Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АГРОдосье: что новенького у компаний? ___Выпуск 119 от 14.12.09


АГРОдосье: что новенького у компаний?

Ежедневный дайджест новостей компаний агропромышленного сектора Украины, России и др. стран СНГ и мира в одной рассылке. Рассылка предоставит вам самую свежую и полную информацию обо всех ключевых событиях, происходящих в компаниях агропромышленного сектора.

Выпуск № 119 от 14.12.09


 

Ялтинская конференция масложировиков

В первых числах декабря в Ялте состоялась уже традиционная (восьмая по счету) международная конференция "Масложировая промышленность-2009. Производство, переработка, маркетинг", организованная ИА "АПК-Информ", которая собрала ведущих специалистов масложировой отрасли Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Хотелось бы отметить, что первоначально в качестве места проведения конференции рассматривался зимний город-курорт Трускавец. Однако организаторы, по независящим от них обстоятельствам, вынуждены были перенести проведение мероприятия поближе к южным широтам. И не прогадали.

Крымский полуостров встретил представителей масложировой отрасли цветущими розами, вечнозелеными деревьями и кустарниками и по-настоящему весенней погодой, позволившей большую часть неформального общения провести на открытом крымском воздухе. Что уже говорить, если некоторые смельчаки из числа участников конференции окунулись с головой не только в программу конференции с ее докладами и презентациями, но и в декабрьское Черное море...

Поучаствовать в "Масложировой промышленности-2009" приехали около 180 делегатов из 109 компаний, представляющих 20 стран мира. Были среди них представители предприятий масложировой отрасли Украины, ближнего и дальнего зарубежья, представители государственных и коммерческих структур, сотрудники научных и общественных организаций, эксперты аналитических и консалтинговых агентств, представители СМИ.



В качестве одной из отличительных особенностей данной конференции можно назвать довольно внушительный "десант" из Прибалтики: в работе "Масложировой промышленности-2009" приняли участие 10 компаний из Литвы, Латвии и Эстонии, а эстонская компания Grain Marketing даже выступила спонсором конференции. Такой пристальный интерес с прибалтийской стороны к данному мероприятию неслучаен. Большинство из вышеупомянутых компаний имеют долгосрочной опыт работы по закупке зерновых, масличных культур, продуктов их переработки в Украине, России и Казахстане с дальнейшей их продажей на рынках стран Европы и Балтии. Естественно, что в ходе "Масложировой промышленности-2009" представители Прибалтики получили отличную возможность наладить новые деловые контакты с украинскими, российскими и другими компаниями.



Но вернемся непосредственно к самой конференции, проведение которой, как было отмечено в самом начале мероприятия, пришлось на конец первого кризисного года. Причем речь идет не только об экономическом и финансовом кризисе, но и о кризисе продовольственном. Об этом, кстати, в своем приветственном слове упомянул заместитель министра аграрной политики Украины Иван Демчак. По его словам, мировое сообщество возлагает большие надежды на Украину, Россию, Казахстан и страны СНГ в вопросе наращивания производства сельхозпродукции и продуктов питания. Немаловажное значение в данном процессе играет масложировая отрасль, являющаяся одной из самых прибыльных отраслей украинской экономики. Добиться этого, по мнению замминистра, в свое время во многом удалось за счет введения экспортной пошлины на семена подсолнечника (это позволило увеличить перерабатывающие мощности внутри страны с 3 до 8,5 млн. тонн). На сегодняшний день размер пошлины составляет 13%, а уже с 1 января 2010 года ее ставка будет снижена до 12%, еще через 2 года - до 10%.

И.Демчак прогнозирует, что рентабельность производства подсолнечника в Украине в текущем сезоне снизится до 14% вследствие увеличения издержек. Сократятся также и посевные площади под масличной. Учитывая данный факт, МинАП призывает сельхозпроизводителей пересмотреть структуру посевных площадей и сделать упор на увеличении урожайности подсолнечника и ставит перед производителями и экспортерами своеобразные "плановые показатели": собрать около 8 млн. тонн семян и поставить на внешние рынки в текущем сезоне минимум 2 млн. тонн масла.

Затронул замминистра в своем выступлении ряд весьма актуальных для украинской масложировой отрасли на сегодняшний день вопросов. Особое внимание, конечно же, было уделено качеству украинского подсолнечного масла, поставляемого на европейский рынок, дабы не повторилась прошлогодняя ситуация. И.Демчак также высказался о необходимости наращивания переработки семян рапса внутри страны и увеличения валового сбора сои. Не забыли и извечный вопрос, касающийся оборота и регистрации в Украине ГМ сортов масличных культур.

По мнению генерального директора ассоциации "Укролияпром" Степана Капшука, на сегодняшний день украинский рынок масличных характеризуется исключительно тенденциями роста. В том смысле, что наблюдается рост производства масличных культур, наращивание перерабатывающих мощностей, в отрасль привлекаются все новые и новые инвестиции, повышаются требования к качеству производимой продукции и т.д. Есть, правда, и отрицательные моменты, избежать которые в кризисный период очень непросто. Это и трудности с привлечением кредитов (сегодня борьба между переработчиками идет не за сырье, а за инвестиции), и невозмещение НДС украинским экспортерам масложировой продукции (около 1,7 млрд. грн.), и непрекращающиеся требования отметить пошлину на вывоз семян подсолнечника из Украины. А ведь именно последняя позволяет максимально привлечь необходимые объемы сырья для переработки внутри страны и производства масла, около 80% которого экспортируется за границу. Тем более что сегодня экспортной пошлиной на семена пользуются все ведущие экспортеры подсолнечного масла: Россия (20%), Аргентина (32%) и Украина (13%), которые традиционно конкурируют между собой на мировом рынке.

Более подробно о ситуации на мировом рынке подсолнечника и продуктов его переработки рассказал в своем докладе руководитель аналитической службы ИА "АПК-Информ" Родион Рыбчинский. Он, в частности, отметил, что "погоду" на мировом рынке подсолнечного масла делают страны так называемого "подсолнечного треугольника" - Украина, Россия, Аргентина, экспортный потенциал которых в настоящее время несколько снижен по сравнению с прошлым сезоном и составляет 3,4 млн. тонн. А этот факт, учитывая значимость "фигурантов", создает предпосылки для поддержки цен на подсолнечное масло на мировом рынке.

Для украинских и российских производителей и экспортеров масла у экспертов есть хорошая новость: в текущем сезоне в странах Европы ожидается увеличение спроса на подсолнечное масло из Украины и России ввиду снижения урожая подсолнечника в Аргентине. А вот "ложкой дегтя" может служить заявление о том, что правительство каждой из указанных стран при условии роста цен на подсолнечное масло на внутреннем рынке может ужесточить или ввести ограничения на экспорт подсолнечника и подсолнечного масла...

Внесет свою посильную лепту в общий экспорт в размере около 600 тыс. тонн и Российская Федерация, уверен руководитель службы аналитики и прогнозирования УК "Солнечные продукты" (Россия) Сергей Макеев. В России собран достаточный урожай подсолнечника, способный удовлетворить собственные потребности страны в масле. А вот каков валовой объем собранного урожая, здесь мнения отраслевых экспертов расходятся. Данный показатель колеблется от 5,7 до 6,8 млн. тонн семян подсолнечника (аналитики компании "Солнечные продукты" называют цифры 6,2-6,4 млн. тонн), что создает неопределенность и напряжение на рынке.

Неизменный участник большинства конференций по масложировой тематике, проводимых ИА "АПК-Информ", независимый эксперт-аналитик рынка тропических масел Фрэнк Пантзарис, говоря о пальмовом масле, отметил, что у него "блестящее будущее", как в плане производства, так и экспорта. Более того, эксперт уверен, что со временем оно сможет потеснить с рынка другие отдельные виды растительных масел, т.к. темпы мирового производства пальмового масла растут с каждым годом, а, например, соевого и рапсового - снижаются.

Но давайте вернемся к положению дел в "подсолнечном треугольнике", тем более что в настоящее время ИА "АПК-Информ" совместно с ведущим аналитическим агентством Аргентины AGRO-T.E.C.E.I. завершает работу над исследованием с аналогичным названием - "Подсолнечный треугольник: Аргентина, Россия, Украина. Условия конкуренции, инвестиционные возможности и перспективы на 2009-2011 гг.". Данное сравнительное исследование призвано дать ответ на многочисленные вопросы, которые ставят перед участниками текущие реалии рынка семян подсолнечника и подсолнечного масла как в Украине и России, так и в Аргентине. Ведь, учитывая существенные доли данных стран, как в производстве подсолнечника, так и в торговле подсолнечным маслом, они в совокупности формируют тот "подсолнечный треугольник", который оказывает значительное влияние на формирование ценовой ситуации на мировом рынке семян подсолнечника и подсолнечного масла.

Вниманию участников конференции был представлен целый цикл докладов, посвященных ситуации на украинском и мировом рынках рапса и сои. По словам С.Капшука, в Украине, где до недавнего времени основной масличной культурой был подсолнечник, за последние 5 лет наметилась тенденция роста производства рапса и сои. За это время валовой сбор семян рапса увеличился с 0,57 до 2,9 млн. тонн, а сои - с 232 до 813 тыс. тонн. Такому резкому скачку производства рапса способствовали общемировые тенденции увеличения спроса на растительные масла в связи с возросшим использованием данной продукции при производстве биотоплива. При этом стоит отметить, что рапс внутри страны практически не перерабатывается и в текущем сезоне более 90% собранного рапса будет вывезено за пределы Украины как сырье (преимущественно в страны Евросоюза).

Определенные надежды эксперты возлагают на следующий сезон, прогнозируя рост объемов переработки рапса внутри страны в среднесрочной перспективе за счет существенного роста перерабатывающих мощностей масложировой отрасли Украины. В 2010 году также ожидается увеличение валового сбора семян рапса до 2,25 млн. тонн, что на 20% превышает показатель текущего года.

Хороший урожай рапса в текущем сезоне отмечается в странах Европейского союза, который является основным производителем и потребителем рапса и рапсового масла в мире. Плюс ко всему, в странах ЕС наблюдается тенденция увеличения производства данной масличной культуры по сравнению с подсолнечником и соей. С каждым годом посевные площади под рапсом растут во многих странах Европы, при этом в некоторых из них уже сегодня достигнут 100% показатель возможного объема посевных площадей под данной культурой.

Что касается сои, то эксперты прогнозируют рост мирового производства масличной в сезоне-2009/10 на 16,5% - до 246 млн. тонн. Именно на долю сои приходится более половины всего объема масличных культур, выращиваемых в мире. В текущем сезоне ожидается, что данный показатель увеличится до 57%. При этом в будущем посевные площади под данной масличной культурой будут расти. За счет внедрения современных технологий выращивания будет увеличиваться урожайность сои, а акцент будет сделан на выращивании генетически немодифицированных сортов сои.

Подобные тенденции (рост посевных площадей и урожайности) уже третий сезон подряд наблюдаются и на украинском рынке. Эти факторы в совокупности привели к увеличению валового сбора сои в стране - в текущем сезоне собрано около 1 млн. тонн данной масличной культуры. Что касается ГМ сортов сои, то в этом вопросе Украина старается не отставать от ведущих стран мира - по неофициальным данным, более 70% сои, которая выращивается в стране, является генномодифицированной.

Возвращаясь к теме качества украинского подсолнечного масла, спешим сообщить о свежей директиве совета ЕС, облегчающей условия поставки украинского подсолнечного масла на европейский рынок. Безусловно, прошлогодний скандал с выявлением в подсолнечном масле, которое экспортировалось из Украины в страны ЕС, минеральных масел негативно отразился и на репутации украинских производителей, и на объемах экспорта масла в страны ЕС (поставки сократились с 50% до 26%). На сегодняшний день после длительных и сложных переговоров Евросоюз смягчил требования к качеству украинского масла, подтвердив точность и достоверность украинской системы сертификации. Это не значит, что сертификаты качества полностью отменяются (хотя многие страны мира их вообще не требуют), но, согласно директиве, которая вступает в силу с 1 января 2010 года, проверять украинское масло, поставляемое в ЕС, будут не "поголовно", а выборочно - только в том случае, если у покупателя есть какие-то сомнения относительно качества продукции. Кроме того, директива разрешает подтверждать качественные показатели для выдачи сертификатов на экспорт подсолнечного масла в страны ЕС не только Укрметртестстандарту, но всем региональным лабораториям, аккредитованным по стандарту ISO/IEC 17025 и в сферу аккредитации которых включен метод определения минеральных масел.

По мнению представителей ассоциации "Укролияпром", принятие данной директивы подтверждает определенное доверие к качеству украинского подсолнечного масла со стороны европейских специалистов, а также должно существенно упростить жизнь экспортерам масла. Единственное, как отметил замминистра Иван Демчак, теперь надо постараться сделать все, чтобы опять "не наследить" и не допускать нарушений со своей стороны.

Добиться приемлемого для украинских производителей и экспортеров масла результата в ходе переговоров с европейской стороной косвенно помог и тот факт, что в текущем сезоне украинское масло будет играть роль первой скрипки на мировом рынке. Причина банальна: подсолнечное масло российского производства пойдет на внутренний рынок, а Аргентина, скорее всего, сократит экспорт данной продукции до минимума. В итоге на рынке останется только украинское масло, купить которое желающие найдутся всегда во всех уголках мира.

Таковы были основные темы, обсуждаемые в рамках пленарной и кулуарной частей восьмой международной конференции "Масложировая промышленность-2009", которая сама уже стала частью истории. Естественно, что кроме докладов и презентаций, слайдов и графиков на конференции было много живого общения, столь свойственного добрым друзьям и партнерам. Действительно, для многих участников данная конференция - отличный повод, чтобы снова увидеть своих деловых компаньонов, в непринужденной обстановке обсудить с ними последние тенденции рынка и поделиться планами на будущее, в которых наверняка найдется место конференции "Масложировая промышленность-2010".

Роман Зинков

Журнал «АПК-Информ» (Украина, Россия, Казахстан, мировой рынок)

50 (682) от 14.12.2009

http://www.apk-inform.com


В избранное