Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня


xxxxx

Поступить на журфак,

или Заработай как журналист

сегодня

Выпуск 18 от 21 февраля 2006
xxxxx


Радио сегодня и завтра

Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки!

Близится творческий конкурс на факультетах журналистики. Так, на журфаке МГУ первый поток пройдет, по традиции, в апреле. Поэтому, завершая тему радио, сосредоточимся на «состоянии и перспективах» этого СМИ. Именно об этом – о популярных станциях и радиожурналистах, о сегодняшнем дне и тенденциях радио запросто может пойти речь на журфаковском собеседовании, особенно, если ваш экзаменатор – радиец.

О чем же с вами могут повести речь? Или: о чем вы сами предпочли бы поговорить, поскольку готовы говорить об этом?


О буме разговорного радио

Обратимся к анализу руководителя отдела исследований радио TNS Gallup Media Юлии Николаевой. Статья опубликована в № 23 журнала «Индустрия рекламы» за 2005 год под заголовком «Мелофобы и инфоманы».

Российские радиостанции устали от музыки и все чаще предпочитают ей разговорный жанр. В этом году изменило свой формат вещания с музыкального на информационный «Русское Радио – 2», а не так давно стало известно о планах холдинга «Газпром-Медиа» открыть новую радиостанцию news-talk формата. (Станция «СИТИ_FM» начала вещание 1 февраля 2006 года на частоте 87,9 МГц. – И. Б.)

Кроме того, на сегодняшний день в Москве вещает около 15 радиостанций, эфир которых насыщен новостными, аналитическими программами, ток-шоу на всевозможные темы, интерактивным общением со слушателями. В информационно-разговорном формате работают «Радио России», «Маяк», «Эхо Москвы», «Би-би-си», «Радио Свобода», «Говорит Москва».

Хочу читать дальше


О свободе медиа вообще и радио в частности

Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов: «Если люди покупают «Эхо Москвы», то они должны знать, что покупают его вместе со мной».

Аудитория «Эха Москвы» – это люди, которым интересны не новости, не политика, а дискуссии и мнения. Конечно, «Эхо Москвы» меняется. Если 5 лет назад у нас был news and talk, потом talk and news, то теперь talk, opinion и news. Новости ушли на третий план. Потому что наши слушатели смотрят новости в Интернете. Зачем же мы будем читать то, что они уже и так знают?

Читать полностью интервью с Алексеем Венедиктовым


О вашей любимой станции

Между прочим, классический вопрос на творческом конкурсе. Рискну предложить свой собственный рейтинг радиостанций специально для поступающих на журфак. Он субъективный, но каждый абитуриент легко скорректирует, настроившись на ту или иную волну и послушав часик-другой. Только надо помнить, что ответы «нравится – не нравится» недостаточны. Почему нравится или не нравится? Какой у станции формат? Какие сильные стороны? Каких радиожурналистов станции знаете? И т. д.

Итак, Топ-10 радиостанций для поступающих на факультет журналистики:

  1. «Эхо Москвы». Бескомпромиссная редакционная политика главного редактора Алексея Венедиктова, свобода и острота обсуждения животрепещущих тем, широта представленных мнений. Большой ряд достойнейших журналистских имен: Андрей Черкизов, Дмитрий Захаров, Светлана Сорокина, Евгений Киселев, Юлия Латынина, Ольга Романова, Василий Уткин, Виктор Шендерович и другие.
  2. «Би-Би-Си». Высочайший профессионализм эфира. Харизматичный радиожурналист и диджей Сева Новгородцев.
  3. «Радио Свобода». «Диссидентский» бэкграунд обеспечивает высокое доверие к их информации и комментариям. Принципы станции: «Объективность и оперативность. Независимость и невовлеченность. Свежесть взгляда и глубина анализа». Однако имейте голову на плечах. Не все экзаменаторы отрешились от настороженности к бывшим «вражеским голосам».
  4. «Авторадио». Сила этой станции – в интерактивном общении со слушателями. Автомобилисты, сообщающие о пробках, сделаны соавторами эфира. Как утверждает само «Авторадио», «лучшее в стране утреннее ток-шоу» «Мурзилки International».
  5. «Серебряный дождь». Они немножко денди, стиляги. Этим и интересны. Известны не только стильным эфиром, но и своей премией «Серебряная калоша» за антидостижения в шоу-бизнесе.
  6. «Радио России». Проводная станция с большими традициями и, по преимуществу, зрелой аудиторией. «Встреча с песней» Виктора Татарского – эталон просветительской радиопередачи.
  7. «Европа-Плюс». «Патриархи» музыкального FM-эфира, высокий профессионализм в своей нише. Повод поговорить о радиосетях, о пришествии в Россию западных радиоформатов.
  8. «Радио Maximum». Да, конечно, Геннадий Бачинский и Сергей Стиллавин. Убийственно мало сказать на экзамене, что их шоу – это «круто», «клёво» и «классно». Надо подвести под стёб теоретическую базу. На мой взгляд, для этого хорошо подойдет анализ народной смеховой культуры, который сделал литературовед Михаил Бахтин в своей знаменитой монографии «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».
  9. «Наше радио». Увы, «наше всё «Нашего» Михаил Козырев, кажется, покинул радио. Но феномен жестко форматной музыкальной станции, им созданной, достоин обсуждения.
  10. «Радио Ultra». Радикальное радио. При обсуждении с «папиком» из приемной комиссии желательны экскурсы в философию молодежной культуры. Неповторимая Раиса Ивановна: «Всем хой!»


О музыкальном радио

Хорошие поводы для обсуждения анатомии музыкального вещания дает статья «Гармония эфира» самарского радиожурналиста Владимира Громова. Она была опубликована в журнале «Среда» № 8-9 за 2001 год, но значения не потеряла. Приведем ее с несущественными сокращениями.

Философия музыкального радиовещания.
Рассматривая музыкальное форматное радиовещание как нечто единое и организованное, попробуем найти какое-либо сравнение, иллюстрирующее его особенности. Мне кажется, что одним из возможных путей будет представить разворачивающуюся последовательность элементов, из которых складывается эфир конкретной станции, в виде условной «бисерной нити», где бусины – разные компоненты эфира (песни, реплики диджея, джинглы и т.д.), а слушатель – человек, который наблюдает за тем, какой узор разворачивается перед ним. Чтобы узор получился по-настоящему красивым и интересным, необходимо, чтобы бусины были разнообразными и гармонично сочетались друг с другом.

Поскольку вещание намеренно строится так, чтобы присутствовать в личном пространстве индивида максимально продолжительное время, в эфире должно быть достаточное число элементов, интересных слушателю. Причем речь может идти только о неком индексе интересности, большем для одних компонентов вещания и меньшем для других. В число таких элементов эфира, к примеру, входят «golden hits» прошлых лет, музыкальные новинки, популярность которых может положительно прогнозироваться, «горячие» новости, интервью с популярными людьми... и даже реклама, хотя ее индекс интересности обычно весьма мал.

Хочу читать дальше


Полезные ссылки

Создай свое радио!
Сайт посвящен вопросам и ответам на тему создания в России частных коммерческих радиокомпаний. Если Вы решили заняться этим рискованным, но интересным, прибыльным и престижным делом, то здесь есть все, что может потребоваться как новичкам, так и профессионалам.

Хочу работать на радио!
Подробно рассмотрены возможные пути на радио для четырех категорий мечтающих о нем:

  • мне самому нравится радио, как таковое, и я хочу работать среди тех, кто создает радиопрограммы, и учиться у них этому искусству;
  • у меня подрос сын или дочь, и я хочу, чтобы они стали работниками радио; дело это, вроде, вполне интеллигентное, да и платят там неплохо;
  • я — руководитель одного из отделов радиокомпании, расширяю свое направление, и мне нужны сотрудники, которые стали бы приверженными членами моей команды;
  • я хочу создать свою собственную радиокомпанию и работать в ней директором.


Дистанционно ваш,
Игорь Николаевич Борисов,
журналист, копирайтер
inborisov@mail.ru


Все выпуски рассылки живут на моей веб-страничке http://voxfree.narod.ru/


Письма читателей могут быть использованы в рассылке, если обратное не запрещено отправителем.


xxxxx


В избранное