Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живой журнал риторики

  Все выпуски  

Живой журнал риторики


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Начало – точка субъективного ощущения рождения…. В начале было Слово. У любви есть своя точка начала, у вражды – своя. Ребенок появился на свет, мы празднуем этот день, как начало его жизни. Писатель садиться за стол и открывает тетрадь. Сейчас он напишет первое предложение – начальное в его истории. Звенит будильник, мешает спать, напоминая, что у сегодняшнего дня тоже есть начало. Рождается мир, рождаются новые отношения, дитё рождается, книга и новый день. Может быть точка начала, зримая, осязаемая чаще всего не совпадает с настоящим началом, которое совершается внутри, но для нас именно соприкосновение с другим, с окружающим и становиться первым шагом. Так и речь, возникающая где-то в области сердца, прорастает в молчании, чтобы родиться в первых звуках и начать движение к цели.

 

В сегодняшнем выпуске

  1. Теория риторики: Как начать общение с аудиторией?  
  2. Личный опыт: Вот такие вступающие выступающие.
  3. Колонка Игоря Родченко: Готовить или не готовить?
  4. Из истории красноречия: Великие о вступлении.
  5. Что почитать?

1. Теория риторики. Как начать общение с аудиторией?

Если аудитория видит оратора перед выступлением, он должен помнить, что началом взаимодействия будут не первые слова, а уже то, как он ведёт себя.  Например, если выступление предполагает небольшое количество слушателей, оратору стоит поприветствовать каждого входящего в помещение. Возможно, сопроводить приветствие вопросом, комплиментом. Комично выглядит ситуация, когда до начала речи выступающий так занят бумагами, своими мыслями, переключением слайдов…что аудитория ему не заметна. И вдруг, как только настало время начать, он увидел слушателей! 

Если у аудитории есть возможность  заметить, как вы к ней выходите, забудьте об одёргивании одежды, лишних жестах, шевелении губами в проговаривании вступления, вялой походке. Вряд ли слушателям будет приятно видеть ленивого, безразличного ко всему субъекта или несчастного, идущего на гильотину. Да и об убеждении здесь можно будет забыть. На убеждение должно работать всё: походка, поза, жесты, голос, содержание. И упущение хотя бы одного из элементов может помешать достижению цели.

Что же касается всё-таки речи, то советы по её оформлению встречаются даже в самых древних поучениях выступающим. Итак, от древности до наших дней выделяют три вида вступления:

  • Простое
  • Косвенное
  • Внезапное

Простое вступление наиболее характерно для официальных мероприятий: «Добрый день, меня зовут… Сегодня мы поговорим о…/Давайте поговорим о…/ Темой моего доклада является…».  Где же тут зацепка внимания, налаживание контакта, если не брать в учёт что тема выступления на столько волнует аудиторию, что все остальные факторы не важны? Опытные ораторы, чтобы и от официального стиля не отступать, но и аудиторию зацепить использую формулу «приветствие + комплимент».

Найти точное приветствие целая наука, ведь у нас в стране нет привычной, устоявшейся нормы, как у англичан или немцев. Можно назвать слушателей господами, а можно друзьями, хочешь – они товарищами станут или коллегами. В трудных случаях советую обойтись без обращения, заменив его приветствием «Добрый день или вечер!», в зависимости от времени суток.

Комплимент хорошо сделать предметным и таким, в который легко поверить. Например: «Я очень рад вас видеть», звучит сомнительно, так как слушателю ещё непонятно, с чего рад то? Или «Спасибо, что Вы сегодня пришли послушать меня» – опять непонятно, благодарить потом будешь, если не уйдём. В хорошем комплименте обязательно скрыта благодарность, но при этом он лишь косвенно касается слушателей. Можно поблагодарить организаторов за возможность выступать сегодня, можно сделать комплимент месту, городу, компании. Например, вступая в Красноярске, перед аудиторией менеджеров, Сергей А. начал свою работу так: «Добрый день! Спустя двадцать лет я здесь, в городе моей армейской молодости. Когда-то служил в вертолетном отряде, неподалеку отсюда, в Зеленой роще. Вспоминаю это время и этот город с благодарностью. Спасибо за возможность вернуться сюда вновь». Слушателям – патриотам своего города, было приятно, и они встретили такое вступление горячими аплодисментами. Начался диалог.

Косвенное вступление предполагает вхождение в контакт с аудиторией через анекдот, яркий пример, цитату, отвлечённый факт, например об эпизоде вчерашней программы «К барьеру», апелляцию к мнению аудитории, известным событиям, авторитетным источникам, статистическим данным. Только данные эти, истории и события обязательно должны быть связаны с вашей главной мыслью, если не явной логикой, то верно выстроенным оратором логическим переходом. Сюда же можно отнести и вовлечение. Такой тип вступления мы часто используем, когда необходимо разогреть аудиторию, собравшуюся на какое-нибудь обучение или другое мероприятие, требующее активности слушателей, близкой контактности оратора со слушателями. Смысл его в предложении группе неких действий, способных сразу объединить людей, поднять настроение. Запомнился выступающий, который неожиданно обратился к слушателям с просьбой взяться за руки. А потом сказал: «Почувствуйте тепло чужих рук. Подумайте, в каком настроении находится ваш сосед. Насколько ему комфортно». Все держались за руки, с интересом наблюдали за оратором. Через минуту наш гость продолжил: «Вот так, как вы сейчас чувствуете соседа, именно так вы можете чувствовать свою аудиторию. Наш семинар посвящен приемам в работе с аудиторией». Все, кто находился в зале, зааплодировали и легко включились в работу.

Внезапное вступление – излюбленный приём американских ораторов. Суть его в неожиданности. Выступающий, выходя к публике, делает то, чего от него не ожидают, говорит что-то из ряда вон выходящее – не просто интересный пример, а что-то шокирующее. Например, Ричард Никсон обратился в своей речи к публике: «Господа, Третья мировая война началась…». Уже не важно, как оратор продолжит речь, но внимание аудитории им схвачено.

Вооружайтесь.

 

2. Личный опыт. Откуда берутся интересные начала?

Лидия, Санкт-Петербург

В школе наш классный руководитель, она же учитель русского языка и литературы приглашала к нам лектора. Его звали Александр Александрович Григорьев. Это по паспорту. Мы же звали его Сан Саныч. Каждое его появление было для детей настоящим событием. Мы не только впитывали знания, которые доносил он до нас, мы наблюдали его как потрясающего рассказчика, умеющего любую тему сделать интереснейшей. Как удаётся ему в каждой лекции быть новым? Как удаётся ему каждый разговор превратить в удивительное путешествие по времени, по страницам романов, по улицам городов? Однажды, войдя в класс он сказал: «Знаете, ребята, я, когда к вам еду, ну или на любую другую лекцию, наблюдаю за миром вокруг. Сегодня, например, увидел в газете в метро заголовок «Личико кавказской национальности». Отличное начало для нашей сегодняшней темы, подумал я…». Тема была «Фразеологизмы и их разрушение в русской художественной литературе».  Так вот мы получили и отличное начало лекции и секрет – откуда берутся интересные начала.

 

3. Колонка Игоря Родченко. Готовить или не готовить?

Меня часто спрашивают, надо ли придумывать слова вступления заранее. Готовишься, например, к выступлению и вспоминаешь отличный анекдот. Сам угораешь от смеха, вот, думаешь, то, что надо – расскажу, и все будут хохотать и на полу от радости валяться. В час Х выходишь к слушателям и начинаешь изображать в лицах. Никто не смеется, мало того, все как-то задумчиво по сторонам смотрят, а некоторые с сожалением да прямо в лицо.… И так стыдно становится, так неуютно, что обрываешь себя на полуслове, бормочешь что-то вроде «Я не рассказчик анекдотов, это так, в газете вычитал, давайте перейдем к делу». И переходишь, но память постоянно возвращает к первым минутам, и выступать совсем тяжко, и хочется побыстрее уйти. Дома вспоминаешь злополучный анекдот, засыпаешь с ним, несколько дней его сам себе рассказываешь. И жить совсем не смешно.

Парадокс, однако – человек готовился, готовился, а попал в молоко. Получается, что не всегда тщательная подготовка приводит к успеху. Почему? Потому что нельзя с уверенностью прогнозировать состояние слушателей. Мы всегда работаем на стыке заготовки и импровизации. У хорошего оратора в рукаве обязательно запрятан пяток хороших историй для начала, но вытаскивает, если вытаскивает, он именно ту, которая в минуту соприкосновения с аудиторией, подойдет на все сто, так как будет уместна. В большинстве случаев, слова вступления рождаются прямо на глазах аудитории. Просто и легко. Надо только понимать, что прежде чем перейти к делу, необходимо внимание слушателей захватить, доверие завоевать, интерес к теме вызвать. А что может быть лучше простого разговора со слушателями в течение одной минуты? Когда ты мыслишь задачами, а не подготовленными текстами, то говорить легко. Немного внимания к тому, что происходит вокруг, искреннее уважение к слушателям, свободное тело и мысли, которыми так хочется поделиться. Вступительные слова в этом случае появляются без принуждения и напряжения. И даже анекдот бывает в тему.

 

4. Из истории красноречия. Великие о вступлении

«Во вступлении стиль должен быть умеренным, слова общеупотребительными, чтобы речь казалась неподготовленной». («Риторика к Гереннию»)

 «Нет ничего хуже, как при самом начале речи мешаться и запинаться в словах». (Квинтилиан)

«Всякое вступление должно быть украшено тропами и сильными фигурами, для того чтобы слушатели или читатели, оными усладившись, самой материи внимали и прилежно слушали. При сём должно остерегаться, чтобы вступление было не весьма долго, и всегда помнить, что оно чем короче, тем лучше». (М.В. Ломоносов)

«Наиболее трудная часть – вступление». (Цицерон)

 

5. Что почитать?

  1. Филиппов А.В. Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях. – М:     Издательский центр "Академия", 2002.
  2. Ламертон Д. Говори как Цицерон . – М: АСТ, 2005.
  3. Кушнер М. Умение выступать на публике для «Чайников»/ пер. с англ.Я.А.Лебеденко. – М: Вильямс, 2006.  

 

Новости компании IGRO

Аргументация в новом формате

В сентябре 2009 года появится обновленная версия этой программы под названием «Аргументация: навыки влияния и убеждения».

Дружба с Петровичем

Благодарим руководителей и сотрудников Строительного торгового дома «Петрович» за доверие!

Летние программы

20.07 – 24.07 – курс «Бизнес-риторика»

01.08 – 02.08 – тренинг «Хозяин слова. Мастерство публичных выступлений»

с 18.08 – модульный курс «Риторика. Основы эффективной речи»

В отпуск!

Наша рассылка и её авторы уходят в отпуск до сентября. Желаем уважаемым читателям за летнее время набраться ярких впечатлений, которые потом можно будет вплетать в выступления и беседы. Конечно, ждём ваших писем с личным опытом. До встречи!

До встречи!
С уважением, Игорь Родченко и компания IGRO.
E-mail: igro@igro.ru
Веб-сайт: www.rodchenko.ru


В избранное