Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Говорит Папа Роберт

  Все выпуски  

Говорит Папа Роберт Вечные вопросы: Кто виноват? Что делать?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Университет Федосеева

www.fedoseev.org

 

ЕЩЁ РАЗ К ВОПРОСУ ОБ ОТСТАВАНИИ РОССИИ ОТ ДРУГИХ СТРАН

См. предыдущие эссе:

1. “Почему России так тяжело сейчас” на сайте http://ro.agava.ru

2. “Почему в России нет экономического роста”.

3. “КАК РАЗОРВАТЬ КРУГ НЕВЕЖЕСТВА, РУТИНЫ И РАВНОДУШИЯ?”.

 

“Наука не умрёт, потому что всегда в любом обществе есть определённый процент людей, которых вопросы познания занимают больше, чем удовлетворение инстинктов. К счастью, запретить думать этим людям и заниматься творчеством невозможно. Но если выталкивать учёных из страны, если упорно не брать от них то, на что они способны, от глобальной беды нам не уберечься”.

                                                                     В. П. Казначеев

 

   Современная цивилизация основана на ЗНАНИЯХ. Однако в России знания не ценят, если не считать знание про “ключ от квартиры, где деньги лежат”.

     Казалось бы, в России есть тяга к образованию, многие заканчивают различные учебные заведения. Но... Что интересует любого учащегося? Отметки, засчитанные зачёты, свидетельства об окончании, дипломы. И в конечном итоге, человек хочет сказать о себе, что он получил высшее или какое-то ещё образование. При этом, что он знает, что он умеет, на что он способен, ему всё равно, лишь бы был диплом. “Без бумажки ты - букашка, а с бумажкой - человек”.

     Почти везде при приёме на работу требуют дипломы, справки, удостоверения, аттестаты и т.п. Правда, кое-где начали применять тестирование, но всё же документальное подтверждение предварительного образования необходимо.

     Если бы диплом (1) соответствовал тому, что человек умеет и знает (2), в этом не было бы ничего плохого. Но в том-то и дело, что почти  всегда, т.е. в 99% случаев первое не соответствует второму.

     Попробуем разобраться...

     Вот говорят, что школа управляет государством. Понятно: каковы выпускники школ, таким они и сделают государство в ближайшем будущем.

    Но есть ещё семь лет дошкольной жизни. Таким образом, школой управляет дошкольное воспитание и образование. Если его нет, то есть, пропущены годы на подготовку к школе, на развитие способностей и приобретение предварительных знаний и умений, которыми должен уже обладать первоклассник, а есть сплошные НУВЭРСы (НУВЭРС - по Никитину Б.П. - Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей), то ничего сделать школа с этим не может. Школа вынуждена профанировать образование, то есть, делать вид, что учит, а детей научить делать вид, что они учатся. Что и в большинстве случаев происходит. Знания и умения никто в достаточной мере не получает. Знания не ценят, ценят “бумажку” - аттестат о получении среднего образования, без которого не поступишь «таким же образом учиться» дальше, чтобы получить диплом о высшем образовании и т.д.

     Как известно, можно рассматривать, по крайней мере, три уровня любой деятельности, в том числе, образовательной. Это 1) повторение известного (имитация, простейшая работа по образцам, что соответствует механическому заучиванию, зубрёжке); 2) обобщение известного и формирование выводов (генерализация); 3) творчество, прорыв в поле новых возможностей (инновация). 

     К сожалению, даже первый уровень не всегда и не всеми освоен и воспроизводится. Что и говорить о втором, а, особенно, о третьем. До них дело в нашей школе не доходит. Если и встречаются отдельные учащиеся, освоившие второй и третий уровни, то это большая редкость, исключение из общего правила. И таких будущих инноваторов явно недостаточно для большой страны - России. Формальное же “прохождение” ОСТАЛЬНЫМИ предусмотренной школьной программы даже без заучивания, потому что заучить ВСЁ и НАДОЛГО невозможно, приводит к росту числа бесполезных нахлебников, которых прокормить можно, лишь продавая остатки природных ресурсов, щедро отпущенных когда-то природой, но, к сожалению, заканчивающихся. Эти люди не смогут прокормить даже себя, не говоря о нарастающей доле пенсионеров среди всё ещё каким-то чудом живых российских граждан.

     Правда, школа учит знанию жизни, знанию, как вести себя, как делать вид, что учишься, что что-то знаешь, что-то умеешь. В школе можно научиться списывать, отвечать по подсказкам, по шпаргалкам, Учебников, в которых содержаться ОТВЕТЫ, а не вопросы, - море разливанное. Бери и переписывай. Готовые сочинения, готовые решения по всем предметам. Даже некоторые книги так и называются - “ШПАРГАЛКИ”. Так что можно не давать себе труд даже запоминать.

     Но, как известно, в шпаргалках не содержатся знания, знания могут быть только в голове человека. При переписывании же, копировании, знания в головах переписывающего не возникают. А возникают знания в процессе познания. Но что такое процесс познания многим учащимся неведомо. А это как раз те самые два уровня - обобщение (генерализация) и творчество (инновация).

     Необходимо заявить, что мы  рассматриваем таким же образом процесс так называемого получения образования в целом. То, что происходит в большинстве наших семей и школ, но, КОНЕЧНО ЖЕ, не во всех семьях и школах. Есть, КОНЕЧНО, исключения. Некоторые ребята настолько талантливы и без НУВЭРСов, что ухитряются и по настоящему учиться (в основном, самостоятельно) и одновременно делать вид, что учатся,  “как все”.

      Итак, знания, их ценность и т.п. у нас в России не культивируются, мы предпочитаем ориентироваться на дипломы. Как следствие, у нас новые знания никто не создаёт. Об этом говорит отсутствие наших граждан среди лауреатов Нобелевских премий, а также отсутствие ссылок на россиян в учебниках, практически, по всем предметам.

     Об этом говорит очень незначительный объём каких-либо мероприятий познавательного направления, которые не заканчиваются выдачей “удостоверяющих” и “престижных”  бумаг.     

     Например, в Политехническом музее проходят иногда семинары с участием крупнейших (подчас гениальнейших) учёных России. Такие учёные, хоть и в ограниченном количестве всё же есть в России, но никто их не знает, их открытиями не интересуются, очень часто замалчивают, что является лучшим видом уничтожения - “нет человека - нет проблем”, “никто не знает о нём и его открытиях - нет проблем с освоением этих открытий, нет проблем и с автором, а иной раз можно и присвоить авторство, если истинного автора никто не знает”.

       Семинар Академика Моисеева. Семинар великого физика - Иванова, предложившего ритмодинамику и др. И что же? Посетите эти семинары, на них вы увидите человек пять-шесть каких-нибудь чудаков или, как их называют “чайников”, которые также время от времени отсутствуют.

     А должно быть по нашему мнению что? Залы должны ломиться от желающих услышать последнее в данной области знаний слово великих учёных. Должны даже продаваться билеты. Должна быть организована запись на эти лекции. Должны быть сделаны видеофильмы с последующей трансляцией на телевидении, газеты должны кричать об этих мероприятиях, хотя бы тогда, когда делаются сенсационные сообщения, например, о МСКФ - Многомерной Системе Координат Федосеева или об изобретении конкурента современным компьютерам - ДЕШКОМПЬЮТЕРЕ и т.п.

      Должны быть организованы публикации и широкое распространение этих новейших знаний через все виды СМИ.

     Но ничего этого не происходит. В лучшем случае наши газеты перепечатывают сенсационные сообщения западной (американской) прессы, например, об автомобиле Кеймана (см. “Московский комсомолец”, январь-март 2001).

 

     Посмею утверждать, что знаний, как таковых, у наших соотечественников в головах нет, а есть только одни дипломы и умение делать вид, что знания есть. Нет также стремления приобрести знания, потому что нет навыков приобретения знаний, то есть, умения познавать, которое должно воспитываться в семье, школе и т.д. Отсюда все беды и стремление свалить вину, ответственность и прочее на правительство, на олигархов, на евреев, на чеченцев, на кого угодно, только бы себя выгородить и пристроиться где-нибудь на синекуру по блату, по знакомству или “продаться”, когда не требуется ничего, кроме, диплома и умения “вести себя” подобающе.

    Частная инициатива, практически, отсутствует у большинства населения. Здесь нужно добавить, что по рейтингу открытости и необходимых условий для проявления предпринимательской  инициативы мы занимаем 117 место из 123-х стран. Мы хуже всех в этом отношении, если не считать туземцев Новой Гвинеи.

 

     Да ещё есть возможность, желание и умение воровать. Мол, все воруют, а я что рыжий что ли? Правда, опять таки, с приходом бандитского капитализма возможности воровства для рядовых граждан поубавились, этим занялись люди покрупнее. И воровать стали покрупнее. Но своровать можно только то, что существует, а, когда уже всё разворовано, даже “наверху” задумываются: а не дать ли свободу действия низам, пусть себе ещё создадут некие ценности, что бы было нам, что украсть.

      В России привыкли всё объяснять этим единственным словечком: ВОРУЮТ! Но зададим вопрос: почему воруют?

     Ответ мне представляется явным и недвусмысленным: если бы люди работали с прибылью, и прибыль эта была достаточной для улучшения жизни, например, как в США, то и воровать стали бы меньше. Хотя я этим не хочу сказать, что в США не воруют. Просто прибыли хватает и честным и ворам. У нас же прибыли нет, следовательно, остаётся только воровать, да повышать цены, доводя до кризиса, дефолта и т.п. (Об этом прочтите, пожалуйста, эссе “Почему в России нет экономического роста”).

 

     Прибыли нет в российском бизнесе потому, что нет в нём инноваций. А почему нет инноваций? Кто мешает эти инновации создавать или, на худой конец, где-то заимствовать?

     А очень просто: знаний не хватает, что бы создавать и даже воровать или покупать инновации. Разобраться не можем ни в своих идеях, ни в чужих. Для этого необходимы не дипломы и апломб их держателей, а, действительно, знания. И, прежде всего, НУОБОЗ - Новые Универсальные Основные Базовые Общенаучные Знания.

     В частности, перечислим некоторые из них:

 

Примечание 1. В этом списке и, вообще, в этом тексте будут встречаться новые термины, которые относятся к новым знаниям (НУОБОЗ), поэтому пока вы эти термины и эти знания не освоите, они вам будут непонятны. А пока, представьте себе, что такие НУОБОЗ есть и условно поверьте, что они обладают некоторой полезностью для землян, для тех, кто с ними познакомиться. Эти знания изложены в соответствующих текстах, а также воплощены в полезных инструментах, например, в дешкомпьютерах и дешпрограммах. И всё это можно увидеть, прочитать, пощупать (см. www.fedoseev.org).

 

   - МСКФ - Многомерная Система Координат Федосеева.

   - Новые (ранее нигде не опубликованные) системы 

     счисления.

   - Дешграммная теория (теория и методика построения многомерных систем счисления).

   - Дешграммная многомерная и многозначная логика.

   - Дешграммная письменность.

   - Закон понимания-присвоения знаний.

   - Дешифраторная технология.

   - Новый класс компьютеров - дешкомпьютеры.

   - Новый вид программирования - дешпрограммирование.

   - Концепция УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС.

   - Новый музыкальный инструмент, позволяющий за два года получить семилетнее музыкальное образование, плюс абсолютный слух, плюс умение играть по нотам во всех тональностях.  

   - Методология ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРИГАМИ.

 - Новая наука об интеллекте - ИНТЕЛЛЕКТОЛОГИЯ. Методология диагностики и коррекции интеллекта, ВУВЭРС.

 

     Казалось бы, что кто-то в государстве должен искать такие знания и их носителей. Но этого не происходит. Нет таких структур. Я в Интернете уже несколько лет выставил сообщения об этих знаниях, и, если не считать нескольких оригинальных людей? которые за ними обратились, “ВОКРУГ ТИШИНА, И МЁРТВЫЕ С КОСАМИ СТОЯТ!”. А ведь знания-то наиважнейшие, без них не обойтись, их можно использовать везде и во всём: в образовании, бизнесе, культуре, науке, технике, быту и т.п. Мой сайт http://ro.agava.ru  посетили несколько тысяч человек (наиболее вероятно - порядка пяти...шести тысяч, но может быть, и больше), значит кое-какой интерес возник. Но эти знания нужны каждому человеку - то есть, десяткам миллионов только русскоязычных, каждому научному работнику (а их было в России много), каждому учителю - то есть, многим миллионам только русскоязычных, десяткам миллионов школьников и стольким же родителям, которые должны заботиться о накоплении необходимейших и актуальнейших знаний для своих детей и т.д.

     Мне бы следовало опубликовать широко эти знания, так сказать, обнародовать, но денег и других ресурсов на это у меня нет. Кто бы помог, но кто? Если у тех, кто мог бы помочь, нет знаний “предыдущих”, то не понятно, зачем нужны последующие, новые, которые предлагаю я?

     Конечно, найдутся отдельные индивидуумы, ловкие люди, которые безвозмездно и бесследно заимствуют созданные мною знания и выдадут их за свои или просто “молча” используют. Ссылок на меня не будет, это в России не принято, нет КУЛЬТУРЫ ПРИЗНАНИЯ (Это мой термин, применяемый в разрабатываемой мной ТЕОРИИ ПРИЗНАНИЯ). Зарубежные же шустрые люди также заимствуют без признания моих заслуг. Может быть не все, кто-то где-то сошлётся на меня, но это представляется мне маловероятным. Для закрепления моего авторства нужна широкая публикация в книгах, журналах, газетах и т.д. Это мне пока не под силу. Признаюсь. Воруйте, обойдётся без скандалов, если конечно, меня не обвинят, что это я, де, своровал.

     Если бы знания в России востребовались, то нашлись бы и пути их беспрепятственной публикации и пути их применения в науке, технике, производстве, в целом в народном хозяйстве. В России, к сожалению, всё наоборот, то есть через ж..., как пропел свою лебединую песню знаменитый бард.  Что имеем, не храним, а, потерявши, плачем. После смерти может быть, случайно признают, если найдётся какой-нибудь чудак, который сохранит мои рукописи теорий, открытий, макеты, программы, образцы моих изобретений и т.п. Но это возможно лишь на случайной, но не на регулярной основе, как это должно было бы быть в нормальном государстве.

     А сколько в России таких как я безвестных первооткрывателей!?

   И всё это почему? Да потому, что знания в России никому не нужны. Знания можно прибавить к знанию, а с невежеством знания не стыкуются. Не стыкуются знания и с дипломами, званиями, должностями. Знания к ним не примагничиваются, скорее отталкиваются ими.

     Посмотрим вокруг. Где клубы по интересам? Где бесконечные конференции и симпозиумы для многих, а не для избранных? Где лекции первооткрывателей в Политехническом и других местах? Даже в Советском Союзе всего этого было больше.

     Школы пустуют после занятий, а ведь это отличное место для получения непрерывного (ежедневного) образования для населения всего микрорайона!

     Пустуют многие залы, а не только школьные помещения: кинотеатры, гостиничные комплексы и т.п.

     Пустуют многие здания бывших “ящиков” и других угасших учреждений.

    Ведь это же миф, что в Москве не хватает помещений! Берусь утверждать, что ВСЕГДА, на протяжении моей взрослой жизни я наблюдал по Москве бесчисленное множество пустых домов, квартир, залов, площадей и т.п. Годами пустых, не освоенных, не эксплуатируемых. И при этом чиновники везде делают вид, что не занятых помещений в Москве нет. Ясно почему делают вид. Всё построено на вранье и обмане, и не только бизнес, для которого просто-напросто созданы такие условие, чтобы бизнес был невозможен без обмана. Тогда и расправиться с неплательщиком взяток можно запросто. А если он платит, он вынужден воровать, тем более, что условия таковы, что бизнес работает без прибыли. В этом виноваты не только бизнесмены, которым невдомек, что прибыль можно получить только на инновациях. В этом виновата и система условий для проведения бизнеса, основанная на чиновничьем рэкете.

    

     Ещё одна беда в России - чужие знания не ценят совсем, но это обусловлено открытым мной ЗАКОНОМ ПОНИМАНИЯ-ПРИСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ - ЗППЗ (см. эссе под этим названием). Только тогда, когда поймут и присвоят, а без присвоения невозможно понимание (это в соответствии с открытым мной ЗППЗ), могут дать ход новому знанию. Но это происходит в исключительных случаях. В России знаниями, практически, никто не обменивается, Нет оборота знаний. Знания не включены в хозяйственный оборот, как любой другой товар. Изобретения, технологии, конструкции, компьютерные программы, всякие, там, теории, тем более, заимствуют просто так, на халяву. Лицензий почти не покупают. Не платят даже за процесс бесплатной передачи знаний. Что я имею в виду?

     Предположим, вы сделали крупное открытие или изобретение. Вы его передаёте бесплатно путём рассказа и показа. Так вот, за открытие и изобретение вам не платят само собой. Но вам не заплатят также и за показ и рассказ, за экспонат, который вы сделали своими руками или заказали за свои деньги, за рукописи, которые вы написали, напечатали, размножили также за свой счёт. У вас всё отбирают бесплатно. Правда, вы можете не отдавать, не показывать и не рассказывать. Но тогда зачем вам, вообще, жить, если смысл вашей жизни заключается в творчестве, в процессе познания, то есть, в создании новых знаний? Ещё Достоевский говорил, что “скажите человеку, что его работа никому не нужна, он и жить не захочет”. Положим, вам сплошь и рядом говорят, что ваша работа никому не нужна, и вы уже хотите уйти из жизни, но вдруг находится некто, кто готов взять у вас бесплатно ваши открытия и изобретения, но и даже время, силы и затраченные вами деньги и другие ресурсы также бесплатно. Вы, чтобы не покончить счёты с жизнью, отдаёте ему всё бесплатно, остаётесь не с чем, прозябаете и либо бросаете всё это творчество к чёртовой матери, либо...? Так большинство и поступает, к чёрту творчество, когда можно ходить на работу, получать на пиво и картошку, поглощать мутотень по телевизору, болтать с соседями на кухне или во дворе, или на работе о политике и олигархах, влепить ребёнку оплеуху за плохие отметки, или, что ещё хуже, сделать домашнее задание за него и т.д. Какие там ещё НУОБОЗ? Какие инновации? Какое творчество? Да гори оно огнём! Никому оно не нужно! Да и сам я всё знаю.

     Да вы всё знаете, чему вас научили телевизор, радио, газеты. Плюс, “одна бабка сказала”, что “во всём виноваты евреи и велосипедисты”, и что сказал основатель первого в мире государства рабочих и крестьян “изобретатели не наши люди” (В.И. Ленин), попутно уничтожив лучшую часть этих самых рабочих и крестьян, которые, по крайней мере, ЗНАЛИ, КАК СЕБЯ ПРОКОРМИТЬ, то есть обладали ЗНАНИЯМИ и, наверное, хотели бы ещё к ним прибавить НУОБОЗ.

 

     Слышал и наблюдаю, благодаря интернету, что в подлунном мире, но в других странах, знания включены в хозяйственный оборот. Растёт торговля интеллектуальной собственностью. Возникло даже новое понятия - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, о котором в России никто не знает даже после публикации перевода книг Томаса Стюарта и Лейфа Эдвинссона об этом. В обычном бухгалтерском балансе отражены только материальные активы, а теперь речь идёт о новом виде баланса, где интеллектуальный капитал займёт своё законное место. Вот, например, материальные активы фирмы “Майкрософт” составляют несколько десятков миллиардов долларов, а стоимость акций компании было время перевалила за пол триллиона. Разность  и есть денежное выражение интеллектуального капитала.

     В США, говорят, ни одно помещение, ни один зал не простаивает, всё время расписано по часам, идут непрерывные курсы, презентации, учёба во всех видах деятельности и отраслях знаний. Всё это на платной, иногда на условно бесплатной основе. Условно бесплатной - это когда платит спонсор или благотворительный фонд или меценат и т.п. Вокруг школ организуются центры непрерывного образования для населения. На фирмах давным-давно получение новых знаний стало обычной, но увлекательной повседневностью.

 

     Если бы меня спросили, как возродить Россию, чтобы она стала нормальной, если не процветающей страной, не хуже других, то я бы ответил так, не вдаваясь в политические, нравственные и мировоззренческие аспекты:

1. Надо заниматься инновациями, без которых нет прибыли в бизнесе, то есть экономика держится в современных условиях на инновациях.

2. Для того чтобы создавать, находить и  использовать инновации необходимо пересмотреть систему воспитания и образования подрастающего поколения граждан, а также подготовить родителей этих граждан для реализации новой системы воспитания и образования. Эта система образования должна быть основана на обучении ПРОЦЕССУ ПОЗНАНИЯ, который я определяю как совокупность знаний, навыков и правил (если хотите, это тот же ЗУН - знания, умения, навыки), предназначенных для эффективного развития  способностей к творческому созиданию. Необходимо познавать с пониманием, непременно совершенствуя познанное, создавая инновации. Процесс познания, то есть самовоспитания и самообразования необходимо сделать пожизненным.

3. Необходимо воспитывать в каждом человеке с младенческого возраста КУЛЬТУРУ ПРИЗНАНИЯ. То есть, надо всегда знать, кто есть кто и кто и что создал. Знаний без авторов не бывает. Знания надо включить в хозяйственный оборот, когда они создаются, собираются, хранятся и передаются ЗА ДЕНЬГИ, С ОПЛАТОЙ ХОТЯ БЫ ТРУДА ПО ИХ СОЗДАНИЮ, СБОРУ, ХРАНЕНИЮ И ПЕРЕДАЧЕ. Видите, речь идёт не о плате за сами знания, а лишь за РАБОТУ  с ними. ХОТЯ И САМИ ЗНАНИЯ МОЖНО ОЦЕНИТЬ И ПРОДАТЬ ИЛИ КУПИТЬ, например, заплатить за лицензию на право производства товара по патенту на изобретение.

4. Необходимо не уничтожать, а поддерживать инноваторов, хотя бы тем, что покупать у них, если не сами знания, то хотя бы труд, то есть время и усилия на передачу знаний, надо окупить их затраты на макетирование, исследование, разработку, изготовление прототипов, экспонатов и т.п. Естественно, что должны существовать Законы по защите инноваторов. И эти Законы должны работать. Создайте, например, Инновационную инспекцию и Инновационную полицию, которая бы выявляла инновации и инноваторов и давала бы им ход, включала в хозяйственный оборот. Это наивно? Да, но, если бы в России существовало гражданское общество, инновации и их авторы были бы в почёте и востребованы. Государство же вспоминает об инноваторах лишь тогда, когда требуется создать какой-нибудь “атомно-ракетный щит”.

 

Продолжение следует, его можно запросить по почте:  esserobert@mail.ru

© Федосеев Р.Ю.. Все права защищены.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.desh
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное