Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Пусть победит наше сознание


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Пусть победит наше сознание   140   2020-04-03 12:18

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске размещены обращения Щалвы Амонашвили, материал Анатолия Цирульникова, ученого, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора «Истребить и стереть невозможно» памяти Михаила Петровича Щетинина и Школы его жизни.

В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, сайты центров гуманной педагогики, другие интересные ресурсы, страницу видеоматериалов с участием Шалвы и Пааты Амонашвили, сайт научно-просветительского педагогического журнала «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ», читайте новости рубрики «Психология и воспитание» сайта «КУЛЬТУРА – ВНУТРИ»: «Циклы в человеческой жизни и законы гармонии», «Может ли реклама быть красивой и привлекательной?», «Шри Ауробиндо о психоанализе Фрейда», «59 идей для совместных игр с ребенком», «Более 100 000 произведений искусства из коллекций парижских музеев теперь доступны бесплатно онлайн», «Лучшие онлайн-трансляции экскурсий и спектаклей», «Сергей Капица о глобальных проблемах мира и равновесия», «Музеи распахивают виртуальные двери», «Нейробиологии нужны новые идеи», «Римский клуб, юбилейный доклад. Вердикт: «Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!», «Музыка вызывает универсальные эмоции»,  Программа и запись  видеоконференции 20 марта 2020 «XIX МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ВОЛЯ ЕСТЬ ДРАГОЦЕННЕЙШАЯ ПОБЕДА» - ПОСВЯЩЕНИЕ ВЫДАЮЩЕМУСЯ ПЕДАГОГУ СОВРЕМЕННОСТИ М.П.ЩЕТИНИНУ (1944 — 2019)».

Радости Сердца Всем нам, целостного Здравия, состояния Любви, озарения Мудрости, достижения Равновесия и Осознанности Бытия, юмора в глазах и Устремления к Самосовершенствованию!

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ:

«Каждый раз, когда возникает затруднение с детьми, мы должны искать выход – ну точно также, если бы мы решали математическую задачу. Мы не можем списать ответ, не можем выбрать себе другую задачу полегче. Нам задана именно эта, и мы должны над ней мучиться, пока не решим!»

Симон Соловейчик

ОБРАЩЕНИЕ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ

Дорогие, любимые ученики, друзья и коллеги!

Я с непрерывным интересом слежу в чатах, как вы относитесь к тому, что сейчас происходит в мире, как власти обращаются с нами, и как вы себя ведете.

Не скрою, я восхищен вами, вашим спокойствием и оптимизмом.

Я не сомневаюсь, что это организованная агрессия против человечества, но тут же вижу, что победа достанется нам. Обстоятельства уже созданы: границы закрываются, собрания людей запрещаются, люди загоняются в дома под карантины. Грубая сила давит на нас, хочет приучить к измененному образу жизни.

Мы это понимаем.

Но стоит ли тратить самую высшею энергию, которую мы называем психической, на возмущенные реакции, на гнев и на осуждения?

Эту энергию нам надо умножать и усиливать в себе: это есть энергия чистой любви, добрых мыслей, радости, творчества, энергия служения во благо людей.

Вас окружают родные, близкие, рядом с вами дети – дарите им радость и покажите, как вы их любите.

Нам дается полосочка времени, чтобы собирать камни. Эти обстоятельства пусть принесут нам пользу. У нас есть алмаз – это наш дух, и надо его превратить в бриллиант. Обстоятельства – это точилка наших испытаний. Чем более возвысимся духом, тем более непроницаемыми станем для всяких вирусов и болезней.

Человечество сейчас мучается не из-за короновируса, а из-за нищеты духа.

Чем же я лично занимаюсь, когда сижу дома, как будто на домашнем аресте, с уговором редко выходить из дома, не выезжать никуда, даже в Бушети?

Оказывается, мне надо исполнить столько важных дел, а я их в силу суетливой каждодневности упускал…

Вот непрочитанные книги, непрослушанная музыка, ненаписанное сообщение, ненаписанная книга.

А вот огород души: вычистить надо от многих мыслей и переживаний.

Хорошую технику принесли нам дети-акселераты: компьютер, скайп, мобильник, интернет. Мне нужно достойно ими воспользоваться. И пусть виртуально, но смогу быть рядом с вами.

На днях у меня родился одиннадцатый правнук. Учусь любить и радоваться.

У каждого из вас есть свое поле жизни и творчества. Сделаем это поле цветущим!

Призываю вас собирать камни, то есть, самоусовершенствоваться.

Каждый из вас знает, чего ему не хватает. Перебирайте людей, с которыми судьба связала вас: если кому-то что-то нужно от вас – отдавайте. Раздавайте долги щедро, с большими процентами.

Успокойте душу свою – сбросьте все камни с сердца.

Я рад, что вы понимаете закон причин и следствий. Сочтем все, что на нашу голову навалили превосходящие нас грубые физические силы условием для усиления духа. Пусть это будет причиной для самых прекрасных следствий, для победы духа.

Сказано: когда несчастье – у порога ждет счастье.

Открывайте чаты для чтения необходимых книг (спасибо всем, кто участвовал в чтении книги «Больной врач» Пааты), для обсуждения жизненных вопросов, для откровений, для прослушивания и понимания музыки.

Болезни, вирусы, переживания не надо принимать болезненно, ибо они нужны нам лишь для укрепления духа, для того, чтобы стать более сильными. Это и есть наша победа.

Обнимаю каждого из вас, друзья мои, я вами живу.

Шлю свою любовь и преданность.

Ваш Шалва Амонашвили, 19.03.2020, Москва

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Дорогие, любимые ученики, друзья и коллеги!

Продолжаю делиться с Вами мыслями и своими размышлениями.

"Потрясение"

Мы потрясены.

Потрясено человечество.

Что есть потрясение?

В данном случае - это сталкивание безалаберного человеческого сознания с крайне неожиданным явлением, внушающим гибель и страх.

Потрясение - метод Природы, метод Бога, чтобы отрезвить людей планеты – они ведь упорно шагают к пропасти.

Не понимает человечество мягкий язык землетрясений, цунами, ураганов, взрывов, пожаров, вспыхивающих тут и там опасных болезней, обрушение домов и мостов.

Раз это произошло не у нас, пусть сами разберутся, а мы посочувствуем.

Но вот пришло другое потрясение, всеобщее. За считанные дни человечество, каждый из нас, «вдруг» оказались перед уничтожением.

Хорошо потрясение или плохо?

Как повернётся язык, чтобы сказать «хорошо».

Но вот что сказано: «Когда мир окунулся в мрак отрицаний, то, конечно, нужно ожидать разрушения старых негодных основ, ибо как же можно переродить мир?

Как может человечество очнуться, как не потрясением всех негодных устоев?»

К-вирус уйдёт, он погибнет. Хотя, как всякий дракон, заберёт жертв, от чего нам будет очень больно.

Но каким станет наше сознание?

Просветлённым? Расширенным? Дальновидным? Любящим? Добротворящим?

Или более жёстким и озлобленным, недовольным и мстительным?

Научимся ли мы быть благородными и великодушными, щедрыми и дружелюбными?

Если это не произойдёт, то надо ждать ещё более мощного потрясения.

Наш главный враг не этот вирус - он урок нам всем. Наш главный враг - это мелкие ссоры, которые отравляют наши отношения в семье, в обществе. Ссоры внутри народа и между народами. Ссоры между президентами.

Главный наш враг - чувство собственности, насилие и недоверие.

Этого врага, этих врагов надо победить в себе и не дать им вселяться в души и сердца наших чистых детей.

Мы в ответе перед Живыми Небесами, перед Будущим.

К кому я обращаюсь с этим письмом?

Соратникам, ученикам, близким, родным, друзьям.

Пусть победит наше сознание над самим собой, чтобы также, как произнёс Иисус Христос, могли произнести и мы: «Я победил мир».

Найдём в этом потрясении благо, зная, что во всём – воля Бога, во всём – урок и учитель.

С любовью – Ш.А.Амонашвили, Москва, 26.03.2020

«Истребить и стереть невозможно»

Михаил Щетинин доказал, что существует другая школа и другая педагогика.

Я всегда чувствовал его присутствие. Даже когда забывал о его существовании. Он вроде звезды в темном небе, со своими детьми, школой, всем своим миром, нес нам какое-то важное послание. И когда о нем долго молчали, или он сам молчал — последние годы о его школе не вышло ни одной публикации и, по-моему, он это делал намеренно, — это совершенно ничего не означало, все равно я знал, что он есть, школа есть, явление существует, — и этого достаточно.

СПРАВКА

«Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» Михаила Щетинина появился в краснодарском селе Текос в 1994 году. Школа создавалась как эксперимент, главная особенность которого — отсутствие классно-урочной системы обучения. Вместо занятий по 45 минут в лицее практикуют так называемые «погружения», когда ученики могут изучать предмет несколько дней, недель или месяц — до тех пор, пока полностью его не освоят. Всю программу средней школы лицеисты проходят за один год. Если по окончании курса они не сдают внутренние экзамены, то все предметы изучают заново. Занятие науками в школе Щетинина сочетается с хореографией, пением, боевыми искусствами и активным трудом. Например, лицеисты сами строят себе корпуса и помогают по хозяйству жителям села.

Мне нелегко рассказывать о нем, как о человеке.

Благодаря ему я впервые осознал, что существует другая школа и педагогика. А он говорил, что я спас его, подразумевая «Эксперимент в селе Зыбково» — статью в «Учительской» в раннюю перестройку. Это была шумная публикация. Он стал необыкновенно известен. Его показывали крупным планом в Останкино. Хотя все это не спасло эксперимента.

В советское время было такое полушутливое предостережение писателя Симона Соловейчика — «хочешь погубить новатора, напиши о нем».

Щетинин был среди учителей, выступивших с манифестом «педагогика сотрудничества», с которого началась «школьная перестройка снизу». На сохранившейся групповой фотографии 1987 года он в первом ряду, четвертый слева, между Шалвой Амонашвили, с которым сдружился после этого на всю жизнь, и легендарным редактором «Учительской газеты» Матвеевым.

Щетинин на снимке со всеми вместе, но как-то особняком. В другую эпоху он говорил мне, что никогда не чувствовал себя демократом. Но было заметно — пробуждался всякий раз, когда начинали душить школу.

Мы нечасто встречались, но встречи не были случайными. Он считал, что таких не бывает. Иногда после долгих лет молчания вдруг звонил, ничего не объясняя, и я понимал, что-то стряслось.

Иногда сам звонил ему: «Миша, а можно… — «Можно» — «Но ты же не знаешь, что». — «Тебе все можно». И я брал в охапку переставшее учиться «дитя», которому никто на свете не смог бы помочь, и тащил в Текос, — через полтора месяца оно молча возвращалось и бешено начинало учиться. Мне было даже не важно, как это у него получилось.

