лет ополчения, пожалуй, неплохой вариант заголовка...

Радиф КАШАПОВ
"Молодежь Татарстана" №41 , 11 августа 2006


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Сайт знакомств "Юлдаш"
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Ателье татарской и мусульманской одежды "LuiZa"

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

2003-2006, "Татарская рассылка"
 

В избранное