Все выпуски  

Что такое школа и как с ней бороться Я ж учитель, а не лошадь


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылка газеты "Альтернатива"

Что такое школа и как с ней бороться
выпуск 26 (посмотреть архив)

Газета "Альтернатива"
редактор Нагих Андрей

www.alt.odmizdat.ru

Сегодня не совсем статья, а письмо, которое я нашел в рассылке Новости Школы Своего Дела. Я не удержался и скопировал сюда и ответ Юрия Мороза.

Я ж учитель, а не лошадь!

Добрый день, Юрий!

Прочла Вашу рассылку и озадачилась. Дело в том, что я четыре года работала в школе - учителем химии в 8-11, а потом и экологии в 1-3 классах.

Конечно, дури в школе более чем достаточно, и проблемы старшеклассников-младшеклассников есть, и знаний зачастую запихивают столько, что на пять жизней вперед хватит тащить бесполезным грузом, и истеричек-учительниц хватает, но все-таки стало как-то не по себе.

Дело в том, что эти самые "необходимые" знания как-то очень быстро у меня отошли на второй план - ну о каких реакциях, механизмах, производствах может идти речь, если дети не обладают элементарными жизненными, житейскими навыками?

1. Попробуйте попросить ученика 8-11 класса о чем-нибудь связно рассказывать в течение 1 минуты. Связно говорить дети (95%) не умеют, в лучшем случае это смесь местоимений и жаргона на тему компьютерных игр.

Попросите их выделить главное в задаче, составить десять вопросов по прочитанному параграфу (используя учебник) и посмотрите, что получится. И вряд ли можно винить в этом школу, потому что

2. Родители в большинстве случаев сдают детей в школу как в прачечную - мы вам его привели, а вы его нам воспитайте, чтобы он был хорошим, умным, умелым и т.д. и т.п.

То, что в классе 20-30 учеников, а урок длится 40 мин. - проблема школы. Сами же они снимают с себя всякую ответственность. Ребенок может неделями не ходить в школу, пока школа не поднимет шум, родители и не спохватятся, а когда спохватятся, то схватятся не за голову, а за ремень. Так кто делает из учителей надзирателей?

Это классный руководитель должен возить их в театр, на выставки, на прогулки, учить собирать дрова для костра и разводить костер (и делает это, старается, бедняга), а родители занимаются какими-то супер важными делами (интересно, какими?), но сходить с классом куда-то - извините, им за это денег не платят.

А когда учитель говорит - возьмите себе эти 200 рублей за классное руководство, а я пойду домой, поскольку у меня дома мои родные дети и мне они дороже, чем все ваши, вместе взятые - какой начинается скандал!!!

3. Мне довольно быстро пришлось отказаться от того, что знания в школе главное. Оказалось, что не знания, а отношения с ребятами - есть отношения, есть знания, нет отношений - убейся, знаний не будет. Надо это ребятам или нет?

Ко мне на уроки троечники приходили с интересом, но! интерес был в глазах только пока рассказывала и показывала я, там, где надо было выучить, приложить некоторые усилия для понимания, т.е. самостоятельная работа - все, интерес пропадал напрочь.

Так что приходилось внушать, что они все умные, способные, талантливые, они все могут, надо лишь постараться. И некоторые начинали стараться, и получалось. Почему этого не внушают им родители?

4. Знания давать все-таки надо - во-первых, действительно надо учить, почему серную кислоту нельзя использовать вместо уксусной, и что делать, если какую-либо из них выпил, а во-вторых, есть школьная программа, утвержденная "умными" дядями и тетями.

И здесь вопрос - как давать эти знания, как ставить оценки, чтобы не обидеть, как заметить и отметить, что у этого ученика вместо 20 только 10 ошибок, а у того вместо одной появилось три?

Сколько мы с ними рассуждали о равновесии - в химии, в природе, в обществе, в жизни каждого...

Можно, можно и в школе хотя бы отчасти научить тому, чему должны бы учить (или хотя бы помогать учить) родители. Кстати, если отношения в семье между родителями и детьми нормальные, то и в школе проблем гораздо меньше.

И именно потому, что пыталась работать так, старалась уйти от стереотипов, хотела, чтобы в этой самой очень непростой школе был хотя бы маленький уголочек, где к ученику относятся как к человеку, все более убеждалась, что мне это не под силу, и на это есть три причины:

1. Родители. Уже упоминала - если в начальной школе они еще хоть как-то участвуют в школьной жизни детей, то к старшей школе даже крошечки этого интереса встретишь редко (хотя встречаются еще и нормальные родители - общаться и работать с ними одно удовольствие, будь таких больше, школа имела бы шансы быть совсем другой).

Кстати, если мама занимается бизнесом, то она, как правило, не пропускает родительских собраний и вообще интересуется делами ребенка больше, нежели домохозяйка при богатеньком муже.

