Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рыбинск - `Город на берегу рукотворного моря`


Информационный Канал Subscribe.Ru

Доброе утро, день, вечер, ночь.

Рассылка "Культура и мифология цивилизации Петербурга - Урала" возвращается из трехлетнего отпуска. Вообще говоря, наш отпуск мог бы оказаться еще длинней, но некоторые (административные) обстоятельства вынуждают нас выйти в эфир в режиме "сейчас или никогда". [Дополнение от 12 августа: и выпустить отдельно начало еще целиком не законченной лекции.]

Пока наша рассылка была дополнением к сайту "Мы похоронены на Невском проспекте", между сайтом и рассылкой существовало четкое разделение функций: сайт - наблюдательный пункт, действующий в реальном времени, рассылка - интенсивный курс лекций с претензией на академичность, заканчивающийся по мере схоластического перебора введенных в начале курса умозрительных конструкций. Некоторое время рассылка виделась нам, в первую очередь, постоянно доступным архивом классических определений, "запасом", а не "потоком". Возвращение к "потоку" требует пересмотра формата рассылки, перехода к менее (еще менее) наукообразному стилю и, что важней, к более экстенсивному ("вширь", а не "вглубь") подбору тем и текстов - благо за три года "информационных поводов" накопилось достаточно.

Перерыв в деятельности сайта был связан с поиском технико-организационных средств "разделения авторства" и определением новой, как можно менее иерархической, формы представления материала. Такие средства нашлись: Wiki-технология ("свободная энциклопедия", в которую каждый (каждый) посетитель волен вносить свои дополнения), реализованная программным пакетом MediaWiki. Некоторое время (хочется надеяться, что меньшее года) должен занять перенос материалов со старого сайта; одновременно мы намерены публиковать и новые материалы. Менее всего нам хотелось бы превращать рассылку в news digest (в который она имеет тенденцию превращаться, если за ней не ухаживать); напротив, мы ожидаем, что соображения и наблюдения, обозначенные в рассылке, предваряли и отчасти направляли народные выступления на http://gorod.mumidol.ru в жанре "автор был неправ, все было по-другому".

Подытоживая: больших теоретических достижений не будет. Будут конспекты-на-будущее, сад из яблочных зернышек.

К огорчению новых подписчиков, краткого содержания предыдущих серий тоже не будет. Будут ссылки из текста.

Город на берегу рукотворного моря

Город на трех холмах и рукотворное море, названное его именем. Последняя весна тысячелетия. Песчаный берег и Город на горизонте. Ручей, меняющий свое направление вместе с ходом Солнца. Звездное небо. Костер. Девушка на берегу. Ветер. Звук гитары. Именно так все было. Я желаю сохранить это в себе. Сколько стоит выдох, задувающий "летучую мышь" на рассвете? Разве можно сравнить коктейль запахов гаснущего костра и только что выпавшей росы с холодной пульсацией пиковых нагрузок Сети. Сети, окутавшей планету колючими пальцами перемигивающихся огоньков. Дыхание. Создай себе остров. Там будет риф, о который разбиваются корабли.

Максим Шевченко. "Последняя весна"
http://agata.onego.ru/tvor/maxev.html

Обратиться к феномену Рыбинска нас вынуждают три формальных причины и множество неформальных.

Во-первых, уже беглое знакомство с архитектурой Рыбинска - как исторического центра, так и позднесоветской застройки, и пригородов - вынуждает признать "северный модерн" если не первой, то одной из основных ее доминант.

Во-вторых, Рыбинск - крупнейший населенный пункт в зоне расселения верхневолжских карел, то есть близок по этносубстрату городам Северо-Западного региона.

В-третьих, по масштабам и методам использования принудительного труда, а также последствиям для ландшафта строительство Рыбинской ГЭС и водохранилища ближе всех "строек социализма" в Европейской России воспроизвело петербургский эксперимент.

Экспедиция, посетившая Рыбинск 15 мая 2005 года, единодушно пришла к выводу о попадании Рыбинска в культурное пространство оси Петербург - Урал, но статус Рыбинска в этом пространстве долгое время оставался для нас загадкой. Так, "петербургские" дворы-колодцы исторического центра удивительным образом сочетались с "уральской" (см., напр., карту Екатеринбурга) фрагментарностью планировки, рассогласованием координатных систем соседствующих районов и кварталов. А к памятникам и флюгерам просились страничные эпиграфы из ленинградского прозаика - советского детского писателя Юрия Яковлева.

Перейти от эмпирического, коллекционерского подхода к реконструктивному нам удалось лишь связав образ дамбы с концепцией ватерлинии.

Волжский Гельсингфорс

Адекватных (т.е. не состоящих целиком из Волги, церквей и скульптур) фотогалерей Рыбинска в Сети практически нет. Некоторое представление застройке индустриальной эпохи можно получить по подборке на http://www.ryb.ru/rybinsk/gallery.htm (вообще в смысле "духа места" www.ryb.ru, наверное, самый представительный ресурс о Рыбинске).

Почему модерн? Родовые черты модерна - асимметрия и ацентричность.

Асимметрия в Рыбинске воинствует даже в ущерб эстетике. Пройдите по восточной стороне Крестовой улицы и посчитайте, в скольких домах с противоположной от прямоугольного крыла стороны врезана башенка или мансарда.

"Ацентричность" проявляется как многообразие горизонтальных осей конструкции, ни одна из которых не становится осью симметрии для всей постройки в целом. При том, что город в целом миновала чаша "новорусского" стиля, уже из подъезжающего поезда заметны здания с по-японски многоярусной крышей. (С единственным отличием - Вы догадываетесь, с каким?)

Почему "северный модерн"? Можно отметить и "использование мелкой декоративной черепицы", и характерные для Севера крутые скаты башен, и органичное сочетание деревянных фасадов с каменными, в том числе и в современных постройках - органичное настолько, что не сразу заметен переход между деревом и камнем (чего не происходит даже в Петрозаводске), и явные черты функционального подхода "изнутри - наружу" (о котором ниже особо). Но мы ответим проще: взгляните на дом Лидваля.

Но еще интересней было бы найти среди городов Севера "architectural twin" Рыбинска.

Образцы петербургского и рижского модерна в основном попадают мимо цели. В Выборге можно найти иллюстрации к рыбинской асимметрии и рыбинскому красному кирпичу, но в целом совпадения скорее случайны.

С почти идеальной точностью рыбинский стиль воспроизводит еще один, ныне как бы уже и не очень российский город: Хельсинки.

Вот две галереи для сравнения: http://finnka.nm.ru/arhi.html - на "А" и http://ssr.pp.ru/vis/r_helsinki.html - на "П".

На этой фотографии, кроме особенностей фасада, уже заметны особенности рыбинской паутины улиц - не декартовой и вообще не орнаментальной (но, разумеется, и не московской радиально-концентрической).

Выполним контрольное сравнение: уже не архитектуры - планировки.

По фотографии столицы Финляндии с высоты птичьего полета (взята отсюда) можно предположить, что "недекартовость" вызвана исключительно следованием береговой линии. На карте общественного транспорта с http://www.helsinki.ru/geo/ единицей "декартовой сетки" выступает квартал, а границей - район города.

Нечто подобное можно наблюдать на плане Рыбинска (Flash, масштабируется). Только вместо моря сложную "береговую линию" формирует речная система: Волга, гидроузел, притоки Волги - и отчасти железная дорога.

А теперь сравним спутниковые фотографии:

http://maps.google.com/maps?q=Helsinki&ll=60.169696,24.938622&spn=0.040479,0.078441&t=h&hl=en

http://maps.google.com/maps?ll=58.047728,38.860531&spn=0.043065,0.078441&t=h&hl=en

- друг с другом и с векторными планами городов.

Из первого сравнения мы еще раз убедимся в сходной организации пространства двух городов, а из второго следует интересный вывод: прямоугольная-сеточная планировка - больше свойство желаемого, чем действительного Рыбинска. На микроуровне (вплоть до дворов) Рыбинск треуголен, и притом треуголен не орнаментально.

Выпишем известное нам из курса физики:

Геометрическая асимметрия, не выражающая асимметрии внутренних связей системы, выдает существование поляризующего силового поля.

Природу этого поля нам предстоит выяснить в следующей, реконструктивной, части лекции.

Для внеклассного чтения:

Яковлев Юрий Яковлевич - самое полное в Сети собрание сочинений

Для внеклассного слушания:

Дмитрий Умецкий - альбом "Другой Умецкий" целиком в Real Audio

Для воспоминания:

Заметки о мифологии прогрессорства и посланничества

С поклоном,
координатор рассылки LXE

mailto:team@mumidol.ru
http://gorod.mumidol.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.urbanism
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное