Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русский инновационный журнал

  Все выпуски  

Русский инновационный журнал сентябрь 2009


Русский инновационный журнал (РусИЖ)
Выпуск от сентября 2009 года
Редактор профессор Никеров Виктор Алексеевич
В журнале представлены инновационные проекты различных направлений. Дается информация о новостях инновационного биографического ежегодника «Кто есть кто: Русское издание».

Новости инновационного биографического ежегодника «Кто есть кто: Русское издание»: Идет сбор биографий и проектов для издания 2010 года инновационного биографического справочника «Кто есть кто: Русское издание», начата верстка ежегодника. Справки по адресу n@wswr.ru.

В защиту Музея А.Н.Скрябина
Российские чиновники сегодня меняют свои корыстные интересы: бросают бизнес и начинают интересоваться культурными объектами. Последнее время показало, что даже полукриминальный бизнес требует некоторое количество мозгов. А мозги в свете новой кадровой политики (умных и образованных не брать!) – главный дефицит нынешней власти. И немало представителей власти в нынешние кризисные времена сильно погорели на своем бизнесе. А для курирования культурных объектов – по мнению чиновников – не надо ни ума, ни образования.
Да и извлекать прибыль из культурных объектов при нашем полукриминальном законодательстве куда проще, чем из производства. В последние месяцы мы стали свидетелями многочисленных скандальных попыток коммерциализации ряда учреждений культуры. Очередная такая попытка касается Мемориального музея АН.Скрябина на Арбате в Москве. Чтобы понять суть проблемы, необходим небольшой исторический экскурс.
Напомню, что Александр Николаевич Скрябин — гениальный русский композитор-реформатор и пианист рубежа 19-20 веков, один из немногих великих деятелей русской и мировой музыкальной культуры, интерес к которым со временем не падает, а растет. Тем не менее, четверть века назад Музей стоял на пороге краха. Здание находилось в аварийном состоянии, а крыша здания почти полностью разрушилась. Фонды находились в заброшенном виде, без охраны, без описи, без маркировки ящиков, в которых было свалено все подряд, мебель
попорчена водой из протекающей крыши. Бесценные свидетельства жизни и творчества композитора были на грани исчезновения.
Однако в 1984 году Директором Музея была назначена Тамара Викторовна Рыбакова. Восстановление Музея стало делом ее жизни. Здание и фонды были приведены в нормальное состояние. В Музее появились музыковеды, специалисты, много сделавшие для пропаганды творчества АН.Скрябина. О Музее заговорили, он вырос в культурное учреждение мирового уровня. Особенно это проявилось в последние годы, когда мировую известность и популярность получили три главных направления научных начинаний Музея:
- учреждение Музеем конкурсов юных исполнителей Скрябина на звание лауреата Скрябинской стипендии;
- конкурс молодых композиторов и музыковедов имени А.Н.Скрябина, аналогов которому в мире нет;
- широкая популяризация музыки А.Н.Скрябина, русской классической музыки вообще, юных талантов не только в России, но и во всем мире.
Т.В.Рыбакова возродила в Музее «Общество друзей Музея АН.Скрябина». Она обратилась к потомкам русских эмигрантов, живущих за рубежом, и те с радостью дарили Музею редкие книги, многие вещи, принадлежавшие композитору. Объемные зарубежные связи Музея способствуют не только популяризации Музея, но и подтверждают репутацию Москвы как культурной столицы мира, бережно сохраняющей культурное наследие.
За многочисленные инновационные программы Музей награжден международными призами в категориях «золото», «платина», «бриллиант» в Париже, Женеве, Франкфурте-на-Майне. Т.В.Рыбакова является членом Союза писателей России, членом Международной Ассоциации писателей и публицистов. Академик Русской академии наук и искусств, член-корреспондент РАЕН. Почетный профессор Русской Академии Искусствоведения и Музыкального исполнительства. Она автор публикаций по русской культуре Серебряного века, по тематике Музея и творчеству
А.Н.Скрябина. Среди них написанные замечательным языком книги «Из сих волшебных мест. А.Н.Скрябин в Германии», «Запомните это имя! А.Н.Скрябин во Франции», «Марина Цветаева и Дом А.Н.Скрябина», «Поэма вдохновенной страсти», «Дом, где собираются сердца», «Этот звенящий эльф».
«Трудно перечислить всех рыцарей скрябинистов - писали в газете «Русская мысль» (Париж) - среди различных организаций и учреждений, сегодня несущих знамя идей Скрябина, важное место занимает Государственный Мемориальный музей композитора, руководимый Тамарой Викторовной Рыбаковой. За последние годы музей превратился в научный центр, ведущий активную исследовательскую и популяризаторскую работу».
Т.В.Рыбакова удостоена звания «Выдающаяся женщина ХХI века» (США, Международный биографический центр). Отмечена знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». Награждена орденом «Рыцарский крест» за заслуги перед Литовской республикой. Имеет титул «Женщина года» (2004, 2005гг.). Награждена медалью лауреата «Кто есть кто: Русское издание» (2005г.) и медалью Екатерины Дашковой (РАЕН, 2007г.). Обладатель гранта Префекта Центрального административного округа Москвы (2009г.).
Но в последние годы к расположенному в элитном уголке Москвы Музею со стороны коммерсантов от культуры начал проявляться нездоровый интерес. Проводником линии на коммерциализацию и разрушение музея стал начальник отдела музейно-выставочной работы Департамента Культуры Москвы Горянов Антон Валентинович. Он, в частности, предложил сдать в аренду территорию музея для устройства открытого заведения типа кафе, сдать в аренду концертно-выставочный зал Музея.
Фактически это предложение Горянова означает: 1) подвергнуть опасности мемориальную квартиру композитора, расположенную непосредственно над концертным залом; 2) прекращение музыкальной жизни в музыкальном музее; 3) закрытие кабинета со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой, в котором записи 1940-60-х годов спасают сотрудники музея и переводят на современные носители; 4) за концертным залом находятся рабочие места сотрудников, в т.ч. бухгалтерия, инженерная служба, отдел научной пропаганды и отдел
внешних связей.
В ответ на протест сотрудников Музея столь варварским предложениям Горянов начал преследование сотрудников, угрожал, кричал, оскорблял, препятствовал законным отпускам. Начались и странные подкопы (в прямом смысле этого слова) под территорию Музея – то ли с целью рейдерского захвата, то ли с целью прямого разрушения зданий музея.
Не очень понятно вообще, как столь некультурный и необразованный человек, как Горянов, мог стать руководителем в области культуры. Воинствующий цинизм и непрофессионализм – в его высказываниях и поступках: «Мы памятники предателям Родины ставить не будем» - это об С.В.Рахманинове, на средства которого построена была целая эскадрилья для борьбы с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, который все средства передавал в Красный крест для Советской армии! На вопрос: «будет ли памятник А.Н.Скрябину в Москве?»
он небрежно бросил: «Он такой же, хотел уехать. И вообще, не будем делать из Москвы колумбарий».
Горянов искренне не видит разницы между музеем гармошки и мемориальным музеем. А разница есть: мемориальные музеи существуют в тех местах, где жили, творили, создавали духовные ценности гиганты мировой культуры (Л.Толстой, А.Пушкин, А.Скрябин, П.Чайковский, С.Королев и другие). А собрание любых музыкальных инструментов, в том числе гармошек, можно открыть в любом городе, районе, на любой улице, наконец.
Однажды Горянов вдруг публично объявил: «Я давно знаком со Скрябиным». В зале мертвая тишина (композитор скончался в 1915г.). Не смутившись, оратор продолжил: «Я 7 лет работал на улице Скрябина в усадьбе «Кузьминки»». Из зала, желая смягчить неловкое положение чиновника, в которое он себя поставил, подсказывают: «тот Скрябин – академик-ветеринар, паразитолог». Ответ Горянова обескуражил: «Какая разница – фамилия та же». Как говорил в таких случаях один из градоначальников Салтыкова-Щедрина: «Понимать – не понимаю,
а отвечать могу».
Кощунственно звучат предложения Горянова сдать, не реставрируя, под офис памятник истории и культуры – строение №2 музея А.Н.Скрябина, либо устроить платную парковку на музейной территории, либо открыть пивной бар, наконец, сдать в аренду концертно-выставочный зал музея, лишив музыкальный музей его смысла, его души – музыки.
Со строением №2, находящимся в аварийном состоянии, связаны все надежды музея – создание благоприятных условий для сохранения уникального музейного фонда (в настоящее время фондохранилище музея занимает одну комнату, где находятся все предметы, требующие разного температурно-влажностного и светового режима), концертный зал (он же выставочный зал музея) рассчитан всего на 50 (!) посадочных мест. Существующее помещение мемориальной квартиры композитора (в строении №1) уже давно с трудом вмещает разрастающиеся
фонды. В связи с этим Постановлением Правительства Москвы музею было передано второе помещение: строение 2 по Большому Николопесковскому переулку дом 11 в целях расширения и создания благоприятных условий для деятельности Музея. Второе строение музея является частью единой исторически сложившейся московской городской усадьбы XIX – начала XX века. В уже подготовленном музеем проекте заложены 110 кв. м для фондохранилища, концертный зал на 150 посадочных мест, реставрационные мастерские с оборудованной вытяжкой
и т.д.
Вместо помощи музею в освоении 2-го здания для хранения музейных коллекций, то есть выполнения своих прямых обязанностей, Горянов пытается лишить музей А.Н.Скрябина достойного существования, при этом отчитывает завхоза музея: «почему она не ремонтировала здание?». Ее робкое «Не было финансирования» прервал: «а при чем тут финансирование?» (комментарии излишни).
Однако не стоит связывать проблемы Музея Скрябина с одним человеком. Он - продукт реформы, начатой в 2005 году и издевательски названной «национальными проектами». Эти «проекты» свелись к десятикратному росту доходов чиновников относительно специалистов и к столь же заметному падению их профессиональных качеств. Остался единственный принцип отбора кадров – преданность вышестоящему начальству, который откровенно криминогенен. Наверняка у начальника отдела музейно-выставочной работы есть вдохновители, которых
тоже надо найти и нейтрализовать их деструктивную деятельность. Впрочем, среди чиновников в сфере культуры есть немало адекватных людей. Надеюсь, что они смогут навести порядок в проблемах Музея Скрябина, обеспечив его развитие, а не разрушение.
Никеров Виктор Алексеевич
Президент Русской академии наук и искусств, профессор,
член Международной Ассоциации писателей и публицистов

В избранное