Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что такое школа и как с ней бороться Не то образование


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылка газеты "Альтернатива"

Что такое школа и как с ней бороться
выпуск 20 (посмотреть архив)

Газета "Альтернатива"
редактор Нагих Андрей

www.alt.odmizdat.ru

Сегодня я начинаю публиковать обещанную серию статей, чтобы вам не было смертельно скучно, я решил между выпусками со статьями пустить оставшиеся письма, но по большей части без моих ответов, уже просто не времени. Но по приезду, я обязательно отвечу на все уже пришедшие, и те которые вы пришлете, в мое отсутствие. Ведь пришлете же?

А пока встречаем!


НЕ ТО образование

Валерий Хвалев, г. Тольятти

Когда я читаю или слышу о высоком уровне нашего (в СССР или в России) образования, то всегда предлагаю посмотреть на улицу — на наши две беды: на дороги и на дураков. Я уже не говорю об отношении к старикам и детям. Очевидно, что всё это родом из нашего образования. В этом отношении я не разделяю семью и школу: в конце концов, родителей тоже учили в школе. Так вот, судя по РЕЗУЛЬТАТАМ, образование у нас НЕ ТО. Взглянем на это «НЕ ТО» подробнее.

ЗАЧЕМ?

Спросите любого — в семье, детском саду, школе или институте, ребенка, воспитанника, ученика или студента, родителя, воспитателя, учителя или преподавателя: «ЗАЧЕМ учиться?» Я уверен на 99,9 %, что ответ будет один: «НАДО».

Кому надо? Зачем надо? Ответы на эти вопросы покрыты тайной. Можно перефразировать классика:

«Мы все учились понемногу,

ЗАЧЕМ-нибудь и как-нибудь...».

Классикой бытия является ПОДГОТОВКА. Родители готовят ребенка к поступлению в садик, воспитатели — к поступлению в школу, учителя — к поступлению в институт, а преподаватели — к поступлению на работу...

Но сегодня, в нашей быстро меняющейся жизни, такая подготовка к работе смысла не имеет. Ещё вчера любой бухгалтер был на вес золота, а уже сегодня таких бухгалтеров хоть пруд пруди, и всем нужны не просто бухгалтеры, а ХОРОШИЕ бухгалтеры. То же самое можно сказать про экономистов, программистов, менеджеров и других специалистов, которых якобы готовит наша система образования.

Специалистам сегодня необходима фундаментальная подготовка, которую некоторые называют надпрофессиональной. Но ведь фундамент закладывается под строительство определённого дома, а не имея представления о доме, бессмысленно говорить о том, каким должен быть его фундамент.

Есть и те, кто считает, что всё, что «проходят» в школе или институте,— ерунда по сравнению с такими науками, как умение «жить в коллективе», «работать с литературой», «развивать мышление» и т.п. Но, во-первых, результат освоения этих наук — те же две беды: дороги и дураки. А во-вторых, это мошеничество — брать деньги за одно, а обучать другому. Хотя, вспоминая своё обучение, могу сказать, что никто и никогда не проверял, как мы осваиваем эти внепрограммные науки, а «драли» нас за предметы.

Итак, в современной системе образования учиться НЕЗАЧЕМ — ответа на вопрос «ЗАЧЕМ?» просто не существует.

ЧЕМУ?

Чему же учат в «семье и школе»? Чтению, письму, счёту, физике, химии, истории, литературе, сопромату, праву и т.д. и т.п. Но парадокс состоит в том, что всё, что входит в так называемые «образовательные стандарты» — НЕ ТО. А как можно признать это ТЕМ, если нет ответа ЗАЧЕМ? Как различать, что нужно, а что не нужно, если не знаешь, ЗАЧЕМ это нужно?

Когда моя дочь училась в школе, в её классе начали проводить дополнительные занятия (кстати, платные). Когда я увидел список этих дополнительных занятий, то долго ломал голову над принципом его составления. Я, дурак, искал смысл, а оказалось, что в этот список просто включили предметы, которые вели учителя, желающие подработать. Вот и весь смысл дополнительных занятий.

Мне могут возразить, что сейчас в старших классах происходит переход к профильному обучению, то есть, в лучшем случае, по результатам работы со школьным психологом ученики делятся на «физиков» и «лириков», а потом их обучают по профильным программам. Но как можно выделять, что НУЖНО, без ответа на вопрос «ЗАЧЕМ нужно»?

Итак, в современной системе образования учат НЕ ТОМУ.

КТО?

Кто же учит в «семье и школе»?

Начнем с семьи. В настоящее время 80% россиян живут за чертой бедности. Это означает, что почти всё свое время эти люди тратят на то, чтобы заработать на пропитание. Чему эти люди могут научить своих детей? Человек, который постоянно работает, чтобы не умереть с голоду и не пуститься во все тяжкие, не может научить своё чадо чему-либо другому, кроме того, что сам умеет и всю жизнь делает, — то есть тому, КАК СТАТЬ НИЩИМ.

Известно, что учителя относятся к одной из самых низкооплачиваемых категорий работников. Это значит, что они НИЧЕГО не умеют делать. В противном случае они бы могли заработать деньги.

Ставка молодого учителя в школе составляет 800 руб. в месяц (!). Чему может научить такой учитель других?

По большому счёту, в институте ничего не меняется. Именно поэтому молодому специалисту на предприятие прежде всего говорят: «Забудь всё, чему тебя учили в институте...»

ГЛАВНОЕ же состоит в том, что без ответа на вопрос «ЗАЧЕМ?» нет ответа на вопрос: «КТО должен обучать?». Кто ни возьмется, всё равно будет НЕ ТЕМ.

Итак, в современной системе образования учат НЕ ТЕ.

КАК?

Как учат в «семье и школе»?

В своё время я изучал логику, раздел «Логические ошибки». Как вы думаете, какая первая логическая ошибка? Я был просто поражен: это ссылка на авторитет! Но ведь и школьная, и институтская программа построены на ссылках на авторитеты: Архимед сказал, Эвклид доказал, Чехов написал и т.п. То есть, по определению, всё обучение — сплошная логическая ошибка.

Человек использует только СВОИ знания, но ведь всё обучение в школе построено на ЧУЖИХ знаниях. Ученикам и студентам знания ДАЮТ. Но разве можно пользоваться ЧУЖИМ опытом? Его можно знать, но в жизни необходимо уметь, а знать и уметь — это совершенно разные вещи. Уметь – это значит приобрести СВОЙ опыт, возможно, на основании ЧУЖОГО опыта. Заметьте: чужой опыт является ОСНОВАНИЕМ своего опыта. И не более того.

Многому ли вы обучились в школе и институте? Да, узнали многое, а вот обучились — многому ли?.. Читать, писать, считать... Вот, пожалуй, и всё. Может, ещё через козла прыгать...

Теперь о семье. Если вас в школе не обучили передавать умения, чему вы можете обучить своих детей? Не отсюда ли проистекает любовь родителей к чтению нотаций? Дай Бог, если вы сумеете обучить своего ребёнка на личном примере, но как быть, если вы живёте за чертой бедности? Кому он нужен, такой пример?

Что касается уличных «университетов», то при всей кажущейся сложности этой проблемы решить её очень просто. Улица учит жить. Так вот и в школе необходимо учить жить, и тогда нечему будет учиться на улице.

Итак, в современной системе образования учат НЕ ТАК

КОГО?

Кого учат в школе? Детей. А здесь что может быть НЕ ТО? Да всё НЕ ТО! По заявлениям самих учителей, школа влияет на детей только на 30% (в лучшем случае), а остальное — это влияние семьи и улицы. Конечно, удивительно, каким образом Вовочка во дворе оказывается лучшим педагогом, чем вся система народного образования, но на этот вопрос я уже отчасти ответил.

Я на собственном опыте убедился, что в педагогике не всё так просто, это даже не наука, а почти искусство. Но где родителей учат этому искусству, в какой школе или институте? В подавляющем большинстве случаев, воспитывая детей, мы копируем своих родителей, повторяя то, что они вытворяли с нами.

Так кого нужно обучать в школе? Правильно, родителей. Я много раз слышал в школе своих детей: «Не перекладывайте ответственность за обучение своих детей на школу!», хотя меня при этом ни разу не пригласили на занятия для родителей. Да и ЗАЧЕМ? Ведь на родителей денег из бюджета не выделяют, а средств в образовании всегда не хватает... Между тем, чтобы на влияние семьи не приходилось жаловаться, родителей тоже надо обучать.

Итак, в современной школе учат НЕ ТЕХ.

ГДЕ?

Где учат в школе? Как правило, обучение происходит в классе (аудитории). Вы когда-нибудь после школы (института) встречались в своей в жизни с такими классами (аудиториями) — конечно, если это не родительское собрание или не «заслуженный отдых» на курсах повышения квалификации?

Работники работают на заводах, фабриках, в офисах и банках, политики — в обществе, военные — в казарме... В классах работают только преподаватели... Теперь понятно, почему обучение проводится в классах? Так привычней. Учитель сам обучался в классе, и теперь он и учеников будет обучать в классе. А то, что в жизни всё будет по-другому, преподавателей не касается... За ЭТО им деньги не платят.

Именно поэтому всё в школе (институте) устроено для удобства преподавателей. Ученики собираются все вместе в классе во время, назначенное учителем; учитель может отдохнуть от обучения в специальной комнате — учительской, а вот ученических для отдыха от учебы нет. Учитель уже знает ответы на все вопросы, а ученики часто не знают даже вопросов, на которые они должны знать ответы, я уже не говорю о программах обучения, а главное — о цели обучения. Правда, о цели обучения не знают и преподаватели.

Итак, в современной школе учат НЕ ТАМ.

КОГДА?

Когда учат в школе? Как правило, учителя в школе учат тогда, когда их НИКТО об этом не просит.

Во-первых, не просят ученики, потому что они ещё не знают, ЗАЧЕМ им учиться и уж тем более — ЧЕМУ учиться и у КОГО. Кажется, что в этом и состоит суть всеобщего образования: учить тому, чему не просят, тогда, когда не просят, и тех, кто не просит.

Во-вторых, не просят родители. Вы когда-нибудь видели, чтобы родители просили обучить своих детей в школе? Обратите внимание, что пишут родители в заявлениях: «Прошу принять в такой-то класс...» Казалось бы, какая разница: прошу принять и прошу обучить? Но нет, в последнем случае тогда надо было бы написать, ЧЕМУ обучить, а раз никому не известно, ЧЕМУ обучать, пишут «принять». При заключении договора о платном обучении вместо «ЧЕМУ обучить» пишут «создать условия для обучения». Прекрасная иллюстрация слабоумия: главное — не «чему обучить», а «создать условия».

В-третьих, не просит государство. На словах школа выполняет очень нужное дело. Но на нужное дело выделяют необходимые средства. А у кого самые лучшие здания в любом селе или городе России? Правильно, у сельской или городской администрации — там работают нужные люди. А кому заработную плату (если это можно назвать платой) платят в последнюю очередь? Правильно, воспитателям в детских садах и учителям в школах. Так нужны ли они государству?

Лирическое отступление. Я совершенно точно знаю, когда в России наступит коренной перелом в экономике. Нет, дату я не знаю, но я знаю ГЛАВНЫЙ признак. Перелом наступит тогда, когда в России начнут уважать налогоплательщика и подавать чай-кофе каждому посетителю налоговой инспекции. А пока во всей России в налоговых инспекциях людей унижают, я никогда не поверю в заботу правительства о развитии предпринимательства.

Итак, ОЧЕВИДНО, что никто не просит учителей обучать. Скажите, долго ли вы протянете, если вас насильно кормить по 8-10 часов в день каждую неделю по 5-6 дней в течение 9-17 лет тем, чего вы не хотите? Не зря китайцы говорят: «Не делай людям добра», а уж тем более, если тебя об этом не просят.

Итак, в современной школе учат НЕ ТОГДА.

Что же получается?

В современной школе (институте) учат НЕ ЗАЧЕМ, НЕ ТОМУ, НЕ ТЕ, НЕ ТАК, НЕ ТЕХ, НЕ ТАМ, НЕ ТОГДА.

Одним словом, НЕ ТО у нас образование.

ШОК ЦИВИЛИЗАЦИИ

Письмо из Министерства образования: «Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда устарела. ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАЦЕЛЕНО НА ФОРМИРОВАНИЕ У ВЫПУСКНИКА КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ ЗАПРОСЫ РАБОТОДАТЕЛЕЙ».


Пишите письма

Итак, вопросы, которые актуальны, для обсуждения в рассылке:

1.     Чему учат в школе.

2.     Что из школьной программе вам пригодилось в жизни?

3.     История: «Как я стал взрослым» Школа - Институт - Работа. Мои ощущения, и воспоминания.

4.     Каким должен быть учитель, достойный того, чтобы учить моих детей.

5.     Какой дурак автор рассылки. Сейчас научим его жить. :-)

aschool@yandex.ru

Любое ваше письмо без пометки "не для рассылки" я могу опубликовать. Если вы не хотите, чтобы я вставлял ваш адрес, то не пишите его в теле письма. Ну и наоброт. :-)

Рекомендую подписаться:
Клуб неНОРМАЛЬНЫЕ родители
Новости Школы Своего Дела

Мои друзья:
Издательство "Опасно для мировоззреня"
Школа Своего Дела Юрия Мороза
Журнал "Результат"

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.antischool
Отписаться

В избранное