Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Менеджмент XXI века

  Все выпуски  

Менеджмент XXI века


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Менеджмент XXI века



Новости сайта:

Консалтинг на грани риска
Таблица 1. Рейтинг ведущих консалтинговых групп России по итогам первого полугодия 2001 г.
Таблица 2. 10 наиболее быстрорастущих консалтинговых групп России
Таблица 3. 10 наиболее эффективных консалтинговых групп России
Таблица 4. Услуги в области стратегического планирования и организационного развития
Таблица 5. Услуги в области финансового управления
Таблица 6. Налоговый консалтинг
Таблица 7. Консалтинг в области управления персоналом и его подбора
Таблица 8. Консалтинг в области организации производства товаров и услуг
Таблица 9. Консалтинг в области маркетинга и отношений с общественностью
Таблица 10. Информационные технологии -- управленческий консалтинг
Таблица 11. Информационные технологии -- разработка и системная интеграция
Таблица 12. Юридический консалтинг в области хозяйственного права
Таблица 13. Оценочная деятельность
Аудитор - парадоксов друг



Тренинг в бизнесе

Генеральный директор одной крупной торговой компании, бывший кадровый офицер-десантник, мастер спорта, в беседе с консультантом кадрового агентства, попросил разъяснить ему, что такое "бизнес-тренинг". Директор был крайне заинтересован в том, чтобы члены его деловой команды имели не только знания, но и обладали необходимыми практическими навыками и умениями, которые позволят им успешно продвигать свой бизнес в сложных рыночных условия. После короткой консультации, он был разочарован и отказался от услуг "специалистов" этого агентства. Позже он объяснил своё решение тем, что, как бывший спортсмен, он не увидел в предлагаемой услуге "бизнес-тренинга" принципов тренировки, которые, по его мнению, были хорошо ему известны. В прошлом его компанией были сделаны большие затраты на тренировочное обучение персонала. Но в реальной практике уровень готовности сотрудников к достижению высоких производственных результатов, оставался на низком уровне. Когда этот вопрос обсуждался с бизнес тренерами, то в ответ они покачивали головами и говорили о плохом подборе кадров, об изменившихся условиях рынка и других побочных влияниях и помехах, которые не дают реализоваться способностям персонала. В последствии, руководитель предприятия пригласил специалиста и поставил перед ним задачу по разработке ряда тематических бизнес-тренингов, которые должны были включать в себя систему отбора участников, специальные упражнения, "деловые игры" и, в обязательном порядке, контрольные тесты (испытания), через которые можно было устанавливать уровень готовности (тренированности) участников тренинга и наличие у них полученных в результате тренинга качественных навыков и умений. Задачи были успешно решены. Тренинги, в которых решаются различные задачи по обучению и подготовке сотрудников предприятия, проводятся систематично и регулярно до сих пор. В них моделируются производственные ситуации, в которых персонал отрабатывает и получает специальные навыки и умения необходимые им для успешной деятельности в сфере их бизнеса. Каждый сотрудник компании, участвующий в бизнес-тренингах, контролируется на результативность в процессе всей его деятельности на предприятии.

Ген.директор оценив полезность тренировочного процесса решил создать в компании собственный учебный центр, что само по себе говорило об уровне развития возглавляемой им организации.

В вышеописанном примере руководителем был поставлен вопрос: "… что такое тренировка в бизнесе-тренинге?". И действительно, какие принципы имеет тренинг в отличие от других педагогических процессов?

Тренинг (от английского training) первоначально использовалось в коневодстве и в конном спорте как некая система упражнений для лошадей с целью выработки у них максимальной работоспособности, специальных качеств подготовки к испытаниям, к примеру, к скачкам на ипподроме.

В основании слова лежит корень "train", который первоначально несёт следующие смысловые значения: приучать к хорошим навыкам, к дисциплине; воспитывать, учить; дрессировать, объезжать; тренироваться.

В русскоязычной среде слово "тренинг" в общем словоупотреблении чаще всего используется как слово "тренировка", которое имеет следующие значения: систематические упражнения для приобретения или совершенствования специальных навыков и умений. Далее "тренинг" мы будем рассматривать в русскоязычном варианте по степени тождественности, как "тренировка".

В физиологии труда под тренировкой понимают все физические нагрузки, которые вызывают функциональное и морфологическое приспособление и изменение организма и тем самым повышение его работоспособности. В этом смысле может и физический труд, например, приобрести характер тренировки и вызывать тренировочные адаптации. В процессе тренировки совершаются повторения, что в физиологии труда называется "упражнением", а повышающий работоспособность результат - "упражняемостью" (тренированностью).

В более широком плане термин "тренировка" применяют в настоящее время как определение всякой организованной подготовки, целеустремлённо направленной на быстрое повышение психической, умственной, моторно-технической и физической работоспособности человека.

Стоит выделить важность тренировки и отличие от других видов обучения.

Тренировка является важнейшей частью системы подготовки человека к участию в какой-либо ситуации, и представляет собой педагогический процесс, основанный на использовании специальных упражнений, с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовки, обеспечивающих человеку достижения наивысших показателей в избранном виде деятельности.

Можно смело заявить, что тренируются абсолютно все качества человека, только стоит ответить на вопросы: "до какой степени?" и "у кого?".

У тренинга в отличие от других педагогических процессов, есть некоторые характерные отличительные черты, которые можно определить следующим образом:
Тренировка в высокой степени индивидуализированный процесс подготовки человека, и это одно из отличий "тренировки", к примеру, от "лекции". Поэтому в тренировочном процессе огромное значение имеет точное выявление у участника тренинга индивидуальных резервов и умение полностью их мобилизовать. И это тем лучше будет удаваться, если при первичном отборе будут распознаны индивидуальные особенности тренирующегося, его сильные и слабые стороны. Кстати, сказанное не требует, чтобы обучаемый обязательно тренировался в одиночку. Групповая тренировка не только более экономна, но и создаёт необходимую эмоциональную основу для мобилизации психофизических резервов каждого участника и повышения результативности. Однако в групповой тренировке обязательно должны учитываться индивидуальные особенности участника тренинга. Это относится к дозировке воздействий и к целесообразному выбору тренировочных средств и методов. Что касается организационных форм тренировки, то надо соблюдать принцип: тренировать по возможности коллективно и, насколько это нужно, индивидуально. Разумеется, и при разработке планов группового тренинга важно учитывать в необходимой мере индивидуальные особенности участников тренинга.
Тренировка всегда направлена на достижение индивидуально возможного высшего результата в выбранном виде деятельности. К примеру, повышение уровня подготовки у участника тренинга, до "международного" уровня.

3. Тренировка характеризуется планомерностью, систематичностью и регулярность. Навыки и умения должны с некоторой периодичностью подкрепляться их дополнительной тренировкой (полировкой), даже несмотря на то, что они практически используются каждодневно.

4. Отличительная черта тренировки - это научность. Для теоретического насыщения и методического оформления тренинга, для обеспечения научности тренировки необходимо быть в курсе опыта наиболее успешно работающих тренеров, обобщать этот опыт и творчески использовать в соответствии со специфическими условиями направления деятельности участников тренинга. Конечно, в сфере бизнеса необходимо использовать новые наработки в таких направлениях как психология, менеджмент и др.

5. Как для всякого другого педагогического процесса, для тренировки характерно сознательность и последовательность. Тренеру особенно важно хорошо разобраться в существующей взаимосвязи между способностью к достижениям и готовностью участников тренинга и их мотивацией.

6. Наконец, важная характерная черта любой тренировки состоит в руководящей роли тренера при достаточно высокой степени самостоятельности участников тренинга. Руководство тренера распространяется на все стороны и формы тренировки. Руководящая роль тренера не должна сводиться к попечительству или мелочной опеке. Высокие результаты немыслимы без самостоятельного мышления и действий участников тренинга, их активности, без творческого сотрудничества с тренером. Эти качества - обязательные предпосылки успешности любого тренинга.

Тренировка, как система подготовки, является сложным, многофакторным явлением, включающим в себя цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение наивысших профессиональных показателей.

Из вышепредставленого примера хорошо видно, что руководитель предприятия заинтересован в результативности проводимых тренингов. Он хотел, чтобы его работники не только знали, но и умели грамотно действовать, были компетентны и профессиональны. И поэтому он выбрал "тренинг" как наиболее результативную форму обучения и подготовки. Что в результате положительно отразилось на развитии организации.

Правильно будет провести отличительную черту между тренировочным процессом и другими педагогическими процессами обучения в сфере бизнеса.

Новоявленным бизнес-тренерам стоит понять свою ответственность перед участниками (заказчиками, клиентами) за предлагаемый им тренинг.
Тренировочный процесс при сравнении, например, с "лекцией", является более глубоким и динамичным. В процессе бизнес-тренировки могут происходить многоуровневые и разнообразные качественные функциональные и даже морфологические изменения человека, определяющие состояние его тренированности (готовности), которое принято связывать преимущественно с адаптационными перестройками психофизического характера (биологического). Разговор может идти о создании новых программ психофизического характера у участников тренинга.

Основной критерий результативности проводимого бизнес-тренинга, - это наличие у участников тренировочного процесса по окончанию тематического бизнес-тренинга конкретных знаний, навыков и умений, которые должны быть явными и качественно проверяться в производственной ситуации, для которой они готовились.

Если провести сравнительную параллель между бизнес-тренингом и спортивной тренировкой, то их должны объединять общий методический подход и отношение к результату. В спорте ведётся отбор в команду (специалистов) и негативные соревновательные показатели (результаты в реальной производственной деятельности) позитивно корректируются на последующих тренингах.

Думается, что ситуация достаточно ясна. Если при прочтении неудачных "лекций" лектор ещё может сказать "…сами такие!", то настоящий бизнес-тренер узнаётся по результативности участников его тренингов в реальных производственных ситуациях, по обратной связи от них, по методам работы и гарантиям, которые он даёт.
Да, именно гарантия. Только мастер своего дела может гаратнитровать высокий результат своей работы. Он имеет инструментарий отбора и оценки индивидуальных и профессиональных особенностей участников тренинга, ситуативно контролирует успешность обучения, методично корректирует тренировочный процесс и приводит к необходимому гарантированному результату, который проявляется в получении необходимых знаний, умений и навыков участниками тренинга и способности применить их в конкретной производственной деятельности.
Заказчик в переговорах о перспективах проведения бизнес-тренинга в своей организации может смело обсуждать условия гарантии его результативности. Если возникают какие-либо сомнения в гарантиях предполагаемого результата, то в этом случае разговор может далее идти о "лекциях", о "диспутах", о курсах "кройки и шитья" и о чем-либо другом, но только не о такой форме обучения как "тренинг".
Использование принципов тренировки в сфере делового обучения позволяет гарантировать планируемые результаты, осваивая новые бизнестехнологии.

Предполагается, что официально бизнес-тренинг, как особая форма делового обучения, возникла на западе в начале прошлого века. Первоначально создавались оригинальные методики группового обучения, в которых использовались специальные деловые игры, позволяющие обучающимся более эффективно усваивать новую учебную информацию, приёмы поведения и общения в деловой среде. В настоящее время бизнес-тренинги на западе являются неотъемлемой частью деловой культуры.
В России бизнес-тренинги, как эффективная форма обучения начали более широко применяться на рубеже 90-х. У бизнес-тренинга, как услуги, сформировалась некая рыночная цена. Появились специализированные компании и "свободные" тренеры, которые заявляют и предлагают этот вид услуги на российском рынке. Есть широкий круг компаний, которые активно пользуются этой услугой.

Специалисты, разрабатывающие и проводящие бизнес-тренинги уже поднимают вопрос о качестве предлагаемых услуг на российском рынке бизнес-тренингов. "Важно, чтобы компания-заказчик, особенно, когда она делает это в первый раз, четко представляла себе, как отличить бизнес-тренинг от любой другой формы обучения, и что еще хуже, от откровенной подделки. Специализированные компании, проводящие бизнес-тренинги, имеют необходимые ресурсы тренеров, (прошедших обучение и повышающих квалификацию в т.ч. в рамках лучших международных программ), учебных курсов (включающих специально разработанные задания, ролевые игры, видео сюжеты), систему "материально-технического обеспечения" учебного процесса (производство раздаточных материалов, изготовление визуальных средств обучения, оборудованные классы и т.д.). "(М.Шакалова, журнал ТОП №1).
В истории российского бизнес-тренинга наступает момент, когда количество переходит в качество. Организационных структур и "свободных" тренеров предлагающих бизнес-тренинги на российском рынке становится всё больше и больше. Поэтому разговор о качестве предлагаемого продукта актуален для специалистов этой области хотя бы по причине необходимости повышения собственного уровня конкурентоспособности.
Начало процесса обсуждения проблемы качества, является знаковым явлением, указывающим на переход этой отрасли бизнестехнологий на более высокий уровень развития.

Источник: trainings.ru
Валерий Травков


Свои высказывания присылайте сюда

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное