Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новый день с FinancialFamily!

  Все выпуски  

Новый день с FinancialFamily! 26 апреля


Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Коммунальный бизнес: есть ли будущее у коворкингов". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru

Коммунальный бизнес: есть ли будущее у коворкингов

Автор статьи: Ксения Наумова, forbes.ru

В 2013 году американский Forbes привел цифру: по данным Telework Research Network, каждый пятый американец работает из дома. В 2015 эта цифра, согласно докладу Института технологий Нью-Джерси, выросла уже до 45%. Правда, в обоих случаях имелись в виду люди, которые работают из дома несколько раз в неделю. Как бы то ни было, тенденция очевидна — эти показатели увеличиваются с космической скоростью не только в США, но и во всем мире. В том числе в России.

Вполне возможно, что в ближайшем будущем коворкинги станут основной формой организации рабочего времени. Представьте, что вы сможете выбрать симпатичный общий офис у дома или рядом со школой ребенка и радостно социализироваться, не превращаясь при этом в офисный планктон, собирающий сплетни у кулера. Средняя стоимость коворкинга может стать важным фактором при выборе района, города или даже страны для жизни — как сейчас аренда квартиры и уровень налогов.

Правда, затащить в коворкинги публику, за счет которой сейчас происходит основной прирост армии удаленных работников, пока оказывается не так просто. Речь о тех, кого сократили или отправили домой решением сверху, когда работодатель решил начать экономить на офисных площадях. Парадоксально, но большинство таких сотрудников предпочитают в самом деле работать из дома. Причины тут скорее психологические, чем экономические: это люди определенного склада, привыкшие к дисциплине, и для них работа в публичном пространстве — признак излишнего свободомыслия. Кроме того, коворкинг стоит денег, а наемные работники не привыкли вкладывать личные средства в рабочие инструменты.

Фрилансеры, которых народное мнение считает основными клиентами коворкингов, тоже не стали ядром аудитории.

Вольнонаемные работники творческих профессий — журналисты, пиарщики, дизайнеры, SMM-щики, блогеры — обычно предпочитают коворкингам кафе с хорошим флет-уайтом и шустрым вайфаем (поэтому многие из них заделались заодно и экспертами по кофе): это больше соответствует их, скажем так, мировоззрению, к тому же это дешевле.

Но потребность в коворкингах все равно растет: с 2006 года число рабочих мест в коворкингах увеличивается вдвое каждый год. В основном это происходит за счет новых бизнесов — именно они сейчас создают наибольшее количество рабочих мест в развитых странах. Небольшая команда обычно покупает сразу несколько мест, и по мере того как приходят новые сотрудники, просто докупает места в общем пространстве. Командам многие коворкинги гарантируют, что за ними будут зарезервированы рабочие места и они смогут сидеть вместе.

Создатель российской сети коворкингов «Рабочая Станция» Михаил Комаров говорит, что людей, работающих по тарифу «Гость», то есть арендующих рабочее место время от времени, сейчас не больше 20%. Остальные 80% — это те, кто вносит ежемесячную плату и работает из коворкинга каждый день.

Спрос на места постоянно растет, вместе с ним растет и сеть: тех же «Рабочих Станций», например, в Москве уже три, и сеть начала открывать филиалы в регионах. «Мы развивались бы и быстрее, но поиски помещений под новые коворкинги занимают очень много времени», — говорит Михаил Комаров. Зато внимательный подход к подбору помещения обеспечивает лояльность клиентуры. Так, в списке требований к новому помещению есть такие:  «потолок от 3 м» и «большие окна, желательно в пол». К оформлению интерьеров в «Рабочей Станции» тоже подходят внимательно (и не только потому, что Комаров по первому образованию дизайнер интерьеров): их коворкинги не раз попадали в подборки самых красивых рабочих пространств Москвы и Петербурга. Коворкинг уже не просто офисная недвижимость, а объект индустрии гостеприимства, как отель, кафе, ресторан или спортивный клуб, который напрямую зависит от впечатлений клиентов, отзывов и сарафанного радио.

Новые конкуренты появляются каждый месяц, и даже крупные корпорации недвижимости и девелоперы уже давно почуяли, что коворкинги — дело прибыльное и с большим будущим. И с ними бороться независимым рабочим пространствам с антрепренерским духом будет сложнее всего.

Коворкинг — бизнес с высокими рисками. Во-первых, помещение редко бывает в собственности, и значит, по истечении срока аренды владелец волен повысить цену — такое, например, очень часто происходит в США, где рынок коворкингов уже достаточно разогрет. Кроме того, это бизнес, который требует неусыпного контроля: не дай бог начнет тормозить интернет, закончится бесплатный кофе или под гостями начнут скрипеть дешевые стулья.

Существуют модели, которые позволяют использовать помещение, которое занимает коворкинг, в разных ипостасях, чтобы оно не простаивало. Например, вечером, когда пиковые часы окончены, сдавать его под лекции. А один из самых известных коворкингов в Сан-Франциско, Сovo Coworking, активно рекламируется как кафе до 10 утра и как бар после 7 вечера.

Но один из самых надежных способов минимизировать риски в этой индустрии — масштабирование, то есть запуск сети. Это способ повысить прибыль — срок окупаемости коворкинга составляет в среднем год — и возможность занять как можно большую долю растущего рынка на раннем этапе. Большинство пионеров индустрии за те 7–8 лет, что прошли с начала коворкинг-бума, успели вырасти в сети. Некоторые из них фактически стали новыми корпорациями и обзавелись корпоративными же клиентами. Например, Dell является одним из ключевых клиентов крупнейшей в мире сети коворкингов WeWork, а сотрудники Silicon Valley Bank часто работают из коворкинга Galvianize в Сан-Франциско.

Так что скоро, может статься, у каждого из нас будет лежать в кошельке членская карта одной из сетей коворкингов. Если еще не лежит.

Самые известные сети коворкингов

«Рабочая Станция» (Россия)

Стартовав в 2012 году, когда владельцу студии веб-разработки Михаилу Комарову самому понадобился офис в Москве, «Рабочая Станция» из симпатичного павильона в Парке Горького превратилась в самую динамично развивающуюся сеть коворкингов в России — из тех, что не связаны с компаниями недвижимости. Первый коворкинг окупился уже в первый год, и с тех пор все доходы вкладываются в развитие бизнеса. Так, например, коворкинг на ArtPlay строился на доходы от точки в Парке Горького. Станция Plaza на Бутырской заточена уже под более крупные бизнесы, и при ней есть даже капсульный отель. Недавно открылся и коворкинг в Оренбурге, в индустриальном парке «Оренбургский платок».

Основной контингент «Рабочей Станции» — российские стартапы и небольшие компании с потенциалом развития: им выгоднее снимать не офис, а покупать места в коворкинге, чтобы в любой момент можно было посадить новых сотрудников, в том числе временных.

The Hive (Гонконг, Таиланд, Сингапур)

Азиатская сеть коворкингов, у которой на данный момент семь точек: пять в Гонконге и два за его пределами. Основатель сети, англичанин Констант Теддер, собирается расширять бизнес и дальше: в планах Джакарта, Хошимин, Тайпей и, возможно, Шанхай.

Один из гонконгских коворкингов —The Hive Studios — работает как фотостудия со всем необходимым оборудованием. Еще один, Maker Hive — как площадка для дизайнеров и «мейкеров»: здесь установлены, например, 3D-принтеры, гравировальные станки, паяльные станции и прочие полезные для ручного труда штуки.

Club Workspace (Англия)

Сеть лондонских коворкингов с 18 точками в разных районах Большого Лондона. В отличие от большинства пионеров и идеологов этого направления вроде WeWork, Club Workspace — детище не молодых антрепренеров, а солидных (в том числе в смысле возраста) британских бизнесменов с бэкграундом в недвижимости и девелопменте. Большинство помещений находятся у компании в собственности, что создает огромное конкурентное преимущество. Большинство коворкингов Club Workspace открылись в зданиях бывших фабрик и складов, а самый центровой, на Флит-стрит, расположен в обычном офисном здании, где часть пространств сдается вполне традиционным способом — без мебели, с заключением договора долгосрочной аренды.

Ставка в Workspace делается на практичность: никаких баров после окончания рабочих часов, но в Лондоне этим никого не смутишь — можно той же веселой компанией перебраться в ближайший паб. По сути, это старая модель получения прибыли от сдачи в аренду офисных помещений, просто с небольшими модификациями. Но весьма вероятно, что в будущем таких коворкингов, заменяющих традиционные офисы, станет намного больше: именно они, скорее всего, вынудят более креативные пространства снижать цены и выдавят некоторых из них с рынка. Поживем — увидим.

Urban Station (Южная Америка и Египет)

Южноамериканская сеть коворкингов c 19 точками в пяти странах, в том числе в Египте. Возникла сеть примерно в то же время, что и все остальные, — в 2009 году, сразу после мирового кризиса. Первые коворкинги открылись в Буэнос-Айресе, где, по данным исследования GEM (Global Entrepreneurship Monitor, Глобальный мониторинг предпринимательства) до 12% жителей заняты той или иной предпринимательской деятельностью.

Козырь Urban Station — яркий дизайн, и расположены они, как правило, в оживленных и довольно дорогих района города, что делает их привлекательными в том числе для фрилансеров и бизнес-туристов. В Мехико, например, коворкинг находится в Поланко, районе дорогих отелей и бутиков. Команда основателей (а это четверо аргентинцев с бизнес-бэкграундом) говорит, что планирует расширяться и дальше: в США и в Канаде.

WeWork

Самая крупная в мире сеть коворкингов, основанная Адамом Ньюманом, израильско-американским бизнесменом, который вырос в кибуце в Бер-Шеве. По его словам, именно это помогло ему понять, что возможность общения и обмена идеями — это мощнейшее дополнительное преимущество коворкинга.

Сейчас у WeWork 167 точек в 43 городах и 15 странах. И все это — всего за семь лет: первый коворкинг в Бруклине открылся в 2010 году.

В хипстерских кругах коворкинги Ньюмана ценят за дизайн, совместные вечеринки и бесплатное пиво, в деловых — за гибкую систему тарифов и возможность не только арендовать офис, в том числе в отдельной комнате, но и, например, получить услуги бухгалтера и прочего бэк-офиса.

В прошлом году WeWork запустил новое направление «коливинг» (co-living): WeLive, нечто среднее между апарт-отелем и общежитием. В рамках этого направления Ньюман и команда собираются брать в аренду здания, в которых все квартиры сдаются на несколько дней или месяцев, жильцы могут пользоваться дополнительными услугами вроде прачечной и уборки, плюс для съемщиков организуются совместные развлечения — например, прачечная может вечером превратиться в бар.

Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы:

Малый бизнес

Планирование

Долги и кредиты

Тайм-менеджмент

Сбережения

Инвестирование

Интересно знать


В избранное