В своей практике я часто пользовался понятием свободной
цены. Т.е. я оказывал услугу, консультировал или делал работу, а цену оставлял
на усмотрение заказчика. Основная формулировка в формировании цены была такой:
«А во сколько Вы оцениваете
мою работу для Вас?» Одна и та же работа для разных людей может принести разное
количество пользы. Например, моя консультация по налогообложению. Я оказал по
сути одну и ту же консультацию двум клиентам. Один клиент при применении ее экономит 5000-00 рублей, а другой 300000-00. Суть одна
и та же. Я проделал одинаковое количество работы в обоих случаях. Но эффект
разный. И в принципе, я могу взять обычную плату за консультацию, например 500
рублей. А могу оставить цену на решение клиента. И первый клиент с легкостью
заплатит 500 рублей, а второй реально может заплатить намного больше.
И в моей практике был такой случай. Когда меня пригласили на
консультацию. У клиента вылезла сумма налогов к уплате 200000-00 рублей.Я назвал цену за час и согласился посмотреть.
Через 15-20 минут мне стало понятно, что ребята просто не правильно
использовали систему налогообложения и считали тот налог, который у них не
возникает вообще. Я пересчитал сумму налога (уже другого) к уплате и в результате
сэкономил клиенту 190000-00 рублей. И получил вознаграждение
за 1 час консультации. :)
Но это с консультациями. А с ведением учета, я шел немного
другим путем с ценообразованием. Я опирался на свои трудозатраты и накладные
расходы. И иногда эта цена для людей была очень низкой. И эти люди не ценили
меня, как хорошего специалиста. Они либо не ценили мои рекомендации, либо
отказывались вообще. Но была и другая группа клиентов. Для них моя цена
оказывалась очень высокой. И они тоже отказывались. Этой группе клиентов я шел
навстречу, и давал подъемные скидки на 3-6 месяцев, пока они подрастут.
Но я терял дополнительную выгоду с первой группы клиентов.
Сегодня произошел интересный случай. Я пришел к старому
знакомому. Ему нужна была определенная юридическая услуга. Я мог без труда ее
оказать. Но стоимость этой услуги я предложил ему назначить самостоятельно. И в
результате я получил за нее в 4 раза больше, чем рассчитывал.
И наоборот. Очень часто происходит ситуация, когда мне
необходима какая-то услуга и человек, который может ее оказать, просто называет
цену. Я ее плачу. Но реально я мог бы заплатить за эту услугу в разы больше,
т.к. я знаю пользу этой услуги для себя. А для этого человека это и так большие
деньги.
Аналогичная ситуация происходит и с кредитами. Приходит ко
мне клиент и говорит, что он хочет взять денег под проценты. Я называю ставку в
30% годовых. Он соглашается. Через месяц звонит и говорит,
что я с него беру мало денег и он хочет платить 5% в
месяц с ежемесячным начислением. Я спрашиваю: Почему? А оказывается
они в другом месте брали под 10% в месяц и ставка в 30% годовых для них просто
смешная.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что условия
свободной цены – довольно интересны, и очень часто оказываются выгоднее и для
покупателя и для продавца.
Аналогичное мнение о ценообразовании с примером можно
прочитать в статье "Контент стоит столько,
сколько за него готовы платить" http://www.master-x.com/articles/article/215/.
(Контент - это наполнение сайта, рассылки). Сайт,
правда, несколько специфический, он предназначен для владельцев порносайтов - но статья интересная и стоит внимания.