Все выпуски  

АГРОдосье: что новенького у компаний? ___Выпуск 123 от 24.12.09


АГРОдосье: что новенького у компаний?

Ежедневный дайджест новостей компаний агропромышленного сектора Украины, России и др. стран СНГ и мира в одной рассылке. Рассылка предоставит вам самую свежую и полную информацию обо всех ключевых событиях, происходящих в компаниях агропромышленного сектора.

Выпуск № 123 от 24.12.09


"Антикризисный" или "антиаграрный"?

 

В мире все подчинено законам: природным, экономическим, общественно-политическим. В развитии государства ни одна страна не действует вопреки им и при любом форс-мажоре старается максимально обезопасить себя, предотвратить пагубные последствия неблагоприятных событий.

 

Вот уже больше года таким форс-мажором для всего мира является финансово-экономический кризис. При этом данная ситуация требует от властей незамедлительной, почти молниеносной реакции: спасти экономику, не дать пойти вспять ее развитию. Спасительным оплотом для многих стран стали антикризисные законы, которые были направлены как на поддержание экономики в целом, так и ее отраслей в частности. Коснулось это и аграрной отрасли, благодаря которой многие страны остались на плаву. Украина не стала исключением. Неоднократно озвучивалось и правительством, и Секретариатом Президента, как и самим Президентом, общественными аграрными организациями то, что украинская аграрная отрасль - единственная, которая в кризисный год оставалась с прибылью. Однако, в свою очередь, АПК ждал ответной реакции - поддержки и помощи от государства. Собственно, надлежащие меры были приняты, но... И это уже стало закономерностью, без "НО" в Украине ничего не происходит.

 

33 несчастья, или Законопроект №3353

 

Как и полагается, Кабинет министров разработал и 11 ноября 2008 года подал на рассмотрение парламента законопроект №3353, предусматривающий введение ряда мер, направленных на преодоление последствий влияния мирового финансового кризиса на отечественный АПК. Получилось, что один из самых важных документов для отрасли оказался в числе наиболее проблемных. И, наверное, многие помнят сложный путь этого закона.

 

 

В течение недели парламентский Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики изучал документ и уже 20 ноября т.г. рекомендовал ВР принять его за основу. При этом члены комитета пришли к выводу, что некоторые нормы необоснованны, но, в целом, законопроект имеет право на жизнь. В общем-то, законодатели пришли к согласию достаточно быстро: 11 декабря 2008 года Верховная Рада приняла в первом чтении, а 23 декабря во втором чтении проект Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса". При этом параллельно был предложен альтернативный документ под №3353-2, который, по мнению парламентариев, оказался менее удачным.

 

До этого момента все складывалось относительно благополучно. Законопроект был принят, были вычленены неудобоваримые нормы, и внесены новые поправки, устраивающие аграриев, и уже Закон Украины №922-VI ждал подписания Президентом. Но тут и начинается все самое интересное. Рассмотрев антикризисный закон для АПК, Виктор Ющенко вернул его в парламент. А именно, отмечалось в сообщении пресс-службы Секретариата Президента, такое решение глава государства принял, учитывая обращение Кабинета министров, Национального банка, предприятий, ассоциаций, местных органов власти. О чем шла речь в обращении вышеперечисленных органов, достоверно не известно, однако Президент подробно изложил свои замечания.

 

Рассмотрев все предложения главы государства и внеся правки (не все предложенные Президентом) в документ, профильный комитет перепоручил его депутатам, при этом отрекомендовав к принятию. В феврале, 4 числа, парламентарии проголосовали 399 голосами "за" закон в новой редакции. Но уже 20 февраля законопроект опять был возвращен в парламент с замечаниями Президента.

 

Закончилась игра в "переводного" 3 марта, когда Верховная Рада повторно преодолела президентское вето, при этом не исключив нормы, которые мешали главе государства. Только в итоге в дураках, впрочем, как и всегда, остались аграрии.

 

А дело все в том, что, не сумев победить парламент, Виктор Ющенко 13 марта все же подписал Закон №922-VІ, но 20 числа того же месяца обратился в Конституционный суд Украины по поводу конституционности отдельных положений: относительно запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения и порядка поддержки НБУ ликвидности коммерческих банков, которые предоставили кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям. Свое решение КСУ обнародовал 1 декабря: закон относительно предотвращения негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса был признан полностью неконституционным.

