Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Точка зрения

  Все выпуски  

Кризис и ужас


fin Точка зрения
Рассылка новостей

Кризис и ужас

Под влиянием эмоций люди продают акции на пике падения, берут невыгодные кредиты и переплачивают в обменниках за валюту. В итоге страх сам по себе становится экономическим фактором, нарастая как снежный ком. Президент говорит об ответственности за распространение слухов о проблемах банков, а премьер — что у нас кризиса нет. Их обязывает положение. Но и финансисты с психологами предупреждают, что паникер всегда теряет: когда вас охватывает желание делать резкие движения, самое страшное наверняка уже произошло.

Волатильность в головах
Наглядный пример того, как страхи начинают жить собственной жизнью, продемонстрировал в октябре курс доллара. В начале месяца $1 стоил в среднем 25,4 руб., а к 28-му числу на 2 руб. больше. Хотя власти твердили, что Россия остается островом стабильности в море кризиса, россияне устремились в обменники. Там тут же подняли курс продажи доллара до 29-30 руб. против курса ЦБ 27,4. На прошлой неделе курс ЦБ был выше, и никто не даст гарантий, что доллар не будет расти в перспективе, но тогда, в конце октября, паникеры переплатили: через пару дней после скачка американскую валюту можно было купить по 27 руб. Потеряли не только те, кто вложился в перегретый доллар, но и государство, которое поддерживало рубль. "Банки накачивают экономику деньгами, а население их изымает и переводит в доллары. Это все равно что носить воду в решете",— комментирует ситуацию гендиректор компании "Персональный советник" Наталья Смирнова.

30 октября включилась тяжелая артиллерия — премьер Владимир Путин заявил, что хранит свои сбережения в рублях в Сбербанке и ВТБ и не планирует "ничего с этими средствами производить". Успокоило ситуацию и повышение страхуемой суммы банковских вкладов до 700 тыс. руб.

Новая волна беспокойства пошла 11 ноября, когда глава ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что правительство не заинтересовано в девальвации рубля, однако возможна тенденция ослабления рубля по отношению к иностранным валютам. Некоторые СМИ тут же разразились заголовками вроде "Девальвация будет", отмечая лишь походя, что вообще-то речь шла о расширении валютного коридора только на 30 коп. Доллар, соответственно, сразу взялся за свое — рванул вверх, и снова только после отката станет ясно, в какой мере его курс сформирован нездоровыми эмоциями.

"У паники три основные характеристики,— объясняет заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО профессор, доктор исторических наук Валерий Соловей.— Это явление заразное, передающееся легко от одного человека к другому. Затем паника — явление массовое, причем толпа приобретает новые свойства, которых нет ни у кого из тех, кто ее составляет. И, наконец, во время паники теряется рациональное мышление".

Иррациональностью паники и обусловлен тот факт, что вряд ли вы, испытывая сильные эмоции, примете правильное решение в финансовых вопросах. Волатильность фондового рынка тоже не что иное, как разброд в умах.

Детская болезнь в капитализме
"Паника порождает так называемую регрессию возраста — взрослые становятся детьми,— говорит доктор психологических наук Вадим Петровский.— Детям мысленно трудно выйти за границы испытываемых переживаний, страх становится грандиозным. И самое главное — нет никого из больших, кто мог бы утешить или защитить. Весь мир вокруг охвачен страхом".

"Дети" на бирже перестают себя хорошо вести. "Паника на фондовом рынке может стать катализатором коллапса,— предупреждает пресс-секретарь фондовой биржи РТС Варвара Иноземцева.— Она заразна, ей могут поддаться здравомыслящие, понимающие люди".

В своей книге "Отец-рынок зовет" управляющий директор Альфа-банка Саймон Вайн целые разделы посвятил эмоциональной стороне инвестирования. Хотя каждый инвестор строит стратегии зарабатывания на бирже, в конечном счете его поведение строится на эмоциях: "На рынке слишком много факторов, и все их невозможно уложить в удобную теорию. Приходится полагаться на интуицию, то есть на голос, который тебе говорит: "Будет дороже" или "Будет дешевле"".

"Менталитет российских инвесторов такой,— рассказывает Варвара Иноземцева,— что, покупая акции даже с расчетом на несколько лет, в момент паники они начинают скидывать бумаги, усугубляя тем самым ситуацию. Фондовый рынок России очень молод, класс частных инвесторов еще недостаточно развит. Многие из них не имеют достаточного опыта работы на бирже, и паника в России может спровоцировать не только падение котировок акций, но и возродить неверие российских инвесторов в финансовые инструменты". Наши инвесторы, объясняет госпожа Иноземцева, привыкли зарабатывать на росте, существенные снижения рынка пережили немногие. Западные инвесторы, хоть и они подвержены панике, все же более четко представляют, что рынок может как расти, так и падать и что если инвестиции долгосрочны, то не надо скидывать поспешно весь портфель.

Финансового консультанта Наталью Смирнову удивляет, когда люди сознательно лишают себя возможности отыграть потери вместе с рынком: "Сейчас выводить деньги с рынка — безумие. Из-за этого оказывается, что у нас часто покупают на вершине, а продают на дне".

Как объясняет Саймон Вайн, инвестор поначалу боится расставаться со своими акциями, даже когда они падают. Но в определенный момент он чувствует, что пора выводить деньги: потери слишком велики. Но фокус в том, что в этот момент примерно то же самое начинают чувствовать и другие. Панический механизм приводит к одновременному сбросу акций. Причем уже на самом дне, после которого вновь начинается подъем.

Самосбывающийся прогноз
Фондовый рынок — самый нервный и чувствительный, но эмоции правят бал не только там. В октябре панические атаки со стороны вкладчиков прочувствовали на себе банки. "Твой банк скоро лопнет. Это известно точно. Скорее забирай вклад" — сообщения примерно такого содержания приходили на мобильные телефоны вкладчиков некоторых региональных банков.

Далькомбанк пострадал от такой атаки 8 октября, когда вкладчики столпились в очереди за деньгами. Эсэмэски даже назначили точное время банкротства банка — полдень этого дня. Хотя, кроме анонимного и явно странного предсказания, поводов для беспокойства не было, за три дня клиенты забрали из банка 2,4 млрд руб. В науке такой поворот дел называют самосбывающимся пророчеством. "Этот термин ввел Роберт Мертон еще в 1948 году,— говорит Валерий Соловей.— Давно замечено, что прогнозы, особенно негативные, имеют тенденцию подтверждаться". "Когда вы говорите "банковский кризис", народ выходит и забирает деньги — и будет кризис",— вторит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

В лучших традициях вирусного маркетинга запускались слухи о проблемах банка "Северная казна", Уральского банка реконструкции и развития, Татфондбанка и других. Как отмечают специалисты, почти во всех случаях речь шла об учреждениях, имеющих твердые позиции в своих регионах. Хотя банки отбились от информационных атак, признанных впоследствии рейдерскими, опасность — в буквальном смысле надуманная — была реальна, подчеркивает Гарегин Тосунян.

В рамках антикризисного менеджмента банки стали объяснять на пресс-конференциях и непосредственно у своих касс, что у них все хорошо. Некоторые пошли дальше. "Мы временно ввели ограничения на операции по досрочному изъятию денежных средств с депозитных счетов частных клиентов и лимиты на снятие наличных,— говорит председатель совета директоров уральского Банка 24 Борис Дьяконов.— Потому что задача банка — не только преумножать деньги, но и сохранять их в любых условиях".

Главное было успеть отбиться от атаки, пока отзыв вкладов не начнет угрожать существованию банка. За несколько дней это удалось. В Далькомбанк через неделю после SMS-демарша вернулось три четверти забранных вкладов.

"Конечно, разом получить такой крупный банк, тем более за копейки, сославшись на кризис в стране и в мире,— это просто и перспективно,— размышляет президент Далькомбанка Андрей Шляховой.— Ну а то, что банк показал, что не даст себя так легко съесть,— это признак силы и системной работы, качественного менеджмента, качественного продукта. Да, шум вокруг банка был, это, конечно, не самая лучшая реклама, тем не менее это тоже реклама".

Похожие оценки дают в Татфондбанке. "Наши репутационные издержки незначительны,— уверена глава пресс-службы банка Ильмира Зайнуллина.— Клиенты восприняли это как ложную тревогу. Знаете, бывает, хулиганы звонят в милицию и говорят, что в школе заложена бомба. Начинается шум, всех эвакуируют, а бомбы нет. Так и в нашем случае — кто-то похулиганил, а бомбы в итоге никакой не оказалось". Татфондбанк благодарен президенту Татарии и главе Национального банка, которые постарались успокоить население.

Тем временем бороться с хулиганскими самосбывающимися пророчествами начали на самом высоком уровне. "Некоторые пытаются использовать последствия кризиса в своих интересах. Были зафиксированы информационные атаки на ряд банков: сначала распространяются слухи, потом происходит рейдерская атака или попытка положить конкурента на лопатки. Необходимо выявлять такие случаи и наказывать, чтобы не было повадно наживаться на кризисе",— заявил Дмитрий Медведев 7 ноября. Всего через три дня в комитет Госдумы по информационной политике поступила новая редакция закона о СМИ, одобренная президиумом фракции "Единая Россия".

Если законопроект будет принят, то СМИ, обнародовавшее экстремистский материал, можно будет закрыть на основании первого же предупреждения Россвязькомнадзора (сейчас для этого нужно трижды нарваться на предупреждение). Авторы законопроекта, впрочем, убеждены в его либеральности, поскольку предлагают также наделить журналистов правом отказываться от допросов и не разглашать источники своей информации.

Как всегда, баланс между правдой и спокойствием неочевиден.

