Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Темные Века Средневековья

  Все выпуски  

Темные Века Средневековья


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Темные Века Средневековья -  DMA land

Средневековый купец

 

К началу XI в. подавляющее большинство населения Европы обитало в сельской местности, но существовали города и купцы. Они играли весьма заметную роль в экономической жизни общества. Государи, прелаты, аристократия, а отчасти и другие слои населения нуждались в разного рода изделиях и товарах, которые не могли быть произведены на месте. Не только роскошные одеяния и ткани, ценная утварь и иные раритеты, но и более обиходные товары торговые люди доставляли по воде и по суше. В качестве торговых артерий использовались моря Южной и Северной Европы, крупные реки, а кое-где и обветшавшие сухопутные пути, унаследованные от римских времен. 

        Купец того времени — персонаж, радикально отличавшийся от купца развитого и позднего средневековья. В этом смысле показательны те торговые люди, которые действовали в Северной Европе в эпоху викингов. 

        Викинг — воин, захватчик, грабитель, смелый мореплаватель и колонизатор. От нападений скандинавов страдали жители Франции, Англии, Древней Руси и Средиземноморья. Там, где появлялись их отряды, горели деревни и города, повергались в руины монастыри, погибали люди и скот. Викинги захватывали богатую добычу. В Европе возносили молитву об избавлении от норманнской напасти. Но нельзя упускать из виду, что экспедиции викингов были тесно связаны с торговлей. 

        Нередко поездка норвежца или шведа в соседнюю страну представляла собой своего рода смешанное предприятие. Скандинав вез с собой товары (продукты охоты и ремесла) и обменивал их на нужные ему вещи. Среди многочисленных находок викингской поры встречается не только оружие, но и весы с гирями, которыми пользовались скандинавские мореплаватели. Далеко не все клады серебряных и золотых монет, обнаруженные на Севере Европы, сложились в результате грабежей — часть денег была выручена в процессе мирного торгового обмена. Впрочем, как явствует из исландских саг, торговая поездка скандинава нередко завершалась нападением на местных жителей; то, чего норманн не мог выменять, он отнимал силой. Торговля и грабеж шли рука об руку.

         Однако и те купцы раннего периода, которые не занимались разбоем, не были лишены воинственности. Им приходилось отправляться со своими караванами в дальние земли, странствовать среди чужих людей и народов, встречаясь со многими и разнообразными опасностями, исходившими и от пиратов, и от весьма близких к разбойникам местных сеньоров, которые норовили наложить руку на имущество торговых людей (либо облагая их пошлинами, либо попросту отнимая товары и выручку). Купцы страдали от морских бурь и тягот сухопутных переходов по бездорожью. 

         Прибыль от торговли редкими товарами могла быть весьма велика, но не меньшим был и связанный с ее получением риск. В «Беседе» английского аббата Эльфрика (начало XI в.), в которой охарактеризованы разные профессии, наряду с монахом, землепашцем, ткачом, солеваром, рыболовом, охотником, кузнецом назван и купец. В его уста вложены следующие слова: «Я полезен королю, знати, богатым и всему народу. Я вхожу на корабль со своими товарами и плыву в заморские края, продаю товар и приобретаю ценные вещи, коих нет здесь. Я привожу их с большим риском, подчас терплю кораблекрушение, теряя всё свое имущество и едва спасая собственную жизнь».

         Купец — персонаж «Беседы» — привозит дорогие ткани и одежды, драгоценные камни и золото, вино и масло, слоновую кость, железо и другие металлы, стекло и множество иных вещей. Собеседник спрашивает купца: «Ты продаешь эти вещи за ту цену, за которую купил их?» — «Нет. Что же тогда дал бы мне мой труд? Я продаю дороже, чем сам купил, с тем чтобы получить кое-какую прибыль и прокормить жену с детьми». 

         Тем не менее, по оценке Эльфрика, наиболее важным для общества является труд пахаря, который всех кормит. Экономическая мысль раннего средневековья не выходила за рамки натурального хозяйства. Точно так же теоретики складывавшегося феодального общества, рисуя его в виде трехчленной системы во главе с монархом, называют только духовенство и монахов («тех, кто молятся»), рыцарство («тех, кто сражается») и крестьян («тех, кто пашет землю»). Городского населения, ремесленников и купцов они не упоминают. Не потому, разумеется, что роль этих групп населения была совершенно незначительна, а потому, что в обществе ХIXII вв. старые понятийные схемы до такой степени сохраняли свою былую силу, что позволяли игнорировать живое многообразие конкретной действительности. Если труд земледельца столь же необходим для функционирования социального организма, как молитвы монахов и клириков и ратные подвиги воинов, то городские занятия (в особенности торговля) оставались сомнительными и подозрительными с точки зрения господствующей этики. Недоверие к торговцу крестьян и пренебрежительное высокомерие знати находило обоснование в учении Церкви. 

         Отношение общества к купцу было очень противоречивым. С одной стороны, без него трудно обойтись. Наставления, которые отец дает своему сыну в «Королевском зерцале», описывающем разные слои и социальные разряды Норвегии первой трети XIII в., начинаются характеристикой деятельности купца. Человек, который намеревается стать купцом, говорит отец, подвергает свою жизнь многим опасностям как на море, так и в языческих землях и среди чужих народов. Поэтому в дальних краях он должен постоянно держаться осмотрительно, на море же необходимо уметь принимать немедленные решения и обладать большим мужеством. 

         «Когда же ты прибыл в торговое место или куда-либо еще, — наставляет отец, — ты должен выказать себя благовоспитанным и приятным человеком, чтобы завоевать всеобщее расположение». Надобно тщательно изучать обычаи тех мест, где ведешь торговлю. В особенности важно хорошо знать торговое право. Для того чтобы преуспеть в коммерции, купец должен владеть языками — прежде всего латынью и французским, ибо эти языки наиболее общеупотребительны. Купцу-мореплавателю следует разбираться в расположении светил и смене времени суток, так же как распознавать страны света. 

         «Не пропускай ни одного дня без того, чтобы не узнать что-нибудь полезное для себя... И если ты действительно желаешь прослыть мудрым, то ты должен постоянно учиться». Купцу надлежит быть миролюбивым и сдержанным. «Если же обстоятельства принуждают тебя к столкновению с противником, не спеши с местью, но тщательно всё рассчитай и действуй наверняка». 

         Особую осмотрительность нужно проявлять при выборе торговых компаньонов. «Часть прибыли всегда надлежит выделять всемогущему Богу и святой Деве Марии, равно как и тем святым, к которым ты чаще всего обращаешься за содействием». 

          При соблюдении всех этих советов можно разбогатеть. Автор «Королевского зерцала», сознавая большой риск, с которым связана заморская торговля, рекомендует молодому купцу: «Когда ты увидишь, что в результате торговых поездок твое богатство действительно сильно увеличилось, то две трети капитала лучше всего из дела забрать и вложить в хорошее земельное владение, ибо такой род имущества кажется наиболее обеспеченным как для самого собственника, так и для его потомков». 

         Любопытно, что подобный совет дается в Норвегии — стране, где было не так уж много условий для развития сельского хозяйства. Но такое же вложение капиталов, созданных в торговле, в земельную собственность наблюдалось и в более южных странах, от Германии до Италии. Купеческие занятия важны, но опасности всякого рода, социальный и экономический риск побуждали торговых людей помещать деньги в более обеспеченную сферу — в земельные владения. 

        Социальный престиж купцов был, как уже упоминалось, весьма невысок. Богач вызывал зависть и недоброжелательство; его добропорядочность и добросовестность внушали серьезные сомнения. Купец оставался парией раннесредневекового общества. В чем, собственно, заключается оправдание его прибыли? Он покупает за одну цену, а продает товар за более высокую. Здесь таятся возможности обмана и неправедной наживы, и богословы охотно вспоминали слова Иоанна Златоуста: «Ремесло купца неугодно Богу». 

        По мнению многих отцов Церкви, в отношениях купли-продажи слишком много соблазнов. В перечнях профессий, расцениваемых как «бесчестные» и «нечистые» (такие перечни составлялись богословами) почти постоянно фигурировала торговля3. Отвергая земной мир, обесценивая его пред лицом мира небесного, христианство в его средневековой интерпретации не могло не осуждать торговлю — занятие, целью которого является получение прибыли. 

        Такова была позиция Церкви до тех пор, пока ей не пришлось принять во внимание изменившиеся условия действительной жизни. Подобные изменения стали ощутимыми в XIII в. Не показателен ли тот факт, что центр тяжести в деятельности Церкви переместился из деревни в город? Новые нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев базировались прежде всего в городах, и их проповедь в первую очередь была обращена к горожанам. Ибо, по определению одного из церковных деятелей, в городе сконцентрирована масса населения, в него тянутся и сельские жители, в нем — и это главное — существует питательная среда для греха, который здесь же и надлежит искоренять.

Продолжение следует

В рассылке использованы фото работ Галины Естис



  www.werd.h1.ru

Валерия Уэрд (Valerya Werd)



 
Рассылка 'Темные Века Средневековья' DMA - Стратегическая online игра Записки Ветерана Школа Императоров

List Banner Exchange lite

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное