Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поиск сильных решений в бизнесе. ТРИЗ умер. Выпуск от 2005/01/12


Информационный Канал Subscribe.Ru

Поиск сильных решений в бизнесе.
ТРИЗ умер.

 
     
 
Неофициальная рассылка журнала "Результат"
В рамках информационно-партнёрского проекта
 
     
 

Алекс закрыл тему.

Большое, хорошо аргументированное письмо, о котором я просил читателей

Есть такая наука - математика. Изучает она, упрощённо говоря, числа и действия с ними. Как посчитать, сколько потребуется вёдер воды, чтобы наполнить бассейн длиной X, шириной Y и глубиной Z метров? Как измерить высоту египетской пирамиды? Сколько нужно провизии, чтобы накормить армию? Как выиграть в рулетку?

Математики отыскиваю закономерности и на их основе выводят формулы, которые потом находят применение везде - начиная со строительства и бухгалтерии и заканчивая полётами на Луну и расшифровкой генома человека. Используя выведенные ранее формулы, современный школьник
за пару минут может "щёлкнуть" задачу, решение которой несколько веков назад отняло бы у опытного математика неделю-другую. Собственно говоря, даже простейшего умножения в столбик когда-то не знали - и у того же Пифагора умножение 256725546 на 543216583 заняло бы не один час, а то и не один день. Сегодня неленивый пятиклассник сделает это за 10 минут.

Но можно, конечно, обходиться и без математики - как это делают папуасы, считающие "один, два, много..." Правда, и жить тогда придётся как этим папуасам, поскольку без математики не то что самолёт или компьютер - трёхэтажный дом не построишь.

Есть такая наука - физика. Изучает она, упрощённо говоря, механическое и энергетическое взаимодействие объектов. Почему катить легче, чем тащить - и насколько легче? Как может человек поднять вес в несколько тонн? Как защититься от молнии? Как птица летает?

Физики выявляют законы природы, по которым это взаимодействие происходит, описывают их с помощью формул. А потом эти законы и формулы используются на практике для создания всевозможных технологий - начиная с перегонки нефти и заканчивая космическими кораблями и атомными реакторами. Современный старшеклассник-троечник может (пусть и с трудом), сделав пару вычислений в столбик, за пять минут решить проблему вроде той, которая отняла месяцы у гениального Архимеда или быстро сделать наилучший выбор там, где великий Эдисон нашёл средней паршивости решение после нескольких тысяч попыток.

Хотя можно, конечно, обходиться и без физики - как это делали ещё неандертальцы. Но тогда технология едва ли шагнёт дальше каменного топора.

А теперь представьте себе, что появляется какой-нибудь дядя Вася с тремя классами образования. Его познания в математике исчерпываются знанием таблицы умножения и умением считать до ста, а из физики он помнит только то, что не стоит мочиться против ветра. И вот этот дядя Вася громко объявляет, что математика и физика как науки ничего не стоят, изучать их бесполезно и даже вредно, куда лучше ничего не учить, а просто пользоваться своим умом - этого, дескать, вполне достаточно, чтобы подсчитать сдачу в магазине. И предлагает всем желающим оспорить эту точку зрения и доказать ему, дяде Васе, причём доказать убедительно (убедительно для дяди Васи), что физика с математикой - не шарлатанство, а полезные науки.

Внимание, вопрос: как мы назовём такого дядю Васю? Что скажет его вопрос о нём самом? Станут ли настоящие учёные ввязываться в дискуссию с ним? Станут ли они что-то доказывать ему, да ещё и на доступном ему уровне? Станут ли убеждать его, что помимо подсчёта сдачи и деления 500 грамм на троих, есть и другие области применения математики и физики? А кто таки да затеет спор с дядей Васей? И ещё один вопрос: хотели бы Вы жить в доме, спроектированным таким Васей или ездить в лифте, прочность троса которого рассчитывал дядя Вася?

Это была присказка. А теперь собственно сказка: Есть такая наука - НЛП. Изучает она, упрощённо говоря, то, как люди мыслят, чтобы эффективно делать то, что они делают. Петя пишет с ошибками, а Ваня грамотно - что делает Ваня и не делает Петя? Миша выучил семь языков . как он это сделал? Лёша боится входить в лифт, а его друзья не боятся . чем отличается их образ мыслей? Саша хотел заработать миллион и заработал, а Маша хотела заработать хотя бы тысячу, но так и не смогла - чем отличались их действия? Женя легко впадает в депрессию и неделями не может из неё выйти, а Лена справляется с плохим настроением за полчаса - как ей это удаётся? И, главное - как научить тех, у кого не получалось, действовать так, чтобы получилось? Ключевая идея НЛП - "Если один человек смог чего-то добиться, этому можно научить и других".

Подобно математикам и физикам, нэлперы ищут закономерности, а найдя их, оформляют в виде "стратегий" - своего рода формул, воспользоваться которыми может каждый. Очень важный момент: "стратегии" не придумывают, не сочиняют, как музыку, а именно находят, открывают, как закон Ома. То есть, речь идёт, по сути, о чём-то вроде законов природы.

Критерием истинности, как известно, является практика. Вы можете верить в закон всемирного тяготения, а можете сомневаться в нём. Но стоит Вам подпрыгнуть или подбросить камень у себя над головой - и Вы тут же убедитесь, что Ньютон не соврал. Точно так же Вы можете пользоваться стратегиями НЛП сознательно, а можете считать, что Вы ими не пользуетесь. Но если Вы внимательно проследите за тем, как Вы что-то делаете успешно, а потом сравните свои действия с соответствующей стратегией из книг по НЛП, с очень высокой вероятностью Вы обнаружите, что Ваши действия совпали с описанной стратегией. И наоборот, если Вы считаете те или иные свои действия не очень успешными, используя соответствующую стратегию НЛП, Вы сможете добиться более высокой эффективности.

Можно ли обойтись без НЛП? Разумеется, можно. Обходились же древние римляне без умножения в столбик, Ваша прапрабабушка - без телефона и автомобиля, а Ваши родители - без компьютера и Интернета. Но если НЛП может помочь Вам в том, что Вы делаете - стоит им воспользоваться.

В какой области применимо НЛП? Подобно физике и математике, эта наука может быть применена на практике в 1000 и 1 области. Контроль над своими эмоциями (умение "включить" нужное настроение или "выключить" ненужное) будет полезен многим - от актёров и спортсменов до обычных людей, переживающих нелёгкие времена. Приёмы эффективного обучения нужны всем тем, кто что-то изучает или что-то преподаёт. Способы планирования пригодятся каждому, кто хочет чего-то добиться в жизни. Техника
эффективного слушания и другие коммуникационные приёмы помогут лучше понять собеседника. А ведь я назвал лишь несколько применений...

Правда, чтобы овладеть НЛП, его, как и всякую другую науку и как и всякое другое ремесло, надо изучать - учить теорию и практиковаться. Это не всегда легко и уж точно занимает некоторое время. Но если этого не делать, Ваши представления об НЛП останутся на уровне статеек из жёлтой прессы или на уровне понимания физики уже упомянутым дядей Васей: "Енто когда трут пластмассовую палочку тряпкой, а потом к ей бумажки прилипают..."

А ещё есть такая наука - ТРИЗ. Изучает она, упрощённо говоря, то, как функционируют, изменяются, развиваются и распадаются различные системы (технические, биологические, социальные и другие). Ключевая идея ТРИЗ - "Системы развиваются по неким законам и эти законы можно изучить и использовать". Изучив эти законы и поняв, как они работают для разных систем, Вы сможете применять их для решения каких-то проблем, для разработки новых систем, для создания изобретений и т.п.

Подобно нэлперам, ТРИЗовцы отыскивают закономерности, открывают законы и выводят формулы, воспользоваться которыми более или менее успешно может даже ребёнок. И снова критерием истинности является практика. А на практике, используя методики ТРИЗ, удаётся быстро и эффективно решить задачи, которые обычным (так сказать, бессистемным) способом либо не решаются вообще, либо решаются долго и мучительно, а результат оставляет желать лучшего.

Кроме того, ТРИЗ позволяет делать достаточно осмысленные прогнозы в области развития систем. Например, очень многие научные фантасты предсказывали появление видеотелефонов, но практически никто из них в 60-х или даже 70-х годах не предположил, что появится такая простая, по сути, штука, как мобильный телефон. А ведь по законам развития систем это было просто неизбежно - и ТРИЗовцы такой прогноз в своё время сделали. Не сомневаюсь, что когда первые фирмы вышли на рынок мобильной телефонии, живущие на Западе ТРИЗовцы вложили какие-то деньги в акции этих фирм - и сегодня живут в собственных домах и ездят в автомобилях, купленных на прибыль с этих акций.

И снова повторю то, что я уже писал об НЛП - ТРИЗ можно использовать, а можно и не использовать. Можно, обходясь без ТРИЗ, от случая к случаю добиваться сходных результатов самостоятельно. Но сами законы развития систем в любом случае никуда не денутся. И если Вы хотите действовать более успешно, причём быть эффективным регулярно, а не от случая к случаю, ТРИЗ лучше знать, чем не знать. Но для того, чтобы его знать, его надо изучать.

