Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Метафоры


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

МЕТАФОРЫ

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 17

Из "Петербургских сновидений" Старинного приятеля Балу:

НИМФА И САЛАМАНДР

ВЫБОР

Петербургские сновидения

 

В нашем Петербурге осень. Вот какой он сейчас... Снова слишком тихо на набережных, снова долетают голоса настраиваемых в Капелле скипок, слишком ярким оранжевым светом горят окна в старинных домах, и снова кто-то жжет свечи все темные ночи напролет... Наверное, в Петербурге немного чаще, чем в других других городах, любят зажигать свечи. Достоевский называл его "самым умышленным городом". Это город грез, полный Времен, смешанных фантазией в одну мелодию, волшебных снов - немного виртуальный город...

В эту осень нас ожидают новые встречи с петербургским Сказочником, Старинным приятелем Балу, Магистром Института сказкотерапии, автором книги "Петербургские сновидения" - Андреем Викторовичем Гнездиловым.

 

НИМФА И САЛАМАНДР

Пронзительны осенние краски. Ясная голубизна небес сверкает между желтыми и красными листьями осин, берез, тополей, кленов. Они дрожат, трепещут, бьются на ветвях, и потоки света струятся по стволам, делая их то ослепительными на вершинах, то почти прозрачными ближе к корням. Дует ветер, и редеет волшебное кружево на капителях бесчисленных колонн лесного храма. Что ни лист, то птица иль бабочка, в полете к земле выявляющая свой характер. Одни листья падают, кружась словно выбирая место, другие - целеустремленно и прямо, третьи - покачиваясь и меняя направление - и диво для глаз видеть воздушный балет. А когда опадет последняя листва, выступит на сцену уже не одноликий лес, а отдельные деревья, и уже не стволы, а скульптуры, одна выразительней другой. И как среди толпы людей, объединенных общей гармонией, вдруг старики или калеки выделяются своей индивидуальной судьбой, так и среди деревьев притягивают взор своей непохожестью древние иль увечные фигуры. Судьба их запечатлена в корявом стволе, в напряжении застывшей позы. О, жители леса, не в вас ли нисходят после смерти души человеческие, столь сходны ваши торсы с движениями людских чувств и мыслей!


Одинокий путник поднимался к перевалу, спеша до темноты миновать самые опасные места. Горная тропинка змеей вилась над обрывами, и густой кустарник прятал ее от нетерпеливого взгляда. Солнце зашло за горный хребет, и синяя мгла со дна ущелья стала подниматься по склонам вслед за неожиданным гостем. Однако он уже достиг цели. Узкая седловина меж вершинами гор была почти рядом, и теперь можно было позаботиться о ночлеге. Путник нашел небольшую площадку, разложил вещи и поджег сухую корягу, которую нашел где-то по дороге. Крошечное озерко среди камней подарило ему чистейшую прохладную воду. Из скалы выбивался родник, и струйки его падали в озерцо, напевая наивные и прелестные мелодии.
Путник заслушался и не заметил, как догорела его коряга. Искать в темноте дрова было немыслимо. В досаде молодой человек пнул ногой в угли. Одна из тлеющих искр отлетела в сторону и упала в какую-то ямку. Внезапно послышалось шипение, словно кто-то неумело пытался засвистеть, и затем яркий язык голубого пламени вспыхнул почти у самой кромки воды. Подземный газ, пробившийся из самых недр горы, стал пищей для огня. Путник, вначале испугавшийся, быстро пришел в себя и радостно протянул к нему руки. Как и в древние времена, огонь среди мрака ночи был желанным другом любого странника. Благодарная природа стала раскрывать свои таинства. Музыка родника, живое зеркало озера, мириады звездных огоньков, светящихся в небе, - все было исполнено красоты и ожидания чуда. И вот из немыслимых горных глубин выскользнула на поверхность душа игривого юноши-саламандра и соединилась в танце с земным пламенем. Путник собирался было вздремнуть, но, увидев танцующее пламя, застыл в изумлении.
Ни единое дуновение ветерка не тревожило воздух, но огонь на берегу то стлался по земле, то превращался в шар, то распускался раскаленным лотосом, то вытягивался к небу тончайшим лезвием меча. Он изгибался в такт мелодии, рвался прочь от своего подножья, спиралью нависал над озером. Это был фантастический танец! Путник от восторга забывал дышать.

