Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Что может консалтинг

  Все выпуски  

Что может консалтинг


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Продолжаю рассмотрение темы предыдущей рассылки.

В странах с устоявшимися традициями консультационной деятельности
существуют различные профессиональные объединения (ассоциации)
консультантов, основной идеей создания которых были разработка и
согласование принципов поведения с клиентами, этических норм и правил,
стандартов честности и компетентности, защищающих консультантов от
недобросовестности и невежества своих якобы коллег. Следование
выработанным и принятым всем профессиональным сообществом стандартам
компетентности, честности и добросовестности, в конечном счете, и
определило очень высокую степень доверия к консалтингу руководителей
предприятий любых размеров и всех секторов экономики.

Например, члены Европейской Федерации ассоциаций консультантов по
организации производства (FEACO) должны подписаться под кодексом
поведения FEACO и в своей деятельности избегать непрофессионального
поведения, а именно:
 1. не рекламировать услуги и фирмы в вульгарной или коммерческой манере;
 2. не принимать любые торговые комиссионные скидки или компенсации любого
    вида, если они связаны с предоставлением услуг (не консалтинговых) или
    товаров клиенту;
 3. не начислять вознаграждение за оказание услуг на любом основании, кроме
    принятой не участвовать в разделе прибыли фирм, поставляющих товары
    или какие-либо услуги клиентам консультантов, равно как не находиться
    под их контролем. Запрещается также утаивать от клиентов любую свою
    заинтересованность, которая может повлиять на качество услуг
    консультантов;
    профессиональной шкалы расценок;
 4. не разглашать конфиденциальную информацию, касающуюся деятельности
    клиентов консультантов;
 5. не платить или не принимать плату за официальное представление
    клиентов, за исключением случаев, которые соответствуют признанной
    и общепринятой практике в данной стране;
 6. не совершать любые действия, которые противоречат законам профессии.

До начала 80-х годов во многих европейских странах реклама услуг
управленческого консультирования была запрещена. В Великобритании,
например, только с 1981 года фирмы, входящие в Ассоциацию по
управленческому консультированию, получили разрешение «…рекламировать
или пропагандировать свои услуги с помощью средств массовой информации
или иными путями при условии, что используемые методы и материалы
совместимы с профессиональными нормами и не наносят вреда положению
и достоинству консультантов по вопросам управления». Приличными в
среде консультантов ведущих западных фирм считаются до сих пор
«холодные контакты» (визиты на предприятия без приглашения, телефонные
звонки и письма), при условии, что соблюдаются профессиональные и
этические аспекты. И это объяснимо, поскольку недобросовестная реклама
в консалтинге может привести к ущербу существенно большему, чем в
каком-либо другом виде бизнеса.

Не считают возможным консультанты европейских стран сочетать консалтинг
с любой посреднической деятельностью, поскольку это противоречит
принципу беспристрастности и объективности консультантов. Возникает
соблазн воздействовать на поведение и решения клиента с целью извлечения
дополнительного дохода.

Нормы, аналогичные продекларированным в кодексе поведения FEACO,
выработаны и приняты Ассоциацией фирм по управленческому консультированию
США (АСМЕ). Они закреплены в “Кодексе этики и стандартах профессиональной
практики”. Кодекс в общем виде выражает стандарты профессионального
поведения, которого в обязательном порядке должны придерживаться
консалтинговые фирмы и индивидуальные консультанты в отношениях с
клиентами, настоящими и потенциальными, с коллегами, членами родственных
профессий, обществом. Ассоциация заставляет консалтинговые фирмы
выполнять кодекс, расследуя все жалобы на его нарушение и принимая
дисциплинарные меры к виновным. Стандарты профессиональной практики
носят рекомендательный характер, но их нарушители становятся известны
предприятиям и предпринимателям стараниями ассоциации.

В России в настоящее время созданы и функционируют две ассоциации
консультантов по управлению. Российская Ассоциация консультантов по
экономике и управлению (АКЭУ), являющаяся членом FEACO, и Ассоциация
по управлению и организационному развитию (АКУОР). АКЭУ, поскольку она
член FEACO, придерживается европейского кодекса поведения (см. выше),
АКУОР выработала и приняла свой “Профессиональный кодекс консультанта
по управлению”, который определяет отношения консультанта с клиентом,
коллегой и обществом. (Более подробно см.: «Консультант директора» №№ 2,4
за 1998 год). Однако влияние вышеназванных организаций на поведение
консультантов ощущается  слабо. Пока это бизнес, где правила зависят,
прежде всего, от понимания менеджерами предприятий роли и места
консалтинга в управлении.

Границу некомпетентности консультантов определяет уровень квалификации
менеджеров организаций-клиентов. Сегодня, пожалуй, российский консалтинг
имеет три главные болезни, влияющие значительно на его невысокую
эффективность. Первая — это реклама, обещающая все и сразу.
Вторая —«всеядность» многих консалтинговых фирм, в особенности
специализирующихся в финансовых вопросах. Они предлагают и пытаются
делать все: от рекомендаций по уходу от налогов до развязки неплатежей.
Третья беда — “доморощенность” знаний и методов некоторых консалтинговых
фирм и консультантов, отсутствие должной квалификации. Часто «изобретаются
велосипеды» вместо изучения того, что уже давно -- азбука на Западе
(например, бюджетирование с «финансовыми структурами» и «финансовыми
центрами». На самом деле, финансовая структура — это структура
финансирования активов, а финансы — совокупность ценных бумаг — титулов
собственности, которые не перемещаются внутри предприятия, там нет
отношений собственности и нет никаких финансовых центров).

 Это, конечно, болезни роста, не очень опасные, но неприятные. Результат
работы консалтинговых фирм, обещавших решить все проблемы предприятия и
использующих доморощенные приемы и методы, во-первых,  не соответствует
ожиданиям клиентов. Однако гораздо хуже то, что это дискредитирует
квалифицированный консалтинг, негативно влияет на общее отношение к
консультантам.



Анатолий Кудинов, консалтинговый центр "Уникон"
cimt@bitex.ru


"Практика эффективного управления"
http://subscribe.ru/catalog/economics.school.managepractice,
В данной рассылке публикуются статьи по актуальным проблемам управления,
основанные на практическом опыте работы в консалтинге.
Свою цель автор видит в обеспечении конкурентных преимуществ
бизнеса клиента через развитие персонала и совершенствование
организации.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное