Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что делать с деньгами? План Полсона проблем экономики США не решит


INVESTODAY.info Ежедневник Инвестора

 

ФорексЭлектронные ИзданияКонсультацииГлавная

ЧТО ДЕЛАТЬ С ДЕНЬГАМИ?

Выпуск 45

План Полсона проблем экономики США не решит
 

В пятницу Конгресс США со второго раза всё-таки принял план Генри Полсона. Для этого пришлось делать вместо «поимённого» «тайное» голосование по этому законопроекту, так как приближаются выборы в Конгресс, и многие конгрессмены не хотели голосовать за закон, который непопулярен среди граждан США.

 


11 октября в учебном центре "Финам" я буду проводить семинар: "Успешное инвестирование в глобальном мире".

Зарегистрироваться на семинары и уточнить место проведения семинара можно по телефонам: 796-90-26, 796-93-88 доб. 1940


В соответствии с этим законом создаётся фонд помощи по проблемным активам Troubled Asset Relief Program (“TARP”), который будет выкупать так называемые «токсичные» активы у банков на деньги налогоплательщиков. В СМИ часто указывается, что размер помощи ограничен $700 млрд., хотя в самом тексте закона указано, что всего лишь на любой момент времени размер TARP не может превышать указанной суммы, such authority shall be limited to $700,000,000,000 outstanding at any one time. Потенциально, это означает, что Казначейство США получило право предоставить фактически неограниченную помощь банкам. Они покупают проблемные активы у банков, продают или передают их из этого фонда каким-либо третьим лицам, и высвободившийся лимит могут опять потратить на выкуп.

Среди других наиболее важных моментов этого закона нужно отметить следующее:

1. увеличение лимита госдолга США с $10 трлн. долл. до $11,315 трлн. долл.;
2. увеличение гарантированного государством размера вклада в банках со $100 000 до $250 000;
3. ограничения на компенсационный пакет для топ-менеджмента банков, активы которых будут приобретаться в рамках этой программы;
4. предоставление Комиссии по ценым бумагам и биржам США (The Securities and Exchange Commission, SEC) права приостановить участниками рынка оценку своих активов на балансе по текущей рыночной стоимости.

Из этих пунктов однозначно позитивным можно признать только третий. Второй, хотя он, безусловно, помогает успокоить вкладчиков, тем не менее, потенциально увеличивает обязательства государства. Последний же пункт, если он будет применён, ещё более усугубит проблему доверия на межбанковском рынке, которая в настоящее время является основной.

Говоря же в целом об экономических последствиях этого закона, я не вижу каких-либо особо радужных перспектив.

Во-первых, стоимость спасения окажется больше чем $700 млрд. долл. чему свидетельствую весьма обтекаемые формулировки в законе, о которых было написано выше.

Во-вторых, постоянно спасать банки далеко не совсем правильная идея, чему свидетельство следующий небольшой исторический экскурс.

1982 год, август. Мексика. Экономический кризис. У крупных американских банков очень значительные вложения в этой стране. Если оценивать по рыночной стоимости вложения, то они все фактически банкроты. ФРС не желает краха финансовой системы США и предоставляет помощь. На протяжении последующих лет эта зависимость повторялась с различной периодиностью, т.е. очередной кризис, очередная помощь со стороны ФРС. Во времена Гринспена появился даже термин "пут Гринспена". Это привело к тому, что банки поняли следующую вещь. Надо стать как можно более крупными, чтобы правительство не решилось допустить их банкротства. Это привело к увеличению риска принимаемого на себя банками. Если дела пойдут хорошо, то получим большую прибыль, если нет ФРС поможет. Стоимость спасения непрерывно увеличивалась. Например, 10 лет назад, в 1998 году, крах LTCM, который мог привести к инфраструктурным проблемам в мировой финансовой системе, обошёлся крупнейшим ЦБ мира в $5 млрд. долл. и это считалось огромной суммой. Сейчас $5 млрд. списывают чуть ли не ежедневно и счёт уже идёт на трлн. долл. Всё это хорошая иллюстрация к поговорке "Благими намерениями вымощена дорога в ад".

То есть, даже если сейчас Полсон и сможет добиться успеха, то в следующий раз счёт уже будет идти не на триллионы, а на квадриллионы долларов по всей видимости.

В – третьих, возникает вопрос, из каких источников будет финансироваться эта программа. Так как в США бюджет дефицитный, то в теории возможно три варианта.

Повысить налоги. На данный момент вариант малореальный учитывая текущую экономическую ситуацию в США.

Денежная эмиссия. Этого варианта правительство США будет избегать до последнего, так как он приведёт к катастрофическому ослаблению доллара.

Увеличение выпуска гособлигаций. Этот вариант на данный момент меньшее из зол. Однако, учитывая размер требуемой помощи это очень негативно скажется на дефиците бюджета. По прогнозам в следующем финансовом году он превысит $1 трлн. долл., что может негативно сказаться на способности правительства США привлекать средства по низким ставкам. А рост процентных ставок также негативно скажется и на корпоративных и на частных заёмщиках.

В – четвёртых, это хоть и последний пункт, но он самый важный. План Полсона не содержит никаких решений для реального сектора. Мне не совсем понятно, почему можно давать деньги банкам, но нельзя физическим лицам испытывающим трудности в погашении ипотечных кредитов. Хотя последний вариант более логичен и для экономики в целом более полезен.

Также план Полсона не решает, структурных дисбалансов в экономике, в частности «двойного» дефицита, торгового и бюджетного. А последний, как было указано выше, даже ухудшает.


Всем счастливо,
Михаил Аристакесян
Управляющий Директор проекта "Ежедневник Инвестора"
Сайт о сбережениях, инвестициях и финансовых рынках.

www.investoday.info

Контактная информация


Авторские права. Без предварительного согласования, любое коммерческое использование материла содержащегося в этой рассылке запрещено. При некоммерческом использовании необходимо указание на эту рассылку.

Предупреждение об ответственности. Информация, содержащаяся в этой рассылке, предназначена только для образовательных и развлекательных целей. Информация, содержащаяся в этой рассылке, не является инвестиционным советом или рекомендацией. Несмотря на то, что все возможные усилия были предприняты для того, чтобы обеспечить точность и достоверность содержания этой рассылки, автор не принимает на себя никакой ответственности за отсутствие неточностей или за последствия действий совершённых на основе информации содержащейся в этой рассылке.



В избранное