2. Ученики как продолжение родителей. Уже и в начальных классах примерно половина из них ждет (если не жаждет) "жесткой руки", а к старшей школе практически все. Если разговаривать не повышая голоса, спокойно, доброжелательно, это воспринимается как слабость и нужна недюжинная внутренняя устойчивость, чтобы не воспользоваться бесконтрольной властью, которая дана любому учителю, и в то же время расставить все по своим местам.

3. Учителя. По каким-то исследованиям, человек, проработавший в школе более 5 лет не может считаться психически здоровым На своем опыте знаю, это так. Я проработала 4 года и поняла, что выдохлась. Этому сильно способствует крайне потребительское отношение к учителю со всех сторон. Надо очень много отдать, чтобы получить хоть какую-то поддержку.

У меня был гуманитарный класс, который состоял в основном из барышень. Они открыто заявляли - нам ваша химия вообще не нужна, и на родительском собрании приходилось долго убеждать родителей, что дело не в химии, а в абсолютном нежелании вообще хоть как-то утруждать себя.

Предлагала им задания - напишите реферат на тему "История химии как науки" - ни фига, предлагала составить топик на английском " Урок химии" - сейчас, жди, надейся и мечтай, давала задание для дебилов - составить десять вопросов по параграфу, которые бы начинались со слова "почему" - половина не справилась.

Кстати, по профильным предметам картина была такой же. В результате две мамаши из родительского комитета пришли ко мне на урок. Пришли с одним настроением, а ушли совсем с другим - благодарили, урок был интересный и понятный, оказывается, эти знания действительно могут пригодиться в жизни, а тема-то была очень химическая - органические кислоты.

В связи с этим, выводы:

1. Школа как существующая действующая СИСТЕМА есть часть большей системы нашего социума и обе они - полный МАЗДАЙ, и тем не менее она необходима, поскольку если школа просто вдруг исчезнет, большинство ребят останутся вообще без какого-либо присмотра и учить их читать, писать и говорить (грамотно) реально будет некому.

Не так много родителей, готовых вкладывать силы, знания и реальные умения в своих собственных детей (в себя-то вкладываем с трудом, а уж в детей...).

Оба моих сына учатся именно в школе, потому что

2. Бороться с системой бесполезно, она уничтожает открыто сопротивляющихся ей.

3а. Для себя рассматриваю школу как некий более-менее контролируемый полигон для отработки жизненной устойчивости своих детей, да и себя.

Придурков в жизни хватает и надо уметь самому и учить детей с ними контактировать.

Просто не надо оставлять ребенка один на один с этой системой. Если учитель видит, что он имеет дело не только с учеником, но и с его родителями, отношение меняется весьма существенно, а если родитель проявляет активность на собраниях и вообще "участвует в жизни класса" (не откупается и не подкупает, а именно реально участвует в жизни, хотя бы просто интересуясь, что и как там происходит), то можно ожидать, что учитель станет человеком.

3б. В некоторых областях у меня не хватает знаний (например, программирование, плавание), чтобы научить ребенка тому, что ему интересно. Парадоксально, но в школе встречаются учителя, которые могут научить тому, что ребенку интересно, лучше, чем я, к тому же в группе таких же заинтересованных ребятишек).

3в. Учиться общаться со сверстниками тоже надо, и лучше, если уметь это делать в разных ситуациях, в том числе и в жестких условиях школы=нашего реального социума.

4. То, что предлагаете Вы - обучение дома - под силу только очень небольшой части родителей, потому что семей, где родители делят заботы о ребенке "пополам", крайне мало, чаще папы занимаются добыванием денег (неважно, успешно или нет), а мамы пытаются совместить ведение домашнего хозяйства с каким-то подобием карьеры. Мам-истеричек ничуть не меньше, чем истеричек-учительниц. Воспитание детей не считается серьезным и престижным делом - ни в семье, ни в обществе.

5. Система системой, но и в школе встречаются вполне достойные люди, которые могут дать детям навыки и умения, необходимые в жизни. Обучение - лишь фон, основное скрыто глубже.

Конечно, хорошо понимаю, что Вас не переубедишь, да и не ставлю перед собой такой задачи, просто пока работала в школе и стояла у доски, как раз и считала это Своим Делом, и таких людей в школе немало, и делают они Свое Дело, делают здорово, тем самым раскачивая, меняя систему изнутри. Может быть, просто пора помочь им извне тоже?

С наилучшими пожеланиями

Наталия Кихтенко

Да я с вами, кстати, Наталья и не спорю. Почти на 100 процентов согласен. Есть хорошие люди и в школе. Но их МЕНЬШИНСТВО. Даже в хорошей школе.

А ведь еще многие как рассуждают, я мол, своих детей в ХОРОШУЮ школу отправлю, а те ужасы, что вы рассказываете, это просто в той плохой школе, что вы учились, а вот училась в хорошей школе и дети мои тоже хорошей школе учиться будут.

А что же остальные дети? Наплевать на них? Которые в плохих школах учатся.

