Новый проект Юрия Мороза

  Все выпуски  

Новости Школы своего Дела


Информационный Канал Subscribe.Ru

ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА Юрия Мороза
www.moroz.onego.ru и www.shsd.ru
Новости Школы своего Дела
Поступить в ШСД
РАСПИСАНИЕ АДИ и АДЖ на 2005 (Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск...)
Избранное публикуется в журнале "Результат"

Алексей Романенко
Журнал «Результат» о том, как создать своё дело.
www.rezultat.com

 

В ответ на выпуск про техники

Пришло несколько писем в ответ на выпуск про Специальные техники и специальное образование. Как я и ожидал, без письма от одного из тренеров не обошлось.  Товарища задел я за живое и в попытках восстановить своё самолюбие за мой счёт (привет участникам вологодской БДИ:))) он сам несколько раз по ходу письма наступил себе  на ногу…

Вот письмо… Я выделю по тексту те строки, на которых он оступился…

 

Привет Алексей Романенко!

Рассылку Школы Своего Дела читаю не так давно (с начала этого года), но с большим интересом. И с удовольствием несколько позже приму участие в какой-нибудь АДИ (до осени у меня просто другие планы и приоритеты). Но та информация, которая проходит по рассылке, меня заинтриговала.

Однако Ваше письмо в рассылку "Про специальные техники и специальное образование" от 05.05.2005 побудило меня Вам ответить, хоть изначально совсем не собирался каким-то образом участвовать в дискуссиях рассылки.
В данном случае меня удивило, что человек, помогающий другим разобраться в себе, развиваться и действовать, сам кичиться своей необразованностью.

Вы пишите: "На вопрос про образование я отвечаю, что никогда и нигде не учился. У меня нет ни специального, ни профессионального образования в области психологии. Дипломами о высшем образовании мои навыки не подтверждаются, и никаких учёных степеней у меня нет. Моё образование - это мой практический опыт. Наблюдательность, внимательность и концентрация... Так что я по-прежнему против специальной траты времени на получение каких-либо сокровенных знаний, по психологии, переговорным техникам и так далее с помощью существующей в стране системы образования. Никаких сокровенных знаний это образование не даёт. Помимо того, что все знания, преподаваемые в ВУЗах просто банальны, так они ещё по мере обучения не закрепляются на практике, и не переходят в разряд НАВЫКОВ. С равным успехом можно прочитать книгу или сайт в Интернете."
Хочу Вас спросить: Как Вы можете судить о системе формального ВУЗовского образования, если у Вас нет практического опыта такого образования?

Я совершенно не собираюсь защищать существующую систему образования. Но, по крайней мере, имея диплом о высшем образовании, и занимаясь сейчас в сфере неформального обучения взрослых, я имею моральное и аргументированное право судить о достоинствах и недостатках той или иной системы образования. И пусть мое формальное образование физико-техническое, а обучаю других в сфере организационного развития некоммерческих организаций с использованием активных методов обучения, я все же не понаслышке и не с чужих слов знаю, что такое ВУЗовское образование, что такое неформальное обучение и что такое самообразование.

Возможно, Вы слышали, что есть четыре уровня знания:
1. Неосознанное незнание
2. Осознанное незнание
3. Осознанное знание
4. Подсознательное знание
Ваше письмо  в рассылку навело меня на мысль, что Вы застряли где-то на первом уровне. Вы просто еще не знаете того, чего Вы не знаете.

Тогда вопрос к Юрию Морозу: "А не кажется ли Вам, Юрий, что идею ШСД и АДИ могут скомпрометировать такие вот воинственные невежи, кичащиеся своей необразованностью, и пропагандирующие необразованность через рассылки ШСД?".

К Вашему сведению Алексей, люди они по своей природе разные. У них разные способности, в том числе разные способности к обучению. Одни склонны учиться на практике. Получив практический опыт, такие люди смотрят, что у них получилось, делают выводы и двигаются к новому практическому опыту. Видимо, к категории таких людей относитесь и Вы, Алексей. Но есть и другие люди, с другими наклонностями к обучению. Некоторым удобней учиться на опыте других. Такие люди сначала наблюдают за практическим опытом окружающих, делают свои выводы и только тогда приступают к своей практике. А есть и такие, которым сначала важно изучить теорию, а уж затем опробовать ее на практике и посмотреть, что из этого получится. Конечно, для обучения важно пройти через все стадии: опыт - наблюдение - выводы - новый опыт. Этот цикл известен как цикл обучения по Колбу.

Так вот, эффективные техники обучения способствуют тому, чтобы человек прошел через все стадии "опыт - наблюдение - размышление - планирование нового опыта".

Чтобы отказаться от каких-то техник, нужно сначала попробовать эти техники, понаблюдать, как они работают, и затем уже осознанно от них отказываться. И даже в этом случае, Вы просто одни техники замените другими. Вы, Алексей, наверняка применяете какие-то техники, о которых я не могу судить, не видя Вашу работу. Просто Вашего образования и опыта пока не хватает, чтобы их осознать.

Но о чем я могу судить, так это о том, что Вы сами пишите. Возьмем Ваш рассказ:  "Вот реальная история с вологодской презентации Игры. Собралось 12 человек. Я рассказал вводную часть и попросил задавать вопросы. Из двенадцати человек заговорить смог только ОДИН. Все остальные воды в рот набрали и только молча слушали наш разговор. Ни одного индивидуального вопроса у каждого…". Для меня, проведшего более 200 тренингов, это просто свидетельство человека, который не владеет техниками вовлечения людей в групповую работу, не знающего, как быстро и эффективно растопить лед недоверия, который естественно возникает у незнакомых людей, собравшихся вместе. Попробуйте принять участие в любом мастер-классе для начинающих тренеров, и Вы увидите, как просто и эффективно можно разговорить группу в короткое время.

Вы пишите "Техники людям приносят только вред". Мне остается только удивляться, почему Вы еще не переместились жить в пещеру, и есть бананы с пальмы? Ах да, я забыл, даже чтобы сорвать банан с пальмы, нужно воспользоваться каким-то техническим приемом. Остается Вас только пожалеть. А еще участников АДИ, с которыми Вы работаете.

Вред, Алексей, приносят не техники сами по себе, а их неумелое или злонамеренное использование.

Вот и все, что хотелось Вам сказать.
Надеюсь, Вы не сочтете, что я хотел Вас чем-то оскорбить.
И не думаю, что у Вас хватит мужества разместить мой ответ в свою рассылку, да я не для этого и писал.

С уважением,
Валерий Жураковский

P.O.Box 16
210015 Vitebsk
Belarus
Mob: +375 (29) 649-22-94
E-mail: SunSay@pochta.ru

 

Теперь мой ответ с цитатами. Начну с конца:

***

Вот и все, что хотелось Вам сказать.
Надеюсь, Вы не сочтете, что я хотел Вас чем-то оскорбить.
Мне, Валерий абсолютно «по барабану» всё то, что ты здесь сказал.  Меня уже давно ничто не оскорбляет. Ты полагаешь, что глупости могут оскорбить?
А что ты хотел сделать мне очевидно - Эго потешить. Оправдать себя в глазах других людей.
И не думаю, что у Вас хватит мужества разместить мой ответ в свою рассылку, да я не для этого и писал.
С теми письмами, которые приходят мне на электронную почту и за которые я плачу из собственного кармана, я волен сам поступать так как мне вздумается.
О моём мужестве ты сразу видно - не думал.
А по поводу мужества вообще, и своего в частности советую призадуматься крепко.

***

Для меня, проведшего более 200 тренингов, это просто свидетельство человека, который не владеет техниками вовлечения людей в групповую работу, не знающего, как быстро и эффективно растопить лед недоверия, который естественно возникает у незнакомых людей, собравшихся вместе.
Ни слова о недоверии сказано не было мной. Как это сделать я и сам прекрасно знаю и умею. И, кстати без техник психологических делаю это. А ты сам попробуй не пользоваться пси-техниками в своей работе. Много нового узнаешь о своих способностях настоящих. Попробуй быть просто - искренним.

Попробуйте принять участие в любом мастер-классе для начинающих тренеров, и Вы увидите, как просто и эффективно можно разговорить группу в короткое время.
Да видел я это своими глазами. Ничем кроме как эффективным способом РАЗБОЛТАТЬ группу это не назовёшь. Очень ЛЕГКО заставить людей болтать ни о чём. Ты попробуй их убедить начать говорить о ГЛАВНОМ. Хочешь хотя бы узнать и понять, КАК это делается - приходи на АДИ.

Вы пишите "Техники людям приносят только вред". Мне остается только удивляться, почему Вы еще не переместились жить в пещеру, и есть бананы с пальмы? Ах да, я забыл, даже чтобы сорвать банан с пальмы, нужно воспользоваться каким-то техническим приемом.
Дурак без техник и не обойдётся.
Окажешься рядом с пальмой банановой попробуй просто потрясти её, не получиться - брось палку, не собьёшь палкой - лезь сам за бананом. Не сможешь залезть - признай себя дураком образованным и вызывай службу техпомощи по бананам.
А пока тебе остаётся  удивляться тому, как это одни люди не используя психологические техники, могут свободно общаются с другими людьми.

Остается Вас только пожалеть. А еще участников АДИ, с которыми Вы работаете.
А вот жалость свою, Валера, засунь ты себе в зад. Она нужна только слабым и беспомощным.. А я, и участники всех АДИ/БДИ в жалости не нуждаются. Это как раз тот случай, когда  я твёрдо могу говорить за других.

Хотя, если у кого-то из участников и появится желание высказаться жалостливому Валере по поводу его жалости,  пишите ему на мыло: E-mail: SunSay@pochta.ru 

***

Конечно, для обучения важно пройти через все стадии: опыт - наблюдение - выводы - новый опыт. Этот цикл известен как цикл обучения по Колбу.
Да хоть по лбу :))

Так вот, эффективные техники обучения способствуют тому, чтобы человек прошел через все стадии "опыт - наблюдение - размышление - планирование нового опыта".
Ты через стадии коров прогоняй.
Стадия 1. Построить коровник
Стадия 2. Заготовить силос
Стадия 3. Откормить
Стадия 4. УБИТЬ
Стадия 5. Расчленить труп
Стадия 6. Обработать мясо
Стадия 7. Съесть

Может, позволишь, досточтимый тренер, жить так, как хочется  и делать то, что по душе? Без стадий и расписаний!

Чтобы отказаться от каких-то техник, нужно сначала попробовать эти техники, понаблюдать, как они работают, и затем уже осознанно от них отказываться.
Чтобы отказаться от говна на обед достаточно на него взглянуть и чуток понюхать.

***

К Вашему сведению Алексей, люди они по своей природе разные
К твоему сведению, Валера, люди ОДИНАКОВЫЕ.
И только думают, что они разные.
Ты провёл 200 тренингов и прекрасно это понимаешь.

У людей разная внешность, разная одежда, разные прописки и разные места жительства. Много чего разного у людей, но это всё снаружи.

А думают люди об одних и тех же вещах.
У людей одинаковое мировоззрение.
Одинаковые неудачи. Одинаковые комплексы. Одинаковые отговорки и одинаковые оправдания. Даже строение тела у всех одинаковое…
Внутри мы все как один - одинаковые.

Вы просто еще не знаете того, чего Вы не знаете.
Это ты про себя и про АДИ?
Я то на тренингах был, а ты на АДИ был?
О чём и на основе чего судишь?

***

В данном случае меня удивило, что человек, помогающий другим разобраться в себе, развиваться и действовать, сам кичиться своей необразованностью.
Ты не внимателен при прочтении текста, тренер. Твой глаз видит только то, что желает видеть, пропуская мимом суть.
Я говорил, что у меня нет специального психологического образования. И говорил о том, что оно не нужно, для того чтобы помогать людям увидеть суть вещей.

А о высшем образовании я знаю на опыте.
Имею аттестат за среднюю школу с серебряной медалью.
В Дальневосточном Рыбохозяйственном Универститете по специальности «Управление и Организация перевозок на морском транспорте» защитил диплом с отличием по теме «Совершенство переработки сыпучих грузов в морском порту Посьет».

Диплом в глаза не видел и ни дня не проработал по специальности. Как и ты делаю не то, чему меня хотели научить в ВУЗе. И все, потому что  осознал ещё в ВУЗе, что эти все гуманитарные технологии направлены на то, чтобы из СВОБОДНЫХ людей сделать подчинённых. Подчинённых государственной системе, директору в школе, декану в ВУЗе, директору на работе, дяде милиционеру на улице, господину президенту и так далее.

Так что, Валера, твоё письмо построено на неверных предпосылках.

Тебя задел я за живое. А в попытках восстановить своё самолюбие за мой счёт ты сам несколько раз по ходу письма наступил себе на ногу…

АР.

И ещё пара кратких писем в ответ на тот выпуск про специальные психологические техники.

***

Здравствуйте, Алексей!
Прочитала вашу последнюю рассылку. Про техники и технологии психологии я полностью согласна, это ерунда. А вы слышали что-нибудь про саентологию? Мне очень интересно ваше мнение.
Заранее благодарю за ответ.
Галина.

Здравствуйте, Галина.
Я вот с вами не согласен. Техники и технологии в психологии - это совсем не ерунда. Надо полностью отдавать себе отчёт в том, что именно применяя их, одни люди делают других покорными инструментами в своих руках. А это совсем не ерунда.
Вы видели людей уже «подсаженных» на тренинги? Это же смотреть на них больно. Одно словоблудие лезет из них, а на практике жизнь под откос.

А саентология всё в том же ряду. Ещё лет семь назад я уделил время знакомству с ней. Для саентологов она годится, а для счастливой жизни - нет.

АР.

***

Здравствуйте, Алексей,
Отличный выпуск про техники. Спасибо.
Удачи,
Макс.

И тебе удачи Макс. :)))
Напиши что-нибудь конструктивное про свой опыт и взгляд на психологические техники.

Кстати, прошу всех читателей, кому есть, что сказать по этому поводу - напишите мне письма о своём опыте и мыслях по поводу психологических техник и их применении к людям.

Алексей Романенко
Журнал «Результат» о том, как создать своё дело.
www.rezultat.com

АДИ и АДЖ:: СПб Новосибирск Украина
АДИ :: Алматы Пермь
АДЖ :: Москва
СТАТЬИ (более ста) :: Юрия Мороза, Вадима Карабинского и других.
Рассылка "Представители ШСД" - economics.school.karabinskiy.shsd
Последние новости ШСД: http://www.moroz.onego.ru

RB2 Network RB2 Network

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.moroz
Отписаться

В избранное