Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живой журнал риторики

  Все выпуски  

Живой журнал риторики


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Со свитой солнечных зайчиков на планету спустилась Весна. Один из ярчайших её праздников не за горами. Это значит, что будут встречи, поздравления и…выступления! Какой бы простой ни казалась задача «нажелать всего и много», мы получаем множество писем с просьбой совета о поздравлениях, подарках, выступлениях и манере держать себя на корпоративных празднованиях или просто в кругу друзей. Бонусом к советам выпускаем очередной номер рассылки.

В сегодняшнем выпуске

  1. Теория риторики: Как создать свою коронную историю?
  2. Личный опыт: Экспромт? Дал же Бог фамилию!
  3. Колонка Игоря Родченко: Внимание! Да не вам! Борщу!
  4. Из истории красноречия: Юрьевъ и Владимiрскiй: о шуткахъ и комплиментахъ
  5. Что посетить?

 

1. Теория риторики. Как создать свою коронную историю

Душа компании или её ИО на несколько минут – эту роль на себя охотно или не очень приходилось примерять многим, если не публично, так за столом: разговаривать, рассказывать, удивлять, развлекать…Одним из непременных атрибутов здесь будет история. Опытные ораторы говорят, что это должна быть не просто история, а ваша коронная история. Та, которую ни кто не расскажет лучше вас.

Если у вас нет таковой, давайте искать её, если есть – будем делать её «вкуснее».

Начнём работу с обращения к памяти:

  • Какую историю вы рассказываете с наибольшим удовольствием? 
  • Какая пользуется наибольшим успехом у слушателей?
  • Без какой истории ваш образ был бы не полным?

Если такая история приходит на ум – работаем с ней, если нет, то здесь опять поможет память. О чём вы могли бы рассказать: что-то из спортивных увлечений, семейная байка, забавные выходки домашних любимцев – пригодится всё. Итак, есть история! Теперь нужна эффектная подача.

Рассказчик Луис О. Кессел из Северной Каролины даёт такие советы по совершенствованию истории:

  1. Первый шаг – определение того, что называется «наиболее важным моментом» (НВМ). Обычно этому моменту предшествует подготовка слушателей к чемe-то из ряда вон выходящему, нагнетание…и…вот он, этот момент! 
  2. Следующий шаг можно условно назвать «роспись словами». Он подразумевает концентрацию на каком-либо объекте и изложение всех деталей, имеющих к нему отношение. Для того чтобы лучше описать какой-то персонаж хорошие рассказчики советуют представить себя на его месте, постараться подражать его мимической реакции, жестам, интонациям. Важно всё, вплоть до того, какое он получил воспитание. Чем больше вы будете знать о своём герое, тем непринуждённее будет звучать история.
  3. Большую роль в успехе истории играет последовательное изложение и описание сцен. Значит нам нужно «выкраить» сюжет истории: начало, что случилось потом, и потом и т.д. Кадр за кадром вы можете зарисовать рассказ, бывает, что, глядя на графическое его отображение, мы вспоминаем ещё какие-то детали.
  4. «Чего словами не расскажешь, того руками не растычешь» – хороша пословица для публичного выступления, переговоров, презентации, но не для истории! Кессел напоминает, что лучшие рассказчики свои лучшие истории как рассказывают, так и активно показывают. Профессиональный оратор Лу Хеккер говорил: «Не рассказывайте истории, а оживляйте их». Поэтому не робейте, показывая «воооооооот такую рыбу» или «стрррррррррашенный оскал», переходите на шёпот или на крик, удивляйтесь, сочувствуйте, переживайте в истории.

 Эти советы отличный помощник не только для отдельных историй, но и для презентаций, куда нужно вставить живые примеры, для официальных речей, требующих эмоциональных вставок, да и просто как новый опыт.

 

2. Личный опыт. Экспромт? Дал же Бог фамилию!

 «Ну, теперь ты скажи хоть пару слов» – это предложение повергает в шок многих моих знакомых, особенно если поступает оно в неформальной обстановке типа застолья, корпоративного праздника, когда в приятном расслаблении его не ждешь.