А в это время еще одна душа восхищалась танцем саламандра. Это была маленькая нимфа родника. Именно под звуки ее пения двигался огненный танцор. Инстинкт внушал нимфе страх. Она знала, что огонь несовместим с водой, что встреча грозит гибелью либо ему, либо ей, если он окажется слишком силен. Но нимфа была так юна, а саламандр так прекрасен! Он не прикасался к ней, но его отражение зажигало свет до самого дна озера. Его восторг рождал в ней то же чувство, она сочиняла все новые мелодии, пела все, что могла припомнить. И всю ночь они были необыкновенно счастливы.


Наутро путник наполнил флягу водой из озера и зажег трубку от огня саламандра. Души природы, которые он случайно соединил, с благодарностью простились с ним. Он ушел, унося с собой их благословение. Теперь его трубка никогда не потухала, даже если в ней не было ни щепотки табаку, а одной капли воды из фляги было достаточно для цветов, чтобы они не увядали целый год.


Ислен - так звали путника - жил в большом шумном городе. Там же жила и Летисса. Это была очаровательная женщина с легкими движениями и глазами ребенка. В них всегда были ласка и тепло. Что же касается ее души, то в ней постоянно жила музыка. С некоторых пор она слышала эту музыку по ночам. Увы, когда утром она просыпалась, то никак не могла вспомнить тех дивных мелодий, что дарили ей сновидения.
У Летиссы было много поклонников, но ее внутренний мир был настолько богат, что она не очень нуждалась в чьем-либо обществе, чтобы чувствовать себя счастливой. Большинство ее поклонников были похожи друг на друга - они осыпали ее комплиментами, старались заинтересовать собой, твердили о своих чувствах, но у всех в глазах таился голодный блеск, и она понимала, что они хотят сделать ее своей собственностью.
Тем не менее некоторые обстоятельства в ее жизни заставили ее более внимательно отнестись к свите поклонников. Все началось с того, что как-то в день рождения она обнаружила в себе способность танцевать. Но самое поразительное, что она не просто могла танцевать, а в тот самый момент, когда она начинала двигаться, подчиняясь внутреннему импульсу, раздавалась откуда-то музыка, которая совпадала с ее танцем и словно аккомпанировала ей. Она узнавала частично мелодии, которые слышала во сне, но, так же, как и во сне, ей не дано было повторить их или записать. Летисса стала искать того, кто сделал ей этот чудесный дар, ведь еще с детства она мечтала стать балериной, но судьба отводила ее с этого пути. Что же произошло теперь? Она чувствовала влияние какой-то силы, но не могла отыскать ее источник.
Пожалуй, единственным, кто отличался от других, был Ислен. Он появлялся на ее пути не часто. Дарил ей цветы и тотчас уходил, словно, кроме этого, ему ничего не было нужно. Его робость или независимость мешали Летиссе узнать его ближе. В последний раз в день ее рождения он подарил ей белую розу, и она, как заговоренная, не меняясь, стояла в вазе. Проходило время, а цветок и не думал увядать. Летиссе казалось порой, что роза искусственная, но вблизи она так нежно благоухала, и когда женщина целовала ее, ей чудилось, что лепестки цветка розовели, и она ощущала ответный поцелуй. Он был столь горячим, словно внутри розы скрывался уголек.
Как-то Летисса встретила Ислена на улице и, торопясь, стала благодарить его за цветок. Он молча улыбался.
- Кстати, - спросила она его, - не знаешь ли ты той странной музыки, которая звучит, когда я танцую?
- Мне кажется, знаю, - ответил Ислен, - с той поры, как я вернулся с гор, мне каждую ночь снится, что я исполняю какую-то музыку. Не могу вспомнить, сам ли я играю или дирижирую, что за инструменты звучат, но самое печальное, что мелодии, приходящие во сне, наяву полностью исчезают.
Она хотела расспросить его еще, но кто-то подошел к ним, и они расстались. Увы, увы... Все реже случались их встречи. Каждый жил своей жизнью, но в глубине души Летисса угадывала, что только любовь Ислена способна творить чудо и в ней самой. Тайным источником пробивалось ответное чувство.


Все разрешилось однажды самым странным образом. Летисса уже стала известной танцовщицей. Слава и восторги толпы тем не менее не очень задевали ее сердце. Она черпала счастье в самом танце и музыке... И вот однажды цветок Ислена увял и музыка смолкла. Никто не мог слышать ее, даже сама Летисса. Эта новость заставила ее почувствовать всю горечь потери волшебного дара. Обида охватила ее, и она долго не хотела идти к Ислену, слушая свое самолюбие. Затем, преодолевая себя и стыд, отправилась его отыскивать.
- Он был не здоров в последний год и все собирался в горы, - сказали соседи, - уже месяц как уехал.


С трудом узнав, куда отправился Ислен, Летисса бросилась за ним. Была осень, вечер... Около перевала, где некогда остановился на ночлег одинокий путник, возле крошечного застывшего озерца, рассеивая тьму, ровно сияло синеватое пламя. Летисса вгляделась в него и испуганно отшатнулась. Она увидела юного саламандра с лицом Ислена. Он был задумчив и печален.
- Не бойся, Летисса, это я, - прошелестел тихий голос ее возлюбленного. - Пришло время моего выбора. Смерти нет, я не умер, но ступил на иной путь. Все возможно для человека, если он устремлен к гармонии и добру. Когда-то случайно я соединил в любви сердца духов двух стихий - нимфы и саламандра. В природе они несовместимы, но их чувство могло проявиться через людей. Нимфа подарила мне способность творить музыку. Саламандр через тебя мог воплощать свои танцы. И так же, как мы давали жизнь их любви, так же и они хранили нашу любовь. Теперь случилась беда. Иссяк родник, и нарушилась связь саламандра с подземным миром огня. Когда я пришел сюда, огонь еле дышал и готов был умереть. Я отдал ему себя и превратился в саламандра. Теперь, если ты захочешь сохранить нашу любовь и чувства этих духов, что открыли нам мир музыки и танца, ты можешь последовать моему примеру. Что бы нас ни ожидало, мы не разлучимся.
Летисса радостно кивнула и ступила в озеро. Мгновение, и из скалы снова весело забил родник. Маленькая нимфа, протянув руки к прозрачным струям водопада, извлекала из них чудесную музыку, а саламандр танцевал прямо на воде, и их прикосновения сопровождались не шипением, а чарующими звуками.

 

ВЫБОР

Никогда не знаешь, что лучше - принять ли мир как он есть, либо бороться и строить его по своим представлениям.


Свела однажды судьба троих людей так, что разойтись оказалось почти невозможно. Один из них, бедный Кавалер, кроме пылкого сердца и отцовской шпаги ничем более не обладал. Второй был музыкантом, которому слава приносила богатство, а богатство, в свою очередь, немало способствовало славе. Третьим лицом, конечно, была Дама. Если б она была просто прекрасна, то историю пришлось бы начать с нее. Но в ней скрывалась тайна, неведомая даже ей самой. Потому досталась ей роль судьбы, ибо двое уже означенных молодых людей любили ее страстно и готовы были вручить ей свои жизни. Как и следовало ожидать от таинственной красавицы, Дама ни одному из них не отдавала предпочтения. Таким образом, в один свободный денек ее поклонники встретились на опушке дремучего леса, чтобы с помощью шпаг выяснить свои отношения друг с другом. К счастью или к несчастью, в бранном искусстве их способности оказались равными.
Устав от боевых упражнений, они вернулись к словесным доводам.
- Послушай! - сказал Музыкант, - даже если твоя любовь сильнее моей, что вообще-то маловероятно, то подумай о том, сможешь ли ты сделать свою возлюбленную счастливой? Ты не слишком богат, чтобы скрыть свои недостатки. Как ты собираешься выражать свои чувства? Повторять, подобно кукушке, свое "люблю, люблю"? В отличие от тебя я окружу ее роскошью и искусством. Мои чувства будут изливаться на нее водопадом волшебных звуков. Среди зимы я сумею пробудить весну и лето!
Кавалер задумался, и, будто назло, из рощи раздался голос кукушки. Доводы Музыканта показались неоспоримыми. Вложив шпагу в ножны, Кавалер поклонился и, не разбирая дороги, двинулся в глубь леса.


Был вечер, когда Кавалер вышел к большому круглому озеру. В оправе гранитных берегов, порой смягченных песчаными отмелями, оно казалось древним вином, застывшим в кованом кубке неведомого великана. Красноватые отблески закатного солнца реяли над водой, а на противоположном берегу стоял причудливый дом, напоминавший маленький замок. Резные башенки, стрельчатые окна, сияющие нестерпимым огнем. Чудесный сад с кустами роз и лилий и несметным множеством других цветов. Ветер донес до него далекие звуки музыки. 0, что это была за мелодия! Нежнейшие на свете пальцы касались его души и исторгали из нее целительные слезы. Уж не сама ли любовь его обрела свой голос и звучала в тишине этого вечера! Очарованный Кавалер поспешил к нездешнему видению. Ночь уже кончалась, когда он наконец остановился. Оглядевшись, он понял, что находится на прежнем месте. Сомнений не было, он трижды, если не более, обошел вокруг озера, но пригрезившаяся усадьба не попалась на его пути. Расстроенный, он решил возвратиться домой. По дороге он расспрашивал окрестных жителей о доме у озера. Никто не мог ему ничего ответить, и лишь один нищий старик, которого считали выжившим из ума, рассказал, что слышал об этой усадьбе. Никто не знает когда и кто ее построил. Немного тех, кто видел ее, однако для них это было грозным предзнаменованием, ибо вскоре они умирали. Были, конечно, и такие, что, любопытствуя, пытались проникнуть в этот дом, но они безвозвратно исчезали.
Получив столь мрачные сведения, Кавалер предался раздумьям: "Что мне теперь жизнь без любви? Знать, что моя Дама счастлива без меня - слабое утешение. Не лучше ли пойти навстречу судьбе, которая уже поманила меня в иной мир?"
И снова он очутился у озера и стал искать свой мираж, но только в ночь полнолуния, когда он переплыл озеро, не спуская глаз со своего видения, он натолкнулся на гранитные валуны, окружавшие дом. Оглянувшись последний раз на озеро, он отметил, что усадьба не отражается в застывшей воде. Лунный свет мерцал, вторя его дыханию.
Кавалер нажал на ручку двери и вошел внутрь дома. Тишина, царствовавшая снаружи усадьбы, вдруг рухнула, как разбитое стекло. В прекрасно убранных о залах горели канделябры и звучала музыка. Как и прежде, она задевала самые глубокие и тайные уголки души. Он прошел по причудливым галереям и в последней комнате увидел хозяйку. Прелестная Музыкантша встала от клавесина ему навстречу. Может, фантазия Кавалера подыграла ему, но показалось, что она так похожа на его возлюбленную Даму. И конечно же, он произнес слова любви, а она ответила ему. Счастью Кавалера, думалось, не будет конца. Его возлюбленная Музыкантша словно подхватывала его чувства и превращала их в звуки музыки. День проходил за днем, ночь за ночью, и опять все повторялось. "Как восхитительна смерть, если я умер!" - думал Кавалер и боялся, что сон его кончится. Но он не кончался. Более того, это состояние полнейшего блаженства стало надоедать ему. Он устал от своих чувств, от музыки, ибо мелодии повторялись. Он не стал упрекать хозяйку, ибо понимал, что он сам тот источник, из которого она черпает вдохновение. Однако неприятная мысль, что его возлюбленная лишена собственной души и лишь отражает его душу, вконец отравила его блаженство.
Все реже звучала музыка в доме, и наконец Кавалер решил вырваться из усадьбы, чего бы это ему ни стоило. Все то, чем он жил до того, как попал в волшебный дом, предстало перед ним как самая желанная греза. Улучив момент, он подошел к дверям и попробовал открыть их. Заперто, они не поддавались его усилиям. Он готов был разрушить весь этот дом, чтобы только вырваться наружу. Тонкая, прозрачная рука протянулась из-за его спины и коснулась дверей - они легко открылись. Он оглянулся. Перед ним стояла его хозяйка. С той же улыбкой, что встретила его, она протянула ему серебряную флейту. Как лепестки цветка, скользнули по его лицу ее губы, и Кавалер очутился на другом берегу озера.


Был вечер, только он не знал, какого года, ибо ему казалось, что он прожил в доме не меньше половины своей жизни. Любопытство или что-то другое повело его к знакомым местам. И первый человек, к которому он отправился, конечно, была его Дама. Странно, она ничуть не изменилась и не высказала никакого удивления по поводу его столь долгого отсутствия. То же самое повторилось и с Музыкантом. Осторожно выбирая слова, Кавалер невзначай справился о времени их последней встречи.
- Не изволите ли вы шутить? Мы расстались с вами три дня назад.
"За три дня мир так изменился, что я едва верю себе, - подумал Кавалер. - Уж не сошел ли я с ума? Надо бы это как-то проверить".
Между тем обстоятельства были как раз подходящие. Музыкант сел к инструменту и подарил Даме изящный менуэт, сочиненный в ее честь.
- Прошу прощения, - обратился Кавалер, - но я хотел бы также выразить свои чувства с помощью благородного искусства музыки.
Он поднял серебряную флейту из озерного дома и стал играть. Все мелодии, что буквально навязли в его ушах, вся память о тех чувствах, что он испытывал к Даме, излились в его игре. Он и сам не знал, как это его пальцы находят нужные ноты. Как его душа могла распуститься музыкальным букетом такого совершенства! Но самое удивительное, что эта мелодия преображала его самого. Его переживания, выражаемые в музыкальных звуках, достигали апогея и исчезали. Он освобождался от своих чувств, не жалея о них и не привязываясь к той, что вызвала их. Эта музыка, эта звучащая любовь делала его свободным.
Кавалер опустил флейту. Его возлюбленная Дама едва держалась на ногах, и восхищенные глаза ее были полны слез. Зато соперник его трясся от ярости.
- Не может быть! - закричал он. - Это игра дьявола! Ты колдун!
Выхватив шпагу, он требовал, чтобы Кавалер немедленно защищался.
Меж тем тот стоял неподвижно. Любовь Дамы звала его к себе. Ненависть противника угрожала его жизни! Но он был свободен и от того и от другого. Мудрость открыла в нем иные глаза и иные уши, и, боясь искушения, он отбросил волшебную флейту, но тишина его души хранила тысячи новых мелодий. Соперник с яростным криком вонзил в него шпагу, но не убил его. Даже следа от раны не появилось на теле Кавалера. Тихо улыбнувшись, он повернулся и двинулся по пути, ведомому лишь ему одному. Была ночь, но от Кавалера исходил свет. Следом за ним, забью обо всем, отправилась Дама. Музыкант, опустив голову, также поспешил за тем, кому в одно мгновение открылся Путь.


Другие сказки из книги А. Гнездилова "Петербургские сновидения" вы можете прочесть в сообществе "Метафоры" >>>

http://www.humans.ru/humans/metaphors

http://www.humans.ru/humans/85756


ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКОВ ВСЕМ НАМ!

Елена Шугалей elena@humans.ru

 

Клуб "ЧеловекИ" http://www.humans.ru/

приглашает к сотрудничеству дизайнеров и программистов!

 

Возврат в начало

 

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru

elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное