Что может консалтинг

  Все выпуски  

Что может консалтинг


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Мы продолжаем обсуждать возможности консультантов по поиску узких мест
в информационном обеспечении фирм, действующих на тех или иных рынках.
Сегодня мы рассмотрим российский рынок кофе.

Прежде всего рассматриваем ситуацию с сырьем. Кофе в России не растет,
а потому важна ситуация на мировом рынке. Обратившись к текущей
литературе, т.е. деловой прессе и информационным агентствам (интернет
в этом деле - большой помощник), быстро выясняем, что мировые
экспортные цены на кофе падают. По сообщениям информационных агентств,
с начала года цены упали в среднем на 25%, и этот процесс продолжается.
Mировое производство кофе, по данным ICO (International Coffee
Organization), стабильно увеличивается ежегодно на 2,5% при росте
потребления лишь 1,6%. Понятно, что при таком состоянии дел кризис
перепроизводства неминуем. В то же время основные страны-экспортеры не
могут договориться о регулировании рынка, как это делают, например,
экспортеры нефти. Принимаемые ими меры по сокращению экспорта
(несколько латиноамериканских стран договорились об уничтожении
значительного запаса кофе), по оценкам экспертов, могут временно
поднять цены не более чем на 5%.

Однако ключевым вопросом рынка, определяющим цены на кофе, является не
столько баланс производства и потребления, сколько текущие товарные
запасы основных производителей. Сегодня их хватает для поддержания
необходимого объема поставок на полтора-два года, поэтому начала роста
цен можно ожидать, только если запасы уменьшатся хотя бы вдвое. Пока
этого не наблюдается, но следить за ситуацией необходимо.

При этом потребительская цена на кофе не падает и, скорее всего,
падать не будет. Это означает уменьшение доходов фермеров,
выращивающих кофе, в пользу переработчиков. Это верно и для России,
доля которой пока составляет лишь 1% от общемирового потребления. При
этом потенциал российского рынка кофе огромен. Сегодня средний
россиянин потребляет 300 г кофе в год, в то время как американец -
4 кг, а скандинав - 10 кг. Для стимулирования потребления кофе в
России прилагаются беспрецедентные рекламные усилия (о чем-либо
подобном давно и тщетно мечтают мороженщики): ICO проводит ряд
рекламных акций, включая многочисленные дегустации и фестиваль кофе,
с общим бюджетом $1,2 млн. Отметим, что при этом продвигается не
отдельная марка, а продукт как таковой. Эти действия, вкупе в
нереализованным пока потенциалом рынка, уже дают результаты. По данным
таможенной статистики импорт кофе в Россию, а значит и его потребление
(экспорт весьма незначителен), увеличился в 2000 году вдвое против
1999 и незначительно превысил уровень предкризисного 1997 года.


Вообще реклама товара как такового, а не торговой марки - обычное
явление в мировой практике, рекламные бюджеты подобных кампаний
составляют в США до 5% от всего рекламного рынка, в то время как в
России подобные акции пока единичны. Из наиболее известных можно
назвать, пожалуй, начатую недавно акцию по продвижению алюминиевой
банки. Кстати, первые результаты весьма обнадеживают организаторов:
продажи пива в алюминиевой банке увеличились на 40%, в то время как
рынок за тот же период вырос на 22%.

Таким образом, рынок растет и судя по всему, этот рост будет
продолжаться. Меняется и  структура рынка. Если сегодня, по разным
оценкам, доля растворимого кофе и кофейных напитков составляет 50-80%,
то, поскольку рост этого сегмента прекратился (статья об этом
опубликована в журнале "Бизнес в промышленности. Переработка пищевой
продукции" БП 7-01, сайт журнала http://foodmart.faktura.ru ), в
дальнейшем она должна существенно уменьшиться. Этому способствуют,
во-первых, рост доходов населения и культуры потребления и, во-вторых,
пусть медленно, но уменьшается количество подделок и продуктов,
мимикрирующих под кофе. Должен внести свою лепту и новый ГОСТ,
разработка которого сейчас ведется. Сообщения о появившихся в
последнее время на рынке крупных партиях подделок, как представляется,
не имеет решающего значения, поскольку перечисленные выше факторы
имеют стратегический характер и должны проявить себя, пусть и не
сразу.

Наличие на рынке относительного небольшого числа брэндов, каждый из
которых имеет широкий ареал проникновения, свидетельствует о высокой
относительно других продовольственных рынков России степени зрелости
рынка кофе (мою статью о стадиях роста рынков см. в том же журнале,
8 номер за этот год). В этих условиях потребителю должен быть
предложен широкий ассортимент продуктов, в том числе и элитного
качества. Одновременно качество стандартизованных продуктов и услуг,
если говорить о кофейнях как одной из форм продажи кофе, должно
приближаться к уровню, ранее считавшемуся элитным. Учитывая весьма
высокую и в перспективе стабильную рентабельность переработки кофе
(для кофеен этот показатель может достигать 800%), можно ожидать
появления сети кофеен с относительно недорогим, но высококачественным
кофе. Этот процесс уже начался. В качестве примера можно привести
растущие сети "Кофе Хауз" и другие в Москве и "Идеальная чашка" в
Петербурге, однако успех подобных начинаний в регионах может быть
значительно большим, да и в столицах ниша еще достаточно свободна.

И еще одно обращение к читателям. Вы чрезвычайно меня обяжете, если
напишете свое мнение о принятом направлении в развитии этой рассылки.
Интересно, нет, какие темы более необходимы и проч.

Анатолий Кудинов, Консалтинговая группа "Уникон"
mailto:food@icsti.su


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное