Неофициальная
рассылка журнала "Результат"
В рамках информационно-партнёрского проекта
Консалтинг . это просто.
Проконсультировать легко,
трудно сделать так, чтобы рекомендация была выполнена.
Есть два подхода. Один - через внушение. Подход
через внушение . это, например, ссылка на очень больших авторитетов,
использование заумных методик и так далее. То есть, человек верит или вынужден
верить, так как вообще не предполагается, что он может с этим не согласиться
или найти в этом недостатки. Собственно, всегда, когда человек верит, не
понимая, - это и есть внушение.
Второй подход через
понимание. Он в
десятки и сотни раз труднее. Понимание требует огромного труда, как от учителя,
так и от ученика. Именно поэтому многочисленные педагоги высшей и средней школы
легко соскальзывают к запоминанию и внушению, вместо того, чтобы добиться
понимания.
В качестве примера могу
привести одну мою рекомендацию, которая так и не была до конца выполнена.
Почему? У меня есть ответ, но мне интересно, что скажут читатели.
У одного их моих
учеников есть небольшой магазин. После проверки на практике разных способов рекламы
(сделанных по моей рекомендации) оказалось, что наиболее эффективна реклама с
помощью навесных рекламных щитов.
После того, как был
заказан и повешен один щит и он дал вполне приличный эффект, ясно было, что
нужно вешать еще щиты, но это было дороговато. Тогда был нанят человек, который
колотил щиты, а заказывать нужно было только пленку, которая наклеивалась на
щит.
Себестоимость щита резко
упала и было повешено еще два или три штуки и они все давали приличный прирост
объема продаж. Как минимум, щит окупался за неделю или быстрее. После чего я
настоятельно рекомендовал повесить еще шесть или больше щитов. Щиты больше так
и не были повешены хозяином этого магазина. Почему?
Не буду ждать ваших
ответов и сразу скажу свой вариант. Дело в том, что после того, как были повешены три щита, этот
маленький магазинчик, находящийся по своей площади и обороту на 20-30 месте в
этом микрорайончике (там торговый центр и довольно много магазинов) оказался
уже самым заметным, благодаря щитовой рекламе.
Если повесить еще шесть
щитов, то магазинчик просто невозможно будет проигнорировать, оказавшись в этом
месте хоть раз. То есть, что помешало повесить еще 6 щитов?
Боязнь обратить на себя
внимание, стать слишком заметным! Так, если посмотреть на те рекомендации, которые
можно дать и те, какие из них выполняются, то легко увидеть, что выполняются
только те, которые не противоречат внутренним установкам клиента.
А если учесть
зашоренность и ограниченность типичного современного человека, даже
предпринимателя, то очень трудно найти что-то такое, на что нет внутреннего
запрета. Разумеется, клиент это не признает, и будет говорить о неких
рациональных мотивах отказа. Хотя они совершенно иррациональны. (То есть, не
осознаваемы, и просто есть запрет, сделанный путем внушения в детстве или уже в
зрелом возрасте).
К чему я клоню. Эзотерическая традиция требует,
чтобы ученик во всех случаях расхождения его точки зрения и точки зрения
учителя, искал ошибку у себя, а не у учителя. И если это не принято с САМОГО
НАЧАЛА, то обучение просто НЕ НАЧИНАЕТСЯ. Это требование легко объяснимо
требованием эффективности.
Так вот . консалтинг .
это очень просто.
Когда есть 100 процентов доверия к учителю и тем сложнее, чем меньше этот
уровень доверия.
Собственно этот вопрос и
решается прежде всего, до начала, во время и после. Стоит ли обратиться к
этому, достаточно ли он хорош, чтобы продолжать и так далее.
Подход через понимание,
во-первых, требует, чтобы ученик исходил из того, что он что-то не понимает и
ПЫТАЛСЯ ПОНЯТЬ и во-вторых, требует времени.
Здесь не имеют смысла
какие-то конкретные рекомендации, которые нужно выполнять прямо с завтрашнего
дня. Если поймет, то выполнит, а не поймет, значит, все равно сделает
неправильно или не до конца. ( Вышла в свет книга Ю.Мороза Управленческий консалтинг.
Нет ничего проще! прим. Штирлица)