Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Будь собой!

  Все выпуски  

Будь собой!


Будь собой!

Каталог рассылки: http://subscribe.ru/catalog/economics.education.budda
Центр Финансового Образования


Совесть – ограничитель социального успеха.

Решил повторить.

 

Да, уважаемый читатель. Твоя совесть, есть твой ограничитель.

Не верите? Ну что ж, начнём со словарей.

Энциклопедический словарь Брокгауза трактует понятие совесть так:

 

« Совесть, психол., нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков на основании определённого критерия добра и зла».

 

Словарь Ожёгова.

 

«Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом».

 

Что за критерий? Кем определён? Совесть – нравственное сознание?!

То есть, есть безнравственное сознание?

Ко второму определению придирок меньше. Совесть -  чувство?

Как видите. После словарей вопросов стало больше, чем ответов.

 

Так что же такое совесть?

 

 

И откуда взялась эта совесть? Как вы её развиваете? Что Вы с ней делаете?

Религия призывает воспитывать совесть. Часто слышны призывы жить по совести различных культурных деятелей. Иногда к нам апеллируют: »У тебя совесть есть»?

Слышали такие выражения? Мне совесть не позволяет торговать. Мне совесть не позволяет воровать.

Последнее выражение обычно используют люди для оправдания своей неспособности обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Ведь действительно воровать это плохо. А те, кто богаты, те все воруют. А я вот бедный, зато честный.

Но почему одним совесть торговать позволяет, а другим нет?

Давайте разберёмся, какие функции выполняет совесть.

Первая функция вытекает из определения. Функция оценки, что есть хорошо, а что есть плохо. Критерии оценки у людей разные. Одному торговать совесть позволяет, другому нет.

Вторая функция разрешительная. То есть совесть вправе позволить Вам что-то сделать или не позволить.

Третья функция карательная. Если совесть Вам что-то делать не разрешает, а Вы

Всё - равно делаете, то Вас начинают мучить угрызения совести. Вы испытываете чувство вины. В христианской религии это нашло воплощение в идее первородного греха.

Вы родились, а уже грешны. Другими словами Вы родились, а совесть у Вас уже есть!

Четвёртая функция – полная автономность совести от Вашего сознательного влияния.

То есть, совесть – есть вещь от Вас независимая, а Вы, как личность, ЗАВИСИТЕ от ВАШЕЙ совести. Тезис доказывать нужно? J

Попробуйте избавиться от своей совести. Скажите ей: «Пошла прочь!» И кто кем руководит, сразу станет ясным. J

Вот, что говорит о совести психоаналитик.

 

«Специфика "совести" состоит в том, что это есть знание об эмоциональной ценности представлений, имеющихся у нас по поводу мотивов наших действий. Уже из этого определения видно, что совесть является сложным феноменом, состоящим частью из элементарного волевого акта или сознательно необоснованного стремления к действию, а частью из разумного чувства.

 

Сложный феномен совести состоит из двух уровней. Один из них, образующий основание, содержит в себе психическое явление, а другой - своего рода надстройка содержит утверждающее или отрицающее суждение субъекта. Сложности феномена соответствует его пространная эмпирическая феноменология.

 

Совесть может предварять, сопутствовать, дополнять сознательное, выступать как просто привходящее аффективное явление при протекании каких-либо психических процессов (причем моральный ее характер тут не сразу различим). Моральная оценка действия не всегда есть дело сознательного, но может функционировать и без его участия. Далее Юнг анализирует теорию Фрейда о "Сверх- Я". Он утверждает, что бессознательное старше сознательного. Бессознательное не поддается никакому (или почти никакому) воздействию сознательных волевых актов. Или оно может лишь вытесняться или подавляться, да и то по большей части только на время. Это вытеснение исходит из некого психического фактора, так называемого "Сверх-Я"(по Фрейду). Юнг отождествляет понятие "Сверх-Я" с так называемым "моральным кодексом". В этом понятии нет ничего того, что выходило бы за рамки общеизвестного.

 

Особенностью является тот факт, что в индивидуальном случае тот или иной аспект моральной традиции выступает как бессознательный. Пока царствуют традиционные моральные предписания, отличить от них совесть практически невозможно. Поэтому мы так часто встречаемся с мнением, будто совесть есть не что иное, как воздействие моральных предписаний, что ее не существовало бы вообще без моральных законов. Феномен, именуемый нами "совестью", обнаруживается повсюду, во всем человеческом.

 

Совесть не совпадает с моральным кодексом, а скорее ему предшествует, и она содержательно его превосходит. Как ни обосновывать совесть, она ставит индивиду требование: следуй своему внутреннему голосу, не бойся сбиться с пути. Можно не повиноваться этому приказу, ссылаясь на моральный кодекс, но при этом испытывая тяжелое чувство измены. Совесть является автономным психическим фактором.

 

"Совесть" - это требование, которое либо вообще направлено против субъекта, либо, по меньшей мере готовит ему немалые трудности". Разумеется, этим не отрицается наличие случаев бессовестности. Представлять себе совесть чем-то полученным в результате обучения может лишь тот, кто воображает, будто она была уже в предыстории, когда возникли первые моральные реакции.

 

Совесть - далеко не единственный автономный внутренний фактор, противостоящий воле субъекта. Таков всякий комплекс, а ведь никто в здравом уме не скажет, что комплекс есть результат обучения. Никто не имел бы ни единого комплекса, если бы ему вдалбливали его путем обучения. Даже домашние животные, которым никак не припишешь совести, имеют комплексы и моральные реакции. Нет другого такого психического феномена, который отчетливее высвечивал бы полярность души, нежели совесть.

 

Несомненную ее динамику, чтобы вообще ее понимать, следует представлять энергетически, т.е. как некий потенциал, возникающий из противоположностей. Совесть доводит до сознательного восприятия всегда и по необходимости существующие противоположности. Величайшей ошибкой является предположение, будто от этой противоречивости можно избавиться. Она является неизбежным структурным элементом психики».

 

Сравнение совести с психологическим комплексом, является не совсем корректным.

Комплексы получаются в результате воспитания. У одних людей они есть, а у других их нет, или есть другие комплексы. СОВЕСТЬ есть  у ВСЕХ людей. Поэтому эта структура выходит за рамки психологического комплекса.

Итак, моё определение совести.

СОВЕСТЬ – есть социальный ОГРАНИЧИТЕЛЬ, Вашей личностной свободы и Вашего социального успеха.

Так, что те люди, которые называют богатых – бессовестными людьми, не так уж далеки от истины. J  Совесть есть и у богатых. Только она у них более прозрачная. J

 

Как появилась у человека совесть?

 

Совесть появилась в результате эволюции человека, как вида. Человек – слабое животное. У него нет таких когтей, клыков, как у хищников. Он уступает животным в скорости, в развитости органов чувств. Единственное его преимущество, перед животным миром, в возможности адаптировать окружающую среду под себя. Эту возможность, человек может реализовать только в сотрудничестве с другими особями. Кооперация сделала человечество – доминирующим видом на планете земля.

 

Совесть – это наша плата, за возможность кооперации. Она же является, главным фактором, определяющим, наш успех или не успех в межвидовой конкуренции.  Обратите внимание на обращения и взывания к Вашей совести. На 99% - это манипуляция! Цель манипуляции – вызвать чувство вины.

Опираясь на это чувство, можно заставить Вас делать то, что Вам совсем не нужно!

 

Как работает совесть?

 

Конкретный пример. Мужик устроился работать на кирпичный завод. Жена ему, ты возьми пять кирпичей. Каждый день по пять кирпичей, за год на гараж накопим. Мужик понёс пять кирпичей, сломал руку.
интересы социалистической собственности были соблюдены.

J

 

Или ещё распространённое явление. Назовём его запретом на успех. Человек чего-то в жизни добивается, потом раз и всё пошло прахом. В 90% случаях срабатывает ограничитель успеха. Добиваясь успеха, вы выделяетесь из стада. Низ-з-зя!

Выгонят из стада, помрёте!

 

Ещё одно распространённое явление. Человек сшибает углы мебели в собственной квартире. Или режет себе ножом руку, вместо колбасы.

Тоже работа совести. Сработал, внутренний критерий добра и зла. J Раз сделал зло, значит виноват. Раз виноват, то сам себя наказал. Вот такой механизм у совести.

 

Свою супругу от сшибания углов я вылечил.

Купил плётку в секс-шопе. Синяки ставит. Иди сюда!

Несколько сеансов и за сохранность мебели в квартире я спокоен.

 

Что делать с совестью?

 

Так как же быть? Иногда можно услышать. Он потерял свою совесть.

К сожаленью, совесть потерять нельзя!

Так же бесперспективно пытаться с ней договориться. Хотя подавляющая часть населения, похоже, этим процессом постоянна и занята. Заглушить совесть можно. Вот только от последствий описанных выше это не избавит.

 

Я весьма настороженно отношусь к самовнушениям, аффирмациям, настроям и т.п. Для меня они не работают.

 

Так что же делать?

Хотя совесть словарь и называет нравственным сознанием, на самом деле она есть продукт подсознания. Поэтому единственный выход, заменять неосознаваемые критерии и принципы – осознанными.

Я не ворую, не потому, что мне совесть этого не позволяет, а потому что я ВЫБРАЛ руководствоваться этим принципом.

 

А принципы, это МОИ принципы. Я их соблюдаю, потому что Я ТАК РЕШИЛ, а не из страха божьего или "А что люди скажут" или совести.
Я отслеживаю свою совесть по чувству вины. Если возникло чувство вины, значит, совесть работает. Звоню психологу и ситуацию прорабатываем. Самому не получается. Уж больно зараза эта вёрткая.

 

Про плёточку придётся пояснить. А то некоторые впечатлительные читательницы мне её вспоминали через два года! Плётка имитация из сек-шопа. Ей в принципе нельзя сделать больно. По каким бы местах и с какой бы силой не стегали.  Смысл не в боли, а в символизме наказания. Наказание получено, чувство вины исчезает.

 

Берт Хеллингер рассматривает совесть, как отрицательную обратную связь, направленную на сохранение системы.

Выделяет совесть личную, коллективную, архаическую.

 Очень убедительно доказывает аморальность совести.

 Впрочем, а Вы совершали плохие поступки с чистой совестью?!

Сколько войн велось с чистой совестью? Так что совесть руководствуется критериями правильно и не правильно, а не хорошо – плохо.

Вынужден, признать, что бороться с совестью осознанием и другими психологическими методами бесперспективно.

А вот плёточка помогает!

 

Будь собой! Игорь Иванов.

 

 

 



 

 


Вопросы автору можно задать на форуме сайта http://fintraining.ru
Или по электронной почте: newbiznes21@gmail.com


Рекомендую подписаться на рассылки:


В избранное