В Текосе у детей были особенные лица, светлые, светящиеся, взрослые какие-то.

Я знал выпускников его школ. Нет, не гении. Обычные люди. Успешные. Как правило, предприниматели, имевшие свое дело. Мобильные. Ответственные.

Разговаривая с ними, я вспоминал: короткие контрастные уроки, смену деятельности, движение в своем темпе. Способность напрячься и решить неподъемную задачу. Есть ли связь?

***

Окрестные станицы были сплошь забиты родителями и детьми. Почему их везли сюда? Причины разные. Кто-то — спасти ребенка (у каждого своя история, как жизнь калечила). Но залечивались раны, становилась другой походка — не только из-за хореографии, хорового пения и занятий по самообороне. Не хочу влезать в подробности, я не о его педагогической системе рассказываю — о нем.

Хотя трудно оторвать одно от другого.

Он совсем не изменился со временем, такой же прямой, стремительный. Только голова белая, и усы казацкие. Я говорил ему: «Миша, ты что-то среднее между Эйнштейном и Сковородой». Смеялся.

Будущее, как теперь мы начинаем понимать, он создавал школу будущего, было не из бронзы, скорее — из детского пластилина. Из него возникало то и другое — ни одна из его школ, а их было немало, не была копией других. Он все время менял форму, отбрасывая то, что ему, казалось, мешает, создавал новое.

Это была отважная экспериментальная педагогика. Но не в том смысле, в каком говорят, «нельзя экспериментировать на детях» (а сами постоянно «экспериментируют» над детьми и страной).

Щетинин, что бы ни делал, оберегал, защищал ребенка.

Дети смотрели на него как на бога. «Знаешь, — сказал мне его друг и мой тоже, — известный директор школы самоопределения Саша Тубельский, — Миша гений, но мы смотрим по-разному. Он считает, что учитель может быть гуру. А я думаю — нет.»

Я это запомнил. Они прекрасно понимали значение друг друга, оставаясь разными. Как Сухомлинский и Макаренко.

***

Со временем, мне казалось, он выходит за рамки педагогики. Вокруг крутились жириновцы, коммунисты, национал-патриоты. Мог приехать бывший премьер-министр, спикер. Командующий бронетанковых войск с женой и дочкой в шортах (дети шепотом обсуждали — у них девушкам так ходить не принято). Раз я слышал, как он разговаривает по телефону, обсуждая с атаманом кандидатуру в казачьей иерархии. На той стороне «провода» ловили каждое его слово.

На стене в его кабинете в школе висела нагайка. Я напрягся. «Вообще-то, Толя, — успокоил он меня, — я нагайку на стенку вешаю, когда казаки должны зайти. А так она в письменном столе у меня лежит.»

Иногда такое отчебучивал — волосы на голове вставали дыбом. Говорил детям о близящейся войне, передавал задачу командования разработать модель нового танка, вместо заглохшего на параде на Красной площади. Мальчишки с прямыми спинами сидели на краешках стульев, не дыша. Я думал: докатился!

Это не было игрой в войнушку, просто он «проигрывал» очередную версию будущего — ту, которую и представить себе было немыслимо до Украины, Грузии, Сирии…

На пятачке школы он проигрывал самые непредсказуемые варианты будущего страны, с которым могли столкнуться дети. Но они готовились не к выполнению приказов укрывшихся в безопасном месте генералов, а прислушиванию к собственной совести.

На небольшой школьной площади развивались флаги страны, края и военно-морского флота. Учебные корпуса, строения, которые построили дети, имели названия «Омега», «Ольха», «Сура», «Степной», «Святогор»… «Сейчас все больше, — заметила об одном из них бывшая выпускница, — почему-то «Родина» называется.»

***

Сколько его знаю, у него постоянно происходили столкновения с властью, не отвлеченной, а с конкретными людьми у ее кормила, «этими сущностями», как выразился недавно единомышленник Щетинина.

В 70-е в Ясных Зорях Щетинин создал первую в стране школу-комплекс, она получила звание лауреата премии Ленинского комсомола. Наверху ликовали. «Меня позвали на обкомовскую дачу, в баню, — рассказывал он. — Там я увидел настоящий публичный дом. Мне намекнули: Михаил Петрович, вам оказали большую честь, скажите тост. Ну я им сказал… И в ту минуту мои «ясные зори» кончились.»

В 80-e в украинском Зыбково проводил уникальный эксперимент — убрал классно-урочную систему и домашние задания, ввел метод погружения, взаимное обучение детьми друг друга, давшее неслыханные результаты.

Класс гудел, как пчелиный рой…

Из школьного многопрофильного агропрома «Надежда» выросла молодежная бригада. Шутя, ребята называли ее «Окно в Европу». Их рассеяли по пьяни. Урожай затоптали.

Щетинин не хотел верить в злонамеренность. Но не мог забыть, как председатель колхоза, снисходительно улыбаясь, поучал: «Михаил Петрович, нам гармоничные личности не нужны. Нам бы дураков».

Подумаешь, председатель колхоза…

До заседания Политбюро дело дошло.

***

В Текосе Щетинин укоренился. «Мне кажется, — говорил он мне, — в педагогике пришло время припадания к корням. Это так всегда, когда бушует стихия: хочется найти опору в глубинном, что стереть, истребить невозможно.» Мы раньше говорили: «Неважно, какая у человека национальность. Нет, важно! Береза растет иначе, чем эвкалипт. Если из прекрасной березы пытаются вырастить огурец, она все равно будет березой, только искалеченной».

