Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости интернет-магазина "Намосте Индия" Классический индийский танец


ИНДИЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.


Индийский классический танец является уникальным явлением, не имеющим аналогов в танцевальном искусстве. Своими корнями он уходит в глубокую древность. Техника танца была описана еще в трактате о театральном искусстве "Натьяшастре". Индийский классический танец всегда наполнен конкретным содержанием.
Каждое движение рук, ног, глаз, бровей и других частей тела имеет свое значение, поэтому индийский классический танец можно читать., воспроизводя в своем сознании не только настроение и поведение танцующих, но и диалоги, ведущиеся между ними. Для непосвященных танец может сопровождаться устным пересказом содержания (танцевальным речитативом). Для того, чтобы все движения в танце были понятны, они строятся на весьма жестких канонических принципах, не зная которые, невозможно понять содержание танца.
Во-первых, в индийском классическом танце задействованы многие части тела, которые подразделяются на основные (голова, руки, грудь, талия, бедра и ноги) и вспомогательные (глаза, брови, нос, , губы, подбородок, рот и шея). В трактате о театральном искусстве "Натьяшастра" различают, например, 24 движения головы, 26 движений глазного яблока, 6 движений бровей и 4 движения шеи.
Во вторых, существует примерно сто канонических движений рук (хаста), причем как одной руки, так и двух. Каждая из позиций руки или рук передает отдельное значение, а иногда и несколько значений. Наряду с этим существует множество различных положений пальцев (мудра), передающие самые различные понятия и обозначающие различные предметы материального мира.
В-третьих, существует набор канонических движений. Движение одной ноги, включая колено и бедро, называется чари. Различают 32 чари, подразделяемых на движения по земле (бху чари) и в воздухе (акаша чари). Участие в движении обеих ног формирует канонические движения или положения,называемые каранами, в которых участвуют и руки. Существует 108 таких канонических поз-движений, приписываемых царю танца богу Шиве-Натрадже. Все 108 каран имеют свое название: хобот слона (кари хаста), полет Гаруды (гарудаплута), грация павлина (маюрлита), прыжок оленя (харина плута) и др. Три караны образуют мандалу или ангахару, т.е. комбинацию движений. Мандала представляет собой движение без участия рук, поскольку те держат какое-либо оружие (лук, меч, щит). Существует 20 мандал, подразделяемых на движения по земле (бху мандала) и в воздухе (акаша мандала). Обычно насчитывают 32 комбинации движений по земле и в воздухе с участием рук (ангахары). Все указанные технические приемы объединяются понятием нритта, под которым подразумевается техника танца или пантомимы без выражения каких-либо эмоций.
Соединение чистой техники с эмоциональным настроем танцовщика передается с помощью акцентированной мимики, где особую роль играет выражение глаз, порождает собственно танец (нриттью), в котором техника (нритта) сопровождается актерской игрой (абхинаей), соответствующим настроением (расой), чувством (бхавой), а также музыкальным сопровождением (сангитой). Все вместе называется театральным представлением (натьей).
Во время исполнения танца или танцевальной пантомимы солист (солистка) жестами и мимикой передает все эмоции, с их же помощью излагается сюжет произведения. При этом солист может исполнять несколько ролей.
Так, в популярном сюжете о покинутой возлюбленным женщине танцовщица может исполнять роль и покинутой женщины и неверного возлюбленного. Чем выше мастерство исполнителя, тем выше уровень сопереживания зрителя, и уровень того эстетического восприятия, которое именуется расой.
Иногда исполнитель может, используя одно слово или фразу из песни или иного произведения, погружать зрителя в мир ассоциаций. Он может показать, как Кришна несет гору Говардхан, как он уничтожает ядовитого змея Калию, убивает демона, танцует с пастушками. Многократно повторяя жесты, исполнитель раскрывает перед зрителем сюжет танцевального отрывка. Индийский классический танец требует от зрителя знания мифов и легенд, содержания эпических поэм.

Читайте в следующем номере нашей рассылки: Танец Индии. Народные танцы. Часть 1.


В избранное