Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Записки Штирлица


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылка от Штирлица

ЗАПИСКИ ШТИРЛИЦА

:: Центр разведки   rostov-job.by.ru ::
::   написать письмо   stirliz@donpac.ru   ::
 выпуск от 13.12.02  

Подписаться 

Здравствуйте. 

В Ростове-на-Дону, на юридическом факультете госуниверситета, прошла студенческая конференция. Один из лучших докладов был мною буквально восстановлен по крохам, т.к. достался мне  в ужасном  виде. Предлагаю ознакомиться с ростками   идеологии, которая сейчас прорывается в сознание студенческой молодежи.  Выделения жирным шрифтом - мои. Прошу учесть, что доклад написан совсем молодым человеком. Многие мысли спорны, но в целом он  мне понравился тем, что  выскочил за рамки общепринятой в ВУЗе догматики умных мужей.

Дню защиты прав и свобод
человека.

Вольная воля, или русская интерпретация свободы: награда или наказание.
Доклад студента 4-го курса ВО юридического факультета РГУ  Ким В.О.

"Свобода-странная вещь" 

И.В.Гёте.


10 декабря 2002 года Всеобщая декларация прав и свобод человека отметила свой день рождения. Этот документ, имеющий эпохальное значение, открыл в момент своего создания новый этап борьбы за права и свободы во всем мире, провозгласил человека, его жизнь, свободу и достоинство высшими ценностями, не подлежащими каким-либо сомнениям.
Одним из основополагающих столпов идеологии прав человека является свобода. Декларация в своей первой статье закрепляет: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах".

Свобода, в самом общем понимании, представляет из себя возможность человека действовать по своей воле, исходя из своих интересов и желаний, ограниченных однако моральными, нравственными и правовыми законами. Идеи свободы появились и разрабатывались в Европе не случайно, -этому способствовали многовековые традиции свободной мысли и уважения автономии личности, её индивидуальности. Такие мыслители как Кант, Гегель, Спиноза, Джон Локк и другие ученые-исследователи сумели вывести стройную систему учения о свободе. В двух словах, это учение заключается в том, что свобода в её правовом выражении есть формальность, данность каждому и всем равных возможностей, что свобода не может существовать без частной собственности, без имущественной независимости каждого индивидуума в отдельности, что свобода и необходимость неразрывно связанные друг с другом понятия: "Свобода есть познанная необходимость" (Спиноза) и многое другое...

1993 год ознаменовался для России принятием столь важного и долгожданного нормативного акта - Конституции РФ. Основной закон "обновленной страны" в лучших традициях воспринял западные идеи прав и свобод человека, выразив в своих статьях основные постулаты естественности и неотчуждаемости последних.
Кстати, не думаю, что скажу нечто удивительное для вас, утверждая, что в нашей стране то, что написано на бумаге и то, что есть в действительности - две большие, извините, разницы. 

Вообще, справедливости ради, следует заметить некую особенность свободы, глубоко понятую Гегелем:

" Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы."

Что я хочу этим показать? А вот что: Россия, переписав Декларацию прав и свобод человека, пытаясь принять чуждую ей идеологию, не вникла в основные положения, идейно выраженные в этом документе, и не потому, что русский народ глуп, а потому, что думает он совсем по особому, размышляя обо всем со своей, отличной от всех точки зрения...

Свобода в России всегда мыслилась в нравственных, духовных категориях, всегда была она "свободой от", нежели чем "свободой для". И обусловлена эта свобода негативная была столетиями специфического развития государственности и чертами национального характера. В русской философии, в самых её истоках заложены религиозные, иррациональные начала, выражающиеся в поисках смысла жизни и вселенской справедливости. Социальная справедливость и равенство ставятся во главу угла, а тема же свободы индивидуальной и политической не интересовали ни русских философов, ни русский народ. 

И именно "пафос социального равенства всегда подавлял пафос свободы личности. "(Н.А.Бердяев. )

Сильная централизованная власть, постоянный террор с "внешней стороны" не позволяли развиваться идеям личной, индивидуальной свободы, было место лишь борьбе, место для "свободы от".

Воля - это слово, возникшее примерно в ХV-ХVI вв. в Московском государстве, не имеет аналогов в других языках мира ни по своей содержательной наполненности, ни по особой, острой чувствительности. Это понятие существовало наряду, вместе, а иногда и в неразрывной связи с понятием "свобода". Воля - это бескрайний простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле.(Даль)

Воля - есть данный человеку произвол

Понятия свободы и воли разделялись на уровне простого понимания. 

В "Манифесте" Е.Пугачева прямо выделялись "вольность" и "свобода".
Воля...Умом русский человек понимает, а душой чувствует, что она в своем абсолютном, т.е. нормальном для неё проявлении, несет в себе смертоносность. И это, естественно, выражается в квинтэссенциях народной мысли - в его поговорках и пословицах : 

волю дать - добра не видать;

жить по воле - умереть в поле;

боле воли - хуже доля

и многое другое, что свидетельствует о понимании самой сути этого явления. 

Свобода есть познанная необходимость, воле же присущи такие черты, как анархизм и безмерная даль, волюнтаризм и жестокое самодурство. Её стесняют и равные, стесняет и мир, она не дает счастья и покоя, лишь обостряя чувства неудовлетворенности и отчаяния, заставляя отказываться не только от неё, но и от свободы в целом.

Что же касается советского периода развития России, то можно сказать, что советская система совсем не плохо справилась с задачей полного искоренения чувства свободы у народа, подменив его понятиями псевдоравенства и уравнительной справедливости. 

"Зачем вам свобода?"- говорили ярые приверженцы идеям Маркса и Ленина, "мы и так будем заботиться о вас, давать вам хлеб и воду, работу и все необходимое." 

Они говорили о том, что свобода - это проявление гнилого буржуазного порядка, порождающее несправедливость и нищету, попрание интересов простого народа. И народ, наивный в своих стремлениях к социальной справедливости и врожденному презрению к интересам вещным, поверил и пошел, отказавшись от свободы в пользу так называемых общественных и государственных интересов. Со временем, этот отказ незаметно перерос в боязнь свободы, в бегство от неё, что убедительно доказывает выведенная Солженицыным максима- 

Золотое правило всякой свободы: стараться как можно меньше пользоваться ей.

Только способность взять на себя ответственность делает человека свободным, но в ответе за все было государство, а не человек. Нет свободы но осталась воля, как проявление потаенного стремления сбросить оковы, "выйти на бескрайние просторы ", восстать против подавляющей системы с одной стороны. Волюнтаризм, самоуправство партверхушки и чиновничьей рати, возведение воли некой группы выше закона с другой стороны. 

Но нельзя влачить все время "бремя свободы от", не в состоянии перейти от свободы негативной к свободе позитивной, человек старается избавиться от свободы вообще."(Фромм.) Что собственно и произошло окончательно в рамках социалистической системы, оставившей место лишь "своей волюшки" немногих...

Перестройка

Это оригинальное слово обозначило неминуемое и банальное развитие событий. Исход "великого и кровавого эксперимента" ознаменовался полным раскрепощением человека. Выпущенная на свободу воля, долгие лета заменявшая свободу, как и следовало полагать, вылилась в абсолютное бессилие государства перед такими явлениями, как дикий капитализм со всеми его прелестями, организованная преступность и повсеместный обман людей ими же самими.

 Народ, века живший в условиях "свободы от" и семьдесят лет совершенно без свободы, вдруг оказался перед проблемой каждодневного, ежечасного выбора, отсутствия привычной поддержки и опеки государства. 

Страх, страх перед неизбежной реальностью того, что теперь мы СВОБОДНЫ, помноженный на элементарное невежество и неумение пользоваться свободой, привели к тому, что многие и многие с ностальгией вспоминают прошлые времена, а другие в муках постигают то, что постигается лишь веками исканий. Проблема в том, что русский народ не имеет традиций свободы тех стран, на которые он равняется, не имеет того мировоззрения и мироощущения, но я считаю, что это и не к чему. Россия, говоря словами Н.А.Бердяева, должна будет усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь при этом русской.


Понимание и умение придут к нам со временем, и "свобода для и на" станет неотъемлемой частью нашего мышления, но она никогда не будет идентична западному пониманию свободы, -в ней, свободе, всегда, где-то в глубинах, будет воля, простор, а иногда и произвол. Вольная воля была, есть и всегда будет, пока есть противоречивость и эмпиричность восприятия мира русским человеком, она будет существовать до тех пор пока, не дай Бог, он (человек) не научится измерять себя и окружающий мир категориями рационализированной вещности, меркантилизма и утилитаризма.

Права и свободы человека как основное условие демократического и правового государства, гражданского общества, безусловно, важны. Отрадно, что и у нас в стране к этому приходят уже не отдельные ученые, но и простой человек, но есть все же ещё то, что не укладывается в рамки гражданских, политических и иных прав и свобод, и это что-то выражается в особой философии, частью которой и является философия воли. 

Награда ли стремиться к ней, или наказание получить её - решать каждому из нас самостоятельно. Но сумеет ли Россия ограничиться Декларацией, жизнью по праву и закону, или всё-таки нет?

С любовью,
Штирлиц

 Архив рассылки 

Подписаться 
:: Центр разведки   rostov-job.by.ru ::
::   написать письмо   stirliz@donpac.ru   ::

ЗАПИСКИ ШТИРЛИЦА


Оформление выпуска: Валерий Чеканов   http://godspeed.pochtamt.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное