Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 1039

от 16.04.2022 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Скульпторы и художники Древнего Мира, а также их творения. Часть I



Зеркала Пасителя

Плиний Старший (23-79) сообщает, что в древности люди пользовались бронзовыми зеркалами, и лучшими из них считались, изготовленные в Брундизии. Во времена Помпея Великого их почти полностью вытеснили серебряные зеркала. Считается, что первым такие зеркала стал делать скульптор Паситель.
К сожалению, произведения самого Пасителя до нас не дошли, однако ему приписывают изобретение техники создания гипсовых слепков со статуй, по которым потом делались многочисленные копии знаменитых изображений. Очень многие из них дошли до наших дней благодаря изобретению Пасителя.
Немного позднее римляне стали считать, что отражение в зеркале получается более чётким, если обратную сторону зеркала покрыть золотом.

Драгоценные дельфины

Несмотря на принятие во времена Республики законов против роскоши, в Риме многие известные деятели отличались значительными расходами на свои прихоти.
Так популярный в народе Гай Семпроний Гракх (154-121) для своего громадного бассейна купил двух дельфинов по цене в 5000 сестерциев за фунт живого веса. Известно, что из одного фунта серебра должны были чеканить 84 денария, то есть 336 сестерциев. Драгоценные дельфины получились у скромного реформатора.

Кубки Ментора

Знаменитый политик и оратор Луций Лициний Красс (140-91), консул 95 года и цензор 92 года, за сто тысяч сестерциев (100 000) купил два кубка, вычеканенных рукой известного мастера Ментора (IV век до Р.Х.).
В его оправдание можно сказать, что данный Красс никогда не использовал эти ценные кубки по прямому назначению из благоговения перед данными произведениями искусства. Кубки были, скорее всего, изготовлены из бронзы, но Плиний в другом месте утверждает, что Ментор прославился и чеканкой по серебру. Известно, что Ментор изготовил всего четыре пары искусных кубков, но ко времени жизни Плиния Старшего ни один из них не сохранился.

Чеканщик Зопир

Плиний Старший в одном месте упоминает чеканщика по имени Зопир, который создал пару кубков, оценённых в один миллион двести тысяч сестерциев (1 200 000). На кубках были изображены ареопагиты и их суд над Одиссеем.
Этот же Зопир на крошечных сосудах создал крохотных поварят, мегирискиев. Эта работа была столь тонкой, что с неё было невозможно даже снять копию без опасения повредить искусную работу.
Об этом Зопире больше ничего не известно.

Первая медная статуя в Риме

Плиний Старший полагал, что первая медная статуя в Риме изображала Цереру и была создана на средства из имущества, конфискованного после смерти Спурия Кассия.
В 485 году квесторы обвинили популярного политика и военачальника Спурия Кассия Вецеллина (540-485) в попытке узурпации власти или даже в стремлении к царской власти. Основания для этого были: Спурий Кассий трижды избирался консулом и дважды праздновал триумф. Но если в первый раз он разгромил сабинян, то во второй раз триумф был предоставлен Спурию Кассию по его требованию, хотя в походе он не одержал никаких побед и не привёз никакой добычи.
Плиний считает, что Спурия Кассия убил его собственный отец, но большинство источников склоняется к тому, что Спурий Кассий был осуждён народным судом, подвергся бичеванию и обезглавливанию. Дом его был разрушен, а имущество - конфисковано.

Не только богам

Консул 165 года Гней Октавий (?-162) в составе большого посольства в 163 году отправился на Восток и в 162 году добрался до Сирии. Он должен был добиться, чтобы царь Антиох V Евпатор (173-162) во исполнение мирного договора, заключённого ещё его отцом, позволил римлянам уничтожить сирийский флот и искалечить боевых слонов.
При встрече с царём Гней Октавий вместо приветствия потребовал от Антиоха немедленного ответа на предъявленные царю требования и очертил на песке вокруг царя прутиком круг, заявив, что тот не выйдет из круга прежде чем даст ответ.
Действия Гнея Октавия вызвали такое возмущение в Сирии, что вскоре он был убит. В Риме же Гнею Октавию на Форуме возле Ростр была поставлена медная статуя высотой три фута.

Статуи Деметрия Фалерского

Деметрий Фалерский считался в древности третьим великим законодателем в Афинах после Драконта и Солона.
За время его правления город довольно быстро стал процветающим, и благодарные граждане установили в его честь множество статуй с его изображением. Плиний Старший даже утверждает, что их было установлено 360 - по количеству календарных дней в году.
После изгнания Деметрия из Афин все его статуи были низвергнуты, разрушены или переплавлены. Говорили, что из них изготовляли даже ночные горшки. Однако изображение Деметрия Фалерского на Акрополе граждане Афин всё же сохранили.

Деметрий Фалерский (350-283) - абсолютный правитель Афин в 317-307 гг. под покровительством македонского царя Кассандра.
Кассандр (355-297) - царь Македонии с 309.

Марий Гратидиан и его статуи

Схожая история произошла позднее в Риме, правда, не с правителем (консулом), а с претором.
Марий Гратидиан во время своего первого преторства провёл денежную реформу и изъял из обращения порченую или неполноценную монету. Благодарные римляне избрали Гратидиана претором и на следующий год, а во всех трибах были установлены его статуи, то есть было установлено не менее 35 статуй с изображением Мария Гратидиана.
Когда в 82 году Сулла занял Рим, статуи Гратидиана были разрушены, а сам дважды претор был убит.

Марк Марий Гратидиан (125-82) - претор 85 и 84 годов; племянник знаменитого Гая Мария.

Ограничения на установку статуй

В 158 году до Р.Х. во время консульства Марка Эмилия Лепида (201-141) и второго консульства Гая Попилия (?-158) цензоры [а ими были Марк Попилий Ленат, старший брат Гая Попилия и консул 173 года, а также Публий Корнелий Сципион Назика Коркул (206-142), консул 162 и 155 годов] приняли постановление об удалении всех стоявших на Форуме статуй с изображениями бывших магистратов.
Исключение было сделано только для тех статуй, которые были установлены по решению Римского народа или Сената.
Статую, которую поставил сам себе Спурий Кассий цензоры даже приказали переплавить.

Древний Янус

Царь Нума Помпилий почитался в Древнем Риме за создание удобного календаря из 365 дней и упорядочивание различных празднеств и культов. Кроме того, он запретил человеческие жертвоприношения.
По инициативе Нумы Помпилия в Риме был построен храм в честь Януса, в котором была установлена статуя Двуликого Януса. По мнению Плиния Старшего, пальцы статуи были сложены таким образом, что изображали число 365 по числу дней в году.
CCCLXV.
Попробуйте так сложить пальцы. Поэтому современные учёные полагают, что эти символы были изображены на пальцах статуи Януса.

Нума Помпилий (753-671) - второй царь Древнего Рима с 715 года до Р.Х.

Производительность Лисиппа

Знаменитый древнегреческий скульптор Лисипп (?390-300?) отличался огромным трудолюбием и производительностью. По сообщениям древних авторов, Лисипп после создания каждой статуи откладывал в специальный ларец по одной золотой монете. Плиний Старший пишет, что наследник Лисиппа обнаружил в этом ларце более полутора тысяч (1500) золотых монет.

Статуи в Таренте

В греческом городе Таренте, что находится в южной части Аппенинского полуострова, Лисипп создал две грандиозные статуи: он изобразил сидящего Геракла и установил на форуме города статую Зевса (Юпитера) высотой в 40 локтей, то есть чуть меньше 18 метров.
Плиний Старший так описывает эту статую:
"Удивительно в нём то, что, как передают, его можно рукой привести в движение, а никакая буря его потрясти не может, таков расчет его равновесия. Говорят, что это предвидел и сам художник, поставив на небольшом расстоянии колонну с той стороны, откуда по преимуществу дул на него ветер".
Когда Фабий Максим во время Второй Пунической войны в 209 захватил Тарент, поддержавший Ганнибала, римлянам досталась огромная добыча: очень много золота и серебра, статуи, картины и прочее, не считая 30 000 пленных. Упомянутую выше статую Зевса Фабий Максим не тронул из-за её огромного размера и трудностей при транспортировке, но статую Геракла приказал доставить в Рим и установить её на Капитолии.
Плутарх добавляет, что рядом со статуей Геракла Фабий Максим установил и свою конную статую.
Тит Ливий сообщает, что Фабий Максим был озадачен огромным количеством добычи, и когда писец спросил его, что делать с огромными статуями различных богов, полководец ответил:
"Оставим разгневанных богов тарентийцам".
А статую Геракла забрал.
Страбон тоже сообщает, что на агоре Тарента в его время стоял медный колосс Зевса, второй по высоте после Колосса Родосского, но автора статуи он не называет; одновременно Страбон отмечает, что на агоре осталось очень мало посвятительных даров.

Квинт Фабий Максим Веррукоз Кунктатор (280-203) - знаменитый римский политик и военачальник; пятикратный консул, дважды диктатор и пр.

Колосс Родосский

Знаменитая статуя Колосса Родосского была создана в начале III века до Р.Х. Харетом, который был учеником самого Лисиппа. Он трудился над статуей около двадцати лет и создал изображение бога Солнца - Гелиоса - высотой в 70 локтей.
Плиний Старший сообщает об этой статуе следующее:
"Это изображение было 70 локтей в высоту, через 66 лет рухнуло от землетрясения, но и лежащее оно поражает. Не многие могут обхватить его большой палец, каждый из остальных пальцев крупнее, чем большинство статуй. Обширные пещеры зияют в отломившихся частях. Внутри видны огромные глыбы камней, тяжестью которых устанавливавший придавал колоссу устойчивость".


Конкурс Амазонок

Существует полулегендарное предание о том, что многие из самых выдающихся скульпторов древности участвовали в своеобразном конкурсе на создание лучшей статуи Амазонки для храма Артемиды (Дианы) Эфесской.
Плиний Старший пишет, что в этом состязании участвовали
"прославленнейшие художники, хотя были различного возраста, так как они создали по Амазонке, а когда этих Амазонок посвящали в храме Дианы Эфесской, то решили выбрать признанную самой лучшей судом самих присутствовавших художников, и оказалось, что это та, которую каждый из них признал второй после своей. Это — Амазонка Поликлета, следующая после неё — Фидия, третья — Кресила, четвёртая — Кидона, пятая — Фрадмона".
Описание этого состязания считается легендарным, хотя каждый из перечисленных мастеров и создал в своё время по статуе Амазонки для храма Артемиды Эфесской.
Даты жизни всех этих скульпторов исследователи определяют с довольно большим разбросом, и я приведу для вас некие средние оценки.
Пракситель — 490-420 гг. до Р.Х.
Фидий — 490-430 гг. до Р.Х.
Кресил — 480-410 гг. до Р.Х.
Кидон и Фрадмон — V век до Р.Х.

Древний мир в анекдотах и фактах. Часть XXI


(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2022
abhoc@abhoc.com

В избранное