Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АГРОдосье: что новенького у компаний? ___Выпуск № 60 от 26.07.09


АГРОдосье: что новенького у компаний?

Ежедневная рассылка

Выпуск № 60 от 26.07.09


Предправления «Укрзернопрома»: Аграрий без долгов

 

Председатель правления ЗАО «Укрзернопром» Антон Шишкин рассказал, почему считает аграрный бизнес наиболее привлекательным и кого из кандидатов в президенты готов поддержать финансово.

- Антон Викторович, каков ваш прогноз относительно урожая на этот год?

- С моей точки зрения, урожай пшеницы в Украине будет меньше процентов на десять по сравнению с прошлым годом. Хотя статистическим данным в нашей стране верить нельзя. Особенно сейчас. Единственное, на что можно более-менее опираться, — это прогноз министерства сельского хозяйства США, выпускаемый по всем странам мира. Он наиболее приближен к реальным показателям.

- Сейчас работаете с госоператорами?

- Мы с ними никогда не работали. Какой смысл продавать зерно Аграрному фонду, если не понятно, что ты заработаешь и получишь ли деньги вообще? Еще один момент — это курсовые колебания. За урожай мы можем получить расчет и через месяц — учитывая нашу бюрократию, это вполне возможно. А за это время на валютном рынке могут произойти любые изменения.

- Какое у вас соотношение экспорта к продажам на внутреннем рынке?

- Рапс полностью экспортируем через трейдеров. В частности, работаем с «Альфред  С. Топфер Интернешнл (Украина)». Насколько мне известно, в основном рапс идет в Европу. Подсолнечник у нас забирают локальные переработчики. Пшеницу частично потребляем сами, отчасти продаем на разных рынках — все зависит от цены. В этом году планируем переключиться больше на экспорт в связи с нестабильной валютной обстановкой на внутреннем рынке.

- Вы не отказались от идеи продать хлебозаводы в Днепропетровской области, дабы ликвидировать конфликт интересов внутри бизнеса в связи с приходом новых инвесторов? Правду ли говорили, что до кризиса сумма сделки колебалась в пределах $30 млн.?

- Цена была примерно в пределах этой цифры. Конечно же, конфликт интересов присутствует. В сельхозбизнесе есть сторонние акционеры, а в хлебопекарном их нет. Но мы объяснили инвесторам ситуацию, все с пониманием отнеслись к ней. Более того, мы продавали урожай по цене даже чуть выше рыночной. Чтобы избежать лишних разговоров и обвинений.

Очень хорошо, что тогда не удалось ничего продать. Приход кризиса совпал со спадом спроса на товарных рынках. В одночасье пшеница и ячмень стали неликвидными. А когда идет посевная, нужны деньги на удобрения, топливо, выплату зарплаты. И мы стали пшеницу продавать своим же хлебозаводам и таким образом наполнили сельхозбизнес деньгами.

- На сегодняшний день «Укрзернопром» имеет долги?

- Нет. Работаем на оборотных средствах. В связи с этим были вынуждены притормозить развитие. В этом году за счет кредитных средств планировали выйти на 150 тыс. га обрабатываемых площадей. Но банки перестали выдавать кредиты. В итоге посевную увеличили только до 100 тыс. га.

- Кстати, с каким банком вы сейчас работаете? Столкнулись с проблемой снятия денег в период банковского кризиса?

- Таких проблем не возникало. Ранее текущие средства держали в Райффайзен Банке Аваль, сейчас — в Укрэксимбанке.

- Какие-то дотации получали от государства? Как идет возмещение НДС?

- Все время пытаемся получать, но взяток за это не даем принципиально. Знаю, что мы получили компенсацию за потерю рапса. Компания «Провидна» выплатила страховое возмещение «Укрзернопрому» по договору комплексного страхования озимых. А что касается НДС, то эта проблема станет перед нами только через два месяца.

- В конце прошлого года вы не исключали приобретения разорившихся компаний при условии небольших вложений? За последние полгода что-то подобное уже произошло?

- Банкротами становятся те компании, разорение которых было прогнозированным. Это структуры, которые брали в аренду площади, не имея при этом ни техники, ни денег на обработку земли. В итоге они продавали часть акций инвесторам, имея от этой деятельности большие деньги. И первые наши компании уже близки к разорению.

- Кого-то из крупных представителей подобных компаний можно выделить?

- Компании «Ленд-Вест», «Ленд-Ком». Ни там, ни там результата нет.

- И все-таки, подумываете сейчас о покупке разорившихся предприятий?

- Хорошая сделка — это всегда хорошая сделка. В моей практике были варианты, когда после покупки предприятия мы продавали его по частям. В результате получали в два раза больше денег, чем изначально потратили на приобретение. Понятно, что сейчас на рынке предложения существуют. Но это скрытый бизнес. И до осуществления сделки я не могу говорить о том, к чему имею интерес.

- Вас интересует исключительно аграрный бизнес?

- Я пока не вижу более привлекательных направлений. У нас есть точечный проект в девелопменте — ТРК «Блокбастер» в Киеве. Но мы не девелоперы. Понятно, что арендный план, который изначально составлялся, не выполняется. Однако прибыль торговый центр приносит. Строительство комплекса нам обошлось дешевле, чем стоимость, которую декларируют другие девелоперы за аналогичные проекты.

- Чем объясняется дешевизна?

В основном это профессионализм группы заказчиков. Мы строили своими силами. Самое сложное в возведении такого объекта — не дать воровать.

- И сколько можно сэкономить на строгом контроле всех строительных процессов?

- Это может быть и 20% от сметы — легко.

- Вы по-прежнему придерживаетесь правила: если предприятие в группе ваших компаний не приносит прибыли, вы от него избавляетесь?

- Да, у меня все проекты прибыльные. Даже несмотря на кризис. А это почти 50  компаний, специализирующихся на аграрном бизнесе, около 10 хлебопекарных предприятий и три девелоперских фирмы. Численность людей, работающих в структуре «Укрзернопрома», все время меняется — по мере продаж-покупок предприятий. Владели двумя яйцефабриками — их продали, хлебозавод тоже… За последние десять лет количество работников колебалось от 2 до 10 тыс. человек.

- В одном из интервью вы дали понять, что симпатизируете Арсению Яценюку. Приближается время президентских выборов, Арсений Петрович пытается заручиться вашей финансовой поддержкой на время предвыборной кампании?

- Я как бизнесмен никакой политической силе помогать не собираюсь. В то же время как избиратель согласен поддержать Яценюка. Во-первых, проголосовать за него — а это уже немало. Во-вторых, готов официально внести какие-то деньги в его избирательный фонд.

- Какую сумму?

- Это может быть сумма в районе нескольких десятков тысяч долларов. Я небедный человек, могу себе это позволить.

- Вы лично знакомы с Арсением Петровичем?

- Знаком. Когда он работал в банке «Аваль», мы плотно сотрудничали.

- Ваши активы СМИ оценили в  $41,6 млн.  Это соответствует действительности?

- Могу лишь сказать, что у нас капитализация в свое время была $300 млн. Полгода назад она упала в десять раз. А за последние три месяца возросла в 5 раз.

- С чем было связано такое стремительное падение?

- Было общее падение рынка, плюс один из акционеров обанкротился. Сейчас же интерес инвесторов возобновился, фонды проснулись, опять откуда-то появились деньги. Я имею в виду не банковские средства, а инвестиционные.

- На каких условиях владеете сегодня компанией? Сколько акционеров у «Укрзернопрома»?

- Основных акционеров четверо, двое из них — мажоритарные. Контрольный пакет принадлежит мне. Это без учета доли, проданной на IPO.

- Объясните, что вынудило вас зарегистрировать в Австрии, а не в Украине, компанию MCB Agricole Holding, которая контролирует группу сельхозпредприятий «Укрзернопром»?

- Учитывая не самый лучший имидж Украины в мире, нам небезразлично, как будет представлена компания. Ведь наш бизнес связан с экспортом и зависит от инвесторов. А многие иностранные фонды, банки имеют определенные лимиты на становые риски по отношению к Украине. К тому же в Австрии холдинговые компании не облагаются налогами, если ведут бизнес за пределами страны.

Газета «ДЕЛО»

http://www.delo.ua

 

 

 

 

Операция «Вертикаль»

Ученые предлагают объединить сельскохозяйственное производство в корпорации и холдинги на кооперативно-интеграционных началах

 

Национальная академия наук Беларуси готовится предложить Минсельхозпроду и правительству республики новую модель АПК, основанную на кооперативно-интеграционных началах. В принципе, кооперирование агроструктур проходило и раньше. Новым в предлагаемой модели является то, что в ней четко прописывается механизм составляющих холдингов или корпораций, дается подробный анализ предполагаемых действий. Такая экспертиза необходима для исключения в новом проекте возможных ошибок и упущений.

Начинать следует с системных вопросов. Таким на данном этапе видится переустройство АПК снизу доверху на принципах рыночной экономики. Наш агропромышленный комплекс должен состоять из небольшого числа крупных и крупнейших кооперативно-интеграционных объединений, которые бы охватывали технологические продуктовые цепочки от получения исходного сельскохозяйственного сырья до производства готовой продукции. В эти структуры должны войти не только сельскохозяйственные, но и перерабатывающие, пищевые, снабженческо-сбытовые, торговые, маркетинговые, финансовые и другие организации. Строиться такие структуры должны по примеру транснациональных компаний, корпораций и холдингов и включать в себя как отечественных, так и иностранных производителей и инвесторов, способных привнести капитал, новейшие технологии, обеспечить выгодный внутренний и, что особенно важно, внешний сбыт.

Такие структуры должны иметь полную юридическую и хозяйственную самостоятельность для решения текущих и стратегических задач и работать на принципах самостоятельности и самофинансирования. Им предстоит самим решать вопросы, которые в настоящее время за них решает государство. Это должны быть в полном смысле предпринимательские структуры.

Что для этого следует сделать? Определить небольшое количество кооперативно-интеграционных структур по отраслям. Исследования показывают, что наиболее целесообразно иметь по одной мощной структуре в каждой отрасли с интегрирующим предприятием или звеном по типу транснациональных корпораций. Небольшое количество компаний позволит проводить единую производственную политику и избежать ненужной междоусобной конкуренции, особенно на внешних рынках. Мощным компаниям будет по силам обеспечивать крупные объемы производства и реализации продукции, формировать прибыль. Они смогут активно позиционировать себя на рынке, сформировать яркие брэнды, задавать условия рыночной торговле.

Начинать создание кооперативно-интеграционных объединений целесообразно с отраслей, которым в порядке эксперимента можно предоставить полную самостоятельность и продукция которых не относится к первейшей социальной значимости (льноводство, птицеводство, производство говядины). На начальном этапе можно допустить даже создание в каждой из отраслей шести профильных продуктивных компаний (по количеству областей) с их последующей целевой интеграцией в единую республиканскую.

При создании этих «вертикальных» компаний следует исходить из того, что «внизу» число входящих в нее сельскохозяйственных организаций должно полностью обеспечивать исходным сырьем имеющиеся перерабатывающие предприятия, а «вверху» предприятию-интегратору или иной интегрирующей структуре (к примеру, менеджерской) надлежит достичь баланса всей товаропроводящей сети: производственных ресурсов, сырья, оптового и розничного сбыта.

В процессе создания компаний особого внимания заслуживает подбор сильных и профессионально подготовленных кадров, лидеров производства. Слабые и недостаточно подготовленные менеджеры могут низвести дело к отрицательному результату.

Важно заранее выстроить, опробовать и утвердить организационно-экономические схемы предполагаемых структур: уровни организации, число входящих предприятий, направления товарных потоков, объемы производства и реализации продукции, схемы управления производством и сбытом.

При формировании продуктовой технологической цепи и определении предприятий-участников кооперативно-интеграционного объединения важно не ограничиваться производством сельскохозяйственного сырья, полуфабрикатов или промежуточной продукции. На этом отрезке технологической цепи формируются в основном затраты, но не создается добавленная стоимость и дополнительная (торговая) прибыль. Известно, что основные доходы образуются лишь в сфере торговли при условии продажи высококачественной многоассортиментной продукции, сделанной под конкретный потребительский спрос и с учетом платежных возможностей разных групп потребителей. Поэтому технологическую цепочку следует завершать только продукцией самой глубокой и последней переработки, включая торговые и сбытовые структуры, как это делается в признанных мировых компаниях. Вернее сказать, с высококачественной продукции на рынке, отвечающей мировым требованиям, технологическую цепочку надо только начинать, продлевать ее в сферу переработки и далее -- в сферу сельскохозяйственного производства, и в равной мере обеспечить движение вновь созданной стоимости (прибыли, капитала) из сферы торговли в сферу сельского хозяйства, а не наоборот, как это делается сейчас.

Отдельного разговора заслуживает схема уплаты налогов. Так, крупные объединения могут интегрировать факторы уплаты единого налога на заключительной стадии производства и реализации продукции, распределения и перераспределения прибыли, формирования и использования единого инвестиционного и инновационного фонда, создания, распределения и воспроизводства акционерного капитала. Потребуется также усовершенствовать и принять ряд нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение эффективной работы новых образований. В частности, обеспечить возможность переливов капитала с целью выравнивания окупаемости инвестиций и нормы прибыли, узаконить новый механизм налогообложения, создать в рамках все той же продуктовой компании единый инновационный и инвестиционный фонд. Наряду с этим предстоит принять и некоторые постановления правительства по оплате и мотивации трудовой деятельности менеджеров-предпринимателей смешанных компаний (при объединении национального и иностранного капитала), по антимонопольной деятельности, по порядку распределения и перераспределения доходов и прибыли.

Владимир ГУСАКОВ,

заместитель председателя президиума Национальной академии наук Беларуси, доктор экономических наук, профессор.

Газета «Белорусская НИВА»

http://www.belniva.by

 

 

 

"Свиточ" обещает во время кризиса не повышать цены "до последнего"

Руководитель фабрики "Світоч" Эдвард Смит о слияниях и поглощениях на кондитерском рынке и смене вкусовых предпочтений украинцев.

 

Американец Эдвард Смит в детстве мечтал быть пилотом, даже получил диплом. Но после войны во Вьетнаме работы для пилотов стало значительно меньше, и он оказался в пищевой отрасли. 30 лет Смит посвятил компании Nestle. В Украине он живет чуть больше года, где руководит одним из старейших кондитерских предприятий страны - фабрикой "Світоч". Иностранцу достался весьма специфический регион - запад Украины. Однако это его не смущает, даже наоборот, он считает, что заниматься бизнесом на западе Украине намного проще, чем в ее восточной части. Эдвард Смит убедился на собственном опыте, что самые ленивые в мире люди - это австралийцы. Зато украинцы, по его мнению, - самые упрямые. О том, как развивается кондитерский рынок в кризис и какие перемены на нем произошли, рассказывает председатель правления ЗАО "Львовская кондитерская фирма "Світоч".

- Вы возглавляете фабрику "Світоч" более года. Чего удалось достичь за время работы в Украине?

- Начнем с того, что когда я стал директором "Світоча", бизнес переживал некоторый спад. Нам надо было вернуть старому доброму имени "Світоч" его былую славу. Этот процесс уже начался. За время моей работы здесь мы серьезно занимались усовершенствованием рецептуры различных продуктов, улучшением вкусовых качеств шоколада и развесных конфет. К концу года вы увидите, что многие наши продукты будут выглядеть по-другому, на полках появятся новые и обновленные продукты.

Вторая моя задача здесь, на посту директора фабрики, - передать свои знания и опыт тем, с кем я работаю, чтобы они могли принимать более правильные решения в будущем. Тренинг прошли уже более 50% сотрудников предприятия, включая всех - от руководителей до уборщиц. При этом преследовалась цель заставить персонал мыслить по-иному. Мы хотим повысить степень ответственности работников различных уровней, чтобы при каких-либо изменениях они четче понимали, как им действовать дальше на своих участках. То есть ответственность должна "спуститься" от руководителей предприятия вниз по цепочке до каждого сотрудника.

- Вам приходилось раньше работать в условиях кризиса?

- Периоды роста и падения рынка сменяют друг друга с определенной периодичностью. То есть каждые пять-десять лет можно ждать кризиса. Нынешний кризис, может быть, самый серьезный за последние 20 лет. Но мы держимся. Мы видим, что некоторые наши конкуренты пострадали больше нас, а некоторые мелкие компании вообще ушли с рынка. Это открывает для нас новые возможности. Так что кризис хорош тем, что можно увеличить свою рыночную долю, и плох тем, что падают объемы продаж по всей стране, поскольку люди покупают кондитерские изделия не в таких количествах, как раньше.

Но некоторые наши продукты на самом деле продаются сегодня лучше, чем год назад. Недаром говорят, что во время кризиса люди едят больше шоколада. Вообще во времена депрессий сигареты, алкоголь и кондитерские изделия обычно продаются лучше. Бытует такое мнение... Люди отказываются от каких-то крупных покупок - квартир, машин и т. д., но не от покупки еды. Впрочем, я бы не сказал, что здесь, в Украине, кондитерские изделия в нынешние трудные времена продаются так уж хорошо. Но могу утверждать, что некоторые наши продукты - развесные конфеты, шоколадные плитки - реализуются сегодня лучше, чем год назад.

- Снизился ли объем производства?

Да, снизился. Не намного, не кардинально, но - снизился. Собственно, мы сами планировали немного сократить объемы выпуска продукции. Если же говорить о денежном исчислении, то мы столкнулись с девальвацией гривни и принимаем меры, чтобы как можно меньше зависеть от колебаний курса. Например, развиваем местных поставщиков сырья. Мы не можем решать эти проблемы за счет роста цены на нашу продукцию и вообще стараемся первыми цены не поднимать. Наш рынок ведь очень конкурентный. И выигрывает тот, кто удерживает цену "до последнего". Так что в этой "гонке" пропускаем вперед наших конкурентов.

- Какие категории продукции стали более популярными?

Продажи конфет в коробках снизились, ведь их покупают в основном как подарок. С другой стороны, значительно возросли продажи развесных конфет. Развесные конфеты "Світоча" сегодня очень популярны. Я уже говорил, что мы усовершенствовали некоторые рецептуры и улучшили качество плиточного шоколада. Теперь шоколадные плитки производства нашей фабрики - как с начинкой, так и без - продаются значительно лучше, чем год назад. Так что объем продаж плиток возрос. Очень хорошо продаются вафли "Артек".

- Каковы ваши дальнейшие планы? Что вы еще планируете сделать до конца года?

У нас есть несколько новых видов продукции, которые готовятся к запуску. Пока могу только сказать, что у наших конкурентов пока таких продуктов нет. До конца этого года - в октябре-ноябре - вы точно увидите несколько новых изделий под торговой маркой "Світоч". Производиться они будут на существующих линиях, мы просто проводим некоторую модификацию оборудования. Запуска новых линий не предусмотрено.

- Какова сегодня ситуация на отечественном рынке кондитерской продукции?

Думаю, что у всех производителей больше всего пострадал сегмент конфет в коробках, поскольку люди меньше следуют широко распространенной в Украине традиции дарить подарки, приносить в дом коробку конфет, когда приходишь в гости. Сегмент развесных конфет чувствует себя неплохо. Плиточный шоколад тоже достаточно хорошо продается. У производителей могут возникать проблемы, связанные с дистрибуцией - когда надо обеспечить, чтобы плитки продавались везде, где вы хотите, чтобы они были представлены. Люди в Украине по-прежнему любят шоколад, и они продолжают его покупать. Если у человека есть какие-то любимые вещи, он будет эти вещи покупать. Динамично развивается и сегмент вафель, и конкуренция в этом сегменте становится все более острой. Так что нам приходится серьезно работать и над повышением конкурентоспособности наших продуктов на рынке.

- Можно ли ожидать каких-то приобретений, поглощений на кондитерском рынке?

Этот вопрос не совсем относится к компетенции директора фабрики, я отвечаю за производство и техническую поддержку. В общем, думаю, в данный момент все просто сидят и ждут. Видимо, кризис - это хорошее время для того, чтобы купить какое-то предприятие, поскольку цена может быть вполне реальной. Но в то же время никто ведь не может сказать наверняка, сколько еще будет длиться кризис. Может быть, лучше подождать еще год, прежде чем покупать какую-то компанию. Некоторые мелкие игроки уже ушли с рынка. Но они, собственно, не интересовали бы серьезных операторов с точки зрения приобретения, поскольку были очень мелкими. Я не думаю, что возможны большие перестановки среди игроков этого рынка.

- Какова прибыльность кондитерского рынка?

Если сравнивать кондитерский бизнес с другими направлениями, то в нашей сфере прибыльность всегда была довольно низкой - если речь не идет о каких-то эксклюзивных продуктах. А рост цен на сырье и упаковку, наблюдаемый в течение последних лет, сделал ситуацию для кондитерской отрасли еще более сложной. Нам приходится увеличивать объемы, развивать систему дистрибуции, увеличивать долю рынка, чтобы оставаться прибыльными.

- Ваш прогноз развития рынка в ближайшей перспективе.

Если речь идет о том, выживет ли кондитерский рынок, то да - он, безусловно, выживет. Люди не перестанут есть конфеты и шоколад. Об этом не может быть и речи. И компания Nestle на этом рынке надолго. Ничто не может заставить нас уйти из Украины. Говоря же о том, что произойдет с кондитерским рынком, можно с уверенностью утверждать, что он оправится от кризиса. Это совершенно точно. Люди не могут вдруг решить с завтрашнего дня больше не есть шоколада! Это невозможно. Шоколад будет востребован всегда.

- А как же здоровый образ жизни?

Можно есть немного шоколада каждый день, и здоровому образу жизни это никоим образом не навредит. Глупо не есть шоколад только потому, что ты являешься приверженцем здорового образа жизни. Это не тот случай. Просто надо во всем соблюдать меру.

Газета «ДЕЛО»

http://www.delo.ua

 

 

 

Президент "Истока" Джо Стрелла о своем прошлом в пивной индустрии и о будущем в водочной

 

В октябре 2008 года после более 13 лет руководства российским офисом крупнейшей пивоваренной компании мира AB InBev Джо Стрелла неожиданно возглавил российский "Исток", производителя шампанского и водки. В своем первом интервью в новой должности господин Стрелла объяснил "Ъ", почему решил повысить градус, кому были выгодны прошедшие в 2007 году в офисе "САН ИнБев" обыски, и рассказал о планах по развитию "Истока".

— Проработав в российском офисе AB InBev, одной из крупнейших мировых FMCG-компаний, более десяти лет, вы вдруг возглавили небольшую алкогольную компанию "Исток". Вам сделали предложение, от которого вы не смогли отказаться?

— Я провел просто невероятно хорошее время, пока занимался строительством пивного бизнеса в России, считаю себя одним из первопроходцев в этой отрасли. Когда я пришел в InBev в 1994 году, потребление пива в России было на уровне 13 млн гектолитров, а наши продажи — 1,1 млн гектолитров, а в последний год моей работы мы продавали уже 21 млн гектолитров. Я получал удовольствие, работая и в должности гендиректора российского офиса, и в должности председателя совета директоров. Но в конце 2008 года рынок пива подошел к насыщению, и у всех пивоваров начались проблемы с ростом бизнеса. И на этом фоне у меня раздается звонок, и мне говорят: "Эй, мы тут слышали, ты один из лучших менеджеров, не хочешь у нас поработать?" Понятно, что тут мое эго скакнуло вверх и на первой минуте я не стал обрывать разговор. Звонивший (владелец "Истока" Таймураз Бокоев.— "Ъ") предложил мне встретиться за ланчем и обсудить эту возможность. Я говорю: "Конечно, если ты платишь". Если серьезно, то я просто не смог устоять перед возможностью снова вернуться к оперативному ежедневному управлению бизнесом. Когда я стал председателем совета директоров "САН ИнБев" (в январе 2008 года, меньше чем через два месяца после того, как в отношении компании было возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов.— "Ъ"), оперативное руководство отошло к Михаю Альбу, который пришел к нам из румынского офиса. В мою же сферу ответственности отошел весь бизнес в девяти восточноевропейских странах: Румынии, Хорватии, Чехии и проч. Это все было интересно, но я в основном занимался отношениями с органами власти. Понимаете, это все равно, что ты военный летчик и летаешь всю жизнь, а потом перестаешь, и тут появляется кто-то, кто предлагает тебе снова сесть за штурвал. Конечно, ты соглашаешься! Причем, не спрашивая, насколько большой самолет. Самое главное — что это самолет!

— Раз уж вы заговорили о последнем годе работы в "САН ИнБев"... Он был насыщен разного рода событиями — в компании проходили обыски, она столкнулась с налоговыми претензиями (компанию обвинили в неуплате 34,7 млн руб. налогов с помощью использования фирм-однодневок)...

— Ну если говорить о бизнесе, то самым насыщенным был 2007 год, когда, грубо говоря, мы надрали всем задницу. Это был последний год, когда я руководил операционным бизнесом. Мы отняли долю рынка у "Балтики", Heineken, SABMiller и у кого бы то ни было еще, кто был на рынке (по данным "Бизнес Аналитики", по итогам 2007 года "САН ИнБев" занимала второе место на российском рынке пива с долей 19,5% по стоимости, для сравнения, в 2004 году — 16,4%.— "Ъ"). Наши продажи росли быстрее всех на рынке — в ноябре 2007 года на 13,2%, в декабре — на 13,6%.

— Что же тогда случилось в 2008 году, когда показатели компании пошли вниз: в четвертом квартале 2008 года доля "САН ИнБев" снизилась до 17% с 19,5% по итогам 2007 года?

— Ключевая роль в успехах компании была в том, что мы все делали вместе, год за годом, одной командой. Если бы случилось чудо и эта команда снова собралась вместе, это была бы dream team! Да она такой и была. Посмотрите, где сейчас работают эти люди,— Сбербанк (директор управления общественных связей Ирина Кибина.— "Ъ"), Х5 (финансовый директор X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Евгений Корнилов.— "Ъ"), Craft Food (коммерческий директор Жанна Кучина.— "Ъ"), Johnson & Johnson (директор по логистике Тамила Колисниченко.— "Ъ"). И потом все изменилось. Нам вдруг надо было начинать жестко экономить на всем, вкладывать меньше денег в наши бренды, было решено, что мы должны зарабатывать больше, продавая более дорогое пиво. При этом все забыли о том, что мы пришли в Россию для того, чтобы создать пиво для каждого, и решили стать компанией, делающей пиво для богатых людей. Но во второй половине года деньги у богатых людей куда-то делись, поэтому оказалось, что компания оказалась просто не готовой к тому, что начало происходить на рынке. Поэтому и в команде топ-менеджеров начались какие-то брожения. Плюс люди еще продвинулись вверх внутри самой компании. Образовавшийся провал не так уж было просто заполнить.

— Почему же тогда та звездная команда ушла из компании? На них так подействовала информация о вашем грядущем уходе или их не устраивали принципы работы нового менеджмента?

— Да принципы-то им нравились, им не нравилось то, как эти принципы воплощаются в жизнь. Но люди уходили постепенно, и я надеюсь, что каждый принимал это решение на основе того, что видел и думал лично он. Но если вернуться к вашему вопросу про то, почему показатели "ИнБев" в России стали ухудшаться, то второй причиной, мне кажется, послужило то, что компания сделала не самый лучший кадровый выбор. Если человек, проведший в России 14 лет, может управлять бизнесом с оборотом в $1,4 млрд, то это не значит, что любой сможет. Я, например, себя считаю хорошим менеджером, но, если бы я оказался сейчас в России и стал бы управлять этим бизнесом впервые, результат был бы совсем другим. Мне кажется, начинать руководство огромной компании в России без какого-то предварительного российского опыта нельзя. Так что это было ошибкой, которую рано или поздно надо было признать.

— То есть надо было признать, что господин Альбу слишком рано приступил к своим обязанностям в качестве первого лица компании или что он в принципе не подходил для этой должности?

— Ну как бы поприличнее это сказать в интервью... В такой конкурентной среде нельзя оставаться добрым самаритянином и делать хорошую мину при плохой игре. Если вы чувствуете, что человек не справляется, надо его менять. Ведь задача компании — не сохранить лицо, а продолжать надирать задницу. И я верю, что в конечном итоге у "САН ИнБев" есть все шансы это делать. Пока же то, что происходит с бизнесом компании в России, отражается лишь на моем кошельке, так как котировки акций глобальной компании упали...

— А вы разве не реализовали опцион, уходя из компании?

— Да вы что?! Ни за что! У меня навалом этих бумаг.

— Так про вас же все говорили, что вы реализовали свой опцион и стали первым в России долларовым миллионером среди менеджеров отрасли...

— Так и есть! Но это когда было — еще когда SUN "поженился" на Interbrew (в 2004 году.— "Ъ"). Помню, сижу я в аэропорту и звонит ваш коллега из другого издания и говорит: "Джо, а вы знаете, что вы миллионер?" Я ему говорю: "Парень, да ты знаешь, сколько мне лет? Я миллионером был, еще когда впервые в Россию приехал, а теперь я мультимиллионер, так что проверь свою информацию". Но теперь у меня акции уже новой компании.

— А сколько точно?

— Я не могу этого сказать.

— Но больше, чем во времена сделки с SUN?

— Нет, потому что акции той компании стоили дешевле. Тогда получилось €33,41 за акцию, но еще семь месяцев назад акции InBev стоили все €65.

— Чем вообще было вызвано решение штаб-квартиры перевести вас на должность председателя совета директоров, а оперативное руководству отдать Михаю Альбу? Это связано с налоговыми претензиями к компании, прошедшими в офисе обысками?

— Хороший вопрос, я надеялся, что вы его зададите. Налоговые претензии — это такой российский метод ведения бизнеса. (Задумывается.) Да, к нам в офис пришли люди в масках, положили сотрудников на пол, все в таком духе. Я в это время был в Лувене (Бельгия, штаб-квартира InBev.— "Ъ"), ел эти ужасные сандвичи практически с отсутствием сыра и мяса в середине, и вот мне звонят из офиса и говорят: "Джо, тут к нам в офис пришли люди в масках, положили нас всех на пол, что нам делать?" Я только спросил, на каком они этаже. Мне говорят: "На втором". Ну, не самый плохой вариант, офис топ-менеджеров выше. Но все обстоятельства этого дела говорят о том, что за ним стоит кто-то, кто живет в Москве и кто не был очень рад тому решению, что я принял в 2006 году.

— Вы имеете в виду решение расторгнуть контракты с независимыми дистрибуторами и перейти на систему самостоятельных прямых продаж?

— Да! Используя свои связи, они просто решили устроить охоту на ведьм. Мы приготовили огромное количество документов, и эти так называемые налоговые претензии были связаны с тем, что один из 13 наших поставщиков использованных бутылок не платил НДС, который мы ему перечисляли. Чтобы был понятен масштаб проблемы: 32-34% бутылок в пивном бизнесе используются повторно, остальные новые. То есть на одного поставщика приходилось не более 3% от всех повторно используемых нами бутылок. Не такая уж большая экономия, чтобы ради такого брать на себя риск, согласитесь. Да, главное, что мы-то заплатили этот НДС, провели все платежи совершенно легально, банковскими переводами, а уже та компания не вернула этот НДС государству. Согласно решению суда, мы заплатили этот НДС еще раз, и если вы посмотрите текст решения, там написано, что никакого злого умысла в наших действиях не было, не было желания обойти закон и т. д. Но я-то считаю, что злой умысел как раз был, но не с нашей стороны, а со стороны тех, кто заслал к нам бойцов в масках. Они хотели нас прижать, и им это безнаказанно удалось! Поэтому, если вы поставите вопрос, чувствую ли я как менеджер свою вину за этот инцидент или были ли из-за этого применены против меня какие-то санкции, то нет. Мы потратили миллионы долларов на то, чтобы сделать наше производство экологически чистым за счет использования использованной тары, вложили сотни тысяч долларов в закупку самых современных моющих средств, да еще и НДС с этого платили, и все наши старания привели к такому... Да... В одном фильме про войну ситуация, в которой мы оказались, характеризуется сочетанием слова "cluster" и еще одного — из четырех букв... ("cluster fuck" — ситуация полного провала военной операции, на сленге американских военных означает ситуацию, когда все, что только может пойти не так, именно так и происходит.— "Ъ").

— И все-таки кто принимал решение о вашем переводе?

— Каждый год мы проводим OPR (operational performance review) среди топ-менеджеров, и к каждому такому OPR топ-менеджеры должны представить руководству две кандидатуры, которые они рассматривают как потенциальную замену себе. Когда я сидел в штаб-квартире в Лувене, а в нашем московском офисе шли обыски, мои кандидатуры уже были одобрены. То есть к тому времени я знал, что кто-то придет мне на смену, но не знал точно, кто.

— Но со стороны все это выглядело очень спонтанно. Разве не предполагается, что, даже когда кандидатура преемника уже выбрана, должно пройти какое-то время, прежде чем он приступит к своим обязанностям уже в новом качестве?

— Обычно это должно происходить с 1 января, чтобы у человека был целый год впереди. Так что Михай Альбу занял свою должность с 1 января, а я два месяца спустя стал отвечать за весь бизнес в Восточной Европе. Я думаю, что сам механизм принятия решения был наработан, от правил акционеры не отступили. Но мне все-таки кажется, что они поспешили меня сменить. Михай Альбу был в моем списке моих же преемников, но ему еще предстояло многому научиться, а получается, что его сразу бросили на амбразуру. Он хорошо справлялся с бизнесом в тех странах, где работал раньше, но одно дело Румыния, а другое — Россия.

— Спустя несколько месяцев после обысков в ОАО "САН ИнБев" с аналогичными проблемами столкнулся и офис SABMiller. Думаете, действовал один и тот же дистрибутор?

— Да! Конечно! Это не было второе пришествие, все намного более прозаично.

— К вам лично были предъявлены претензии? Правда ли, что лично на вас было заведено уголовное дело и будто бы поэтому вы спешно уехали из России в конце 2007 года?

— Если бы я и захотел покинуть страну, то только на недельку и в теплые края. В добровольную ссылку из России я бы себя никогда не отправил. С первого дня в России я играю по-белому, заплатил миллионы налогов в России, и в Америке, кстати, так как я остаюсь гражданином США.