Фактор страха
Народные массы, далекие от проблем инвестирования, при тревожных новостях тут же бросаются закупать соль, крупы и спички. Даже в Москве, где у многих электроплиты. Властям приходится реагировать. "Я выделил 1,5 млрд руб. на то, чтобы департамент продовольственных ресурсов города увеличил объем городского государственного запаса. Это хлеб, овощи, картофель,— заявил Юрий Лужков по телевидению.— Если коммерческие структуры поднимут цены на продукты, мы вбрасываем продовольствие на рынок, и тем самым цены снижаются".

Аналитики утверждают, что причина апокалипсических прогнозов — в народной любви придумывать страшилки и стремлении журналистов удовлетворить это чувство путем их распространения. "Массовые инвесторы видят — все падает. И сами придумывают причины для этого,— говорит госпожа Смирнова.— Одни говорят, виновата Америка. И, кстати, тут же бегут покупать доллары. Практически с начала года мне звонят и говорят, что будет дефолт, например, в понедельник. Или говорят: мой друг видел, как в Центробанк завезли новые деньги, значит, будет девальвация. Такие люди в первую очередь бегут в банк и забирают свой депозит, пусть это будет даже 20 тыс. руб.". Так что, возможно, правильно ограничивать государственные СМИ в их новостях о кризисе, делает вывод финансовый консультант. По ее мнению, журналисты должны проходить курс ликбеза, прежде чем писать про финансы, как и про здоровье.

Председатель совета директоров Банка 24 Борис Дьяконов уверен, что после того как Медведев высказался против информационных атак на банки, СМИ приумолкли, и это положительно сказалось на ситуации. "СМИ начали в оперативном режиме зачищать ленты банковских новостей и убирать провокационные заголовки",— говорит банкир.

Бизнес вообще пытается в последнее время заключить с прессой своеобразный пакт о ненападении. Пресс-службы компаний по своей инициативе рассылают по редакциям информацию о том, как их руководители оценивают сложившуюся ситуацию. Еще в начале октября председатель совета директоров девелоперской компании Mirax Group Сергей Полонский в своем блоге опубликовал открытое письмо журналистам следующего содержания: "Будущее и успехи строителей зависят от вас, господа журналисты! Мы уже лежим на лопатках, но у нас есть немного сил, чтобы подняться. Окончательно уничтожив нас, вы надолго лишитесь новостей в такой интересной для всех теме, как строительство. Мы просим вас о разумном освещении темы нашей отрасли в СМИ и создании позитивной картины в целом".

То, что СМИ отчасти формируют панические настроения, признает и глава комитета Государственной думы по информационной политике Валерий Комиссаров. "Суть капитализма — преумножение капитала, а суть СМИ — привлечение максимального внимания к себе,— говорит Валерий Комиссаров.— Поэтому СМИ гиперболизируют факты и манипулируют страхами людей. Такие издания я бы призвал к гражданской совести. Нельзя обвинить СМИ в том, что они стали причиной мирового кризиса. Зато они демонизировали кризис, приделали к нему зубы, рожки, копытца. Что касается политики государственных СМИ относительно замалчивания кризиса, я не убежден, что на телеканалах был запрет на негатив. Скорее это профессиональная фильтрация паникерских настроений, внутренняя корпоративная самоцензура".

Разница между самоцензурой и цензурой, вероятно, довольно тонка, как и между паникой и страхом как защитным механизмом, заставляющим человека действовать осторожно.

В любом случае, даже если относиться к кризису как к наводнению или пожару, стоит помнить, что и при стихийных бедствиях МЧС прежде всего призывает сохранять спокойствие.

"Панику я вижу и чувствую ежедневно,— говорит Наталья Смирнова.— Вопрос номер один почти всех клиентов: что делать с вложениями? Забирать ли деньги из всех финансовых инструментов? Все перевести в доллары или спрятать под подушку? Здесь явно узнается модель поведения 1998 года, людям хочется действовать по знакомому сценарию. Однако сегодня кризис совсем другой, и старые модели не действуют".

Рекомендации о том, как распорядиться деньгами, приходится давать своим знакомым и президенту банка "Российская финансовая корпорация", экс-министру экономики Андрею Нечаеву. Если есть свободные деньги, Нечаев рекомендует фондовый рынок: сейчас хорошее время входить, он близок к дну. "Если есть опасения, то можно найти среднесрочные схемы — без сверхдоходов, но с гарантиями возврата. А вот доллары для инвестирования я покупать не советую",— говорит Андрей Нечаев. Саймон Вайн согласен, что хотя рынок валюты пока ориентируется на укрепление доллара, это неоднозначный факт, а разница между ценой покупки и продажи в обменных пунктах настолько велика, что на короткий срок доллары менять не стоит. По словам Вайна, кризис может даже предоставить возможности заработать. Например, на рынке облигаций. Но, оговаривается финансист, надо быть особо осторожным и вкладываться небольшими суммами. Есть и масса других советов, которые дают очень уважаемые люди. Сходятся все только в одном: главное — не паниковать.



ИВАН ЖДАКАЕВ

В избранное