Обычно
изобразительному искусству обучают способных к нему людей. В результате многое
оставляется без объяснений - способный ученик и так все делает хорошо. Что-то он
копирует у мастеров, до чего-то доходит интуитивно.
В этом пособии речь идет о вещах, которые часто остаются за рамками учебников по
изобразительному искусству. Оно позволяет восполнить пробел, существующий в
обучении самым первым шагам в изобразительной грамоте. В нем дается объяснение
технических приемов, облегчающих выполнение рисунка и даются основные
теоретические знания.
Я назвал в свое время эту методику "Методикой Первого Толчка", имея в виду что
впоследствии каждый ученик сможет уже самостоятельно применить методические
приемы этого курса для освоения материала выходящего за его рамки.
Каждое задание содержит теоретическую часть, которая практически осваивается по
ходу выполнения задания. Каждое задание при условии успешного освоения материала
достаточно выполнить один раз, исключая упражнение на постановку руки.
Необходимо соблюдать последовательность освоения материала, указанную в
оглавлении.
СОДЕРЖАНИЕ
КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК
1. Упражнение на постановку руки
2. Рисунок двух простых предметов
3. Рисунок бутылки и кружки (построение ручки кружки)
4. Рисунок кофейника и солонки (построение дудочки кофейника)
5. Рисунок лежащего кофейника
6. Рисунок сковороды в сложном повороте
7. Рисунок постановки с утюгом
8. Рисунок натюрморта с шахматной доской (явления наблюдательной перспективы в
рисунке натюрморта)
9. Рисунок гипсового орнамента
10. Наброски с натуры на линию
ТОНОВОЙ РИСУНОК
1. Три тоновых эскиза
2. Тоновой рисунок натюрморта в произвольной технике
3. Рисунок штрихами, направленными в одну сторону
4. Рисунок штриховыми полями
5. Однотонный рисунок натюрморта
6. Длительный тоновой рисунок штрихом простых геометрических тел
7. Длительный тоновой рисунок штрихом гипсового орнамента
8. Длительный тоновой рисунок штрихом натюрморта
9. Наброски на пятно с натуры кистью тушью
КОМПОЗИЦИЯ
1. Основные принципы построения тоновой двухкомпонентной композиции
2. Выделение комфортной композиции из хаотических пятен
3. Тоновой композиционный анализ черно-белой репродукции
4. Тоновой композиционный анализ цветной репродукции
5. Тройной композиционный анализ цветной репродукции, цветовая композиция,
линейная композиция
6. Тоновой композиционный анализ натуры
7. Тройной композиционный анализ натуры
ЖИВОПИСЬ АКВАРЕЛЬЮ
1. Четыре цветных эскиза с натуры
2. Живопись мазком
3. Живопись заливками
4. Живопись по сырому
5. Комбинированная техника живописи
6. Наброски акварелью с натуры
ПЕРСПЕКТИВА ИНТЕРЬЕРА
1. Рисунок стоящего стула
2. Рисунок опрокинутого стула
3. Угловой интерьер
4. Фронтальный интерьер
5. Интерьер в сферической проекции
6. Наброски фрагментов интерьера свободной линией
РИСУНОК ГОЛОВЫ
1. Cхематический рисунок гипсовой маски
2. Рисунок плоскостями гипсовой головы в двух поворотах
3. Рисунок плоскостями гипсовой головы в трех-четвертном повороте
4. Линейный рисунок черепа с пояснительными указаниями
5. Линейный рисунок экорше с пояснительными указаниями
6. Зарисовки черепа штриховыми полями
7. Зарисовки штриховыми полями гипсовых масок или голов
8. Рисунок гипсовой маски или головы эллипсами
9. Длительный тоновой рисунок гипсовой головы
10. Портретные зарисовки карандашом
11. Портретные зарисовки мягким материалом
12. Портретные наброски на линию мягким материалом
ЖИВОПИСЬ МАСЛОМ
1. Гризайль натюрморта
2. Этюд натюрморта тремя красками
3. Этюд натюрморта локальными цветами
4. Условная живопись натюрморта чистыми красками
5. Полноцветная живопись натюрморта
6. Наброски натюрморта на настроение
ПОСЛЕСЛОВИЕ