Новый проект Юрия Мороза

  Все выпуски  

Новости Школы своего Дела


Информационный Канал Subscribe.Ru

ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА Юрия Мороза
www.moroz.onego.ru и www.shsd.ru
Новости Школы своего Дела
Поступить в ШСД
РАСПИСАНИЕ АДИ и АДЖ на 2005 (Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск...)
Избранное публикуется в журнале "Результат"

На пути к метаобразованию

 

1. Катастрофа

 

 

Никакое сознательное движение вперёд невозможно

без понимания несовершенства той стадии,

на которой находишься...

Даниил Андреев

 

Часто бывает так, что если кто-либо желает обрисовать неутешительное положение дел в какой-либо области, он начинает свою статью безжалостными и упрямыми цифрами статистики. Чтобы враз прижать читателя к стенке, не оставив ни одного шанса на сопротивление.

Но есть и другой способ узнать правду о себе и о жизни вокруг, хотя не всякий готов его осилить. Нужно просто представить себе свой последний в жизни день и посмотреть вокруг открытыми очами. Всё ли так, как хотел? А того ли хотел? А стоило ли затевать?

Конечно, стоило! Жизнь вообще прекрасна, есть что вспомнить. …Как бежал босоногим пацаном по нагретой пыли деревенской дороги, а за деревней – золотое поле подсолнухов, до самого горизонта. И бездонное синее небо над головой, и звенящая от полуденного зноя тишина… Рай!

А встреча с любимой? А первое слово сына или дочки?... Хороша бывает жизнь, и всякому есть, чему порадоваться…

Но от того особенно больно бывает смотреть, как пропадает часто русский человек. Пропадает зазря. Суетится, крутится, вертится, а жизнь – р-раз! – и прошла она, жизнь-то…

Почему так бывает? И можно ли по-другому? Лучше, полнее, осмысленнее – счастливее, другим словом.

А может нормально всё у нас в жизни? - Нет, не нормально, просто глаза замылились и не видят. Говорят, рожденный в клетке её не замечает. Так и мы.

Вот приведу я вам несколько примеров из своей жизни, а вы там себя и узнаете. Ведь таких, как я, в России – миллионы. Молодых дураков, большинство из которых к старости так ума и не наживают. Глупо живут и помирают, многого не поняв…

Не успел я родиться, как захворал. Да так всё детство и юность проболел ангинами и простудами. Таблеток съел на три жизни вперед. Чем больше меня лечили врачи, тем более хилым я становился. Родители всю любовь мне отдавали и заботу, а сделать ничего не могли. Мешало невежество, да слепая веру в медицину: чуть что – сразу к доктору.

И только намного позже, повзрослев, я начал понимать, что для здоровья нужны настолько простые вещи, что даже стыдно об этом взрослым людям говорить. Солнце, воздух, вода. Простая еда, легкая одежда, физическая активность. Чувство меры, добродушие. Вот и всё.

И понял я, что застрял наш брат в гиблом и топком болоте невежества, и что цепкие клещи фарминдустрии крепко-накрепко держат его. Многомиллиардные барыши зарабатывают некоторые на дремучести нашей и несусветной глупости. Болезни наши выгодны им. И длинные очереди в аптеках и у докторских дверей лучше всяких статистик говорят, как глуп еще наш народ, ленив умом и доверчив. Прозревают лишь немногие из тех, от кого врачи уже отказались и отправили умирать. М-да

Узнаёте здесь себя? Или своего соседа, брата, друга?

До школы я был, как и все дети, невероятно талантлив. Рисовал, лепил, стихи заучивал с лёгкостью и цепкостью, соображал, придумывал, изобретал…

Учился в школе я нормально, никто меня не обижал – грех на это жаловаться. Но с каждым годом учиться становилось всё скучнее, а закончил я школу, потеряв интерес ко всем предметам абсолютно. Прошло очень много лет прежде, чем я опять почувствовал тягу к познанию окружающего мира, к занятиям литературой, языком, историей и даже точными науками.

Нужно ли говорить, что теперь почти всё приходится осваивать с полного нуля, так как я не помню 90% того, что "проходил" в школе. А из того, что помню, почти ничего не применял в жизни. Умею читать, писать, считать, но стоило ли это десяти лет? :)

Узнаёте себя? Ещё бы…

Школу закончил с лёгким чувством растерянности. Не был я тем ребенком, которые уже в пять лет знают, что хотят стать космонавтом или футболистом, или шофером. Поступать было всё равно куда, а о том, чтобы не поступать вопрос тогда не стоял. Мол, как без диплома-то? Да и в армию идти совсем не хотелось. Чиновникам я ничего не должен, а родину, если потребуется, я и так защитю. По-своему. Потому что знаю, что это такое на самом деле: Родина, родная земля, родной дом…

Ко второму курсу университета понял, что специальность моя не для меня, а куда деваться – не знал. Везде всё одинаково. И вот, диплом мой валяется на полке, а из тридцати человек мой группы почти никто не работает по специальности.

Узнаёте себя? Нас таких - миллионы!

После института я проработал четыре года в одной крупной конторе, имел прекрасные перспективы, но так и не смог ответить на вопрос: зачем я сижу каждый день с 9 до 18 за своим столом и делаю то, к чему не лежит моя душа? Точнее, ответ я знал, но всякий раз отгонял его от себя. Я работал за деньги, за зарплату, а конечный продукт моего труда мало интересовал меня.

Я был одним из миллионов и миллионов добровольных офисных рабов. Рабов 20-го века.

Мы часто осуждаем тех бедных женщин, что торгуют своим телом на ночных проспектах, но сами с поразительной легкостью меняем невосполнимые годы своей жизни на гарантированную похлебку и кусок площади. Едва войдя в эту жизнь, мы уже мечтаем о "стабильности" и обеспеченной старости. Мы платим за то, чтобы не думать и не нести ответственности.

И таким историям нет числа.

Уволившись с работы я попробовал несколько видов бизнеса, и кое-где уже стали появляться первые результаты. Но довольно скоро понял, что опять наступаю себе на горло и занимаюсь не своим делом. Свободы стало больше, а душа не переставала метаться.

И таких горе-бизнесменов – заложников собственного бизнеса – целая армия…

Так происходит по всей нашей необъятной стране, по всему миру. Наверное, это и есть та самая "пестрота жизни", со взлётами и падениями, потерями и приобретениями. Но что-то мне подсказывает, что можно жить по-другому. Умнее. Шире. Счастливее.

Да и то, что творится с Природой, то, что мы делаем с матерью нашей Землей, превращая с молниеносной быстротой и хищностью живые леса, луга и реки в километровые помойки, - всё это показывает, как запутался человек в своих желаниях и не ведает, что творит.

И ещё скажу пару слов о том, что обычно называют "преступностью". Здесь, конечно, я тоже не смогу вас чем-либо удивить. Как убивали, грабили, насиловали тыщу или пятьсот лет назад, так делают и поныне. И будут делать в обозримом будущем. О детской жестокости тоже пока говорить не хочу.

Но хочу спросить: глядя на эти реки крови и страданий, какой вывод может сделать человек 21-го века такой, какой труднее было сделать раньше?

Я думаю, современному человеку будет легче подвести итоги и признаться самому себе, что все, абсолютно все способы преодоления преступности, применяемые сегодня, не работают. Мы зашли в тупик. Ни доблестная милиция и закон, ни армия обычного типа воспитателей, психологов, идеологов, а уж тем более, политиков, не способны хоть что-то принципиально изменить. Любой, кто борется со следствиями, обречен на неудачу.

А всё потому, что само фундаментальное образование, то есть то, что должно помогать формированию мировоззрения человека и стоять у истоков нравственного здоровья людей, трещит по швам и находится у порога большущего кризиса.

Но может быть всё, что я перечислил, ерунда? Перекосы на местах? Или, как говорил Остап Бендер, "неполадки в пробирной палатке"? Нет.

Это - КАТАСТРОФА!

Тенденции таковы, что завтра будет еще хуже. Масштабы экологических бедствий увеличиваются. Болезни совершенствуются. Рабство - более утонченное, изощренное – охватывает всех и вся. Цели у людей размыты…

Поглядим хотя бы на физическое состояние друг друга, ведь это самый простой и наглядный тест. Тело наше нам дано, как инструмент и ближайший помощник нашей души. Мы обязаны содержать его в хорошей форме, кормить, поить, чистить, оздоровлять. И какова бы не была сила нашего духа, но если тело наше болезненно и разбито, мы не многое успеем сделать в этом мире.

Вспомните образ русского сибиряка в рассказах Василия Шукшина: не мужик, а медведь! не парень, а жеребец! И сравните с образом сегодняшнего "интеллектуала": узкоплечего очкарика. А ведь жизненная сила помещается в теле. Нет бычьего здоровья в теле – нет сил жить и творить.

Большие цели требуют больших энергозатрат, большущей личной силы. Сегодняшний средний человек сил почти не имеет, поэтому, чувствуя свою слабость, и цели перед собой ставит крохотные, или вообще ни за что почти в жизни не берётся. Не успел родиться, а уж мечтает о сытом "ничегонеделании". А это смерть.

Говорят также, что раньше крестьянин спину гнул от зари до зари, чтобы семью прокормить. А сейчас разве лучше? Поменял крестьянин плуг на компьютер, но также по 10-12 часов в сутки батрачит, да еще не на себя, а на дяденьку… Вот вам и прогресс!

И для чего всё? Говорят: чтобы жить. А жить-то для чего???

Что же делать? В чём причина? С чего начинается эта цепочка дурных последствий?...

(продолжение в следующем выпуске. Подпишись!)

Максим Босой

Редактор газеты-рассылки "МЕТАОБРАЗОВАНИЕ"

http://metaobrazovanie.ru

Подпишись!

АДИ и АДЖ:: СПб Новосибирск Украина
АДИ :: Алматы Пермь
АДЖ :: Москва
СТАТЬИ (более ста) :: Юрия Мороза, Вадима Карабинского и других.
Рассылка "Представители ШСД" - economics.school.karabinskiy.shsd
Последние новости ШСД: http://www.moroz.onego.ru

RB2 Network RB2 Network

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.moroz
Отписаться

В избранное