 

— А как вам на новом месте? Все-таки водка в отличие от пива уж слишком российский продукт. Американский менталитет не мешает?

— На самом деле "Исток" — больше производитель шампанского (50% продаж "Истока".— "Ъ"), а не водки (20-25% продаж). Я вижу свою цель в том, чтобы воспитать в россиянах отношение к алкоголю как к напитку для каких-то событий. Конечно, при условии умеренного и ответственного употребления. Например, мне непонятно, почему у такого важного события, как окончание университета, еще нет "официального напитка". Вокруг этого события можно развить целый ритуал — неважно, будет это шампанское в хрустальных бокалах или водка в серебряных стопках.

— Странно, что вы заговорили об умеренном потреблении алкоголя и проч. Неофициально считается, что именно очень удачная рекламная кампания пива "Клинское" от "САН ИнБев" спровоцировала появление новой редакции закона "О рекламе", которая ввела суперстрогие ограничения на рекламу пива. Российский офис InBev за это вроде как даже исключили из Союза пивоваров... Вас эта история ничему не научила?

— Кампания по "Клинскому" была просто супер! Как оправдание я могу сказать, что первые два года, когда мы делали эту кампанию, я занимался развитием бизнеса на Украине. И когда я вернулся, меня все спрашивали про это. Поэтому я решил, вернувшись, открыть так называемую Академию пива, куда мы приглашали всех тех, кто писал нам гневные письма, чтобы объяснить им, что мы не нарушали закон. Все актеры, которые снимались в роликах, были старше 25 лет. Да, им было весело, но разве это не естественно? Мы же не снимали ролики по заказу церкви про то, как вода превратилась в вино. Да нам и не нужно было привлекать какую-то новую аудиторию в лице несовершеннолетних: у нас шесть лет подряд был дефицит производства в летний сезон, на совершеннолетних не хватало! Разве потребление алкоголя не подразумевает, что вы собираетесь с приятными людьми, чтобы отпраздновать какое-то событие или даже просто пообщаться? Получается, что, если нельзя показывать веселящихся людей, самые естественные обстоятельства для употребления алкоголя — это в одиночку и в депрессии? Кто вообще давал оценки того, что этично, а что нет? Может, те конкуренты, которым не удалось, как нам, расти так же быстро, увеличивать долю с 9% до 13% и которые оказались не способны конкурировать с нами на рыночных условиях? Да, нас выпихнули из союза, но я не могу сказать, что никто из действующих членов не переходил очень тонкую грань между тем, что было позволено законом, но что регуляторы не хотели видеть в роликах. Я, кстати, считаю, что и на том рынке, на котором работает "Исток", регулирование тоже чересчур строгое. И в плане налогов, и в плане возможностей для рекламы и продвижения. Не надо себя обманывать и прикрываться заботами об ограничении алкоголизма. Алкоголики — больные люди, и, если они ищут способ напиться, они всегда его найдут.

— Но "Исток" недавно провел рекламную кампанию водки "Ледокол" под слоганом "Снимая барьер общения", на плакате были изображены молодые люди. Эта реклама уже привлекла внимание ФАС. Вы принимали участие в создании этой рекламы?

— Нет, это было до меня. Сейчас слоган звучит как "Общение без льда". На самом деле на плакате были изображены просто молодые люди, с чего они вообще взяли, что там могут быть несовершеннолетние? Это хороший продукт, и мне за него не стыдно. На самом деле, цель любой рекламы — подтолкнуть покупателя к выбору именно этого бренда, а не к покупке алкоголя как такового!

— Чем вы занимаетесь в "Истоке" в первую очередь?

— Во время ланча, за которым я получил приглашение возглавить "Исток", мы с Таймуразом (Бокоев — владелец "Истока".— "Ъ") говорили обо всем, но не о кризисе. Сейчас главная тема — это кризис. Мы только и говорим о том, как сэкономить на том или ином и сколько нам предстоит заплатить. Поэтому теперь моя основная задача — продавать продукцию и получать за нее деньги и стараться делать так, чтобы бизнес оставался прибыльным. Я думаю, о серьезной реструктуризации можно будет говорить с 2010 года. Сейчас моя главная задача — это получать деньги за отгруженную продукцию. Те же приоритеты у меня были и в 1998 году, но тогда было легче — все-таки денег не было только в России, а сейчас нигде нет. В идеале моя задача-максимум — подготовить "Исток" к какому-нибудь поглощению в течение ближайших 12 месяцев, но подробнее смогу об этом говорить, когда мы определимся с бюджетом на эту сделку. Но за что-то стоящее надо быть готовым выложить $90-110 млн.

— Где же взять эти деньги в кризис?

— Если мы найдем объект для поглощения, то финансировать сделку будут банки под залог этого же актива. Очевидно, что второй завод необходим компании — наше производство расположено в Беслане, и чем дальше мы расположим второе производство от первого, тем больше мы сможем экономить на логистике, возможно, столько, чтобы даже отбить деньги, потраченные на покупку. Пока же мы продолжаем запускать новые бренды — например, начали выпускать обновленное "Российское шампанское".

— Надеетесь за счет этого бренда компенсировать потери от "Советского шампанского", после того как ФКП "Союзплодоимпорт" не продлил с "Истоком" контракт на 2009 год? Как вы прокомментируете скандал, который разразился в конце прошлого года между ФКП и его лицензиатами?

— Скажу честно, для меня вся эта ситуация была в новинку. В "САН ИнБев" мы тоже имели дело с лицензионными брендами, но нам не приходилось каждый год беспокоиться о том, что у нас отберут права на работу с этими марками. Я не уверен, что мы сможем компенсировать эти потери полностью. На "Советское" приходилось 21-22% от общего производства игристых вин "Истока". Но частично, естественно, потребители переключатся на обновленный дизайн "Российского", который должен им в этом помочь. Лично меня бы больше устроило, если бы мы сохранили в портфеле "Советское", но по более приемлемой цене роялти, чем та, которую предлагал "Союзплодоимпорт". Мы были готовы вкладывать в продвижение этого бренда, но не готовы платить за лицензию в шесть раз больше! Целые поколения выросли на "Советском", а это (показывает на бутылку "Российского".— "Ъ") мне нравится больше, но я-то не вырос в этой стране!

— В свое время вы отказались от работы у Рустама Тарико в "Русском стандарте" якобы из-за того, что были не уверены, что ему удастся передать вам как главному управленцу контроль над операционным бизнесом. Собственнику "Истока" это удалось?

— Надо понимать, что он очень гордый человек и ему есть чем гордиться: он построил бизнес, который во время своего расцвета был просто загляденье — в месяц продавалось 14-18 млн бутылок водки! Но с другой стороны, и я хороший продавец — как вам 4 млрд бутылок в год?! У меня всегда есть к нему доступ. Но, понимаете, когда собственник бизнеса сидит в другой комнате, сложно ожидать от него, что он будет придерживаться роли простого наблюдателя. Никто, в том числе и я, не ждал кризиса. Таймураз считал, что ситуация будет развиваться по сценарию Х, я — по сценарию Х-1, то есть не совсем диаметрально противоположному, но все-таки не идентичному. Сейчас наши взгляды остаются разными при обоюдном желании выйти из ситуации победителями.

ИД «КоммерсантЪ»

http://www.kommersant.ru

 

 

Цены - в узде, или Почему белорусы любят сырники со сметаной

Мировой кризис заставляет всех быть экономнее, тщательнее просчитывать свои доходы и расходы. Кто-то отложил до лучших времен крупную покупку, кто-то выбрал более скромный вариант летнего отдыха, нежели мечтал. Но продукты питания - это то, в чем мы нуждаемся постоянно, и этой статьи расходов нам никак не избежать. Тем не менее не хотелось бы переплачивать за различные накрутки, которые проходит товар на пути от производителя к потребителю. Премьер-министр России Владимир Путин недавно лично стал свидетелем такого завышения цен, пройдя по московским магазинам: цена на молоко выше закупочной на 30-50%, наценка на сосиски - более 50%, а на свинину - 120%. Невольно возникает вопрос: а какой у нас, в Беларуси, порог торговых надбавок на продукты питания?

Уровень торговых надбавок на основные продукты питания в Беларуси ограничивается. Постановлением Минэкономики от 10 сентября 2008 года №184 "О торговых надбавках на продовольственные товары" установлены единые по республике ограничения по уровню взимаемых предельных торговых надбавок (с учетом оптовых) на основные группы продовольственных товаров: мясо-молочные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, детское питание, муку, продукцию птицеводства, рыбу и рыбные товары, масло подсолнечное и рапсовое. Таким образом, обеспечивается приемлемый для населения уровень розничных цен на жизненно необходимые продукты питания.

В частности, наиболее низкие предельные торговые надбавки установлены на молоко, кефир, сметану, творог, мясные консервы и молочные смеси для детского питания - 8-11% для организаций торговли и 13-16% - для организаций потребкооперации. По данным Минторга, прибыль магазинов от реализации этих товаров минимальна, а иногда их продажа убыточна. Торговые надбавки на мясо (говядину, свинину) и вареные колбасные изделия в организациях торговли не должны превышать 12%, потребкооперации - 17%; на сливочное, подсолнечное и рапсовое масло, хлеб и хлебобулочные изделия, сахар в мелкой красочной фасовке - соответственно 15% и 20%. Предельные надбавки на овощные, фруктово-ягодные и плодоовощные консервы и соки для детского питания составляют 16%.

Что касается кисломолочных продуктов, сливок, сыров, консервов, йогуртов, молочных десертов, то для них действуют предельные торговые надбавки в размере 22-23%. Этот порог не должна превышать и наценка на мясо птицы, полуфабрикаты и субпродукты из нее, яйцо. На мясные полуфабрикаты предельная торговая надбавка предусмотрена в размере 20-22%, мясные субпродукты - 19-20%, на муку, рыбу и рыботовары (за исключением икры красной и черной, рыбы деликатесной) - 23% и 24% соответственно. Заметим, что при этом ограничивается только верхний предел наценки: ниже можно, выше нельзя. Но, как показывает практика, белорусские магазины при продаже продуктов первой необходимости применяют в основном предельные торговые надбавки и редко опускают наценку ниже установленного постановлением №184 порога. Дело в том, что предельные надбавки и так низкие, и, опуская наценки еще ниже, магазины могут не покрыть издержки обращения. Хотя крупные магазины иногда предоставляют скидки и по этому ассортименту за счет больших объемов оборота продукции.

Следует отметить, что на социально значимые товары (их перечень утвержден правительством) в Беларуси ограничиваются не только торговые надбавки в розничной сети, но и цены предприятий-изготовителей. Так, Министерством экономики устанавливаются единые по республике предельные отпускные цены на социальный ассортимент хлеба и булочных изделий, молока и молочных изделий, на потушное мясо (говядину и свинину на кости), муку пшеничную для хлебопечения. На сахар-песок, реализуемый населению, Минэкономики утверждает фиксированные розничные цены, на сухие молочные смеси и мясные консервы для детского питания - отпускные цены для предприятий-изготовителей.

Цены на картофель и плодоовощную продукцию тоже держат "в узде". На эти социально значимые товары предельные торговые надбавки (в среднем до 25%) и предельные цены устанавливают облисполкомы и Мингорисполком. Специалисты Минэкономики проанализировали ситуацию, складывающуюся на потребительском рынке, и учли возможность спекулятивного роста цен на плодоовощную продукцию за счет заинтересованности торговых организаций в приобретении и реализации дорогостоящей продукции, в том числе импортной. Поэтому министерством установлены предельные торговые надбавки на картофель, капусту, морковь, свеклу и лук в рублях в расчете на физический объем в размерах от Br180 до Br240 за килограмм.

На остальные виды продовольственных товаров в Беларуси применяются торговые надбавки (с учетом оптовой) в размере до 30%. Кроме того, есть небольшая группа продуктов, розничные цены на которые являются полностью свободными, - их регулирует сам рынок. Так, Министерство экономики не ограничивает торговые надбавки на красную и черную икру, желатин и его производные пищевых сортов, масло растительное (кроме подсолнечного и рапсового), оливки, маслины, замороженные продукты (фрукты, овощи, картофель), алкогольную продукцию, за исключением реализуемой по фиксированным ценам.

На практике при продаже продуктов, торговая надбавка на которые предусмотрена до 30%, магазины зачастую ее не используют, устанавливая более низкий уровень наценки для привлечения покупателей. Например, часто предоставляются скидки на чай, кофе, шоколад, крупы.

В ходе поэтапной либерализации цен в республике с июня 2009 года отменены пониженные предельные торговые надбавки на бананы и цитрусовые (она составляла 15%), мясные копчености и полукопченые колбасные изделия (25%). Теперь на эти виды продуктов применяется торговая надбавка до 30%, а значит, разброс цен на них в различных объектах торговой сети будет больше, но снова-таки остается в определенных рамках.

А сейчас вслед за Владимиром Путиным давайте пройдемся по российским магазинам. Исходя из данных департамента экономики Министерства сельского хозяйства РФ, на 1 июня 2009 года расчетный уровень средних по России торговых надбавок на отдельные продовольственные товары колеблется от 12,2% до 116,2%. При этом на минимальном уровне складываются средние торговые надбавки на хлеб пшеничный, масло сливочное и окорочка куриные (12,2%, 14,3% и 15,8% соответственно), на максимальном - на муку пшеничную высшего сорта (116,2%). На свинину и говядину средние торговые надбавки в России составляют 49,9-59,4%, мясо куриное - 30,3%, на молоко в пакетах и сыры сычужные - 35,7% и 48,2% соответственно, на рис и гречку - 51,7% и 75,1%, на масло подсолнечное и соевое - 48% и 72,6%, на сахар-песок - 29,9%. Таким образом, разрыв между потребительскими ценами и ценами производителя в России по многим продуктам выше, чем в Беларуси. Приготовить котлеты из свинины или говядины (торговая надбавка на мясо в Беларуси - 12%) или нажарить сырников со сметаной (торговая надбавка на кисломолочные продукты - 11%) белорусской семье обойдется дешевле, чем российской.

С другой стороны, возникает закономерный вопрос: насколько соблюдаются в розничной сети республики предельные надбавки, не выходят ли объекты торговли за пределы установленного коридора цен? Как проинформировали в Министерстве экономики, в начале 2009 года в Беларуси в ходе проверок импортеров, магазинов и индивидуальных предпринимателей были установлены многочисленные факты роста цен на продовольственные и непродовольственные товары иностранного и отечественного производства. Это было связано, прежде всего, с девальвацией курса белорусского рубля, пересчетом арендной платы исходя из нового курса евро, включением предпринимателями в цены финансовых рисков. Вместе с тем имели место многочисленные факты спекулятивного завышения цен как в торговой сети, так и импортерами за счет проведения необоснованных переоценок, завышения торговых и оптовых надбавок, предельных розничных цен на картофель и плодоовощную продукцию, контрактных цен и расходов импортеров и др.

Министерство экономики по 130 субъектам хозяйствования и индивидуальным предпринимателям направило документы в исполкомы для принятия решений по аннулированию лицензий на торговую деятельность за грубые нарушения дисциплины цен и закона "О предпринимательстве в Республике Беларусь". Органами исполнительной власти аннулированы соответствующие лицензии 75 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, 43 субъектам приостановлено действие лицензий на осуществление розничной торговли сроком от одного до трех месяцев, 8 - предупреждены.

За первое полугодие 2009 года органами ценообразования республики по поручению правительства и правоохранительных органов проведены проверки 514 субъектов предпринимательской деятельности, в 333 из них (64,8%) установлены различные нарушения дисциплины цен. По результатам проверок департаментом ценовой политики Минэкономики и судами областей вынесено 535 постановлений по делам об административных правонарушениях на сумму Br500,4 млн., на должностных лиц наложены административные взыскания (штрафы) в сумме Br123,9 млн. (в среднем Br274,7 тыс. на человека).

По словам специалистов Минэкономики, в настоящее время в Беларуси осуществляется постоянный мониторинг ценовой ситуации в торговой сети, на рынках и у импортеров, обобщается поступающая от населения информация по фактам роста цен. Разрабатываются меры по сдерживанию и ограничению необоснованного роста цен, в том числе за счет введения ограничений при формировании цен на социально значимые продукты отечественного и иностранного производства, применения антимонопольных методов воздействия к субъектам предпринимательской деятельности, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Есть ли в Беларуси случаи, когда продукты питания в розничной торговле в разы превышают цены производителя? В Министерстве экономики на этот вопрос ответили так: "Если такие ситуации и встречаются, то это исключительные, единичные случаи". Вопросы ценообразования находятся под постоянным контролем государственных органов управления, Минторга, Белкоопсоюза, облисполкомов, Минского горисполкома. Торговые организации самостоятельно отслеживают уровень цен производителей и импортеров и зачастую отказываются принимать товар на реализацию, если цена на него выше, чем при предыдущей поставке.

По прогнозам экономистов, в августе в Беларуси возможна дефляция. Ожидается, что ее основным фактором, как и в прошлые годы, станет сезонное падение цен на плодоовощную продукцию. Такая ситуация в нашей стране наблюдалась, согласно статистике, в августе 2004 года, когда индекс потребительских цен составил 99,8%, в августе 2005-го - 99,7%, 2006-го - 99,3%. Возможная дефляция в текущем году зависит как от степени насыщенности потребительского рынка, так и обусловлена снижением покупательского спроса. В нынешнем году статистикой было зафиксировано снижение средних розничных цен на отдельные продовольственные товары - на масло растительное, некоторые виды круп. В июне инфляция в Беларуси составила 0,4%, в первом полугодии 2009 года - 7,3%.

Белорусские продукты питания благодаря своему качеству и приемлемой цене сегодня широко востребованы не только на отечественном, но и на российском рынке. Потребители охотно их покупают, но вот со стороны российских производителей в адрес белорусских экспортеров продовольствия периодически звучат обвинения в недобросовестной конкуренции, в демпинге. В то же время белорусские предприятия поставляют молочную продукцию на внешний рынок, в том числе и в Россию, по ценам, складывающимся в зависимости от конъюнктуры рынка. По данным отраслевых экспертов, цены экспорта цельномолочной продукции в Россию не ниже цен, действующих па внутреннем рынке, и обеспечивают получение прибыли от ее продажи. С прибылью реализуются сыры, а продажи сливочного масла убыточны как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Важно отметить, что льготирование экспорта в Беларуси не производится, а с 2008 года отменено прямое дотирование сельхозпродукции. Субсидирование сельского хозяйства осуществляется по направлениям, стимулирующим внедрение новых ресурсосберегающих технологий. Происходит сближение направлений субсидирования сельского хозяйства Беларуси с государственной поддержкой, оказываемой производителям сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. Так, с каждым годом увеличивается доля средств, направляемых па льготирование процентных ставок по кредитам.

Милена АНУФРИЕНОК,

БЕЛТА.

 

 

Острые углы рыбного треугольника

Тема поставок в Беларусь морепродуктов, похоже, в очередной раз обострилась. Когда окончательно определился перечень импортеров рыбной продукции, стали активно обсуждать поставки на внутренний рынок рыбных консервов. Дело в том, что предприятию "Белрыба" Управления делами Президента Беларуси отдано право осуществлять оптовые закупки рыбных консервов в расчете на всю республику, чтобы обеспечить прозрачность поставок и приемлемые цены. Но такая ситуация устроила не всех игроков рыбного рынка. Некоторые из них утверждают, что монополия на импорт рыбных консервов, наоборот, привела к сужению ассортимента и неоправданному росту цен. Попробуем посмотреть на сложившуюся ситуацию, выслушав мнения разных сторон.

Директор предприятия "Минскрыбпром" Владимир Авдевич считает, что сегодня наблюдается недобросовестная конкуренция со стороны "Белрыбы". Оставаясь монополистом на ввоз рыбных консервов, это предприятие не дает развернуть свой бизнес другим. Отсутствие конкуренции, по мнению руководителя, привело к значительному росту цен на продукцию на внутреннем рынке. В доказательство он привел следующие данные: в январе-мае 2008 года цены на консервы из сардины, сардинеллы, сельди, скумбрии, кильки, шпрот, которые поставлялись в страну, выросли в 1,8 раза, хотя у большинства зарубежных поставщиков они не менялись.

Кроме того, в "Минскрыбпроме" отмечают, что одно предприятие не в состоянии осуществлять бесперебойные поставки широкого ассортимента продукции в торговую сеть республики. У других же специмпортеров рыбы и морепродуктов, в том числе у "Минскрыбпрома", нет разрешения на ввоз рыбных консервов.

С начала года "Минскрыбпром" смогло импортировать небольшой объем рыбных консервов, так как предприятие наделили правом ввоза лишь ограниченного и наименее востребованного ассортимента этой продукции. К тому же в январе никто из импортеров по техническим причинам не поставлял не только красную икру, но и вообще рыбопродукцию. При определении победителей конкурса на период май-декабрь 2009 года "Минскрыбпрому" в очередной раз не было предоставлено такого права, в том числе отказано в импорте красной икры. При этом сезон производства красной икры краткосрочен, как и путина лососевых, и выпуск ее ежегодно приходится на третий квартал. Произведенная из свежего сырья и непосредственно в районе промысла икра получается гораздо качественнее.

По итогам последнего конкурса право импорта такой рыбопродукции, как рыба сушеная, соленая, горячего и холодного копчения, предоставлено 15 предприятиям, в число которых вошли также нерыбоперерабатчики и простые торговые компании. Между тем тот же "Минскрыбпром" располагает обновленными производственными мощностями и за счет техперевооружения может полностью закрыть потребность внутреннего рынка в рыбной кулинарии, соленой и копченой рыбе и морепродукции. Почему бы в таком случае не отдать предпочтение при распределении права импорта этой продукции (коды ТН ВЭД 0305, 1604 20050, 1604 209090) "Минскрыбпрому", которое это делает лучше и качественнее других, как это же было сделано в отношении "Белрыбы", которой предоставлено эксклюзивное право на ввоз рыбных консервов, отмечают в "Минскрыбпроме". Тем более что в реконструкцию "Минскрыбпрома" государство уже вложило солидные средства.

В "Минскрыбпроме" считают, что причина отказа во ввозе рыбных консервов в том, что ГТПУП "Белрыба" имеет собственное производство продукции на своем филиале - Браславском производственно-технологическом цехе. Но пока ассортимент этой продукции здесь небольшой, в то время как на рынке представлено более 200 наименований. Значит, более 90% рыбных консервов предприятие импортирует. "ГТПУП "Белрыба", имея монополию, продолжает ввозить, наращивая объемы, готовую продукцию из сурими (крабовые палочки), рыбную кулинарию, пресервы из сельди, то есть те товарные позиции, которые могут быть произведены в полном объеме в республике в соответствии с Государственной программой импортозамещения", - подчеркнули в "Минскрыбпроме".

В этой связи Владимир Авдевич считает необходимым предоставить равные права на импорт нескольким предприятиям, которые отвечают определенным критериям. При выборе импортеров по наиболее чувствительным для рынка позициям не должны превалировать интересы только одного предприятия, подчеркнул он.

Действительно, правом на импорт в страну наиболее востребованных видов рыбных консервов обладает одно предприятие - ГТПУП "Белрыба" Управления делами Президента Беларуси. Дело в том, что импортеры стремятся поставить как можно больше готовой продукции, произведенной за рубежом, так как цена на нее значительно выше, чем, к примеру, на свежемороженую рыбу. Именно поэтому поставщикам рыбы и морепродуктов было вменено в обязанность поставлять в Беларусь только сырье, а его переработкой предстояло заняться отечественным рыбоперерабатывающим предприятиям.

И важная роль в импортозамещении отведена Браславскому консервному цеху "Белрыбы". В 2008 году он произвел продукции почти на 70% больше, чем в 2007 году. Вместе с тем на "Белрыбе" откровенно говорят, что удовлетворить потребность в рыбных консервах за счет консервов собственного производства они не могут, поэтому будут завозить по импорту другие виды консервов: шпроты, сайру, печень трески и т.д. К тому же в Браславском консервном цехе планируется производить так называемые народные консервы: кильку в томате и в томатной заливке, сайру, сардины и сельдь в масле, которые по цене будут приемлемы для рядового покупателя, а вот востребованные на рынке республики шпроты и красную икру по-прежнему будут закупать у оптовых зарубежных компаний.

В настоящее время на складах предприятия "Белрыба" находится 147 видов рыбных консервов и примерно такой же ассортиментный ряд представлен в фирменном магазине на ул.Радиальной в Минске. Так что ни о каком сужении ассортимента, утверждают на "Белрыбе", не может идти и речи.

Что касается претензий "Минскрыбпрома" по поводу необходимости предоставления этому предприятию права на ввоз рыбных консервов, то на "Белрыбе" не сомневаются, что это вполне разрешимо в рамках действующего законодательства.

В "Минскрыбпроме" также отмечают, что отсутствие разрешения на ввоз рыбных консервов ограничило доходы предприятия. А деньги сегодня ему очень нужны. С начала 2003 года "Минскрыбпром" ведет реконструкцию. На эти цели выделено более Br60 млрд. бюджетных ссуд, около Br25 млрд. из которых необходимо вернуть до 2012 года. Конечно, ввоз консервов, красной и черной икры принесет любому предприятию больше прибыли, чем выпуск тех же пресервов или копченой продукции. А на тех товарных позициях, которые "Минскрыбпром" в настоящее время имеет право импортировать, предприятие не может много заработать. К тому же оно не может использовать более высокие надбавки, так как ценообразования контролируются государством, да и повышение цен отражается на покупательной способности граждан.

В КПУП "Минскрыбпром" уверяют, что если им будет дано право импорта такого же ассортимента, как "Белрыбе", то они гарантируют снижение цен на рынке как минимум на 10%. Самое главное, нужно создать равные условия игры на рыбном рынке, а конкуренция будет только на пользу как потребителям, так и производителям - каждый из них будет заинтересован продать больше и дешевле.

В службе информации и общественных связей Управления делами Президента Беларуси по поводу сложившейся ситуации отметили, что претензии "Минскрыбпрома" к "Белрыбе" необоснованны. С начала 2009 года межведомственная комиссия наделила "Минскрыбпром" правом импортировать все виды рыбы, морепродуктов, продуктов их переработки, за исключением трех кодов консервов. В то же время это предприятие-импортер представило очень скудный перечень продукции, который оно в состоянии импортировать в республику. Так, в первом полугодии текущего года "Минскрыбпром" поставил в Беларусь 4,3 т консервов из ценных пород рыбы, что составило лишь 30% от объема импорта ГТПУП "Белрыба". В январе-апреле КПУП "Минскрыбпром" ввезло 100 т продуктов из сурими (крабовых палочек) - в 15 раз меньше, чем их импортировало ГТПУП "Белрыба". "А ведь столичному предприятию никто никаких препятствий не чинил, - говорится в официальном комментарии Управления делами Президента. - Опять виноват "монополизм"?".

Решение о предоставлении права импорта ГТПУП "Белрыба" кильки, сельди, сардин, сардинеллы, скумбрии, шпротов было принято с целью поддержки отечественного производителя, ведь в республике только в Браславском производственно-технологическом цехе "Белрыбы" изготавливаются рыбные консервы. В первом полугодии этот цех произвел 8,4 млн. банок консервов, что почти на 3 млн. банок больше, чем за соответствующий период прошлого года. Ассортимент консервов собственного производства в 2009 году представлен 23 видами, в том числе это консервы из сельди, скумбрии, кильки. В общем объеме реализации консервов предприятия "Белрыба" 42% занимают консервы собственного производства. Ассортимент же ввозимых консервов насчитывает более 130 наименований различных групп и весовых единиц, представлен 30 видами рыбы и морских деликатесов, сообщили в Управделами Президента.

Что касается претензий по красной икре, то с января текущего года "Минскрыбпрому" было предоставлено право импорта в республику осетровой и лососевой икры, однако в первом квартале оно не ввезло ни одной банки этой продукции. В апреле текущего года межведомственная комиссия предупредила импортеров, что они будут лишены права на ввоз, если не обеспечат поставки в заявленном ассортименте. Только после этого "Минскрыбпром" импортировал 400 кг икры лососевых и осетровых рыб. А предприятия Управделами за четыре месяца текущего года поставили в страну около 6 т икры. При этом "Минскрыбпром" внесло предложение по импорту лишь 10 наименований консервов, отметили в Управделами. Непонятно и то, почему "Минскрыбпром" в нынешнем году упорно отказывается от консервов отечественного производителя, а именно "Белрыбы", ведь продукция этого предприятия по вкусовым и качественным показателям не уступает аналогам российских и балтийских производителей. "Разве это государственный подход - отдавать свои деньги зарубежным производителям, а не оставлять их у себя в республике?" - задаются вопросом в Управделами.

Здесь также опровергли утверждение "Минскрыбпрома" о том, что рост цен в 1,8 раза обусловлен монополией "Белрыбы". Во-первых, по данным Белстата, с мая 2008 года по май 2009 года цены на рыбные консервы выросли на 17,8%, во-вторых, это произошло из-за колебания курса иностранной валюты. А обещание руководства "Минскрыбпрома" снизить цены на рыбные консервы на 10%, пока лишь остаются обещанием и не более того, подчеркнули в Управделами.

Кроме того, к ГТПУП "Белрыба" присоединены два убыточных предприятия, кредиторская задолженность которых на момент реорганизации составляла Br4,6 млрд. Но это не мешает предприятию погашать долги и одновременно вести большие работы по улучшению материально-технической базы, что позволяет получать при этом прибыль, отметили в Управлении делами Президента.

Получить оценку ситуации в Министерстве торговли не удалось, здесь отказались ее комментировать.

Понятно одно, что решать проблему нужно. В споре участвуют два госпредприятия, являющихся ведущими игроками рыбного бизнеса страны. Поэтому важно учесть интересы всех сторон, а за спором двух хозяйствующих субъектов увидеть более острые проблемы рыбного бизнеса, чтобы от противостояния не пострадали прежде всего дело и потребитель.

Татьяна ЛОБАС

БЕЛТА

 

 

 

Ой, ты рожь...

 

В Уфе прошла Всероссийская научно-практическая конференция "Озимая рожь: селекция, семеноводство, технологии и переработка". В представительном форуме приняли участие ведущие ученые страны, руководители хозяйств, специализирующихся на выращивании этой ценной культуры.

На конференции, которую открыл академик РАСХН А. Гончаренко, были заслушаны доклады с результатами передового опыта в области селекции, семеноводства и переработки озимой ржи, обсужда­лись приоритеты и направления дальнейшей научно-исследовательской работы в данном направлении.

На конференции было особо подчеркнуто, что дальнейшее повышение эффективности рас­тениеводства во многом зависит от результативной деятельности селекционеров, поскольку именно селекция и семеноводство, расширение площадей возделывания перспективных по урожайности и качеству сортов сельскохозяйственных культур - неотъемлемые звенья стабильного обеспечения населения страны продовольствием.

В Башкортостане уже много лет успешно работает селекционный центр Башкирского НИИ сельского хозяйства, расположенный в Чишминском районе. Именно там выдающийся ученый-селекционер Сабирзян Ку-накбаев вывел всемирно известный сорт короткостебельной озимой ржи Чулпан, который за короткие сроки был районирован во многих регионах страны. Площади посевов ржи “Чулпан” по Российской Федерации со­ставляют около 48% ржаного клина. В настоящее время сорт Чулпан-7 доминирует в озимом клине региона, занимая 97% посевов ржи. В Башкортостане отлично понимают, что устойчивость земледелия основывается на семеноводстве. Как было сказано на конференции, в республике сегодня действует 110 элито-производящих хозяйств, кото­рые полностью обеспечивают потребности региона в семенах высших репродукций по основным сельскохозяйственным культурам и позволяют производить плановые сортосмену и сортообновление.

Озимая рожь в Республике Башкортостан по своему значению и валовым сборам зерна выполняет роль страховой культуры. Среди регионов России, возделывающих ее на площадях в 100 и более тысяч гектаров Башкирия занимает одно из лидирующих мест. Ежегодно озимая рожь занимает 350-400 тыс. га, что составляет 15-20% от зернового кли­на и дает наибольшую урожайность - до 40 и более центнеров с гектара.

Участники Всероссийской конференции не ограничились пленарными заседаниями. Уче­ные выезжали в Чишминский селекционный центр, где ознакомились с работой местных селекционеров, осмотрели поля с посевами ржи, обменивались информацией, спорили. По общему мнению, полученные сведения о продуктивных качествах перспективных сортов, новые научные данные по технологии возделывания и переработке озимой ржи будут способствовать расширению сферы ее потребления и позволят практикам по­высить эффективность сельскохозяйственного производства.

Кстати сказать, автор этих строк не раз и не два бывал в Чишминском селекционном цен­тре и не понаслышке знает, какой это сложный процесс - создание новых сортов зерновых культур. Здесь на учете каждый колосок, каждое зернышко.

Достойным продолжателем дела Сабирзяна Кунакбаева является заведующая лаборато­рией селекции и семеноводства озимых культур, кандидат сельскохозяйственных наук, заслуженный работник сельского хозяйства России Нина Ивановна Лещенко, которая резонно счи- тает, что в последние годы озимую рожь во многих хозяйствах страны незаслуженно забывают, игнорируют, предпочитая ей пшеницу, а ведь хорошая пшеница хлебопекарного качества дает урожаи далеко не во всех регионах страны. Может, это вы­звано тем, что стоимость ржи значительно ниже, чем пшеницы? Наверное, и поэтому настоящего ржаного хлебушка в магазинах сегодня не найти?

Для России озимая рожь всегда была спасительницей и кормилицей. Новые сорта озимой ржи при соблюдении технологии, способны давать урожаи в 70-85 центнеров с гектара. К тому же рожь имеет ген зимостойкости, который позволяет растениям выживать даже в самые лютые морозы, лучше переносить засуху. В любом случае забывать о ржи сельчане не должны, ведь это исконно российская сельскохозяйственная культура.

№ 54-55 (23470-23471 ) от 16.07.2009

Газета «Сельская жизнь»

http://www.sgazeta.ru

 


В избранное