Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Безопасность труда России

  Все выпуски  

Безопасность труда России Выпуск 222


Безопасность труда России
Выпуск № 222 от 16.12.2019 г.


Актуально.
Актуально

Аудит промышленной безопасности опасных производственных объектов.

 

Обеспечению промышленной безопасности (ПБ) опасных производственных объектов (ОПО), которое является одним из направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации, уделяется внимание на самом высоком уровне.

Современное регулирование ПБ ОПО включает в себя следующие элементы: правовое регулирование, федеральный государственный надзор в области ПБ, государственный надзор при строительстве, реконструкции ОПО, регистрацию ОПО в государственном реестре, экспертизу и декларирование ПБ, обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО, обоснование безопасности ОПО, расследование аварий, аттестацию и повышение квалификации, системы управления и производственный контроль за соблюдением требований ПБ.

На первый взгляд, имеется достаточное число инструментов повышения уровня ПБ ОПО. Однако в действительности картина далека от идеальной.

Так, по данным, содержащимся в Комплексной системе информатизации Ростехнадзора, представленным в годовом отчете о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в государственном реестре ОПО содержится информация о 173 352 ОПО, из них 170 791 объект прошел перерегистрацию с присвоением класса опасности.

Преобладающее большинство составляют объекты средней опасности (III класс опасности — 51,71 %, более 89 тыс. объектов), ОПО низкой опасности (IV класс опасности — 41,14 %, более 70 тыс. объектов), ОПО высокой опасности (II класс опасности — 4,48 %, 7,767 тыс. объектов), ОПО чрезвычайно высокой опасности (I класс опасности — 1,18 %, более 2 тыс. объектов) (см. рисунок ниже).

В то же время штатная численность работников территориальных органов Ростехнадзора, выполняющих функции технологического надзора составила 2322 чел., а фактическая — 2051 человек.

Очевидно, что при таком соотношении числа ОПО и работников, непосредственно осуществляющих федеральный государственный надзор в области ПБ в соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», проверки ОПО на соответствие требованиям ПБ возможно проводить лишь выборочно и с достаточно большим временным интервалом. Кроме того, регламентированная ст. 16 федерального закона частота плановых проверок также не позволяет составлять полную объективную картину состояния ПБ на всех зарегистрированных в государственном реестре ОПО.

Экспертиза ПБ, как показала многолетняя практика ее применения, также далека от совершенства и требует реформирования.

Об этом, в частности, неоднократно высказывался руководитель Ростехнадзора, который отмечал многочисленные нарушения порядка проведения экспертизы: представление на регистрацию заведомо ложных заключений экспертиз; подделка подписей экспертов, не состоящих в штате данной экспертной организации; выполнение экспертизы без выезда к месту эксплуатации объекта; осуществление экспертизы с нарушением лицензионных требований и т.д. Причины этих противоправных действий экспертных организаций кроются, в частности, в доступности рынка и либеральном характере существующих лицензионных требований к соискателям лицензии, неоправданно низких ценах по результатам тендеров, в неоднозначных требованиях ПБ, изложенных в действующих документах, и вытекающих отсюда разночтениях.

Производственный контроль за соблюдением требований ПБ, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, является составной частью системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) в организации, эксплуатирующей ОПО. Эксплуатирующие организации ежегодно представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Ростехнадзора в соответствии с требованиями. Однако эти сведения носят ограниченный и формальный характер и не дают возможности провести полноценный анализ состояния ПБ в организации, представившей эту информацию, и не всегда достоверно отражают действительность на момент проведения анализа со стороны Ростехнадзора.

Полноценное внедрение и функционирование СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО, также далеки от завершения и требуют решения достаточно широкого круга взаимосвязанных проблем, таких как реализация обратной связи в управлении, определение уровня ПБ, оценка эффективности и результативности СУПБ.

Эти проблемы решаются с помощью такого инструмента, как оценка соответствия объекта существующим требованиям. Однако в настоящее время отсутствуют как механизм проведения такой оценки, так и полноценный набор требований к СУПБ.

Таким образом, многие элементы регулирования ПБ требуют пересмотра и усовершенствования.

В частности, руководитель Ростехнадзора заявил о необходимости реформирования всей системы экспертизы и замены ее на аудит ПБ.

ВИДЫ АУДИТА

В настоящее время одним из самых распространенных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации является «бухгалтерский» аудит, который представляет собой процесс проверки аудиторами и аудиторскими организациями правильности ведения бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Этот вид деятельности законодательно регулируется положениями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно ч. 3 ст. 1 данного закона аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Проводят такой аудит аудиторские организации — коммерческие организации, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является (ч. 1, 2 ст. 3).

При этом аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги (ст. 4).

Итоговым результатом аудита является аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Рассмотрим еще несколько видов аудиторской деятельности, которые близки к рассматриваемой в статье тематике — управлению ПБ. Это аудит пожарной безопасности. Такой выбор сделан в силу схожести рассматриваемых сфер применения инструментов аудита и наличия потенциальных возможностей для использования накопленного опыта применительно к ПБ.

АУДИТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 144 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — это одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров.

При этом отметим, что в дальнейшем термин «аудит» в основных нормативных документах по пожарной безопасности больше не используется.

В соответствии с п. 4 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска независимая оценка пожарного риска включает:

  • анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
  • обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
  • в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных федеральным законом, — расчетов по оценке пожарного риска;
  • подготовку вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

 

Проводит независимую оценку пожарного риска экспертная организация, осуществляющая деятельность в области оценки пожарного риска на основе добровольной аккредитации Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России). Согласно требованиям этого же документа порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.

Итоговым результатом независимой оценки пожарного риска является заключение — документ, направляемый (вручаемый) собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Среди прочего в заключении должны содержаться меры по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности (вариант, когда не выполняются условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности).

В течение пяти рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения, или в структурное подразделение специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Следует учесть, что плановые проверки в отношении объектов защиты, которые прошли через процедуру независимой оценки пожарного риска, не проводятся в период от 1 до 3 лет (п. 31 приказа МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»).

ВОЗМОЖНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУДИТА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Исходя из представленной выше информации, накопленного опыта, можно сказать, что в настоящее время назрела необходимость внедрения инструментов аудита в области ПБ.

В рамках такой концепции аудитом можно будет назвать независимую проверку передаваемой в органы Ростехнадзора информации от организации, эксплуатирующей ОПО, в целях выражения мнения о достоверности такой информации, а также одну из форм оценки соответствия организаций, эксплуатирующих ОПО, самих ОПО, а также эксплуатируемых технических устройств, зданий и сооружений требованиям ПБ.

При этом подразумевается, что аудиторская деятельность полностью не подменяет контроля деятельности организации, эксплуатирующей ОПО, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами, а оказывает содействие в деле обеспечения ПБ.

Аудит ПБ, с одной стороны, позволит убедиться в том, что документация организации, эксплуатирующей ОПО, соответствует фактическому состоянию и все сформулированные в ней требования выполняются и приносят результат, проектные решения полностью реализованы и не подвержены изменениям, а с другой — создать убежденность у руководства таких организаций в соответствии объектов аудита требованиям ПБ.

Организации, проводящие аудит ПБ, должны быть уполномочены Ростехнадзором на осуществление этого вида деятельности посредством механизмов, аналогичных процедуре аккредитации. Лица, непосредственно проводящие аудит в организациях, эксплуатирующих ОПО, т.е. аудиторы, должны будут пройти соответствующую профессиональную подготовку в специализированных центрах.

Результаты проведенного аудита ПБ, оформляемые в виде соответствующего заключения или отчета, должны быть направлены не только непосредственному заказчику его проведения, но и в сжатом виде в органы Ростехнадзора для регистрации, учета, дальнейшего обобщения и анализа.

Наряду с фактическим отражением сложившейся обстановки в области ПБ по итогам проведенного аудита могут разрабатываться рекомендации по улучшению и развитию ситуации в этой сфере, формироваться цели, разрабатываться соответствующие программы по их достижению. По фактам выявленных нарушений должна проводиться аналитическая работа по определению причин, их вызвавших, разработке не только коррекций, т.е. действий, направленных на их устранение, но и корректирующих действий, ориентированных на устранение причин и предотвращение их повторения в дальнейшем.

Критериями аудита должны выступать требования ПБ, сформулированные в различного рода документах, требования самой организации, эксплуатирующей ОПО, установленные в этой сфере, а также проектная документация.

Стимулом для организаций, эксплуатирующих ОПО, для принятия решения о проведении аудита ПБ могут служить определенные преференции, например, увеличение периода между плановыми проверками со стороны Ростехнадзора, смягчение условий по регулярной передаче информации в органы Ростехнадзора.

При этом роль Ростехнадзора должна не ограничиваться только приведенным выше функционалом, но и включать в себя общую методологическую, координирующую деятельность.

Реализация системы аудита ПБ потребует прежде всего введения на законодательном уровне нового вида деятельности в области ПБ — аудита ПБ, с последующей разработкой соответствующей нормативной базы, включающей нормативные документы разного уровня и различных областей действия. Таким образом, будет создан правовой механизм перераспределения проверочных мероприятий в области ПБ, позволяющий устранять нарушения требований ПБ без проведения надзорных мероприятий и назначения санкций за эти нарушения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные аргументы в пользу внедрения нового элемента регулирования промышленной безопасности — аудита промышленной безопасности — подтверждают возможность и целесообразность плавной интеграции инструментов аудита в практику обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов в рамках всей страны, начиная с Ростехнадзора и заканчивая хозяйствующими субъектами, созвучную современным веяниям, наряду с другими современными инструментами контроля и надзора, например дистанционного контроля опасных производственных объектов.

Появление в системе взаимодействующих элементов независимых аудиторских организаций позволит повысить степень непредвзятости при оценке фактического уровня промышленной безопасности на регулярной основе, станет источником достоверной информации, снизит нагрузку на инспекторский состав Ростехнадзора и позволит высвободившиеся ресурсы направить на те направления, которые в сложившихся условиях требуют более пристального внимания, в том числе и со стороны государства.

 

Промышленная безопасность.

Правила переключений в электроустановках.

Новое в законодательстве.
Новое в законодательстве

Трудовых мигрантов продолжат прививать против кори.

 

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.11.2019 № 19 власти субъектов обязаны провести с 01.01.2020 по 31.12.2020 мероприятия по иммунизации против кори трудовых мигрантов, временно пребывающих и проживающих на территории региона.

Речь идет о тех иностранных гражданах, что не привиты против кори, не имеют сведений о прививках против кори и не болели корью ранее.

Постановление главного санитарного врача вступит в силу с 20 декабря 2019 года.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечёт административную ответственность по статье 6.3 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

 

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.11.2019 № 19 "Об иммунизации против кори трудовых мигрантов, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации".

 

Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Законотворчество.
Законотворчество

Планируемое регулирование контрольно-надзорной деятельности.

 

Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Он устанавливает базовые понятия и принципы государственного и муниципального контроля, закрепляет права и обязанности основных участников контрольно-надзорной деятельности, определяет полномочия всех уровней власти в части контроля (надзора). Поскольку документ1 достаточно объемный и содержит детальное регулирование, юристы уже окрестили его "контрольно-надзорным кодексом".

Необходимость подготовки отдельного закона, посвященного контрольно-надзорной деятельности, разработчики инициативы связывают с несовершенством действующего правового регулирования в данной сфере.

В частности, указывается на несистемность, наличие пробелов, недостаточность норм по вопросам профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданный акцент на проведении проверок, являющихся наиболее затратным мероприятием как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов.

По данным Минэкономразвития России, в настоящее время в РФ существует более 220 видов государственного контроля (надзора) – и это только на федеральном уровне. Однако, как показывает практика, в данном случае количество не переходит в качество, и эффективность осуществляемого контроля часто вызывает вопросы и претензии (как со стороны проверяемых, так и со стороны вышестоящих органов).

Вступление в силу законопроекта предполагается с 1 января 2021 года.

Проект Федерального закона О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации.

 

Транспорт.

Разъяснения федеральных органов исполнительной власти.
Разъяснения федеральных органов исполнительной власти

В данных о выбросах котельных необходимо учитывать выбросы от работы на резервном топливе.

 

Эксплуатация котельных подразумевает два технологических режима - работу на основном виде топлива и работу на резервном виде топлива. Соответственно, план-график контроля стационарных источников выбросов должен составляться с учетом данных особенностей.

 

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

 

Минприроды России в соответствии с письмом в рамках установленной компетенции рассмотрело обращения Национальной ассоциации природопользователей по вопросам, связанным с осуществлением производственного экологического контроля (далее - ПЭК), и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее - Требования), программа ПЭК должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса.

Как следует из обращения, эксплуатация котельных подразумевает два технологических режима - работу на основном виде топлива и работу на резервном виде топлива.

С учетом изложенного, по мнению Минприроды России, включаемый в программу ПЭК План-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график) должен составляться с учетом указанных особенностей на основании пункта 1 Требований.

В случае, если выбросы котельных при работе на резервном топливе не будут учтены в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее - Отчет), по мнению Минприроды России, данные о выбросах котельных могут быть занижены.

В отношении загрязняющих веществ, периодичность проведения контроля которых устанавливается реже, чем 1 раз в год, полагаем возможным использовать полученные при проведении ПЭК данные в целях ежегодного представления Отчета, а также учитывать при расчете платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом рекомендуем в графе 10 таблицы 2.2 формы Отчета "Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" указывать дату отбора проб, а в графе 12 дать пояснения в части установленной Планом-графиком периодичности контроля по данному веществу.

Исполняющий обязанности директора Департамента
государственной политики и регулирования в сфере
охраны окружающей среды и экологической безопасности                                С.Л.ПРОЦЕНКО

 

Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики.

Консультация.
Консультация

Должны ли внешние совместители, которые устраиваются работать в поликлинику, проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, или достаточно документов о прохождении медицинских осмотров с основного места работы?

 

Из части второй ст. 212 ТК РФ следует, что каждый работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

В силу ст. 214 ТК РФ работники, относящиеся к тем категориям, в отношении которых трудовым законодательством предусмотрено обязательное прохождение медицинских осмотров, обязаны проходить такие осмотры.

К таким категориям относится медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений (п. 17 Перечня..., утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н). В свою очередь, лечебно-профилактические медицинские организации определены номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава РФ от 06.08.2013 N 529н.

Правовой нормы, прямо обязывающей работодателя организовывать проведение медицинских осмотров работников-совместителей, законодательство не содержит.

Закон предусматривает ситуации, когда правовое положение работников, трудящихся по совместительству, отличается от правового положения сотрудников, для которых работа является основной: например, гарантии и компенсации, связанные с обучением или работой в районах Крайнего Севера, сотрудникам по совместительству не предоставляются (часть первая ст. 287 ТК РФ), совместители не могут работать более половины нормы рабочего времени по данной должности (ст. 284 ТК РФ) и т.п.

Однако по общему правилу правовое положение совместителей ничем не отличается от правового положения работников, трудящихся по основному месту работы, если иное не предусмотрено специальными нормами трудового законодательства.

Поскольку закон не предусматривает, что сотрудники, выполняющие работу на условиях совместительства, освобождены от обязанности проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, то работодатель без всяких исключений обязан организовать проведение медицинских осмотров в отношении всех работников, подлежащих обязательному медицинскому осмотру, вне зависимости от того, трудятся ли они по основному месту или по совместительству.

Таким образом, работодатели не освобождены от обязанности при приеме на работу организовывать проведение медицинских осмотров работников - внешних совместителей. Такая обязанность сохраняется даже в том случае, если осмотр проведен работодателем по основному месту работы этих сотрудников и производственные факторы, воздействующие на здоровье, у каждого из работодателей одинаковы.

За допуск работников - внешних совместителей к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных медицинских осмотров устанавливается административная ответственность работодателя и его должностных лиц по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 рублей.

Эксперт Кудряшов Максим

 

Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта.

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ. СО 153-34.20.501-2003.

Интересные факты из жизни
Интересные факты из жизни

Невероятные факты, в которые сложно поверить.

Люди – наполовину бананы, а листок бумаги может дотянуться до Луны. Эти факты кажутся неправдоподобными, хотя на самом деле они правдивы.

Если вы сложите лист бумаги 42 раза, он будет достаточно толстым, чтобы дотянуться до Луны.

Каждый раз, когда вы складываете лист бумаги, его толщина растет в геометрической прогрессии. Ко времени, когда вы сложите лист бумаги 20 раз, его высота составит 9,6 км, и это выше Эвереста. Это означает, что 42 сложения будут достаточной толщины, чтобы достичь 239 000 км до Луны.

Глаз человека настолько чувствителен, что если бы Земля была плоской, то мы бы увидели свечу в темноте на расстоянии 32 километров.

Самым далеким объектом, видимым невооруженным взглядом, является галактика Андромеда, которая расположена на расстоянии 2,6 миллионов световых лет от Земли.

50 процентов ДНК человека схожа с бананом

Наше ДНК на 95 процентов схожа с ДНК шимпанзе, и на 50 процентов с бананами. Мы все произошли из одного генеалогического дерева – дерева жизни, и потому у нас похожие характеристики.

Если удалить все пустое пространство в атомах всех людей, то весь человеческий род можно уместить в сахарный кубик.

Человечество или атомы нас составляющие – это 99.9999999999999% пустого пространства . В теории, если убрать все пустое пространство, то можно поместить человечество в объем сахарного кубика.

Аляска – самый северный, западный и восточный штат США.

Аляска считается самым восточным и самым западным штатом. Алеутские острова Аляски пересекают западное и восточное полушарие.

Карточная колода никогда не перетасовывается в том же порядке.

Если бы у каждой звезды в нашей галактике было триллион планет, а на каждой планете жило бы триллион людей, и у каждого было триллион колод карт, и они бы перетасовывали карты 1000 раз в секунду и делали это со времен Большого взрыва, то возможно только сейчас порядок бы повторился.

Каждый 200-й человек, живущий сегодня, является потомком Чингисхана.

Правитель одной из самых крупных империй в истории, Чингисхан приложил немало усилий, чтобы передать свои гены.

Если бы пятак был размером с Землю, атом был бы размером с пятак.

Если бы вы получали атом золота каждую секунду, которая прошла со времени Большого взрыва, вес вашего золотого украшения не превышал бы 0,14 миллиграмм.

1 из 10-ти фотографий, сделанных в истории человечества, была сделана за последние 12 месяцев.

По некоторым оценкам, люди сделали около 880 миллиардов фотографий за 2014 год, и это в основном селфи.

Ваши кровеносные сосуды достаточно длинные, чтобы окружить Землю 12 раз.

В теле человека 160 000 км кровеносных сосудов. Этого достаточно, чтобы обогнуть Землю по диаметру 12 742 км.

 

Литература гуманитарного направления.



В избранное