 

Назвать данный закон иначе, кроме как "33 несчастья", нельзя. Не будем проводить параллели между цифрами, но в уме настырно всплывает фраза мультяшного героя капитана Врунгеля: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет". Однако, конечно же, понимаешь, что дело вовсе не в номерах и названиях.

 

С чего начинали, к тому и пришли

 

Наверное, не ожидали такого поворота ни аграрии, ни общественные организации АПК, ни сами руководители аграрной отрасли. Решение КСУ вызвало целый шквал эмоций с их стороны. Отмечалось, что в результате признания неконституционным "аграрного антикризисного закона" может наступить полная неразбериха, т.к. фактически отменяется ряд чрезвычайно важных положений законов "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" и "О налоге на добавленную стоимость" относительно поддержки производителей мяса и молока путем внедрения специальных режимов налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом это был, по мнению экспертов, один из немногих механизмов поддержки государством сельского хозяйства, который остался после вступления Украины во Всемирную торговую организацию и который полностью соответствовал ее нормам.

 

Также законом были отменены положения о запрете продажи земель сельхозназначения, о возможности Аграрного фонда активнее работать на рынке, о регулировании правительством цен на услуги ветеринарной медицины, хлебной и карантинной инспекций, о необходимости пролонгации коммерческими банками кредитов сельхозтоваропроизводителям.

 

Агропромышленный комплекс, как и все остальные направления экономики, более года функционирует в условиях финансового кризиса и требует принятия необходимых мер по преодолению влияния этого самого кризиса. Однако на сегодняшний день мы вернулись к тому, с чего начинали год назад, только последствия для сельского хозяйства могут быть намного плачевнее, чем раньше. Об этом свидетельствуют и статистические показатели, ухудшающиеся с каждым месяцем. Кризис в АПК углубляется. Необходимо принимать меры, и этими мерами могут стать действенные и качественные законы, направленные на поддержку аграрной отрасли страны.

 

Вторая жизнь "старого" антикризисного закона

 

Свое видение спасения АПК от кризиса предложили народные депутаты Екатерина Ващук, Николай Присяжнюк и Иван Кириленко, изложив его в законопроекте, зарегистрированном 10 декабря 2009 года в парламенте под №5416, взамен признанному неконституционным аграрному антикризисному закону.

 

Авторы законопроекта "О внесении извинений в некоторые законы Украины относительно поддержки агропромышленного комплекса в условиях мирового финансового кризиса" предложили введение на неограниченное время специального режима налогообложения аграриев НДС и фиксированного сельхозналога, приостановление давальческих операций с сельскохозяйственной продукцией. При детальном изучении и сравнении текстов двух антикризисных проектов законов, старого и нового, становится очевидно, что практически все нормы, которые были предусмотрены в первом, дублируются и во втором. Ну, кроме тех, конечно же, неудобоваримых, которые столь мешали главному "финансисту" страны. В общем, предложили такой вариант закона, который бы устроил всех, а главное - решил бы насущные вопросы самих аграриев.

 

Так обратимся же к новому документу. В частности, парламентарии предлагают внести изменения в закон о государственной поддержке сельского хозяйства, а именно - разрешить Аграрному фонду с целью обеспечения поступления средств в специальный фонд государственного бюджета производить реализацию объектов госрегулирования, используя благоприятную рыночную конъюнктуру. Также предлагается установить плату за хранение зерна не более 2% от стоимости общего его объема, рассчитанной от минимальной закупочной цены. При этом залоговое зерно должно храниться только на сертифицированных складах, элеваторах и зернохранилищах.

 

Согласно документу, Кабинет министров Украины будет устанавливать режим ценового регулирования стоимости услуг: ветеринарной медицины (проведение лабораторных исследований, оформление ветеринарного сертификата или свидетельства); хлебной и карантинной инспекций (осмотр и оформление сертификатов, проведение фумигации); услуг по идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных. При этом отмечается, что стоимость таких услуг не должна превышать цену, рассчитанную, исходя из 20% нормы рентабельности к понесенным расходам за предоставление услуг.

 

Авторы документа также предлагают обязать Кабмин ежегодно, начиная с 2010 года, предусматривать в госбюджете норму, согласно которой сумма НДС, уплачиваемая перерабатывающим предприятиям всех форм собственности за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты и другую продукцию переработки скота, закупленного в живом весе, должна возвращаться таким предприятиям в виде доплаты на каждую единицу живого веса, в порядке, определенном КМУ. Кроме того, документом предлагается продлить действие фиксированного с/х налога для таких предприятий и приостановить операции с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях, установив, что нормы Закона "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях" не распространяются на товарные группы 1-24 согласно УКТ ВЭД (товары животного и растительного происхождения).

 

А, кроме того, проектом закона уже с 1 января 2010 года предлагается ввести ГОСТы на мясную продукцию. В частности, на сырокопченые и сыровяленые колбасы, колбасы жареные, колбасы полукопченые и вареные.

 

По мнению авторов законопроекта, документ должен урегулировать целый ряд важных проблем деятельности агропромышленного комплекса. Однако, как считают представители общественных организаций АПК, в предложенном проекте есть некоторые недочеты. Так, например, он фактически передает в руки чиновников администрирование реальной поддержки животноводства в 2010 году, которая по признанному неконституционным закону №922 осуществлялась почти автоматически, на достаточно прозрачных принципах и под достаточным контролем налоговых органов, отмечает президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко. По его словам, теперь, согласно проекту закона №5416, суммы саккумулированного и невыплаченного в бюджет перерабатывающими предприятиями НДС, которые раньше напрямую перечислялись производителям мяса и молока в качестве государственной поддержки (свыше 2 млрд. грн. в год), будут направляться в так называемый специальный фонд госбюджета, а оттуда - очевидно, по дополнительно расписанному порядку и не без участия "чиновничьей вертикали" от Киева до района - может, что-то и когда-то поступит к конкретному товаропроизводителю. Также и в ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" отнесли этот момент к недостаткам. Кроме того, члены УКАБ призывают народных депутатов возобновить поддержку личных крестьянских хозяйств через перерабатывающие предприятия, как это было на протяжении последних лет. Либо же возможными вариантами урегулирования вопроса они считают принятие законопроекта №5416 в случае исключения из него нормы о перечислении льготных средств в специальный фонд государственного бюджета или принятие проекта закона с регистрационным номером 5429...

 

Один документ - хорошо, но чем больше, тем лучше

 

Как оказалось, в парламенте в поддержку отечественного аграрного комплекса был зарегистрирован еще одни проект закона №5429, авторами которого выступили народные депутаты Сергей Терехин, Николай Катеринчук и Дмитрий Святаш.

 

 

Собственно, и этот законопроект призван решить самые наболевшие вопросы аграриев. В частности, он направлен на восстановление прежде действующей нормы относительно выплаты НДС для производителей мяса и молока. Т.е. проектом определено, что сумма НДС, уплачиваемая в бюджет перерабатывающими предприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко, мясо и другую продукцию переработки, должна направляться на выплату дотаций сельхозтоваропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе. Кроме этого, парламентарии предлагают продлить для сельскохозяйственных производителей действие фиксированного сельхозналога.

 

Как отмечают авторы документа, необходимость и целесообразность принятия такого закона обусловлены тем, что НДС-дотации производителям мяса и молока фактически были отменены с 24 ноября в связи с принятием Конституционным судом решения о неконституционности аграрного антикризисного закона №922.

 

Документом предполагается дополнить законы Украины "О налоге на добавленную стоимость", "О налогообложении прибыли предприятий" и "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" нормой относительно неограничения срока действия специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства и фиксированного сельскохозяйственного налога. При этом данный законопроект предусматривает внесение соответствующих изменений в законы Украины "О налоге на добавленную стоимость" и "О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины".

 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

 

Будет ли один из этих законопроектов удачным, сможет ли он оправдать надежды украинских аграриев? Дальнейшую судьбу этих документов предопределить сложно.

 

От разработки и внесения в Верховную Раду до вступления в силу проект закона, а потом и сам закон проходит много ступеней, преодолевает множество барьеров. В этом мы убедились на примере уже не действующего антикризисного закона для АПК. А пока руководящие государством мужи и "мужички" выясняют отношения и спорят о целесообразности того или иного закона, подзаконного акта, положения или распоряжения, а еще хуже того, делят чиновничьи кресла, страдают сельхозтоваропроизводители.

 

Прошел уже год, а закона о предотвращении последствий кризиса для АПК как не было, так и нет. Собственно, он, конечно же, был, но можно считать, что его и не было (простите за каламбур), т.к. все, кто действовал согласно закону №922, действовал, как оказалось, незаконно. Вот и получается, что антикризисный закон для АПК, становится "антиаграрным". И если в ближайшем будущем наши "сказочники" не придут к единому мнению и не утвердят закон для АПК, последствия для отрасли могут быть удручающими.

 

А возможно, что "антикризисный закон" уже и не понадобится. Ведь премьер-министр Украины Юлия Тимошенко убеждена, что до марта 2010 года финансово-экономический кризис в Украине завершится. "Мы до 1 марта планируем, что с кризисом окончательно попрощаемся и вернемся ко всем нашим мощным социальным программам", - отметила глава правительства.

 

На это остается лишь улыбнуться, хотя, конечно же, многим не до смеха. Можно только позавидовать такому оптимизму нашего премьер-министра. Верить в сказки - это хорошо, но только лишь тогда, когда эта вера не бьет так больно.

 

P.S. Верховная Рада Украины приняла 17 декабря в первом чтении законопроект №5416 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно поддержки агропромышленного комплекса в условиях мирового финансового кризиса". "За" соответствующее решение проголосовали 318 депутатов из 411, зарегистрированных в зале. При этом еще в начале прошедшей недели спикер парламента Владимир Литвин пообещал, что ВР рассмотрит данный документ к концу той же недели. В текущем году у Верховной Рады осталась последняя пленарная неделя, или четыре дня заседаний, поторопятся ли "господа заседатели" и примут ли законопроект во втором чтении или отложат решение такого важного для АПК вопроса до следующего года?..

 

Журнал «АПК-Информ» (Украина, Россия, Казахстан, мировой рынок)

 

http://www.apk-inform.com

 

 

«Бабушкина крынка» - добрая традиция

 

Слава о качестве продукции, производимой ОАО «Бабушкина крынка», уже давно перешагнула границы нашего государства. Впрочем, как и сама продукция. Предприятие успешно работает на экспорт. Что касается отечественного потребителя, то для нас значок знакомого брэнда служит сигналом - продукт не только качественный, но и очень вкусный.

 

Путь к успеху

 

ОАО «Бабушкина крынка» основано как Могилевский молочный комбинат, который в 1975 году преобразован в ОАО. С 2001 по 2009 годы к ОАО «Бабушкина крынка» присоединили девять районных молокоперерабатывающих заводов. Сегодня на предприятии работает 1500 человек.

 

…В фойе главного корпуса - мини-музей. В стеллажах за стеклом выставлены многочисленные дипломы, грамоты, награды. Все «трофеи» достались перерабатывающему предприятию в честной борьбе. Среди наград немало зарубежных. «Бабушкина крынка» сотрудничает не только с Россией и Казахстаном. Например, сухое обезжиренное молоко, произведенное здесь, закупают Пакистан, Афганистан, Египет, Украина, Арабские Эмираты и другие страны.

 

Около полутора лет назад ОАО «Бабушкина крынка» завершило проект реконструкции сыродельного производства в филиале «Белыничский». Сегодня там изготавливают 12 наименований полутвердых сыров российского и голландского типа. Сыры хорошо раскупаются на внутреннем и внешнем рынках. Интересный факт: независимые дегустаторы проекта телеканала РФ «Контрольная закупка» назвали лучшим сыром «Российский молодой» ОАО «Бабушкина крынка».

 

Для переработки сыворотки, которая остается в результате изготовления сыров, создан участок сушки. Уже завершаются пусконаладочные работы технологической линии переработки. Значительная часть сухой сыворотки будет пущена на создание заменителя цельного молока - важной составляющей корма для молодняка, выпуск которого организован на головном предприятии.

 

Сухой сывороткой, которую также используют для кондитерской промышленности, заинтересовалась известная кондитерская компания «Кэдбери» (Cadbury). Мировой производитель включил ОАО «Бабушкина крынка» в реестр предприятий-поставщиков сухой сыворотки, а также сухого цельного и обезжиренного молока.

 

Дисциплина и здоровье

 

Чем объясняется успех предприятия? Прежде всего строгой дисциплиной, убеждены сами работники. Случись в цехе любая внештатная ситуация - отключили электроэнергию, вышел из строя двигатель, - никто не уйдет с работы, не дождавшись, пока поломку не устранят, не переработав все молоко. Труд достойно вознаграждается. Зарплата здесь хорошая.

 

Помимо этого, для работников предприятия предусмотрены различные социальные бонусы. Не оставляют без внимания и ветеранов производства: в день пожилого человека - обязательно материальная помощь, особое внимание участникам Великой Отечественной войны…

 

Работники «Бабушкиной крынки» открывают секрет, что в меню своих семей включают молочные продукты только родного предприятия. Знают наверняка, качество продукции - высочайшее.

 

К европейским стандартам

 

Сегодня в ОАО «Бабушкина крынка» организовано производство всех видов молочной продукции. Но вместе с тем предприятие активно осваивает новинки. Недавно в продажу были отправлены первые партии глазированных сырков на печенье. Большим спросом пользуются биойогурты с фруктовыми наполнителями. Их упаковывают в знаменитые «крынки» - кувшины шведской фирмы «Эколин», ставшие визитной карточкой компании. Эта упаковка способна длительное время сохранять белки, жиры и минеральные составляющие молочных продуктов. Она экологически безвредна (под воздействием солнечных лучей в течение двух месяцев может разлагаться как яичная скорлупа).

 

Мороженое «Бабушкиной крынки» отличается от подобного продукта других предприятий тем, что производят его по традиционной технологии, обходясь без красителей, ароматизаторов и прочей «химии». Для маленьких потребителей предприятие выпускает также детское стерилизованное молоко.

 

Не секрет, что сегодня Беларусь по качественным параметрам молока пытается выйти на европейский уровень. Сегодня к сырью, которое поставляется на перерабатывающее предприятие, особые требования. Качество молока оценивается не только по физико-химическим показателям, но и по микробиологическим.

 

 Жесточайший контроль качества - это забота о потребителях. Сегодня в ОАО действует интегрированная система управления, которая включает систему менеджмента качества производства и реализации молочных продуктов, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО серии 9001-2001, управления окружающей средой ИСО 14000, качества и безопасности пищевых продуктов НАССР, безопасности изготовления и хранения сыров сычужных СТБ ИСО 22000-2006, а также охраны труда СТБ 18001.

 

Сегодня ОАО «Бабушкина крынка» вышло на лидирующие позиции среди молокоперерабатывающих предприятий республики. Руководство предприятия обладает способностью предвидеть основные тренды развития мирового рынка.

 

В настоящее время ОАО «Бабушкина крынка» продолжает реализацию программы технического перевооружения, направленного на расширение ассортимента и повышение качества. Недавно на предприятии приобрели установку пастеризации «Альфа-Лаваль» и аппарат для очистки молока от посторонней микрофлоры - бактофугу.

 

Спрос на стерилизованное молоко возрос, значит, решили в компании, необходимо закупить еще одну линию по выработке этого вида продукции. Пока на предприятии производится ежесуточно 30 тонн такого молока. С запуском новой линии (тендер на закупку оборудования уже проведен) его выпуск увеличится до 150 тонн.

 

Также проведен тендер по приобретению автоматизированной линии производства зерненого творога со сливками и наполнителями. Уже к весне новая продукция поступит на прилавки магазинов. На предприятии уверяют, что по своим вкусовым качествам она будет отличаться от подобных продуктов, уже представленных на рынке.

 

Как говорилось выше, немало внимания уделяют в компании и упаковке продукции. Например, на заводе устанавливается современный фасовочный аппарат сливочного масла: форма его упаковки будет особой, узнаваемой, аналогов которой пока нет ни у одного из белорусских конкурентов.

 

В числе лидеров

 

Коллекция наград ОАО «Бабушкина крынка» постоянно пополняется. Буквально на днях представители компании во главе с директором Игорем Конончуком присутствовали на церемонии награждения победителей почетной номинации «Социально ответственный брэнд-2009» в рамках профессионального конкурса «Брэнд года». Компании, представленные к награде в данной номинации, были выдвинуты по итогам экспертного опроса оргкомитета и наблюдательного Совета конкурса «Брэнд года» как ведущие активную политику в области корпоративной социальной ответственности.

 

«Бабушкина крынка» снискала лавры первенства сразу по двум категориям: «активная социальная позиция» и «социально ответственное инвестирование». К слову, из шестнадцати организаций, которые были удостоены награды, только четыре, в том числе ОАО «Бабушкина крынка», получили сразу две медали.

 

Идея развития принципов корпоративной социальной ответственности постепенно входит в сферу интересов белорусских предприятий. И «Бабушкина крынка», безусловно, один из лидеров этого списка.

 

Газета «Белорусская НИВА»

 

http://www.belniva.by


В избранное