Еще один из сценариев будущего — национальная школа.

«Не будет национальной школы, — говорил он, — будет националистическая.»

В основе всего — род. Ты не сам по себе, а представитель своего рода, людей, которые выстроились друг за другом позади тебя и впереди. Надо продолжить род, надо оставить наследие, свеча чтобы не погасла. «Алексей Михайлович, сколько тебе лет?» — «Двенадцать». — «Нет, тебе вечность…»

Собирались дети не только из разных концов России. Из Приднестровья, Карабаха, Кривого Рога, Германии, с острова Мальта, из Сирии… Он это делал намеренно. Заговорить на языке другого народа. Затанцевать, запеть. Зарядиться энергией. Чтобы твои гены проснулись.

В конце 90-х ЮНЕСКО признала его школу одной из лучших педагогических систем в мире.

***

Одна из ее вольных интерпретаций: «Открытая закрытая школа». Открыта для ребенка, мироздания. «О чем ты детей спрашивал?» Я ходил с тетрадкой по территории, записывал. «А о чем можно детей спрашивать?» — «Ни о чем. Посмотри, — сказал он, коснувшись листа на ветке. — Видишь, блестит, прожилки светятся. О чем ты его будешь спрашивать? Ответ раньше вопроса.»

Школа, открытая людям, которые приходят с добром и любовью.

И закрытая — от недобрых.

***

Подлость. Из темноты, из подворотни. Знали, что он тяжело болен, что слаб физически, не сможет противодействовать. Если бы был в силе, они бы не решились. Но он болел, и возглавлявшая эту банду налетчиков, ни разу в Текосе не бывавшая, но информированная, все время, говорят, повторяла: «Щетинин уже не тот, Щетинин не тот…».

Это была подготовленная спецоперация. Комиссия из сотрудников Минпроса РФ и министерства образования Краснодарского края, судебных приставов, вышибал, инспекторов по делам несовершеннолетних… предъявила обвинения. Дети находятся в школе незаконно, учебные здания, которые они построили и подарили государству, не зарегистрированы и поэтому представляют опасность для жизни детей, школу нужно немедленно закрыть.

Я уже говорил, что не могу выразить словами безжалостность, безрассудство, безумство, с которыми проверяющие, направляемые лично министром просвещения, имя его исчезнет в истории, а нам надо пока помнить, покрываясь позором, — Васильева, — насильственно выселяли детей. Как оскорбляли национальное достоинство. Стеснительный чеченский мальчик Рахим Баймерзаев рассказывал мне про одного из «группы захвата». «Мы сидели в доме, Паша Самохин почерк улучшал перед экзаменом. А он зашел, и спросил: «Кто тут главный самец?» Рахим ответил: «Я — не самец. Я — чеченец».

Стеснительный чеченский мальчик из Аки-Юрта, села на границе Ингушетии и Чечни. Щетинин с детьми строили мирный Кавказ. Эти, из подворотни, хотят взорвать что ли?

Я не могу выразить словами, как детей из разных концов России пугали сиротскими домами, если их немедленно не заберут родители, как давили на родителей по месту жительства люди, которым было дано указание во что бы то ни стало «прикрепить» детей к близлежащим школам, не дать вернуться в Текос — подневольные школьные работники, социальные педагоги, налоговые служащие, сотрудники полиции, приставы. Звонили, давили, требовали, уговаривали.

Когда школа опустела, приезжие сели в автобус, но вернулись и рыскали в темноте, не остался ли кто. Так искали в степи, в горах случайно затерявшихся от конвоя, от поголовной высылки. Называлось «зачистка».

Им надо было любой ценой зачистить школу от детей. Выслать отсюда. Вернуть в систему.

Это явление не описано в педагогике — депортация детства.

***

Такая тихая золотая осень выдалась нынче в Текосе в ноябре. Еще не облетевшая огненная, насквозь пронизанная светом листва. Красные, синие, зеленые крыши не похожих один на другой домов. Мостики, беседки, тропинки, укромные места, где вызревают мысль и чувства ребенка. И никого, пусто, нет детей.

На веранде одного из корпусов — оставленная детьми сменная обувь — аккуратно поставленные десятки пар сандалий и кроссовок. Будто в ожидании, что вернутся.

Щетинин сидит у русской печки, смотрит на огонь. Таким я его никогда не видел — постаревшим, вдруг в раз переменившимся. Он уже в другом мире. Временами выпадает, уснул, кажется, — и вдруг снова выныривает его голос.

«…Слово есть бог. Поэтому все из слова. Человек — чело века. Совесть — весть семени».

Откуда он это взял, раньше говорил санскрит, потом из «библиотеки звезд»… «Ну, это я так сочинил, чтобы не приставали.»

Звезды, со-весть, чело века — о чем мы говорим на фоне спецоперации.

Я спрашиваю, что в его жизненном путешествии, в творении разных миров, школ оставалось неизменно. И это оказывается так немудрено, просто. «Ребенок, — отвечает он, — человек.»

Ведь то же самое из века в век повторяют нам выдающиеся представители человечества, у которых мы ищем какие-то неразгаданные секреты, волшебные ключики, педагогические системы, забывая о главном, о чем они иногда обмолвятся: «Сердце отдаю детям». Жизнь свою, идя с ними в топку, глядя в жерло печи. Щетинин вспомнил о Корчаке.

«Человек, ребенок.., — говорит Щетинин. — Я всегда смотрел в человека, как в бездну. Внимательно. И сам становился человеком.»

Он говорит: «Я обратил внимание, что тот, в кого ты смотришь, наполняет тебя тем же. Интересом к тебе, любовью… Человек — лучшее, что сотворил бог, он сотрудник его».

Он смотрел в ребенка, в человека, как в бездну. Но если человек смотрит в бездну, другая бездна может заглянуть в него.

Вот она и заглянула в Текос.

***

«Все, кончилась эпоха», — сказал водитель, везший меня в Текос из заповедных мест, где находились щетининские ученики. Тридцать два несогласных строили со взрослыми проекты новых школ-поселений, о которых сказал водитель Дмитрий Юрьевич: «Если бы они размножились, — десять лет, и страна стала бы немного другой».

А Щетинин умер. Разорвалась артерия.

«Кончилась эпоха с уходом Михаила Петровича, — повторил водитель. — И в этом ведь все участвовали — книжники и фарисеи, лицемеры, судьи и палачи, наблюдающие, смотрящие. Теперь будет видно, что станут делать.

Каждый может сказать: я не виноват, не знал, я выполнял. Понтий Пилат чем кончил? — вдруг вспомнил он. — Сидел с собакой на лунной дорожке. И будет сидеть вечно…»

Миша был великий Мастер. И ушел как мастер. Его мир, школа, дети — роман. А что олицетворяет Маргариту? Может быть, любовь?

На похороны в Текосе собрались тысячи людей, так в истории, по-моему, не хоронили ни одного школьного учителя. Потом, как он и предполагал, — пена. Кто первый прокукарекает. С саблями на перевес. «Да кто он такой?» — «Великий русский педагог!» — «Да кто это вам сказал?» — «Секта! Секта!» …

26 ноября снова нагрянула бесовская комиссия. А 29-го дети соскучились и приехали в школу. Флаги были приспущены. На площадке для занятий хореографией дети вдруг начали танцевать, все дети, без музыки, молча. Это было такое потрясающее зрелище.

Над поселком шел дождь, сильный дождь — на площади, там, где длинный магазин, везде. И только над школой будто висел купол — дождя не было.

«Алексей Михайлович, тебе сколько лет?» — «Двенадцать». — «Нет, тебе вечность…»

***

Пройдет время, Михаил Петрович Щетинин войдет во всеобщую историю, в отличие от его гонителей-губителей, которые ничего из себя не представляют, пустое место.

Чего они там добиваются, в подземелье? Усидеть на месте, на которое вскарабкались.

Они живут в безмолвии, темноте и очень боятся света. На свету они скукоживаются, как шагреневая кожа, тают. Хватит темноты.

Анатолий Цирульников, ученый, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

Смотрите материал на сайте с фото и видео

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Детский поселок "Китеж" / Kitezh childrens community https://www.facebook.com/kitezhchildrenscommunity/

Алексей Леонов * СКУЛЬПТОРЫ УКРАИНЫ * Циклы: http://art-sculptor.com/team/aleksey-leonov/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

Все для детей - http://allforchildren.ru/

СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics

Киевский университет имени Бориса Гринченка ---- ЕЛЕКТРОННЕ НАВЧАННЯ ---- http://e-learning.kubg.edu.ua/

БЕЗКОШТОВНI ОНЛАЙН-КУРСИ В УКРАIНI - http://prometheus.org.ua/

Международный центр гуманной педагогики- http://ichp.org.ru/

Гуманная педагогика XXI век - https://www.youtube.com/channel/UCteNbDHEM33ciTLgHt4BUpw/featured

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего - http://www.delphis.ru/journal/sections/767

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/?q=humaneped/about_center.html

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/

«Академия гуманной педагогики Шалвы Амонашвили» http://amonashvili.com/ являет собой Образовательный и культурный Центр гуманной педагогики, который реализует образовательные программы для родителей и учителей, организует семинары, встречи, фестивали российского и международного масштабов, проводит психолого-педагогическую консультационную и просветительскую работу в рамках гуманного мировоззрения. Академия гуманной педагогики постоянно расширяет свою деятельность вместе с новыми единомышленниками и последователями.

Дистанционные курсы: Программа рассчитана на родителей, учителей, воспитателей, педагогов, психологов, руководителей школ, методистов. Объем программы 120 часов (52 лекционных, 72 практических). Дорогие друзья! В связи с тем, что многие из числа желающих не успели подать заявку на курс в прошлом наборе, мы объявляем дополнительный набор на Дистанционный курс гуманной педагогики. Вы можете подать заявку в разделе «Пройти курс обучения».

ВИДЕО С ПРОШЕДШИХ СЕМИНАРОВ с участием Шалвы и Пааты АМОНАШВИЛИ: https://xn--80aagyardii6h.xn--p1ai/videoseminar/

ДЛЯ ШКОЛ И ДЕТСКИХ САДОВ: реализация программ. Ш.А.Амонашвили и П.Ш.Амонашвили разработали образец авторской программы «Школа Жизни». Она рекомендована Координационным Советом МЦГП. На ее основе вы можете разработать авторские программы для своих школ и образовательных учреждений.

Руководителям школ и разного типа образовательных учреждений.

Дорогие коллеги!

Многие из вас не раз обращались к нам с просьбой помочь в создании авторской программы (концепции), основанной на принципах гуманной педагогики. С этой целью Ш.А.Амонашвили и П.Ш.Амонашвили разработали образец авторской программы «Школа Жизни». Она рекомендована Координационным Советом МЦГП (решение от 17.08.2013).

На ее основе можете разработать авторские программы для своих школ и образовательных учреждений. Ш.А.Амонашвили и П.Ш.Амонашвили готовы оказать вам помощь консультациями и, при необходимости, вести научное руководство. Для этого нужно будет зарегистрироваться на нашем сайте. Желаем вам успехов.

Школа Жизни Авторская программа для средней общеобразовательной школы, построенная на принципах гуманной педагогики СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Программа детского садика Басти-Бубу воспитательно-образовательная концепция детского садика. Основано на принципах Гуманной Педагогики (на русском языке) СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Программа «Школа жизни» создана для реальной поддержки учителей и воспитателей в их стремлении освоить гуманно-личностный подход к детям. Программа создана Ш.А.Амонашвили на основе богатого опыта, накопленного в нашей стране и за ее рубежами в 70-90-х годах.

Программа «Басти-Бубу» является воспитательно-образовательной концепцией на основе гуманной педагогики, созданной П.А.Амонашвили на основе опыта детского сада «Басти-бубу» (г.Тбилиси, Грузия). Обе программы разработаны в результате многочисленных запросов со стороны руководителей и работников образования. На данный момент программы служат отправной точкой для многих частных образовательных учреждений для реализации мировоззренческой педагогики Амонашвили.

Научно-просветительский педагогический журнал «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ» - http://www.pedagogika-cultura.ru/

Гуманная педагогика на странице Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии - https://www.roerich.ee/index.php?l=rus

РИСУНКИ САШИ ПУТРИ: http://putrya.3dn.ru/index/0-4

ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ: http://www.found-helenaroerich.ru/deti/new_epohe/

http://www.inter-pedagogika.ru/ - Этот сайт создан для преподавателей, родителей и студентов. Мне хотелось объединить всех людей, которым интересен внутренний мир Человека, его поиски, ошибки и взлеты. А педагогика как раз такая наука, которая может подсказать, как изучать и строить себя.

ДЕТЯМ: книги для детей, родителям о детях - http://www.nowimir.ru/KID/index.htm

КОСМОС В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ - http://www.nowimir.ru/DATA/040035_1.htm

Фонд "Оранжевый Верблюд". Независимый сайт творчества детей и молодёжи - http://orangecamelfound.ru/

КУЛЬТУРА – ВНУТРИ: http://innerlife.info/ - много интересных материалов на культурно-духовную тематику J

KARMIC THERAPY & DREAM YOGA: https://www.facebook.com/groups/909017412800327/ - В группе размещаются материалы по исследованию вопросов кармы и перевоплощений человека, йоге сновидений и методах кармической терапии, связанных с ними событиях и актуальных мероприятиях.

ТВОРИТЬ БЛАГО! - https://www.facebook.com/groups/centerSDRP/ Группа объединяет проекты и социальные инициативы, направленные на решение острых вопросов общества, оказание благотворительной помощи действительно нуждающимся в ней, акцентирует внимание на актуальных постах...

НОВОСТИ:

КУЛЬТУРА – ВНУТРИ: Публикации / Психология и воспитание:

Циклы в человеческой жизни и законы гармонии

Исследование ктн И.В.Лебедевой показывает, "что жизнь человека, как и всё в природе и Космосе, подчинена циклическому закону. Она не хаотична, но имеет ярко выраженную направленность. Человек должен пройти и пережить полный опыт в материи, любить, страдать, развить все свои способности и вернуться в духовный план обогащённым и более духовно зрелым, чем был до начала своего воплощения. То, что каждый из нас возьмёт с собой в новую жизнь, зависит от того, как он здесь потрудился и что сумел уяснить. Будем смотреть на жизнь с упованием и делать лучшее, на что способны. Мы должны осознать свои прошлые и нынешние ошибки и выполнить своё предназначение. Эта задача достойна человека как искры Божьей на Земле."

Детальнее на сайте

Может ли реклама быть красивой и привлекательной?

К недавнему дню работников рекламы предлагаем Вашему вниманию выступление в Клубе рекламы (г. Бангалор, Индия, 1968 г.) художника и гуманиста Святослава Рериха на тему "ИСКУССТВО В РЕКЛАМЕ". 23 октября исполнилось 115 лет со дня рождения С.Н.Рериха. Он говорил: "Привнося искусство в рекламу, стараясь создать более привлекательные и выразительные средства коммуникации, мы в огромной степени способствуем делу общественного благосостояния и образования. Давайте спросим себя — может ли реклама быть красивой, и ответим: «Да, она может быть красивой». Может ли она быть привлекательной? Да, она может быть привлекательной и действенной. Она может внести определенный вклад в нашу каждодневную жизнь, и к этой цели мы и должны стремиться."

Детальнее на сайте

Шри Ауробиндо о психоанализе Фрейда

Одним из немногих, кто достиг в ХХ-ом столетии по оценке Махатм Востока очень высокого уровня сознания, был великий индийский йогин, гуру и основоположник Интегральной йоги, философ, поэт Шри Ауробиндо (15.08.1872 - 05.12.1950). Вашему вниманию предлагаем размышления мастера о сути психоанализа Зигмунда Фрейда в контексте практики йоги и трансформации низшего бессознательного в человеке. Сам Фрейд говорил К.Г.Юнгу, что он исследовал только нижние этажи психики человека, тогда как другие пойдут дальше. Философию Шри Ауробиндо относят к неоведанте (Интегральной Веданте), поскольку он развил концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации материи.

Детальнее на сайте

59 ИДЕЙ ДЛЯ СОВМЕСТНЫХ ИГР С РЕБЕНКОМ

Родителей, которых заперли на карантине с маленькими детьми, спасут не туалетная бумага и гречка, а здоровый сон и идеи, как занять ребенка с пользой. Публикуем порцию ценных рекомендаций, чем заняться на карантине с детьми, от детского психолога Светланы Ройз, запустившей в своем блоге проект «Карантинное Ребенковедение». Тема выпуска - совместные игры.

Детальнее на сайте

Более 100 000 произведений искусства из коллекций парижских музеев теперь доступны бесплатно онлайн

На то, чтобы оцифровать шедевры живописи, гравюры, сфотографировать старинные монеты и другие произведения искусства, у сотрудников музеев ушло три года.

Детальнее на сайте

Лучшие онлайн-трансляции экскурсий и спектаклей

Коронавирус вносит свои коррективы в жизнь людей по всему миру. Музеи, театры, учреждения культуры массово закрываются, вводятся ограничения по посещаемости и карантин. Чтобы люди не чувствовали себя оторванными от жизни и мира, в частности, от мира искусства, многие театры и музеи переходят в режим онлайн-трансляций. Что и когда можно посмотреть и послушать в интернете онлайн – в обзоре журнала об искусстве Точка ART.

Детальнее на сайте

Сергей Капица о глобальных проблемах мира и равновесия

После крушения науки в нашей стране я был вынужден провести год за границей – в Кембридже, где я родился. Там я был прикреплен к Дарвиновскому колледжу; это часть Trinity College, членом которого когда-то был мой отец. Колледж занимается преимущественно заморскими учеными. Мне дали небольшую стипендию, которая меня поддерживала, а жили мы в доме, который построил отец. Именно там, благодаря совершенно необъяснимому стечению обстоятельств, я наткнулся на проблему роста народонаселения.

Детальнее на сайте

Музеи распахивают виртуальные двери

Музеи Европы, Азии, Америки и Израиля распахнули свои виртуальные двери перед посетителями – бесплатно до окончания пандемии. Пустив в ход новейшие диджитальные платформы, они сделали доступными свои сокровища для затосковавших в условиях карантина ценителей искусства.

Детальнее на сайте

Нейробиологии нужны новые идеи

История метафор, стоящих за исследованиями мозга, стоит перед темным прошлым и тревожным будущим. Стивен Каспер

Детальнее на сайте

Римский клуб, юбилейный доклад. Вердикт: «Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!»

Руководители «Римского Клуба» и его ведущие эксперты пришли к однозначному выводу о неизбежности коренной смены парадигмы развития нашей цивилизации. Жёсткая критика капитализма, неприятие финансовых спекуляций, отказ от материализма и упрощенного понимания мира, призыв к альтернативной экономике, «новому Просвещению», духовно-нравственному мировоззрению, единой планетарной гармоничной цивилизации – такова ныне повестка будущего развития, предлагаемая Римским Клубом.

Детальнее на сайте

Музыка вызывает универсальные эмоции

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Science, музыка различных культур универсальна для человеческого восприятия. В мелодиях есть общая единая тема и структура: танцевальные ритмы хоть в Африке, хоть в Европе побуждают танцевать, а колыбельные – успокаивать. Иначе они не выполняют своего предназначения.

Детальнее на сайте

Программа видеоконференции 20 марта 2020 «XIX МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ВОЛЯ ЕСТЬ ДРАГОЦЕННЕЙШАЯ ПОБЕДА» - ПОСВЯЩЕНИЕ ВЫДАЮЩЕМУСЯ ПЕДАГОГУ СОВРЕМЕННОСТИ М.П. ЩЕТИНИНУ (1944 — 2019)»

14.00–14.10

∙ Открытие Чтений. Вводное слово о программе и режиме работы.

∙ Гимн Гуманной Педагогики

14.10-14.20 СЛОВО О МИХАИЛЕ ПЕТРОВИЧЕ ЩЕТИНИНЕ. Щетинин-мыслитель. Инна Алексеевна Бирич, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социальных наук ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет", Рыцарь гуманной педагогики (Москва, Россия).

Включение из села Текос, Краснодарского края.

14.20–14.40 Включение из п. Текос. Лицей комплексного формирования личности детей и подростков. Петр Михайлович Щетинин. Ирина Вячеславовна Крылова. Артем Симонович Соловейчик. ШКОЛА ЩЕТИНИНА – ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ. Гений синтеза лучшего опыта педагогов-новаторов России Михаил Петрович Щетинин нашел решения основным проблемам современного образования, вместе с командой соратников разработал, воплотил и апробировал высокоэффективный процесс образования. Принципы Педагогики Щетинина. Достижения Школы Щетинина. Будущее Лицея Щетинина.

14.40 – 15.15 Шалва Александрович Амонашвили, МАСТЕР-КЛАСС «О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ» академик РАО, почетный президент Международного Центра гуманной педагогики

15.15 - 15.30. Виктория Федоровна Бак, кандидат педагогических наук, учитель биологии НВК № 11, Отличник образования Украины, Рыцарь гуманной педагогики (г.Бахмут, Украина). ВОЛЯ К УТВЕРЖДЕНИЮ НОВЫХ СМЫСЛОВ В ОБРАЗОВАНИИ. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ. Ведущая идея: «Человек – носитель внутренней бесконечности» Павел Флоренский. «Чем управляются мысли? Волей. Что такое воля? Огонь духа, вызванный к действию».

15.30- 15.45. Гульжан Амангельдиевна Омарова, кандидат педагогических наук, в.н.с. Института гармоничного развития человека ННПООЦ "Бобек", ст. преподаватель кафедры КазНу им. Аль-Фараби, Рыцарь гуманной педагогики (Алматы, Казахстан). «НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ НА ЗОВ ДЕТЕЙ О ВОДИТЕЛЬСТВЕ» Сауле Губайдуллиновна Хожамуратова, академик Международной академии информатизации, старший научный сотрудник Института гармоничного развития человека ННПООЦ "Бобек".

15.45 – 16.00 Валентины Войциша. учитель русского языка и социальных знаний Государственного образовательного центра Латвии школы " Лауренчи", эксперт проекта "Школа 2030" , магистр, Рыцарь гуманной педагогики (Сигулда, Латвия). ДИСЦИПЛИНА ДУХА – КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СВОБОДНОЙ ВОЛИ. ДИСЦИПЛИНА И СВОБОДА НА УРОКЕ Ведущая идея: «Основная задача учителя в школе состоит в таком преподавании детям достижений человеческого опыта, чтобы эта нагрузка чужого опыта не подавляла собственную душу ученика». Михаил Пришвин

16.15–16.30 Игорь Александрович Киршин, кандидат педагогических наук, руководитель образовательного центра «Солнечный сад», руководитель Калининградского отделения ООО «Центр гуманной педагогики», почетный работник общего образования РФ, Рыцарь гуманной педагогики (г. Калининград, Россия) «ПИСЬМА СВОЕМУ РЕБЕНКУ» Ведущая идея: Письмо ребенку – торжество любви и веры.

16.30-16.45 Людмила Николаевна Доля, преподаватель математики Лебединского педагогического колледжа им. А. С. Макаренко (г. Лебедин, Украина). ЩЕДРОСТЬ МАТЕМАТИКИ В ВОСПИТАНИИ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА. Ведущая идея: «Математика учит мыслить и, вместе с тем, вселяет веру в безграничные силы людского ума. Она воспитывает волю и характер» Василий Сухомлинский.

16.45 – 17.00 Игорь Олегович Эрметов, врач-стоматолог высшей категории, Рыцарь гуманной педагогики (г. Киев, Украина). МЕЖДУ ВДОХНОВЕНИЕМ И СТРАХОМ. О ДОБРОЙ ВОЛЕ ВЗРОСЛОГО В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. Ведущая идея: Страх и любовь в сердце взрослого рождают страх и любовь в сердце ребенка. Найти волю и силу разобраться в своем сердце и дарить ребенку только любовь - миссия взрослого в жизни ребенка.

17.00-17.15 Татьяна Леонидовна Павлова, кандидат педагогических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Психология детской одаренности», профессор ФГБОУ ВО «Новосибирский Государственный педагогический университет», Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Кавалер золотого знака «Достояние Сибири» в области образования, Рыцарь гуманной педагогик (Новосибирск, Россия); Людмила Леонидовна Юрлова, кандидат биологических наук, кризисный психолог, эксперт в области эмоционального интеллекта и родительской компетенции ООО Компании Форсайт Консалтинг (Новосибирск, Россия) «В пространстве «воля – неволя». Как найти золотую середину?» «Для взрослого человека Воля – это фактор развития и саморазвития. А для ребенка? Как воспитать волю и не подавлять ее? Как направить волю в русло развития? Наличие воли делает человека свободным?»

17.15–17.30 Ирина Германовна Путинцева Почетный работник образования РФ, Заслуженный работник образования Новосибирской области, Депутат Совета депутатов города Новосибирска, директор образовательного центра «Горностай», Рыцарь гуманной педагогики (Новосибирск, Россия) «ШКОЛА ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ. ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА. УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ. ЧЬЯ ВОЛЯ?»

17.30–18.00

Паата Шалович Амонашвили, президент Международного Центра гуманной педагогики, доктор психологических наук, писатель, Рыцаря гуманной педагогики, Тамрико Схвитаридзе, главный продюсер детского художественного центра «Басти Бубу», Рыцаря гуманной педагогики (г. Тбилиси, Грузия) "Воспитательная сила воли" Ведущая идея: Как найти в себе волю и вдохновение для воспитания собственными образами.

17.30-18.00

Завершающее слово Ш.А. Амонашвили, Объявление места проведения и темы ХХ Международных чтений по гуманной педагогике.

18.10-18.56

Премьера фильма «Школа Щетинина | Текос | 2020»

« Фильм о Лицее Щетинина. 2020 г. Мы не перестанем бороться за этот лицей! Потому что Лицей Щетинина - это не просто место! Это ОБРАЗ ЖИЗНИ! Это ОБРАЗ МЫСЛИ! Это ОСОЗНАННОСТЬ, СОЗНАНИЕ И СОЗИДАНИЕ! Школе Щетинина Жить!!! Если Вам небезразлична судьба Лицея, ПОДДЕРЖИТЕ НАС! Ставьте лайки! Делайте репосты наших видео! Публикуйте Свои видео и/или текстовые обращения на своих страницах с хештегами #школещетининажить #отзывошколещетинина #лицейщетинина »

Смотреть запись вебинара Чтений

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное