Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что такое школа и как с ней бороться Про ФРГ, про нас, и про воспитание детей


Информационный Канал Subscribe.Ru

Что такое школа и как с ней бороться
выпуск 15 (посмотреть архив)

Газета "Альтернатива"
редактор Нагих Андрей

www.alt.odmizdat.ru

Про ФРГ, про нас, и про воспитание детей.

Сегодня, публикую очень интересное письмо Ольги, я вставлю по ходу  несколько комментариев, грузить сегодня никого не буду. :-)

Привет Андрей, Вы затронули очень болезненную и важную тему. Хочу поделиться своим опытом в "борьбе" с системой образования за воспитание своего ребенка свободной личностью.

Начну с предисловия. В девяностых годах моя подруга вышла замуж за немца и уехала в ФРГ. В скором времени у них родился ребенок. Приехав к ним в гости, я была поражена воспитанием детей в "детском саду" (детский сад в Германии нечто другое, чем у нас).

Детям дают свободу, их не водят парами за ручку; на них не кричат и не муштруют; не заставляют есть по времени, как в наших детских садах - обед 20минут, если не съел, то тебя либо силой докармливают, либо ругают и наказывают; рисуют дети на больших ватманских листах на полу красками, естественно все перемазанные, но воспитатели их за это не ругают и к приходу родителей, детей моют и переодевают; детям не говорят, что ты мальчик, поэтому не бей девочку (у меня вопрос - а что девочка может бить мальчика?), не говорят ты старше поэтому не дерись (а если младше, то ты можешь ударить?) - там говорят, что просто драться это плохо; ребенок может высказывать свое мнение обо всем, его не зомбируют штампами; в группах у них индивидуальный подход к каждому ребенку (группы разновозрастные и составляют около 10-20человек).

Таким образом, немцы пытаются воспитать свободную личность, без комплексов.

Вот пример, хорошей школы. Далеко не идеальной (про идеальную в следующих выпусках :-), но уже очень хорошей. Уже есть чему поучиться.

 Теперь о себе. Когда я родила свою дочь, то я естественно решила воспитывать ее в духе свободы (насколько это возможно). Когда она пошла в детский сад, за ней сразу закрепилось клеймо трудного ребенка (она хотела сама выбирать с кем ходить парой, рисовать или лепить, если ей не нравилась еда или ей было неинтересно какое-либо занятие, то она откровенно говорила об этом воспитателю). Затем она пошла в школу, здесь (на удивление) нам сначала очень повезло: наш педагог оказалась не "российским педагогом", она действительно пыталась воспитать их свободными, уметь выражать свое мнение и защищать его, учитывала интересы и пожелания детей. Дети ее обожали, с удовольствием ходили в школу и с удовольствием учились. Мало того, этот педагог на родительских собраниях пыталась нас научить, как воспитывать  наших детей, чтобы они не стали "зомби". Большая ей за это благодарность. Но всему хорошему приходит конец, наша учительница не смогла ужиться с завучем школы (так как не соответствовала общей воспитательной и учебной концепции) и вынуждена была уволиться.

Радует, что такие учителя еще попадаются. "Есть еще девушки в русских селениях", или кто там был?.. Были бы еще соответствующие завучи, да директоры

 И вот сейчас, в третьем классе у нас новая учительница ( которая "соответствует" нашей системе образования). Дети ее ненавидят, она постоянно на них орет и наказывает их, если они высказывают о чем-либо свое мнение, она ставит им двойки за поведение (лишь маленький пример: на контрольной работе учительница запретила выходить из класса в туалет; у моей дочери восьмеркой желчный пузырь и опущение почки, т.е. извиняюсь за подробность, она не может терпеть; и надо же было случиться тому, что она захотела в туалет. Она побоялась спросить у "педагога" разрешение выйти и просто когда та отвернулась, быстренько вышла из класса. После возвращения, она получила замечание и двойку по поведению, а также ей была снижена оценка за контрольную работу). Сейчас почти все родители нашего класса  говорят о том, что дети отказываются ходить в школу. Этот вопрос поставили перед завучем, но ответ лишь один - другого учителя найти сложно, а предыдущий педагог слишком баловала ребят. Вот такая  история.

А об Ирине я хочу сказать, что по ее письму сразу ясно, что она работает в системе российского образования. Этим людям бесполезно что-либо объяснять или доказывать, они слышат только себя.

С уважением Ольга.

Не знаю на счет Ирины, и ничего плохого не хочу сказать о ней, так как совершенно ее не знаю.

Просто с этакой "болезнью лектора" я столкнулся недавно совсем, когда попытался поговорить со своими институтскими преподавателями, ну и есть еще пара знакомых людей - ученых.

Так вот, когда им задаешь какой-то вопрос (или не задаешь ;-), то у них закрываются уши, закрываются глаза, открывается рот и включается лекция. Практически невозможно что-либо вставить, возразить, или подтвердить, или хоть как-то продолжить разговор - человек тебя не слышит. К сожалению это профессиональное, и похоже, что подобное развивается и у меня. :-) Привычка много писать. Вы, наверное, заметили.

И еще одно письмо про "российское образование".

Здравствуйте Андрей.

Вот не могу удержаться после письма Марины, которая недоумевает по поводу нужности вашей рассылки. Я считаю, что ваша рассылка нужна для тех, кто хочет оградить ребёнка от пагубного влияния школы. Она считает, что школа ей дала необходимое - пусть считает. А у скольких эта самая школа отняла и погубила способности, таланты, умение мыслить самостоятельно, да ещё и сделала трусами и стукачами. По принципу "хочешь жить - умей вертеться". На мой взгляд, ребёнок должен вступать в жизнь с уже устоявшимися принципами, чего в 6-7 лет и быть-то не может. Школа уродует ребёнка - это моё глубочайшее убеждение. В лучшем случае делает из детей законопослушные винтики, которые потом поют дифирамбы, сами не понимая, кому и за что. Есть мало хороших учителей, которые одаривают детей знаниями и есть система, которая калечит детские души. Если человек до сих пор не понял, что отучивание какать в пелёнки - совсем другое, нежели навязывание порочной и калечащей системы образования, не стоит тратить время, чтобы что-либо ему доказывать. А посему - продолжайте. Вашу рассылку ждут и читают те, кому это нужно и интересно. Удачи!

Елена

Елена, большое вам спасибо, я тоже желаю вам Удачи и Счастья. :-)

На счет устоявшихся принципов, совершенно с вами согласен. Человек должен быть готов к встрече со школой. Сейчас все маленькие дети считают что школа, это такой рай, где все всех любят, где можно получить знания и где очень хорошо. Причиной тому и сердобольные бабушки, и "добрые" воспитатели, родители, телевизор общественное мнение, одним словом.

Родители! Детей нужно готовить к школе. Готовить психологически. Объясните им, что люди (взрослые) бывают разные, умные и не очень, добрые и не совсем. Ну не в 7 лет, ну хотя бы в 10 объясните. В начальной школе чуть проще - там один учитель, его проще контролировать.

И обязательно нужно быть внимательным к социальному, так сказать вопросу. Помогайте ребенку ужиться в коллективе. Постарайтесь выяснить, какие у него возникают проблемы, и ненавязчиво объясните ему, как себя вести в той или иной ситуации. Будет гораздо лучше, если ребенок сам об этом спросит. Попробуйте спровоцировать такой вопрос, только не усердствуйте, добиваясь его любой ценой :-)

Важный момент: не относитесь с преувеличенной важностью к НЕуспехам ребенка в школе. Ну и, разумеется, к его поведению. Школа - это не самое важное в жизни. И многих, многих жертв, совершаемых ради нее, она не стоит.

И вообще, старайтесь не терять доверия ребенка. Сделать это очень просто: незаслуженно отругать, или не сделать большой скидки за чистосердечное признание, наказав тем самым честность, ну и т. д. Лучше меня, наверное, знаете.

Причем, все это касается не только младших классов, но и средней и даже старшей школы. Особенно, конечно, средней. Если в началке родители пекутся о своих чадах, то классу к 6-му их интерес, бывает, падает до нуля. Не повторяйте этой серьезной ошибки. Именно тогда, когда человек покидает кокон начальной школы, и попадает в жизнь, ему как никогда нужен ваш опыт.

Еще раз скажу, что лучше, если ребенок будет сам задавать вам вопросы относительно разных ситуаций. Во-первых, не получиться как в том анекдоте про "о борт", а во-вторых, вам же проще, избавите себя от ненужных лекций. Главная задача - это установить с чадом такие отношения.

Правда, для этого многим нужно перестать изображать из себя загнанную лошадь. Или произвести над собой еще некоторые изменения. Это трудно, но это надо. Если вы хотите хорошей жизни себе и своему ребенку.

"Начни с себя" - простая истина. И работает лучше всяких методик.

Нагих Андрей
aschool@yandex.ru

P.S. Подумал, решил дописать еще абзац - на всякий случай.

Давать конкретные рекомендации - дело неблагодарное. Это все-равно, что писать еще одну бесполезную методику. Каждый человек уникален, каждая ситуация неповторима, в каждом конкретном случае нужно думать самостоятельно. Ключевое слово - думать.

Ставьте себя на место вашего сына или дочки, и решайте по своим ощущениям. А педагогическую науку пошлите куда-нибудь далеко-далеко. И вместе с ней разных советчиков, разных специалистов и профессионалов, разные стереотипные и шаблонные мнения, типа, "ну ведь надо же/принято делать именно так" Все это вам будет мешать на пути взаимопонимания с ребенком.

Вот так.


Пишите письма

Итак, вопросы, которые актуальны, для обсуждения в рассылке:

1.     Чему учат в школе.

2.     Что из школьной программе вам пригодилось в жизни?

3.     История: Как я стал взрослым Школа - Институт - Работа. Мои ощущения, и воспоминания.

4.     Каким должен быть учитель, достойный того, чтобы учить моих детей.

5.     Какой дурак автор рассылки. Сейчас научим его жить. :-)

aschool@yandex.ru

Любое ваше письмо без пометки "не для рассылки" я могу опубликовать. Если вы не хотите, чтобы я вставлял ваш адрес, то не пишите его в теле письма. Ну и наоброт. :-)

Рекомендую подписаться:
Клуб неНОРМАЛЬНЫЕ родители
Новости Школы Своего Дела

Мои друзья:
Издательство "Опасно для мировоззреня"
Школа Своего Дела Юрия Мороза
Журнал "Результат"


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.antischool
Отписаться

В избранное