Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ваш простой бизнес-помощник

  Все выпуски  

Российский стартап запустит продажи коннектора для соединения домофона и смартфона


Ваш простой бизнес-помощник

Выпуск от 2014-05-20

Российский стартап запустит продажи коннектора

для соединения домофона и смартфона


 Компания «Хорошие штуки» собирается продавать простое устройство, которое позволит открывать входную дверь в подъезд или частный дом из любой точки мира — с помощью смартфона или планшета. Это уже умеют дорогие IP-видеодомофоны и системы «Умный дом», но гаджет iKtotam позволит интегрироваться с мобильными устройствами самым обычным домофонам. Накануне майских праздников РБК изучил опыт стартапа, благодаря которому хозяева квартир смогут мониторить обстановку перед входом в свой подъезд в режиме онлайн.

Российский стартап iKtotam собирается войти на рынок домофонов за счет расширения функционала этих устройств. Создатели компании придумали коннектор, который встраивается между кнопкой звонка и трубкой домофона и переадресует вызовы на смартфон хозяина квартиры (см. Как это работает). На разработку и тестирование  прототипа у предпринимателей ушло около 28 тыс. долл. При этом они планируют до конца 2014 года продать в России несколько тысяч устройств на общую сумму 200—600 тыс. долл. Если этот план сработает, стартап готов начать экспансию на рынки СНГ и США.
Первую партию в 1 тыс. устройств основатели iKtotam планируют выпустить на рынок в начале осени. В сентябре, надеются предприниматели, приложение для «умного» домофона появится в App Store, в октябре — в Google Play. Владельцы смартфонов и планшетов смогут скачать его бесплатно. Розничная цена самого устройства составит не больше 200 долл. Фишкой своего товара основатели компании называют то, что он способен сделать «умным» почти любой российский домофон (iKtotam connector работает с 90% систем домофонов в России). Возможно, обеспеченная аудитория и готова платить несколько десятков тысяч долларов за продвинутые IP-домофонные системы и оборудование для «умного дома» (см. «Видеоглазок XXI века»), но массовой аудитории нужен недорогой продукт, который «прокачает» уже установленное в квартиру переговорное устройство.

Домофоны остаются в России самым популярным устройством для обеспечения безопасности. Опрос на сайте РБК, проведенный в марте 2014 года, показал, что их используют около 36,5% россиян. Наиболее популярны аналоговые устройства, которые предполагают функцию видеозвонка. По словам Ивана Ерощева, технического директора ООО «Новый город» (устанавливает системы «умный дом»), такие средства видеосвязи продаются в супермаркетах в виде коробочных решений, их цена начинается от 85 долл. Также на рынке распространены цифровые домофоны — они просты в монтаже, для их установки не требуется протягивать отдельный кабель в квартиру каждого жильца.

От идеи до прототипа

Автором первоначальной концепции домофонной «приставки» iKtotam стал Андрей Востриков, владец небольшой студии промышленного дизайна, придумавший осенью 2012 года идею беспроводного звонка, который бы интегрировался со смартфоном. По сути, речь шла о создании аналога нашумевшего Wi-Fi-«глазка» от американского стартапа Doorbot: гаджет также позволяет увидеть посетителей на экране смартфона, причем его камера может менять угол изображения. Doorbot за время своей работы привлек более 1 млн долл. финансирования. Выпускаемое компанией устройство в российских интернет-магазинах стоит в среднем 10—13 тыс. руб. На сайте Doorbot его можно купить за 7,5 тыс. руб., правда, россиянам придется оплатить еще и стоимость доставки из США.
Востриков учредил компанию «Хорошие штуки» для реализации «умных» решений для дома и пригласил в нее Алексея Урбанского и Андрея Кнауса — разрабатывать новый гаджет. Втроем предприниматели сделали прототип «умного» звонка, но, по их собственным оценкам, он вышел слишком дорогим для массового покупателя. Поэтому спустя полгода они переключились на более дешевое устройство-«посредник», которое, помимо видеонаблюдения, могло бы предоставить пользователю доступ к дополнительным облачным сервисам. В том, что функционал необходимо менять, основателей стартапа убедили результаты опроса, который они провели среди 1,5 тыс. своих знакомых и друзей в социальных сетях.

Прототип iKtotam connector появился зимой 2014 года. На выпуск нескольких опытных образцов на азиатских заводах у Вострикова, Урбанского и Кнауса ушло около 3 тыс. долл. Разработка ПО для устройства и приложений для iOs и Android, планирует Урбанский, обойдется еще более чем в 80 тыс. долл. Пока создатели iKtotam потратили на софт около 25 тыс. долл. Сейчас разработчики следят за американским стартапом Spark Core, который «поднял» на краудфандинговой площадке Kickstarter более 560 тыс. долл. для запуска продаж универсальных Wi-Fi-модулей, способных подключать любую технику к беспроводному Интернету. Возможно, iKtotam будет использовать гаджеты американской компании.

 
Как это работает
 
 В гаджет встроен Wi-Fi и Bluetooth-модули, процессор, аккумулятор и видеоконтроллер. Пользователь настраивает подключение iKtotam к домашней сети Wi-Fi через Bluetooth, устанавливает мобильное приложение. После этого клиент сможет посмотреть со своего смартфона, кто стоит за дверью, ответить на звонок и открыть дверь — из любой точки мира, где есть Интернет. Все записи «умного» домофона хранятся на облачном сервере, их можно посмотреть и в приложении, и через веб-интерфейс. В планах компании — позволить коннектору автоматически распознать, что его корпус взламывают, и залить в архив видео своих «последних минут». Также iKtotam connector можно будет использовать как персональный автоответчик.

Стратегия продаж

Первыми покупателями iKtotam connector, планируют Востриков, Кнаус и Урбанский, станут владельцы дорогих домов и гаджетоманы. Чтобы выйти на массовый рынок, предприниматели планируют с осени рекламировать свой продукт в Интернете. Главная аудитория компании — те, кто хотели бы видеть посетителя на экране смартфона, чтобы открыть ему дверной замок нажатием клавиши, но не готовы при этом тратиться на покупку системы «Умный дом» (чек начинается от 2,5—5 тыс. долл.).

Хотя стартап запустит продажу устройств через собственный сайт, основным каналом продаж, рассчитывают предприниматели, станет сеть дилеров-партнеров. В принципе, самостоятельно подключить iKtotam connector совсем несложно — достаточно лишь обесточить квартиру и завести в новый гаджет провода из обычного или видеодомофона. Но, полагают предприниматели, большинство покупателей захотят заказать установку девайса силами сервисной бригады (сегодня установка домофона хозяевам квартир и домов обходится в среднем в 40—70 долл.).
Сейчас iKtotam ведет переговоры с несколькими компаниями, устанавливающими в многоквартирные и частные дома обычные домофоны. Стартап предлагает им свое устройство с дилерской скидкой около 25%. Если будущие партнеры проявят значительный интерес, первая партия может быть масштабнее (до 3 тыс. штук), надеется Урбанский.

«Расширение возможностей информационных систем путем интеграции с мобильными устройствами — серьезный тренд, — говорит Кирилл Зеленицын, руководитель российского представительства компании Comelit Group (производитель видеодомофонных систем и систем видеонаблюдения). — iKtotam в этом смысле выходит на перспективный рынок и, разрабатывая универсальное устройство для разных производителей домофонов, может добиться успеха». Предположительные объемы поставок устройств от iKtotam Зеленицын комментировать отказался.

Планы по обе стороны Атлантики

К концу 2014 года стартап планирует продать несколько тысяч устройств. Если компании удастся договориться с международными дилерами по поставке домофонов, то в ближайшие годы iKtotam намерен предложить свое оборудование и покупателям в странах СНГ. Розничная цена устройства на новых рынках останется прежней.
Впрочем, основатели iKtotam не исключают, что через несколько лет начнут экспансию на рынки США и Европы. Пока за рубежом продаются в основном домофоны со встроенной функцией переадресации видеовызова на смартфон. Конкуренцию российской команде на рынке девайсов-«дополнителей» пока может составить лишь немецкая компания Visiomatic, которая продает систему visiTor (также состоит из коннектора и приложения). В базовой версии к одному устройству visiTor можно подключить не более пяти устройств. Приложения visiTor доступны на английском, немецком и русском языках. Система уже умеет делать снимки посетителей дома и сохранять информацию о дате и времени их прихода. В Visiomatic пояснили, что коннектор visiTor в базовой версии стоит 800 евро (около 1,1 тыс. долл.), а подключение пяти дополнительных устройств  к тому же коннектору обойдется еще в 130 евро (почти180 долл.).
Завоевать долю на зарубежном рынке российский стартап планирует в том числе благодаря дополнительным функциям iKtotam connector и облачным видеосервисам для пользователей. О конкретных новых возможностях гаджета и их будущей стоимости основатели стартапа пока молчат. Для доработки функционала устройства и продвижения его на западных рынках стартап планирует привлечь около 1 млн долл. на несколько лет.
iKtotam — не единственный российский стартап, который решил заработать на новых функциях для домофонных систем. Об одной из других историй см. «Домофонное радио».

 
«Видеоглазок XXI века»

«Умными» устройствами в доме уже никого не удивишь: функцию контроля с iPad/iPhone через веб-интерфейс или голосом можно «вшить» в любой предмет бытовой электроники или деталь интерьера — от лампочки в коридоре до робота-пылесоса. Не оказались исключением и домофонные системы. Около двух лет назад на российском рынке появились IP-домофоны, которые подключаются к локальной интернет-сети и могут пересылать видео- и аудиозвонки своим владельцам на экран смартфона. Мобильные приложения позволяют принимать с IP-домофона уведомления о том, кто звонил в дверь в отсутствие хозяина, а также записывать на видео происходящее на пороге в постоянном режиме. Настройками безопасности IP-домофонов также можно управлять удаленно.
По оценкам Романа Заяца, инженера компании «ЗидКом» (продает IP-системы немецкой компании Siedle), средний «комплект» для такого домофона (вызывная панель, сервер, возможность трансляции информации на одно устройство) обходится в 8,2 тыс. долл., причем подключение к системе каждого нового устройства иногда приходится оплачивать дополнительно. Заяц считает, что в России на IP-домофоны приходится не более 5% рынка домофонных устройств. «Ежемесячно мы получаем десятки звонков от людей, которые интересуются новинкой, но покупают — единицы», — говорит он. Алексей Нефедов, бренд-менеджер группы компаний «Эликс» (дистрибьютор IP-домофонов компании BAS-IP), пояснил РБК, что на российском рынке представлено не менее 20 брендов IP-домофонов, а минимальная стоимость системы по рынку составляет 650—700 долл.
 
Домофонное радио

Казанская компания «СпикФон» позволяет компаниям и социальным службам транслировать через домофоны рекламные сообщения. Для этого к домофону нужно подключить специальный модуль (он стоит около 2,5 тыс. руб.) — и устройство будет включаться каждый раз, когда жилец входит в подъезд или выходит из него, а также пока гость ожидает ответа после набора номера квартиры. Сетка «вещания» «СпикФона» (программа «Город») включает 28 блоков вещания в неделю, из которых 20 отводятся бесплатным социальным объявлениям — служб ЖКХ, местных администраций, полиции, «Почты России» и т.д. Остальное время отводится под коммерческие объявления, в том числе для коммерческих компаний. Сообщение длительностью от 5 до 10 секунд обходится рекламодателю в 30—40 коп. Около 50% чека уходит домофонным компаниям, которые подключили свой домофон к «СпикФону», 20% — рекламному агентству, которое «привело» клиента. Сейчас домофонные компании в двух городах России заключили договоры на подключение 2,5 тыс. домофонов к системе «СпикФон». Также система «СпикФон» (программа «ЧС») используется для экстренного оповещения жильцов дома — она может транслировать рекомендации по поведению при той или иной катастрофе в динамик трубки домофона. «СпикФон» оцифровал более 30 сообщений МЧС и оснастил такой системой 700 домофонов в Казани в рамках коммерческого контракта с ведомством. Сейчас «СпикФон» тестирует программу «Красный домофон» (вызов полиции с панели домофона и фото потерпевшего с помощью камеры домофона) и оснащает подъездный домофон функцией замера расхода воды, тепла и электричества — как на весь подъезд, так и на каждую квартиру в отдельности. Также стартап тестирует модули для использования в интерактивных зеркалах — ими можно оснастить лифты или площадки этажей в подъездах для проведения опросов жильцов и для видеозвонков между жильцами. Как зарабатывать на новых системах, основатели стартапа пока не знают.
 
 
Сергей Теплов,  генеральный директор технопарка «Строгино»:

Стартап реализует довольно необычную идею в качестве дополнения к гаджетам. Функции гаджета, несомненно, обеспечат удобство пользователям, в том числе мониторинг за происходящими событиями у двери. Но, на мой взгляд, стоимость устройства окажется слишком высока для российского рынка. Также барьером для развития бизнеса станет относительно низкое у нас в стране проникновение смартфонов и качественного Интернета, вследствие чего рынок не так широк, как хотелось бы. Я бы советовал разработчикам также обратить внимание на обеспечение безопасности — могут быть риски случайного открытия двери. Также важно, чтобы приложения были устойчивы к вирусам.


Автор статьи: Елена Краузова


В избранное