Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня


Информационный Канал Subscribe.Ru

xxxxx

Поступить на журфак,

или Заработай как журналист

сегодня

Выпуск 17 от 6 февраля 2006
xxxxx


Речь в эфире

На радио и ТВ мало написать подходящий для эфира текст, его надо еще произнести.


Как заике стать телеведущим

Заикался в старших классах школы автор этой рассылки. Особенно я мучился на уроках немецкого языка, хотя учился, в общем, хорошо. Думаю, причиной синдрома стал давнишний испуг паровоза, когда он на мосту с сильным шумом выпустил передо мной, пятилетним, струю пара. В обычной жизни заикание себя не проявляло, оно возникало, когда я начинал торопиться или при естественном волнении у доски.

Проблемой занялась мама. В русской школе № 10 города Каунас (Литва), где она работала в начале 70-х, один из учителей был известен как гипнотизер и психотерапевт (хотя последнее слово тогда еще было не в ходу). Он согласился меня посмотреть.

Гипнотизер (к сожалению, не помню его фамилии) оказался дядькой с сильными волосатыми руками. Для начала он, видимо, решил продемонстрировать свое могущество. Усадил меня на стул, стал говорить, что мои ноги тяжелеют, и по ним поднимается тепло. Вот уже все мое тело должно было потяжелеть и разогреться. Будто бы я не в силах был поднять руку. «Пациент» должен был оцепенеть и заснуть.

Я послушно выполнял его команды и «засыпал», но лишь для того, чтобы не обижать гипнотизера. На самом деле мне казалось, что в любой момент я мог и руку поднять, и проснуться. Быть может, мне только казалось.

Главное началось потом. Он открыл, что я неправильно дышу. У меня было грудное дыхание, то есть при вдохе у меня поднималась грудь: я дышал одними легкими, диафрагма оставалась неподвижной.

Правильное дыхание – брюшное. Это когда дышат диафрагмой. Диафрагма давит на кишечник, живот при вдохе выпячивается, а грудь остается неподвижной.

Проверить, правильно ли вы дышите, очень легко. Надо встать, положить одну руку на грудь, другую на живот и начать глубоко размеренно дышать. Если рука на груди неподвижна, а на животе рука поднимается и опускается при вдохе и выдохе, то дыхание правильное. И наоборот.

У тех, кто с детства дышит неправильно, нижние ребра чуть больше нормы выпирают вперед. Но в целом грудное дыхание не опасно. Дыхание начинает играть роль, когда человек профессионально занимается пением или много говорит (учитель, диктор). По словам моего гипнотизера, люди становились известными спортсменами, и только тогда их начинали учить правильному дыханию.

Что он мне предложил? Во-первых, я должен был научиться правильному дыханию. В любой ситуации и положении – сидя, стоя, при ходьбе, – если чувствовал, что сбился на грудное дыхание, я должен был, не привлекая особого внимания окружающих, класть одну руку на грудь, другую на живот и добиваться дыхания диафрагмой. Я так и делал и до сих пор делаю, когда, например, летом совершаю пробежку. Кстати, у тех, кто правильно дышит, никогда не колет в боку при интенсивном беге!

Во-вторых, он при мне сочинил и велел запомнить следующую фразу: «Я спокоен. Я говорю без всяких задержек. Я говорю уверенно. Я говорю хорошо». Мне нужно было каждый день в момент засыпания и в момент пробуждения настраивать дыхание и повторять эту фразу пять раз. Самовнушение!

Эти простые меры помогли. С тех пор мне довелось работать профессиональным диджеем, тамадой, конферировать концерты, преподавать, выступать по радио и вести авторские программы на ТВ. Никаких проблем с заиканием никогда не возникало. Лишь иногда в споре, когда я начинаю горячиться и тороплюсь, появляются трудности в произношении отдельных звуков. Но я знаю, что делать: надо успокоиться и пару раз глубоко вздохнуть. Диафрагмой.


Работа над речью

В Челябинском государственном институте культуры, где я имел удовольствие учиться режиссуре на заочном отделении с 1986 по 1991 год, словесное действие преподавали, кажется, четыре курса. Но пользу принес только первый, когда с нами занималась «железная» старушка Людмила Николаевна Лукьянова. В первую же сессию она, помимо трех «мелкогрупповых» тренингов, назначила каждому из нас 15 (!) индивидуальных занятий. Требовала так, что иные взрослые дамы-заочницы натурально плакали от бессилия произнести текст более или менее приемлемо. Однако если мы чему и научились в речевой культуре, то только от нее.

Мы узнали, что речь создается сразу тремя системами организма. Прежде всего, это энергетический отдел – дыхание. Собственно звук рождается в голосовых связках – резонаторах. Наконец, членораздельной, внятной речь становится в артикуляционной системе – это все то, что находится выше связок, включая губы.

Таким образом, в основе хорошей речи лежит правильное дыхание. Существует множество дыхательных гимнастик: театральные, певческие, лечебные, йогов. Одна из самых известных – дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Диктору следует выбирать гимнастики для фонационного дыхания: короткий вдох, задержка выдоха, долгий выдох, равный предполагаемой фразе. Лечебные гимнастики часто предназначены для тренировки газообменного дыхания: вдох и выдох равны по длительности и регулярны. (Впрочем, любая дыхательная гимнастика полезна для здоровья и осанки.)

Самое трудное – научиться резонировать, т. е. правильно пользоваться голосовыми связками. Звук можно извлекать и одними связками. Но это будет слабый, тембрально бедный звук. Связки быстро устанут, голос начнет сипеть. При постоянном «связочном» говорении могут развиться болезни органов речи (учителя ими часто страдают).

Напротив, диктор (актер, певец, лектор), который опирает голос на диафрагму, у которого легкие работают как меха, прокачивающие воздух через резонаторы, такой диктор никогда не устанет, его голос обладает полетностью, он хорошо управляем и выразителен.

Не знаю, можно ли научиться резонированию самостоятельно. Пожалуй, в обретении этого навыка не обойтись без педагога и достаточного объема занятий.

К. С. Станиславский о театральной школе: «Тренаж и муштра!»

Если легкие и резонаторы обеспечивают звучность голоса, то хорошую дикцию или внятность речи создает артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат полезно разрабатывать и разминать. Вот несколько несложных упражнений:

  1. Губы: растянуть, собрать, «улыбка», «кис-кис», «хоботочек» (подвигать в стороны как слон), «пробка» (со звуком!), «цветочек». При этом губы должны быть плотные.
  2. Челюсть: двигать ее в стороны, по окружности, «откусывать яблоко». Челюсть должна быть свободна.
  3. Язык: «уколы» в щеки при закрытом рте, «выпад шпаги» (рот открыт), «часы» («стрелка» движется по кругу; рот, естественно, открыт), скатывать язык в «трубочку» и «глотать» (это упражнение способно остановить начинающуюся ангину).
  4. Языком писать в воздухе буквы и слова (печатными буквами): Г, ГЬ, Д, ДЬ, Ж, ЖЬ, З, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ и др.; писать свое имя.
  5. Я чаще всего пользуюсь разминкой «Осьминог». Научиться этому движению проще при сомкнутых губах. Начните вращать губы по окружности, которая лежит в плоскости, проходящей сквозь вас и делящей вас на две симметричные половины. Направление вращения – «от себя». Когда получилось, разомкните губы и вращайте всю челюсть по максимальному диаметру. (Бывало, народ пугался, увидев мои страшные рожи в кулисах перед выходом на сцену. Мне то что? Главное, чтобы голос звучал.)

Еще один совет, который дают профессионалы: голос звучит лучше при напряженных ягодицах. Вообще, в положении стоя голос лучше звучит.

Хорошая дикторская речь интонационно выразительна: варьируется громкость голоса, речь звучит то быстрее, то медленнее, меняется высота голоса, говорящий управляет тембром голоса. На противоположном полюсе находится монотонная речь, которая усыпляет слушателя и отвращает его от эфира.

Вместе с тем, речь в информационном эфире принципиально отличается от актерского словесного действия. Она сдержанна, эмоционально отстранена. Диктор не увлекает и не развлекает слушателя, а информирует его. Диктор не автор и не персонаж, а посредник между источником информации (на который он всегда ссылается) и слушателем.


Работа над текстом

До эфира 15 минут. Вам принесли текст (или вы сами его только что написали). Профессионалы советуют проделать следующие шаги:

  1. Прочитать текст
  2. Подчеркнуть ключевые слова, т. е. важные по смыслу слова, которые ни в коем случае не должны потеряться для слушателя. Остальные куски можно «пробросить» – произнести в ускоренном темпе, на сниженном тоне.
  3. Выделить пунктуационные паузы, задаваемые знаками препинания, и логические паузы, вытекающие из смысла и строения текста.
  4. Проверить по орфоэпическому словарю произношение незнакомых слов, географических названий, имен собственных – всех этих ЭкспЕрт, сторИцей, путепровОд, каталОг, фенОмен, столЯр, костюмирОванный, гофрирОванный. Орфоэпический словарь, словарь иностранных слов и другие обязательно должны быть под рукой в студии.

Вы готовы к эфиру, насколько можно было подготовиться за четверть часа! Но ведь, кроме этого, вы готовились к нему всю жизнь, не правда ли?



Дистанционно ваш,
Игорь Николаевич Борисов,
журналист, копирайтер
inborisov@mail.ru


Все выпуски рассылки живут на моей веб-страничке http://voxfree.narod.ru/


Письма читателей могут быть использованы в рассылке, если обратное не запрещено отправителем.


xxxxx


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.shsd.journalist
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное