Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска журнала "Профиль"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Журнал Профиль, номер 40, выходит 31 октября.

Рубрика: В фокусе.

Заголовок: Неестественный отбор.

Автор: Дмитрий Миндич.

Правительство РФ приняло решение о ратификации Конвенции ООН против коррупции, которую наша страна подписала два года назад. После того как это произойдет, России придется привести свое законодательство в соответствие с принципами Конвенции. В частности, вернуть в Уголовный кодекс такой вид наказания, как конфискация имущества.

Конвенция ООН, в частности, предписывает странам-участницам принять "в максимальной степени, возможной в рамках его внутренней правовой системы" меры для обеспечения возможности конфискации доходов от преступлений или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов; имущества, использовавшегося при совершении преступлений, имущества, приобретенного на незаконные средства, а также доходов, полученных с этих средств.

Эти рекомендации будут выполнены, причем весьма оперативно. Как рассказал первый зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, Конвенции ООН и Совета Европы против коррупции будут внесены на ратификацию в Думу до Нового года. А затем правительство внесет пакет поправок в действующее законодательство, в том числе в УК и УПК, которые будут приведены в соответствие с подписанными Россией международными документами. Эти поправки также могут быть приняты до конца года. "В любом случае, - говорит Гришанков, - речь идет о ближайших шести месяцах".

Ряд косвенных признаков также указывает на то, что решение о возвращении конфискации уже принято. В последние две недели случилось слишком много удивительных совпадений. Сначала правительство решает внести на ратификацию в Думу Конвенцию ООН против коррупции, через несколько дней арестовывают двух чиновников - из ФНС и Центробанка - с миллионными взятками. Наконец, на прошлой неделе заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в один день единодушно высказались за возвращение в уголовное законодательство института конфискации.

"На самом деле кампания продолжается с тех самых пор, как статья о конфискации была исключена из УК, - заметил в разговоре с "Профилем" высокопоставленный чиновник МВД. - Причем, не буду скрывать, правоохранительным органам хотелось бы вернуть конфискацию имущества в том виде, в каком она существовала до реформы уголовно-процессуального законодательства. Возвращение этого института хотя бы в урезанном виде продавливается всеми без исключения правоохранительными органами. Ведь это очень эффективный инструмент сдерживания преступности"...

...Жаркая дискуссия между противниками и сторонниками возвращения конфискации имущества как меры наказания продолжается уже не первый год. Суть ее сводится к следующему.

До реформы УК и УПК в российском уголовном законодательстве были предусмотрены два вида конфискации имущества. Общая конфискация являлась дополнительной мерой наказания и предполагала изъятие всего или части имущества осужденного, даже если он приобрел его добросовестно и никак не использовал в преступлении. Это наказание предусматривалось 52-й статьей УК, которая утратила силу в 2003 году.

"Общая конфискация была исключена как совершенно дикая мера наказания, которая досталась нам с советских времен, - объясняет представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский. - Чаще других от нее страдали простые граждане, осужденные за незначительные преступления. Кроме всего прочего, это месть родственникам осужденного. Возвращение общей конфискации нельзя даже обсуждать - за исключением терроризма и наркоторговли, поскольку это фактически преступления против человечности".

Другое дело - специальная конфискация. Она может затрагивать исключительно орудия и средства совершения преступления, а также деньги и имущество, полученные в результате преступления. Против такой конфискации, собственно, никто и не возражает.

"Дополнительной мерой наказания являлась общая конфискация, - говорит депутат Госудумы и в недавнем прошлом адвокат Андрей Макаров. - Частная конфискация наказанием не является, это мера процессуального принуждения и относится к сфере уголовно-процессуального права".

И Макаров, и Барщевский уверены: превращать специальную конфискацию в меру уголовного наказания не имеет смысла...

...На простой обывательский вопрос, какое имущество у осужденного преступника отобрать можно, а какое нельзя, и противники, и сторонники возвращения института конфискации отвечают примерно одинаково. Можно - преступные доходы и купленные на них ценности, если они признаны таковыми решением суда. Нельзя - добросовестно нажитое имущество, которое не имеет отношения к конкретному преступлению...

...Кроме того, по словам Гришенкова, конфискация имущества будет возвращена только по некоторым особо тяжким преступлениям, связанных с коррупцией, наркоторговлей и терроризмом. "Применение нормы о конфискации имущества по налоговым и экономическим преступлениям сейчас, при подготовке правительственного пакета поправок, даже не рассматривается, - подчеркнул он. - Все понимают, какую болезненную реакцию это может вызвать. У налоговых органов и так более чем достаточно полномочий для изъятия незаконно нажитых средств".

Рубрика: В фокусе.

Заголовок: Куда слить татарскую нефть.

Автор: Елена Зверева.

Минэкономразвития подготовило пакет документов для исполнения наказа президента Владимира Путина по повышению качества российской нефти. Пакет будет внесен в правительство сразу после ноябрьских праздников.

До недавних пор разница в цене российской Urals и эталонного сорта Brent, торгующегося на Лондонской нефтяной бирже, была несущественной и не выходила за рамки $1-2 за баррель. И только в последнее время она стала значительной, достигнув к концу прошлого года $5-7. Именно этот разрыв президент Путин назвал "не очень справедливым" и дал задание Минэкономразвития придумать, как поднять цену Urals...

...Требовать "дооценки" российской нефти на мировых товарных рынках можно будет только после того, как улучшатся ее параметры: сернистость, вязкость и плотность. Как следует из доклада Минэкономразвития, сейчас в России добывается 40% сырья с низким содержанием серы (меньше 0,9% на тонну), в 37% ее содержание варьируется от 0,9% до 1,6%, в остальном - выше. А между тем каждые дополнительные 0,1% серы как раз и дают дисконт в $0,25. Основной вклад в понижение качества Urals вносит высокосернистая нефть, добываемая в Поволжье, поставщиками которой являются "Татнефть" и "Башнефть". Запрети им вливать свою нефть в общий с легкой нефтью из Восточной и Западной Сибири "котел" - и можно обанкротить не только эти компании, но и целые регионы, для которых добыча такой нефти является ключевой доходной статьей.

Так что для улучшения показателей "капиталистического труда" Минэкономразвития предлагает идти сразу по двум направлениям: первое - повышение качества нефти на входе в трубу, второе - оптимизация транспортных потоков. То есть трубопроводной системы "Транснефти", которая вполне может направить высокосернистую нефть (у которой, кстати, есть свои потребители) в отдельный транспортный поток...

...Кроме того, серьезные надежды Минэкономразвития возлагает на повышение прозрачности торговли нефтью. В ближайшее время чиновники собираются определить порядок проведения биржевых торгов и стимулировать привлечение на рынок центральных покупателей нефти. "В России выдано более 30 лицензий на биржевую торговлю нефтью. И ни одна из них до сих пор не работает", - сетует Андросов...

...Но ключевую роль в повышении качества русского черного золота должна сыграть разработка новых месторождений. Нефтяникам, которые решатся открыть новые горизонты, государство обещает всяческую поддержку: от льгот по НДПИ до создания инфраструктуры вокруг месторождений. Государство готово вкладываться в прокладку дорог, железнодорожных путей, трубопроводов, линий электропередачи...

...А чтобы сделать разведку и разработку новых месторождений рентабельными, министерство собирается устроить нефтяникам "налоговые каникулы" - освободить от уплаты НДПИ и экспортных пошлин на первые несколько лет, пока добыча не выйдет на проектную мощность...

...Вот, собственно, и все меры, которые должны по задумке поднять цену русской нефти...В принципе, если качество смеси улучшится, российская Urals автоматически станет дороже. Однако власти склоняются к идее выхода на рынок с новым брендом. По мнению замминистра экономического развития Андрея Шаронова, именно это позволит существенно повысить ее стоимость. "Новый бренд продвигать на рынке всегда проще, чем убеждать, что старый стал лучше. Каким он будет - пока говорить рано, но такой подход более перспективен", - считают в министерстве.

Рубрика: Банки.

Заголовок: Оптимистическая трагедия.

Автор: Анастасия Самоторова.

Прошедшие девять месяцев нельзя назвать самыми простыми в жизни банкиров. Только завершился отбор в систему страхования вкладов, как регулятор наметил новые точки давления на отечественную банковскую систему.

В октябре на Всемирном экономическом форуме в Москве первый зампред Центробанка Татьяна Парамонова заявила, что кредитным организациям необходимо либо наращивать капитал, либо выбирать красивый способ самостоятельного ухода из бизнеса. На такое резкое заявление чиновника подтолкнуло расхождение данных по размеру капитала. По словам Татьяны Парамоновой, капитал почти 60% отечественных банков выглядит существенно ниже, если считать его не по российским стандартам бухгалтерского учета, а по международным (МСФО). Прибыль в целом по системе по международным стандартам отчетности ниже почти на 20%. Эти факты, по мнению Татьяны Парамоновой, существенно усиливают риски в отечественной банковской системе. Заявление представителя регулятора вызвало много споров среди банкиров. По мнению многих из них, подобное заявление было более чем рискованно делать с международной трибуны форума. Российские банки и так выглядят не слишком привлекательно для иностранных инвесторов, и "подзатыльники" на виду у всего мирового сообщества веса не добавляют. Другие участники рынка считают, что именно международная общественность больше всего ратовала за уничтожение мелких банков, в особенности банков-прачечных. Усиление контроля за кредитными организациями, занимающимися обналичиванием, и, как следствие, рост платы за эту услугу уже ударили по карманам россиян...

