Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

GoogleNews

[GNews] Президент Узбекистана Каримов на грани ухода

Новые покровители президента Узбекистана не простят ему попыток
помириться с Западом, пусть даже эти попытки оказались тщетными. Для
отстранения от власти Ислама Каримова существуют все необходимые
правовые механизмы -- вопрос только в желании и организованности
действий элит .
События в Андижане мая 2005 г. вызвали кризис в отношениях режима
Ислама Каримова с внешним миром, прежде всего США и Европой. В
результате, президент Узбекистана находится в довольно сложном
положении.

Первоначально предпринимались попытки давления на европейцев и
американцев: была ликвидирована военная база США, закрылись
прозападные неправительственные организации, произошло наступление на
соответствующие бизнес-структуры в Узбекистане. Однако подобные шаги
не привели к ни к чему, кроме вынужденного для официального Ташкента
демонстративного укрепления отношений с Москвой и Пекином.

Перестал существовать предыдущий курс лавирования между Россией, США,
Европой и Китаем, призванный обеспечить заинтересованность крупнейших
региональных игроков в Узбекистане.

Получив политическую поддержку своим действиям, Каримов начал
чувствовать усиливающуюся зависимость от РФ и КНР -- за политику
пришлось расплачиваться экономикой. Большинство новых бизнес-проектов
в Узбекистане прямо или косвенно связаны с усилением российского и
китайского присутствия, что стало затрагивать интересы внутренней и
внешней политики действующего в Узбекистане режима личной власти.
Каримов почувствовал серьезную угрозу для собственной власти.

На этом фоне весьма симптоматично выглядят осуждение начальника
разведуправления вооруженных сил Республики Узбекистан за шпионаж в
пользу России и фактический срыв реализации российско-узбекских
проектов в области экономики, (что было продемонстрировано во время
визита российского премьера Фрадкова в Ташкент), а также ряд менее
значимых, но характерных прецедентов. Параллельно Ташкент пытался
вновь наладить отношения с США и Европейским Союзом, что, впрочем,
пока сделать не удается.

Учитывая, что по действующей конституции пребывание у власти нынешнего
президента Каримова закончилось в январе 2007 г., а предстоящие
президентские выборы назначены только на декабрь. В результате на
сегодняшний день в Узбекистане сложился правовой вакуум, а глава
государства фактически не имеет легитимных президентских полномочий.
Именно данное обстоятельство начинает играть особую роль, что хорошо
понимает и сам Каримов. Исключительно серьезно узбекским руководством
были восприняты события 21 декабря 2006 г. в соседней Туркмении.

Во многом усиливающаяся внутриполитическая напряженность обусловлена
ситуацией, сложившейся в высших властных кругах Узбекистана.
Одностороннее усиление позиций Рустама Иноятова и возглавляемой им
Службы национальной безопасности привело к тому, что большинство
силовых ведомств страны через соответствующие назначения оказалось под
прямым или косвенным контролем СНБ. В условиях, когда надо было
<<держать ситуацию>> такое развитие событий не рассматривалось Каримовым
как реальная угроза для него лично. Однако уже вскоре в Ак-Соройе
(резиденции главы государства) доминирование СНБ стало восприниматься
крайне негативно.

С осени 2006 г. стало ясно, что узбекскому руководству необходимо
разработать новую формулу президентских выборов. Однако Каримов счёл
необходимым подготовить этот процесс, не допустив, с одной стороны,
зависимости от своих <<верных людей>> внутри страны и ряда внешних сил,
готовых признать легитимность новых выборов в обмен на политические и
экономические уступки в свою пользу. Попав в новую ситуацию, которая
должна продлиться до декабря текущего года, Каримов вынужден искать
новых внешних союзников по всем азимутам и, прежде всего, в странах
евро-атлантического сообщества. Однако времени, судя по всему, может
не хватить, так как международная изоляция Узбекистана не прекращена и
во многом обусловлена самим фактом пребывания у власти нынешнего
президента, пытающегося вновь разыграть схему <<многовекторной внешней
политики>>. Внутри политического класса страны, а также в руководящих
кругах военизированных ведомств это хорошо понимают, как, впрочем,
осознается это и рядом местных крупных предпринимателей, имеющих
бизнес за пределами Узбекистана.

В случае быстрого осознания элитами шаткости позиций Каримова, при
условии консолидации усилий различных групп, ведущую роль среди
которых будут играть всё те же представители силовых министерств (не
без участия внешних сил, заинтересованных в сохранении нынешнего
внешнеполитического курса Ташкента) никто не может исключать перемен в
руководстве страны ещё до декабря 2007 г. Суть вероятного
нового-старого режима Узбекистана мало изменится -- хотя и с
определенными послаблениями, но без присутствия реальной оппозиции в
политическом поле страны. С целью не допустить создания представлений
о происходящем внутри Узбекистана и за рубежом как об исключительно
узхкогрупповом решении представителей военизированных ведомств
вероятно занятие ряда ключевых постов гражданскими лицами и связанных
с ними крупными предпринимателями, ведущими бизнес за границей. Такие
кандидатуры легко найти в нынешнем руководстве страны.
Правдоподобность сценария с уходом Каримова в результате верхушечного
переворота под руководством СНБ покажет ближайшее будущее. Однако
очевидно, что, исходя из складывающейся ситуации, его реализация в
современном Узбекистане более чем вероятна.

Власти.Нет

Ответить   Wed, 21 Mar 2007 14:33:40 +0500 (#649710)