Раньше и сама я не во всех, но во многих случаях ничего умнее, чем «ЭЭЭэээ…» ответить не находила. Не во всех случаях, потому что есть компания, мнение  которой о себе не нужно сформировывать, они знают меня от и до, нечего красоваться перед ними. А бывают случаи, когда слишком важна оценка присутствующих лиц, что занимает все мысли, которые должны по идее быть заняты тем, что сказать.

В первом номере рассылки я прочла о внимании к себе и к цели – это действительно работает. Но моя история не об этом. Моя история о том, какие для себя приёмы я нашла, чтобы всегда суметь что-то сказать.

«Я согласен с предыдущим оратором» – этой фразой мы ещё на школьных собраниях снимали с себя речевую ответственность. И сейчас один из приёмов, которые я для себя нашла – тоже согласие, но ответственность я всё-таки беру. Просто продолжаю тему, затронутую предыдущим выступающим. Если в ней ничего не смыслю – честно сознаюсь, и продолжаю по принципу анекдота «Если бы у рыбы была шерсть, у неё были ли бы блохи. Так вот, блохи…».

Другое словесное блюдо – редкий национальный тост. Их у меня накопилось не мало, и в силу их редкости вариант, что какой-то из них уже был произнесён, исключается. А если нет застолья, тост всё равно откладывать не нужно, так как он может послужить хорошим зачином для иной речи.

Папа научил ещё одной штуке – задавать дурацкие вопросы. Например: «Ну, что тут скажешь, у меня есть только два вопроса: зачем всё это надо? и когда всё это кончится?» (но тут главное попасть в ситуацию). Или «А танцы будут?».

Вооружившись таким набором приёмов, я фразы о паре слов не боюсь. 

 

3. Колонка Игоря Родченко.Внимание! Да не вам! Борщу!

Есть только один способ избавиться от страха публичного выступления. Надо прекратить думать об аплодисментах. Чтобы доказать это, наш мастер на курсе режиссуры драмы поступил просто. На первом же занятии, когда мы, вчерашние абитуриенты, расселись в аудитории, он вызвал меня на площадку. Я медленно оглядел зал и замер в ожидании задания. Никаких сомнений в успехе. Сейчас я покажу, кто здесь лучший актер.

Сергей Александрович ласково спросил: «Голоден ли, Игорёк?» Вопрос странноватый, но я был честен, ответив «Да». Из-за кулис вывезли столик, на котором стояла тарелка с борщом. В красной жижице плавал кусочек говядинки, а сбоку прилепилась пятнышко сметанки. Борщ был горячим, над тарелкой витал парок. Сглотнув слюну, я взял ложку и в ту же секунду понял, что это и есть мой первый театральный этюд. Рука предательски задрожала. Гамлет испугался. Насмешливые взгляды товарищей лезли ко мне отовсюду. Лоб покрылся испариной. Пытаясь справиться с волнением, я изо всех сил сжал ложку, пальцы побелели и она пошла в пляс. Попытка наклониться низко-низко и зачерпнуть борща закончилась фиаско – борщ расплескался по дороге ко рту. В отчаянии я стал щипать себя. Синяки потом не проходили месяц. В глазах потемнело, стол вместе с тарелкой исчез из поля зрения, все внимание было приковано к тем, кто наблюдает за мной. Захотелось внезапно умереть или поступить в железнодорожный техникум, лишь бы избавиться от позора.

Вдруг, как из пелены тумана, послышался голос мастера. Он спокойно спрашивал: «Вкусный супчик-то?», «А мясца довольно положили?», «Капустка хрустящая?». Я тупо посмотрел перед собой, увидел тарелку, механически принюхался, потрогал мясо ложкой…. Спустя мгновение уплетал борщ за обе щёки, забыв об однокурсниках, позоре и всех переживаниях.

Мастер взял мое дрожащее внимание и направил его на дело. Так и показал, что не боится тот, кто думает не об оценке публики, а о тарелке с борщом. Делайте дело и страха не будет!

 

4. Из истории красноречия. Юрьевъ и Владимiрскiй: о шуткахъ и комплиментахъ

В 1889 году Типография и Литография В.А. Тихонова, что находилась на Б. Садовой, 27 в Петербурге, издала книгу «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», которая описывалась как «сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни», среди прочих её авторы Юрьев и Владимирский рассказали и о некоторых правилах речи. Мы выделим несколько рекомендаций, подходящих к общей теме выпуска.

О шутках

«Шуткой называется остроумное и деликатное изречение о каких-либо маловажных предметах. Шутка должна действовать на окружающих увеселяюще при непременном условии, чтобы она была употребляема с уместностью.

Шутка в разговоре позволительна только в таком случае, если она отличается тонким смыслом, легка и никого из присутствующих не оскорбляет.

Позволять себе шутки можно только с людьми вежливыми и простодушными, умеющими отличить шутку от оскорбления, так как есть много таких лиц, которые всегда готовы принять шутку за насмешку, за доказательство неуважения к их личности и очень легко могут рассердиться.

Шутка, переходящая в грубость, не терпима в порядочном обществе, и это вполне справедливо.

Приличие и миролюбие общества дозволяют шутку только деликатную, сказанную кстати, и то лишь между равным <…>

Так как шутить надлежащим образом очень трудно, то самое благоразумное всегда по возможности воздерживаться от шуток.

Никогда не подражайте людям, имеющим отвратительную привычку, для собственной потехи, осыпать насмешками каждого встречного. <…>

Дурная привычка насмехаться, приобретённая в молодости, влияет на всю жизнь. <…>

Очень неприлично позволять себе шутки с лицами старше нас, это ровняется нарушению должного к ним почтения и уважения. Точно также лица, поставленные выше, не должны позволять себе шуток со своими подчинёнными; это было бы с их стороны не великодушно.

Как лёгкая и приличная шутка есть признак ума, так грубая насмешка и зубоскальство доказывают противоположное и одинаково нарушают как законы вежливости, так и законы великодушия».

О комплиментах

«Комплименты отнюдь не следует смешивать с тем отвратительным пороком, который называется лестью, и строго осуждается нравственным чувством. Лесть возмущает каждого порядочного человека, комплимент же поощряется и даже в некоторых обстоятельствах предписывается светской вежливостью.

Комплименты должны быть просты и естественны, преувеличение и напыщенность отнимают у них всё достоинство.

За некоторыми исключениями комплименты между мужчинами не только не приняты, но даже считаются неприличными и делают смешными как тех, кто их говорит, так и тех, к кому их относят, по крайней мере в таких случаях, когда они не сопровождаются лёгкой иронией, то есть когда не облекаются в форму невинной шутки.

Не стоит принимать с одобряющим видом все те уверения и с жаром высказываемые любезности, под которыми очень часто таятся ложное расположение и мнимая любовь.

Женщины легко поддаются на удочку такого сорта комплиментов, в особенности, если в комплиментах преувеличивается их красота.

Вообще же прелесть светских комплиментов заключается в их естественности, и наоборот, когда в них слышится подготовка, претензия и напыщенность, они становятся смешными и пошлыми. <…>

Если комплименты говорятся не часто и при том умно и тонко, то они производят благоприятное действие; они придают беседе грациозность, а грациозность, когда она у места, никогда ничего не портит».

 

5. Что посетить?

Мы приглашаем дорогих читательниц на главную страницу сайта www.igro.ru, где растёт праздничный цветик-семицветик. Кликнув на любой из его лепестков, вы получите приятный презент от компании IGRO.

 

…Мы вам честно сказать должны,
Больше жизни девчонки нам нужны,
Ну кто нам скажет, что приходит весна?
Ну кто покоя нас лишит и сна?

Кто разбудит в душе любовь?
Кто заставит в мечту поверить вновь?
Кто поцелует нас хотя б иногда?
Кто жизнь свою разделит раз и навсегда?!...

М. Ножкин

 

До встречи!
С уважением, Игорь Родченко и компания IGRO.
E-mail: igro@igro.ru
Веб-сайт: www.rodchenko.ru


В избранное