Юрий считает, что в своих рассылках он критикует ТРИЗ и НЛП. Добро бы так.
Однако на самом деле его познания что в одной, что в другой науке, мягко говоря, невелики. Про ТРИЗ он писал, что прочитал пару вводных книжек и прошёл 20-часовой (как говорят в таких случаях американцы - "pre-basic") курс. Достаточно ли этого, чтобы делать какие-то выводы о науке в целом?
Насчёт своего опыта в изучении НЛП Юрий помалкивает, но судя по тем вопросам, которые он задаёт ("А что можно сделать с НЛП? Соблазнить девушку?"), его знакомство с этой системой ещё более шапочное, чем с ТРИЗ.

На самом деле Юрий создал в своём воображении некий образ "глупых и вредных наук" - и с этими ветряными мельницами и сражается (как Никита Сергеич в своё время боролся против "енетики и ебернетики . продажных девок империализма"). А к настоящему НЛП и ТРИЗ эти мишени Юрия имеют примерно такое же отношение, как морские свинки - к морю или свиньям.

Упреждая любимый вопрос Юрия - дескать, а с чего я это взял? - повторю, что на такую мысль меня навели те вопросы, которые Юрий задаёт по поводу НЛП и ТРИЗ и то, что он об этих системах пишет.

Более того, некоторые аргументы, к которым прибегает Юрий, столь же нелепы, как и смешны - нелепы примерно в той же мере, что и обвинение Эйнштейна в глупости на основании того, что он сочинял всякие дурацкие теории вместо того, чтобы открыть ресторанчик или швейную мастерскую
и зарабатывать деньги, как умные люди.

Позволю себе процитировать одну из реплик Юрия по поводу НЛП: "НЛП это не свод законов, по которым работает психика. Это модель психики, но не сама психика. Карта, а не территория :) Карта, между прочим, отвратительная. И модель не лучше... Человека упрощают в бесконечное число раз..."

Возможно, Юрию доводилось слышать такое выражение, как "научный метод", но вот что оно значит, ему, боюсь, неизвестно. Современная наука давно уже работает именно с моделями, с упрощёнными описаниями реальности. И, судя по результатам (помните, что является критерием истинности?), этот метод вполне оправдывает себя. Странно, что Юрий этого не знает.

Более того, в любую модель изначально заложено понимание того, что она априорно неполная, некачественная, и что ей на смену спустя некоторое время придёт новая, лучшая модель, более полная теория и т.п. Но пока этой "лучшей" модели нет, а "старая" позволяет получать практические результаты -
её будут использовать за неимением лучшего. Так, теория теплорода в физике была ошибочной. Но при этом она позволяла инженерам той поры делать необходимые им расчеты - и поэтому её матаппарат использовали даже после того, как была доказана её несостоятельность, и продолжали использовать до тех пор, пока не появилась новая теория с лучшим математическим аппаратом.

Возможно (и даже наверняка), НЛП - не панацея и не лучшая из возможных систем. Но если психоанализ позволяет вылечить фобию (навязчивую боязнь чего-либо - например, высоты, пауков или закрытых комнат) за два года, бихевиоризм - за два месяца, а НЛП - за два часа, если традиционная медицина подолгу лечит аллергию лекарственными препаратами, а НЛП позволяет избавиться от этой болезни за один сеанс и без всяких таблеток, то нет сомнений в том, что именно НЛП является на сегодня одной из наиболее передовых систем в психологии. Возможно, ТРИЗ со временем устареет, как устарел паровой двигатель. Но если сегодня ТРИЗовец может вместо станка, который стоит 10,000 долларов, разработать станок, который стоит 200 долларов, выполняет ту же работу и при этом реже выходит из строя - нет никаких оснований отказываться от ТРИЗ, пока не появится новая система, которая докажет на практике свою более высокую эффективность.

Да, конечно - порой человек, не знакомый с той или иной системой, может своим умом дойти до тех же решений, что придумал бы кто-то, с этой системой знакомый. Однако всегда есть некий предел, выше которого нельзя подняться, если не на что опереться. Ньютон не зря писал о том, что карлик, стоящий на плечах гиганта, видит дальше, чем сам гигант. И не случайно Эдисон так и не сумел создать атомный реактор, хоть и потратил на эту проблему не один год - у него не было достаточной базы. Если человек
самостоятельно может достичь каких-то вершин - наверняка он мог бы добиться куда большего, если бы опирался на какую-то эффективную систему. Тысячи лет назад Архимед открыл закон Архимеда. Если бы он жил сегодня - возможно, он открыл бы единую теорию поля. А где бы мы были сейчас, если бы каждый учёный должен был бы переоткрывать закон Архимеда заново, своим умом? Боюсь, всё ещё ездили бы на деревянных телегах...

Вопрос, который Юрий повторяет в своей рассылке, как заклинание: "А зачем НЛП? Зачем ТРИЗ? Говорят - это инструменты, а зачем нужны эти инструменты?!", к сожалению, столь же бессмысленный, как и вопрос "Зачем физика?" или "Зачем математика?" Нет, правда - а зачем математика? Зачем древние греки несколько веков мучали себя задачами вроде трисекции угла или квадратуры круга? Зачем теорема Пифагора? Зачем g = 9.8, а Pi = 3.14? Зачем Эйнштейн создавал теорию относительности? Для чего закон всемирного тяготения? Да ни для чего!!!

"Зачем-то" создаются произведения искусства или машины, а научные системы (в т.ч. и ТРИЗ и НЛП) созданы не "для чего-то", а "потому что" - потому, что такова объективная реальность. Создатели этих систем, равно как и создатели геометрии или неорганической химии, просто описали то, что
есть - и сказали: "Вот это - работает".

Как некий путешественник впервые отметил, что за экватором рисунок созвездий совсем другой, нежели в Европе, как Лоренц записал, что в некоторых случаях серый гусь может избить свою гусыню (зачем это нужно было Лоренцу?), как какой-то древний математик впервые записал, что длина окружности всегда (понимаете, всегда!) относится к её диаметру как три и четырнадцать сотых к одному - точно так же Альтшуллер записал найденные им закономерности решения технических задач, а Гриндер - обнаруженные им закономерности решения задач психологических. Они не создавали их с какой-то целью, не разрабатывали их, не изобретали - они просто записали то, что есть и было всегда, а потом сказали людям: "Посмотрите, мы заметили это, мы проверили это - вот так оно работает. Используйте, если хотите, как сумеете".

Вопрос "зачем создана?" для науки - для настоящей науки - не имеет никакого смысла. Возможно, стоило бы задать другой вопрос: для чего может применяться? Увы, он тоже не несёт в себе никакого смысла. Как и любая другая наука, и НЛП, и ТРИЗ могут применяться для чего угодно. Как одни и те же (!) открытия физиков были использованы и в создании атомных бомб, и в лечении ранее считавшихся неизлечимыми заболеваний, так и ТРИЗ можно использовать во благо или во зло, так и НЛП может быть использовано и для лечения психических расстройств, и для обучения, и для манипулирования людьми...

Один-единственный правильный вопрос со словом "зачем" применительно к науке - "зачем использует те или иные достижения науки вот этот конкретный человек?" Но, согласитесь, ответ на этот вопрос ничего не говорит о самой науке - только о человеке.

В своих рассылках Юрий очень любит аргументировать свои мысли примерно таким образом: "Вы считаете, что это плохо? Тогда предложите что-то лучшее" Поверну этот аргумент против самого Юрия :) Юрий, Вам не нравятся НЛП и ТРИЗ? Ругать что-либо, как известно, может всякий дурак - умный отличается тем, что он не только ругает чужое, но и предлагает что-то своё, лучшее.

Предложите что-то лучшее, чем ТРИЗ или НЛП - и ДОКАЖИТЕ на практике, что оно лучше.

Есть уйма открытых методик по НЛП, есть уйма открытых методик по ТРИЗ.
Практически любой может ими воспользоваться - и он без труда убедится на практике, что они работают. Продемонстрируйте что-нибудь своё, Юрий - что-то, что работает ещё лучше.

Например, Вы можете предложить читателям прислать свои задачи (не загадки вроде тех, что Вы публикуете на сайте, и ответ на которые давно известен, а реальные проблемы из жизни, ещё не решённые самим читателем), и пусть другие читатели рассылки пробуют их решить с применением ТРИЗ, НЛП, латерального мышления или каких-то других систем, а Ваши ученики пусть попробуют решить те же задачи тем способом, которому Вы их научили. И сравним решения. А конечную оценку поставит человек, приславший письмо с описанием проблемы - после того, как её решит одним из предложенных способов. Как Вам такая идея? А если она Вам не нравится - предложите что-нибудь лучшее :)))
Алекс Левитас

 
   
 

С уважением, Алексей Романенко, издатель журнала "Результат"

Журнал "Результат" - толковый журнал о том, как создать своё дело.
Развить предпринимательские качества своей личности.


Отзывы читателей и подписчиков можно прочитать здесь

По поводу работы сайта журнала, обмена ссылками и ...
других Интернет-заморочек обращайтесь к Александру Журавлёву

По поводу рекламного взаимодействия обращайтесь к Дарье Бабиковой

----------------------
Оптовые заказы журнала.

Покупка единичных экземпляров.

Редакционная подписка на журнал.

Узнай, есть ли представитель журнала в твоём городе.

ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ от журнала "Результат".

ШСД (Школа своего Дела)

 

     

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.bis17
Отписаться

В избранное