Снова повторю. ЧЕМУ учились?. Да можно людям голову задурить и они будут и органические кислоты с интересом изучать.

И еще непонятно что. НО ГЛАВНОЕ ли это в жизни? И получается, что за органическими кислотами и синусами и косинусами времени на главное и не хватает.

А что поразительно, дети лучше родителей понимают, что им органические кислоты не помогут решать РЕАЛЬНЫЕ проблемы в жизни. Например, типичную проблему маленькой зарплаты. Или как избавиться от приставания хулигана из старшего класса.

Или как начать свое дело с нуля, без кредитов и займов.

Можно конечно, обучать ГЛАВНОМУ на любом примере и даже на примере органических кислот. Но почему НА ЭТОМ ПРИМЕРЕ? Потому, что какой-то дядя в Министерстве так захотел?

Ну а как хоть фамилия этого дяди? Откуда он взялся то такой умный? И сам как живет? На зарплату министерскую? Или ворует потихоньку из бюджета?

Но чтобы учить главному – НУЖНО ЗНАТЬ ГЛАВНОЕ. Вы его знаете Наталия? Вы сами знаете, что нужно знать детям, чтобы они в жизни не были беспомощными.

Как кто-то сказал, кажется Сенека – посылать необученные войска в бой, значит предавать их. Посылать своих детей в школу, где придурки могут оказаться подготовленными лучше, к тому чтобы начать ломать вашего ребенка – значить предать его.

Уровень подготовки для встречи моих детей с придурками, :) который я считаю достаточным, это например, уровень Джеки Чана.

Как физический, так и психологический. А как же иначе? Почему я должен рисковать что придурки окажутся сильнее? И чья тогда правда победит, если придурки окажутся сильнее? А как нужно подготовить и возможно ли это, семилетнего к встрече с балбесом из десятого класса?

А вот когда, моим будет семнадцать лет, то для них этот балбес будет навроде муравья по уровню развитию и интеллектуальному и физическому тоже. Пойдет этот балбес себе работу искать, а вот мои ему работу, скорее всего не дадут. Балбес, что с него взять?

Может поучат уму разуму, если станет его жалко, а то и просто мимо пройдут, отметив про себя – балбес.

А потом, зачем собственно в школу идти, если это НЕ НУЖНО? Вы сами сейчас пойдете заниматься чем-то НЕНУЖНЫМ вам, только чтобы получше притерпеться к нашей слабоумной жизни? А почему ребенку нужно заниматься ненужным?

Я вот тоже постоянно общаюсь с дураками через рассылку. Но согласитесь, моя позиция существенно отличается от той позиции, которой вы наверняка учите своих детей. Мол, что поделать, с такими вот людьми и приходится дело иметь, терпи, приспосабливайся.

Это сильнее нас и нужно это терпеть. Вы не учите своих детей, к тому, что все в их силах, и если они не хотят иметь дело с дураками, то человек может все и даже это себе позволить.

Нет, это не сильнее нас. Вот что главное. Человек может все. Скажите это своему ребенку и внимательно выслушайте то, что он вам ответит, вот то, чему его РЕАЛЬНО научили и школа и вы.

Скажите, скажите, что человек может все, своему ребенку. И послушайте его ответ. Рекомендую всем читателям провести такой эксперимент и поделиться его результатами.

Ну я и ваш союзник, конечно, в том, родители перекладывают ответственность (и зря) на учителей. Но ничего удивительного. За свое образование они перекладывают ответственность. Раз. Про самообразование большинство ничего и не слыхивало.

За свою зарплату перекладывают ответственность на работодателей. За то, о чем думать, перекладывают ответственность на СМИ и телевизор в первую очередь. Ну и почему же они должны за детей отвественность брать. Не берут.

Вот я и пишу в рассылке. Пора родителям начать отвечать за своих детей. И думать о том, ЧЕМУ ЖЕ нужно научить своих детей, чтобы они были счастливы. Ю.

 Ю. Мороз  

moroz@onego.ru


Пишите письма

Итак, вопросы, которые актуальны, для обсуждения в рассылке:

1.     Чему учат в школе.

2.     Что из школьной программе вам пригодилось в жизни?

3.     История: «Как я стал взрослым» Школа - Институт - Работа. Мои ощущения, и воспоминания.

4.     Каким должен быть учитель, достойный того, чтобы учить моих детей.

5.     Какой дурак автор рассылки. Сейчас научим его жить. :-)

aschool@yandex.ru

Любое ваше письмо без пометки "не для рассылки" я могу опубликовать. Если вы не хотите, чтобы я вставлял ваш адрес, то не пишите его в теле письма. Ну и наоброт. :-)

Рекомендую подписаться:
Клуб неНОРМАЛЬНЫЕ родители
Новости Школы Своего Дела

Мои друзья:
Издательство "Опасно для мировоззреня"
Школа Своего Дела Юрия Мороза
Журнал "Результат"

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.antischool
Отписаться

В избранное