...Невзирая на трудности, банки продолжают расти опережающими темпами по сравнению со средними показателями экономики в целом. За восемь месяцев нынешнего года размер чистых активов российских банков увеличился почти на четверть (23,6%) - до 8,169 трлн. рублей. Тройка лидеров по этому показателю не менялась с начала года: Сбербанк - 2,29 трлн. рублей, Внешторгбанк - 525,6 млрд., Газпромбанк - 379,76 млрд. рублей. Занимавший по состоянию на начало января 4-е место Альфа-банк уступил Банку Москвы - 230,16 млрд. рублей, а сам переместился на 5-е место с 219,203 млрд. рублей. В руках этой по большей части государственной пятерки сосредоточено 44% совокупного объема активов всей банковской системы. По сравнению с началом года этот показатель упал на 1,3%...

...В отличие от банкиров, вкладчики банков окончательно забыли о прошлогоднем кризисе. С начала года объем вкладов частных лиц вырос на 25,7%. Активнее всего граждане несли деньги в банки в январе и мае. Среди top-30 по объемам привлеченных депозитов стоит отметить рост объемов частных вкладов в банке "ГЛОБЭКС" - плюс 88%. Наиболее активным чаще всего приходится сталкиваться с критикой. Банк стал одной из первых жертв новой кампании ФАС, выразившей недовольство рекламными буклетами, где были указаны лишь сроки и процентные ставки по вкладам. Заставив банки более-менее подробно раскрывать информацию по кредитам, антимонопольная служба готовится приучить их и к полному информированию по условиям депозитов. Причем делать это не только в текстах договоров, но и на рекламоносителях - соответствующие поправки в закон "О рекламе" Госдума может рассмотреть уже до конца года (см. "Профиль" No39, 2005). На втором месте по темпам роста объемов привлеченных средств идет Бинбанк - плюс 83% с января по август. Руководство банка решило провести ребрендинг и переоборудовать офисы для удобства частных клиентов, однако президент банка Михаил Шишханов открыто не заявлял о конкретных планах относительно завоевания розницы. В отличие от Росбанка (рост на 75%) и Импэксбанка (плюс 54,9%)...

...Для большинства банков прошедшие месяцы были решающими. В конце сентября ЦБ завершил отбор в систему страхования вкладов (ССВ). В итоге в нее было принято 924 банка из 1100 подавших заявление. Многие кредитные организации, не прошедшие в систему, уже высказали намерение добиваться своего в судебном порядке. Впрочем, удастся это, скорее всего, единицам. Как заявил на прошлой неделе директор юридического департамента ЦБ Сергей Голубев, примерно двум третям не допущенных в ССВ банков Центробанк уже предъявил претензии в связи с нарушением закона о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. С похожими формулировками с начала года ЦБ уже отозвал лицензии у девяти банков. Всего за этот период количество действующих кредитных организаций сократилось на 29 банков. На минувшей же неделе успехом хвастался глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков: по его словам, в конце октября было заблокировано 109 банковских счетов, с которых, по оперативной информации Росфинмониторинга, могут сниматься деньги на финансирование террористических организаций. В список подозреваемых входит более 1,5 тыс. организаций и физлиц, в том числе 112 зарубежных и 21 российская организация, а также 317 иностранцев и 1122 российских гражданина. Темпы "большой чистки" пока относительно щадящие - у банков действительно есть возможность выбирать. Из нескольких зол - меньшее.

Рубрика: Автомобили.

Заголовок: Иномарочный циклон.

Автор: Владимир Салмин.

Иностранные автопроизводители по продажам машин в России вышли на новые горизонты. За три квартала ими реализовано больше автомобилей, чем за весь предыдущий год. Рынок новых иномарок в стране продолжает центробежно расширяться, проявляя новые тенденции.

Автомобильный рынок новых иномарок у нас наконец-то стабилизировался и стал походить на цивилизованный. На долю десяти самых продаваемых марок теперь приходится 83% продаж всех импортных машин, включая собранные и произведенные на нашей территории. Выровнялся спрос по классам. Если раньше первую десятку самых продаваемых автомобилей составляли машины В, С, D и даже Е классов, то теперь, как и в Европе, ее наполняют бюджетные модели классов В и С (за исключением Toyota Camry). Однако у нас все еще доминируют корейские и японские автомобили, тогда как в той же Европе на них приходится не более 15% рынка.

Самые продаваемые у нас марки - Hyundai и Chevrolet, имеющие сборку своих машин в России, и Toyota, у которой на нашей территории пока ничего нет. Лидерство Hyundai с большим отрывом от преследователей обеспечивает и грамотная маркетинговая политика, учитывающая особенности российского рынка. Компания предлагает нам небольшие, недорогие, приемлемого внешнего вида и качества модели, которые выигрышно смотрятся в сравнении с продукцией отечественного автопрома. При этом российские покупатели не относятся к марке предвзято, как в Старом Свете или США. В результате в десятке самых продаваемых оказались сразу три ее модели: Accent, Getz и Elantra, продающиеся за $9000-13 000. Именно на этот ценовой диапазон приходится сейчас центр тяжести покупок машин в России.

Лидеры реальные и скрытые

Однако по логике на первом месте у нас должен быть Ford. У компании в России полноценное производство. Причем производство самой современной модели, горячей даже в странах с высокоразвитой автомобилизацией, с широким выбором кузовов, моторов, комплектаций. При этом завод работает только на Россию. Как и ценовая политика, программа кредитования наиболее привлекательная пока из всех существующих, со ставкой 4,9% (вдвое меньше, чем у других). Изящнее у компании и маркетинговые ходы. У многих, например, сложилось убеждение, что ее "фокусы" дешевы, хотя хорошо укомплектованную машину можно купить не менее чем за $15 000. Но Ford оказался заложником собственных взглядов на рынок. В компании строят прогнозы и планы по пессимистическим сценариям и в случае успеха получают обвал. Завод не успевает наращивать объемы производства и удовлетворять спрос на свои машины. На "фокусы" в результате сегодня самая длинная очередь, и ждать заказанный автомобиль приходится почти полгода.

Впрочем, Hyundai и другие производители тоже выглядели бы лучше. Если бы не квоты. Практически у всех автокомпаний Россия снабжается новыми моделями по остаточному принципу, после удовлетворения массового спроса на эти модели на других, более емких, чем наш, рынках, включая Китай и Турцию. Российские представительства вынуждены воевать со своими штаб-квартирами за увеличение поставок, но повышение квот, как показывает практика, происходит не ранее чем после двух лет продаж новой модели на других рынках.

По-прежнему самой динамично растущей компанией на нашем рынке остается Mazda. Представительство компании в России сумело добиться увеличения поставок Mazda 3, которая превратилась в самую продаваемую марку, обогнав Renault Megane и Clio, при том что в Европе она - бестселлер. Лидером в классе D стала Mazda 6. А сама марка, по данным SpyLOG, оказалась самой разыскиваемой в русском Интернете.

Стыки интересов

Своя история у Toyota. Хороший сбыт двум ее моделям, Corolla и Camry (обе в десятке самых продаваемых), обеспечивает высокий имидж марки у покупателя. Компания - лидер продаж во многих странах, включая США, а ее Corolla, модель такого же класса, как Ford Focus, но за $18 000-$30 000, показывает, что и в России есть устойчивая группа автомобилистов, готовых платить за репутацию модели. Но если с Corolla все более-менее понятно, то феномен Camry за $29 400-39 400 простой логикой необъясним. Машина сомнительной внешности и допотопного дизайна сидит в десятке с момента появления на рынке, не давая покоя многим автопроизводителям. Выбить ее оттуда теперь намеревается Hyundai моделью NF, которая в США (продается под названием Sonata II) уже названа лучшей, как когда-то лучшей в этой стране была сама Camry. За $22 000-27 000 корейцы предлагают автомобиль такого же класса, но богаче оснащенный и современного европейского вида. Говорят, часть покупателей Camry уже откочевала к корейским дилерам, презрев высокую репутацию "Тойоты".

В секторе премиум - своя борьба. Лидером российского рынка остается BMW (у компании больше всего покупают седанов 5-й серии, которые собираются в Калининграде). Однако противостоять маститой марке намерен Cadillac. По заявлению Уоррена Брауна, управляющего директора "Дженерал Моторз" по России и СНГ, "правильно выстроить бренд Cadillac в России - особая и главная забота представительства компании на ближайшее время". "Кадиллаки" в самом деле неплохи, но у российских покупателей к ним предубеждение, и потребуется море времени, чтобы изменить отношение к марке.

Во внедорожном секторе Nissan X-Trail (5329) обогнал долго ходившую в лидерах Toyota RAV4. А у VW внедорожник Touareg опередил свой же Passat - самую распространенную в России иномарку (если считать и подержанные). Дилеры иностранных автокомпаний продали за девять месяцев 434 485 новых иномарок против 400 тыс. штук за весь прошлый год. Лучшие из марок реализуют по 3,6-7,6 тыс. машин ежемесячно. При таких темпах к концу года число обладателей новых импортных машин в стране может приблизиться к 600 тыс., и их могло бы быть больше, если бы не сдерживающие квоты у большинства производителей и не драконовские пошлины, вынуждающие переплачивать за машины от 15% до 200%.

Рубрика: Автомобили.

Заголовок: С петлей на шее.

Автор: Владимир Салмин.

Осенью и зимой проблемы безопасного вождения особенно актуальны. Современные автомобили оборудуют разными системами безопасности. В основном - в качестве опций, поскольку они увеличивают стоимость машины на треть. Чтобы выяснить, насколько эффективны эти системы в реальности и что из них следует ставить, наш корреспондент отправился на полигоны.

За помощью мы обратились в компанию Mercedes, которая является лидером по внедрению таких устройств в автомобили: компания пичкает ими чуть ли не каждую свою машину. (Не случайно говорят, что если BMW - автомобили для драйва, Audi - для спорта, то Mercedes - для безопасности и комфорта.) В ответ получили встречное предложение: испытать все эти системы... на тяжелых грузовиках с груженными под завязку фурами. Оказывается, системы работают на всех машинах одинаково, но на грузовиках лучше видны их недостатки и преимущества. К тому же все новое в безопасности приходит не из автоспорта, как принято думать, а из мира грузовиков. Так на легковых появились, в частности, система динамической стабилизации (ESP), электротормоза, срабатывающие от компьютера помимо воли водителя, повышение яркости стоп-сигналов в зависимости от торможения, зеркала, изменяющие положение при движении задним ходом, приборы ночного видения, парктроники и дистроники, автоматически поддерживающие дистанцию (Stop and Go), принудительное ограничение максимальной скорости и многое другое. Потери от повреждения груза и самого автомобиля в коммерческих перевозках особенно высоки, а последствия от аварий тяжелее, вот автохозяйства и идут на траты и внедрение прогрессивных мер защиты. Например, перевозчики устали терять грузы и машины из-за лосей и других крупных животных на дороге. Так была придумана система ESP, которая позволяет объехать препятствие и безопасно вернуться на свою полосу, когда тормозить уже поздно.

...Системы ESP, прозванные "антилось", ставятся ведущими компаниями на легковые автомобили нередко даже в базовой комплектации, если у модели мощный двигатель. Ситуации, когда тормозить уже поздно, наиболее распространенные: от торчащего колодца или потерянной детали машины (у нас) до выбежавшего под колеса пешехода или лося на дороге...В российской интерпретации вместо лося перед водителем на скользкой дороге появлялся пешеход - надувной манекен. Появлялся, когда до машины оставалось не более 17 м и тормозить было поздно. Спасти мог только объезд. Причем каждый понимал, что сделать это на простой машине нереально. Ее занесет либо она опрокинется, а пешеход все равно будет сбит. Водитель на таком расстоянии успевает только среагировать на препятствие, кинуть ногу на педаль тормоза и рвануть рулем в сторону. А там уж как получится.

Получалось, причем с первого раза, буквально у всех, кто пробовал. "На уровне интуиции и естественных реакций человека", - пояснял инструктор школы Safety on Tour Хупер Вале. И это самое сильное впечатление, которое возникает от действия ESP. Машина успевала объехать манекен и вернуться на свою полосу без малейших видимых усилий. И только когда систему отключали, все вставало на свои места. Машины словно подменяли, и все водители, даже профессиональные испытатели с полигона, оказывались абсолютно беспомощными. Маневрирование на мокрой дороге змейкой дополняло картину. Машину после первого же движения рулем неизбежно ставило боком и несло вперед. Благодаря системе ESP автомобили проходили змейку словно посуху...

...Как утверждают дилеры, сегодня большинство наших автомобилистов стараются сэкономить не только на ESP, но даже на ABS-системе, считая ее бесполезной. На моей машине ABS отключили. На льду даже при легком прикосновении к педали тормоза колеса мгновенно заблокировались, и автомобиль, как на санках, пополз в первом понравившемся ему направлении, полностью потеряв управляемость. О маневре или объезде не могло быть и речи. Причем ползла машина до полной остановки много больше, чем с включенной системой, поскольку тормоза без ABS используются менее эффективно.

Из других устройств безопасности инструкторы Safety on Tour советовали ставить на машины датчики автоматического включения света и дождя (в сумерки первый сам включает фары и обозначает автомобиль, а второй регулирует частоту взмахов дворников в зависимости от интенсивности дождя или снега), систему контроля давления воздуха в шинах, зеркала с подогревом, подушки безопасности и, конечно, "правильные", то есть соответствующие сезону, шины. Экономить на последних особенно глупо, считают специалисты: только ими машина держится за дорогу и через них передаются все усилия и команды. А любые, самые умные системы с плохими покрышками оказываются бесполезными. Нелишним для наших условий, по мнению инженера по безопасности Штефана Краузе, будет и полный привод. Он повышает устойчивость на дороге и в поворотах, незаменим на льду, в глубоком снегу и при движении с прицепом. Но лучше иметь машину с отключаемым приводом. На хорошей дороге и при высокой скорости с ним удается экономить горючее и ехать быстро, отмечает Штефан. И хотя системы безопасности повышают цену машины в среднем на 30%, вряд ли имеет смысл на них экономить. Однако следует помнить: любая электроника помогает человеку лишь до поры до времени и призвана облегчить работу за рулем, но не подменять и тем более исправлять грубые ошибки водителя, его небрежность и непрофессионализм или попытку нарушить законы физики.

Рубрика: В фокусе.

Заголовок: Беспокойная автогражданка.

Автор: АНЖЕЛА ДОЛГОПОЛОВА, главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА"

МИХАИЛ МАТОВНИКОВ, генеральный директор "Интерфакс-ЦЭА"

Рынок ОСАГО в последнее время вновь оказался в центре внимания. Низкий по сравнению с собранными страховыми премиями уровень выплат по договорам ОСАГО долго давал повод противникам обязательного страхования автогражданской ответственности ставить вопрос о необходимости снижения тарифов по ОСАГО. Однако к 2005 году позиции страховых компаний, ратовавших за повышение тарифа, заметно укрепились.

Впервые по-настоящему взбудоражили рынок события весны 2005 года. Тогда у пяти из 170 страховых компаний, работающих в секторе ОСАГО, отозвали лицензии. Среди важнейших причин банкротства страховщиков указывался высокий уровень убытков по ОСАГО, который быстро увеличивался по всей стране, а в некоторых регионах оказался опасно высоким. Банкротство страховщиков, разумеется, вызвало общественное беспокойство по поводу судьбы выплат по ОСАГО в возмещение убытков, причиненных клиентами этих компаний. Пока шла оценка возможных последствий банкротств компаний, которые занимались ОСАГО, в закон об ОСАГО были внесены поправки, суть которых состояла в том, что помимо ранее предусмотренного возмещения вреда жизни и здоровью из резервного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА) потерпевший может также получить возмещение за вред, причиненный его имуществу. Данное новшество оказалось положительным для страхователей, но усложнило положение РСА, поставив под сомнение вопрос о достаточности средств формируемого им резервного фонда.

Ситуация в отрасли продолжила ухудшаться. Уже в сентябре представители РСА обратили внимание на то, что вновь наметился круг страховых компаний (порядка 28), у которых в ближайшее время могут возникнуть проблемы, связанные с высоким уровнем выплат по ОСАГО. Одновременно стало известно, что скоро в Госдуму могут быть внесены и одобрены поправки к закону об ОСАГО, суть которых - повышение базового тарифа на 20% и снижение территориального коэффициента для Москвы.

Можно утверждать, что вопреки широко растиражированному мнению проблемы пяти компаний, чьи лицензии отозвали в марте 2005 года, не были связаны с высокими убытками по ОСАГО. Как следует из наших данных, эти компании вовсе нельзя отнести к числу тех, чей уровень выплат достиг предельно допустимых значений и из-за этого они оказались неспособными отвечать по своим обязательствам. Уровень выплат по ОСАГО у данных компаний был невысоким (не выше среднерыночного). Легкость, с какой надзорные органы два года назад выдавали страховщикам лицензии на ОСАГО, похоже, может сыграть роковую роль. Во всяком случае, в рядах страховщиков, что работают в секторе ОСАГО, оказались некоторые фирмы, имеющие сомнительную репутацию на страховом рынке...

...Если предположить, что в ближайшем будущем у шести компаний, входящих в группу риска, будут отозваны лицензии, РСА придется принять на себя обязательства по действующим договорам, заключенным этими компаниями до конца текущего года. Учитывая средний показатель частоты страховых случаев (в среднем по России он составляет 5%, то есть 5 страховых случаев на 100 договоров) и средний показатель выплаты по одному случаю (23-25 тыс. рублей), объем обязательств в части компенсации материального ущерба, который придется взять на себя Российскому союзу страховщиков, может составить около 260-300 млн. рублей. Еще 25-30 млн. рублей придется выплатить в связи с компенсацией вреда жизни и здоровью потерпевших. Это наша минимальная оценка. Впрочем, с учетом того, что средняя выплата по одному страховому случаю, подсчитанная экспертами РСА в процессе работы с договорами пяти компаний, у которых весной 2005 года лицензия уже была отозвана, составила 30 тыс. рублей, максимальный размер возможных выплат по шести "проблемным" компаниям может составить 330-350 млн. рублей. Плюс около 35 млн. - по жизни и здоровью. Прибавив к этой цифре 400 млн. (такую максимальную оценку дали эксперты РСА возможным убыткам, их придется возмещать в связи с отзывом лицензий весной 2005 года), получаем, что общая максимальная сумма убытков, которые РСА, вероятно, должен будет возместить в ближайшее время, может составить до 800 млн. рублей.

Пытаясь оценить, насколько разрушительными могут оказаться эти проблемы для рынка ОСАГО, мы пришли к выводу, что самой опасной, пожалуй, может оказаться ситуация, когда данный сектор захотят (именно захотят!) покинуть недобросовестные компании, инициировав при этом процедуру собственного банкротства.

Более предсказуемы объективные трудности, связанные с ростом выплат в сочетании с большим удельным весом ОСАГО в портфеле компании. Имеющаяся статистика по аварийности и среднему уровню выплат по страховым договорам вполне позволяет оценить риски всех компаний, работающих в сегменте ОСАГО. По нашей оценке, в среднесрочной перспективе проблемы могут возникнуть еще примерно у 16 компаний. В это число вошли компании с долей ОСАГО в портфеле более 40% и ожидаемой убыточностью ОСАГО свыше 70%.

Мы считаем, что число действующих договоров у этих 16 страховых компаний может составить порядка 700 тыс. Количество возможных страховых случаев по договорам, заключенным этими компаниями, по оценкам, может составить примерно 35 тыс., а объем выплат, которые РСА должен будет произвести, - порядка 1 млрд. Если добавить к этой цифре 400 млн. рублей (максимальный размер убытков по полисам обанкротившихся компаний), то получим цифру, которая может приближаться к 1,5 млрд. рублей. В таком случае, как видим, средств резервного фонда, предназначенных для выплат в случае, если страховщик оказался банкротом, может быть недостаточно. Тогда Российскому союзу страховщиков придется воспользоваться частью резервного фонда, определенного для выплат пострадавшим, в случае, если виновник ДТП не застрахован или скрылся с места преступления, - его объем составляет 2 млрд. рублей. Но это не лучший выход. Если же возникнут проблемы у крупных операторов рынка ОСАГО, то кризис всего страхового рынка нам обеспечен.

Рубрика: Вокруг нас.

Заголовок: Мигранты, визы, Шенген и рынок.

Автор: Евгений Верлин.

Договорившись недавно с Евросоюзом об облегчении (в будущем) визового режима и реадмиссии (раньше, чем об облегчении) нелегальных иммигрантов, Россия одновременно пытается упорядочить собственное "миграционное пространство". С одной стороны - чтобы не превратиться в "лагерь депортированных из Европы". С другой - ради собственного выживания. С будущего года начнется абсолютная убыль трудоспособного населения, а к 2050 году - при сохранении нынешней тенденции - россиян будет не более 100 млн. То есть треть от прогнозируемого населения Бангладеш.

Между тем в Федеральной миграционной службе "Профилю" сообщили любопытную цифру: в нашу страну ежегодно въезжает порядка 20 млн. человек, а выезжает - не более 18 млн. О, ужас! Получается, 2 млн. растворяются на российских просторах! Неужели все они становятся нелегалами? Или же на коровьих копытах пробираются дальше, в Европу? Пытаясь успокоить, источник в ФМС уточнил: это оценочная цифра, точно можно будет сказать только после введения - в лучшем случае с 2006 года - единой электронной системы поголовного учета пересечений границы.

Отсюда, видимо, и огромный разброс в цифрах: тот же источник назвал общее число нелегалов - от 7 млн. до 14 млн., что намного больше прежних оценок. В любом случае - два или не два миллиона в год - в России накопилась большая масса "ненатурализованного" человеческого ресурса...

...Заняться этим ресурсом решили после того, как президент Путин весной нынешнего года признал серьезность демографического кризиса и призвал "скорректировать" миграционную политику. А именно поменять ее с "депортационной" на "интеграционную"...

...За каждого иностранного работника работодатель сегодня должен заплатить 4,2 тыс. рублей (3 тыс. - госпошлина за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников, 1 тыс. - госпошлина за выдачу разрешения на работу, 200 рублей - госпошлина за выдачу приглашения иностранному работнику).

Попробуем рассчитать "консультационные" расходы строительной фирмы Х при приглашении на какую-либо большую стройку, скажем, 500 человек. Согласно сложившимся усредненным оценкам (за основу мы взяли прейскурант ЗАО "Юридическая фирма "Правовед"), компании Х придется заплатить: за оформление фирме разрешения на привлечение рабочей силы (1-й этап) - 13,5 тыс. рублей, за оформление разрешения на работу - пластиковой карты (2-й этап) - 7,5 тыс. рублей за каждого сотрудника.

Сроки: 1-й этап - 1,5 месяца, 2-й этап - 1 месяц, итого - 2,5 месяца. Чтобы ускорить процесс (срок может быть сокращен на две недели), работодателю нужно доплатить по $200 за оформление разрешения на работу (пластиковой карты) "в рамках разрешений ФМС МВД и УПДМ ГУВД г. Москвы". В результате за оформление на год группы из 500 работников фирме Х - чтобы было все быстро и как надо - придется выложить порядка $200-300 тыс.

Конечно, можно не прибегать к услугам консультантов. Тогда оформление искомых 500 строителей будет стоить вам свыше $100 тыс. Но это только пошлины. А ведь еще надо внести в установленном порядке на счет управления по делам миграции местного ГУВД залог (подкрепляемый гарантийным письмом на каждого оформляемого работника), эквивалентный стоимости билета иностранному работнику на обратный путь. Это на случай, если у того не будет денег или если его вдруг депортируют. (Залог этот, теоретически, возвращается работодателю, если работник уехал самостоятельно.)

И все это без учета прочих накладных расходов, которые могут возникнуть и возникают по ходу оформления регистрации ИРС по месту жительства, при оформлении медицинских карт (430 рублей), из-за неправильно оформленных документов, не тех фотографий и т.д. Кроме того, на каждого привлеченного квалифицированного работника требуется свидетельство (сертификат) специалиста о признании документа о профессиональном образовании, полученном иностранным работником в иностранном государстве (а для этого нужно сначала сделать нотариально заверенный апостиль - перевод такого документа!). Но и этим, как рассказывают немногие добросовестные работодатели, расходы не ограничиваются, так что сумма, называемая некоторыми из них, - до $1000 за полностью легализованного работника - выглядит вполне правдоподобной.

Теперь подсчитаем: в столице постоянно трудится, по разным сведениям, от 1,5 млн. до 3 млн. мигрантов, а в стране их, по прикидкам ФМС, насчитывается от 7 млн. до 14 млн. Легализация такой массы людей - весьма приличный бизнес и для государства, и для уполномоченных коммерческих структур. Таковые уже есть, и вскоре их будет еще больше. Имея лицензию ФМС, они, по сведениям от наших источников, станут оформлять по заказам крупных и средних клиентов полные пакеты разрешительной документации. То есть серьезный подрядчик будет обращаться в фирму с просьбой: мне нужно на такой-то срок и такие-то зарплаты столько-то рабочих, здоровых, полностью оформленных и проверенных с точки зрения квалификационного уровня. И уполномоченная консультационная и юридическая фирма, она же кадровое агентство, будет такой заказ выполнять. Проверяя, со своей стороны, насколько заказчик добросовестно и в соответствии с законом обращается с "выделенной" ему рабочей силой.

Плюс будут создаваться электронные биржи. Там работодатели смогут размещать данные, какие работники им нужны. А "на том конце", скажем в Минске, работники и брокеры рынка труда в базе данных найдут выгодные для себя предложения.

В общем, все должно быть организовано с учетом самого передового зарубежного опыта. Хотя почему самого передового - иначе бы в самую продвинутую страну мира, США, ежегодно не проникало до миллиона незаконных мигрантов.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.677
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное