Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия, история семьи

  Все выпуски  

Генеалогия, история семьи Генеалогические материалы в архивах Франции


 

Архивное дело. Генеалогия в архивах ФранцииФранция обладает самым большим в мире количеством документов по регистрации актов гражданского состояния. Первая сохранившаяся запись была сделана в 1303 году. Тогда это была, без сомнения, личная инициатива, поскольку первыми церковными регламентами, предписывающими ведение таких записей, являются синодальные статуты епископа города Нант 1406 г. Такие записи были редкими до королевского указа от августа 1539 г., обязавшего приходских священников вести такую регистрацию. Указ Блуа от мая 1579 г., подтвержденный и разъясненный Указом от апреля 1667 г., а также Декларацией от 9.04.1736 г., предписали ведение регистрационных книг в двух экземплярах.

Второй экземпляр книг регистрации актов гражданского состояния направлялся в канцелярию ближайшего королевского суда. С 1540 по 1667 год документы были краткими и малочисленными,  значительная часть книг была уничтожена. С 1667 г., и, особенно, с 1736, серии документов заполнялись более полно. Франция – католическая страна. Документы католической церкви после 1792 г., заполняемые при регистрации ритуалов, являются частными, конфиденциальными. Имеется доступ только к документам более чем столетней давности. Остальные выдаются только заинтересованным лицам, или  родителям несовершеннолетних заинтересованных лиц или иным управомоченным лицам, в случае, если тех, кого они касаются, уже нет в живых. Документы по регистрации актов гражданского состояния между 1870 и 1880 хранятся в церковных приходах. 

Книги записей, сделанных после секуляризации гражданского состояния о католиках, хранятся в соответствующих приходах, с копиями в архивах епархии или епископства. Огромное количество церковных книг до 1793 г. и документов о регистрации актов гражданского состояния, составленных после 1792 г.,  хранится в архивах и досупно  исследователям. Эти тысячи регистров дают нам более или менее полную информацию относительно трехсот миллионов французов с 1540 года до настоящего времени, кроме соответствующих документов Парижа, уничтоженных во время пожара, устроенного коммунарами в 1871 г.

      Большинство протестантов во Франции были гугенотами (общее название для кальвинистов  с середины 1500-х). Запись актов гражданского состояния у лютеран велась с 1525, у кальвинистов – с 1559. Эти записи сходны с католическими, кроме того, что конфирмация проводится по достижении 16 лет. Наряду с католическими церковными книгами, в которых осуществлялась регистрация актов гражданского состояния абсолютного большинства населения страны, во Франции существовали также регистрационные книги протестантских коммун (лютеран, кальвинистов), особенно после решений национального синода в мае 1559 г. 

Отмена Нантского Эдикта в 1685 г. аннулировала легитимность этих записей вплоть до указа от ноября 1787 г., которым король Людовик XVI реформировал систему регистрации актов гражданского состояния. Во время этого промежутка времени, пасторы, тем не менее, с риском для своей жизни вели церковную регистрацию, так называемые «Секретные записи»,  часть которых сохранилась до наших дней. Регистрация актов о смерти была доверена окружным судьям,  а также представителям судебной местной власти, чтобы обеспечить рассмотрение вопросов о наследовании по декларации короля от 11.12.1685 г.

Поиск  документов о регистрации актов гражданского состояния протестантов до 1792 года различается в зависимости от того, осуществлялась ли в данное время такая регистрация легально, или нет. Протестанты для обеспечения доказательства законного отцовства, прибегали к использованию католических книг регистрации, а также для  регистрации крещения, венчания, погребения, и, наиболее часто, обещания о женитьбе, что их ни к чему не обязывало, согласно пометке Синода от 1559 года, но давало людям полезный документ. Документы, изданные до отзыва Нантского эдикта в 1685 г., а также  - после Эдикта 1787 года, выявляются без особых сложностей в архивах коммун или департаментов, иногда и национальных архивах, как и записи об актах гражданского состояния католиков.

Между 1685 и 1787 годами  священники церкви Святого Евангелия (т.е. протестанты) не имели больше права вести официальные регистрационные записи по приходам. Тем не менее, они вели записи  крещения, заключения брака, погребения, которые после были помещены в архивы. Судьи соответствующих округов, представители королевской власти или власти сеньора на местах, согласно положениям королевского указа от 11.12.1685 г. были обязаны вести книги записей о погребении протестантов. Регистрационные книги протестантов до 1792 г. являются очень редкими, еще более редкими являются книги евреев.

Еврейские диаспоры Франции не были охвачены этими записями, кроме дошедших до наших дней метрических книг городов Метца с 1717 г. и Авиньона с 1763 г. Книги имели записи о совершенных обрядах обрезания, заключения брака и погребении. После Декрета Национальной Ассамблеи Франции от 20.09.1792 г. регистрация актов гражданского состояния церквями разных конфессий стала недействительной, эта функция была передана мэрам коммун или лицами, уполномоченными на это ими. Но евреи, которые не принуждались к осуществлению своих новых прав, не делали это до императорского декрета от 20.07.1808 г., который обязал их взять фамилию и имя. Для ознакомления с документами о протестантах, православных или евреях, нужно посетить соответствующие  храмы.

Нужную информацию также можно получить в Обществе истории протестантизма Франции (54, rue des Saints-Peres, Paris, 7e), в  Центре протестантской генеалогии в Париже (Centre de Généalogie Protestante,  54 rue des Saints-Pères, 75007 Paris.), в который входит Библиотека французского протестантизма (Bibliothèque du Protestantisme Français) и Общество истории французского протестантизма (Société de l'Histoire du Protestantisme Français), во Всеобщий Еврейский Альянс  (45, rue de La Bruyere, Paris, 9e), GenAmi - Ассоциация международной еврейской генеалогии (76, rue de Passy, 75016 Paris) и Кружок еврейской генеалогии (14, rue Saint Lazare, 75009 Paris).

 

Регистрация актов гражданского состояния до 1792 года.

 

К документам этого периода исследователю приходится обращаться, когда его интересуют документы в отношении лиц, родившихся до реформы регистрации актов гражданского состояния 1792 года. Подлинники метрических книг католических и протестантских церквей, а также синагог были переданы в свое время на хранение в архивы соответствующих коммун, где  с ними  можно ознакомиться. В некоторых случаях подлинники регистрационных книг архивами коммуны были переданы в архивы департаментов. Вторые экземпляры метрических книг, хранились ранее в канцелярии соответствующего ближайшего королевского суда или судьи округа. В 1926 году они были также переданы на хранение в архивы соответствующих департаментов и значатся там под серией Е, где с ними можно ознакомиться и заказать копию документа.

Целесообразнее сначала обратиться в архив департамента. Ознакомление с документами там более простое, там также должен быть перечень имеющихся ресурсов по регистрации актов гражданского состояния департамента. Но, как правило, архивы департаментов менее богаты, и хранящиеся там копии, как правило, составлялись в более позднее время, чем оригиналы. Тем не менее, архивы хранят с 1667 г. более или менее полную информацию и более полную - после 1736 года.

После ознакомления с документами в архиве департамента можно перейти к изучению документов архивов коммуны, и придется делать это на месте, т.к. большинство мэров отказываются перемещать свои регистрационные книги в архивы департаментов. Для большинства документов до 1792 г.  поиск является более сложным, чем поиск документов после 1792, т.к. сводные таблицы для того времени являются очень большой редкостью. Тем не менее, перечни документов, часто достаточно полные, были опубликованы в значительной части департаментов. Акты вполне читаемы, кроме составленных в XVI и начале XVII века. Эти акты значительно отличаются от аналогичных актов XIX века, и являются менее информативными. В свидетельствах о смерти никогда не указывалась фамилия родителей умершего, а примерный возраст заменял место и дату рождения. Имя супруги (супруга) указывалось очень редко, но обычно записывалась профессия. Свидетельства о браке содержали, почти всегда, фамилии родителей обоих супругов, их профессии. Даты и места рождения практически никогда не указывались, кроме случаев, когда супруги являлись несовершеннолетними, но обычно указывался их церковный приход, как правило, являющийся приходом по месту рождения. В документах о крещении указывались место и дата рождения, имена, фамилии, профессии родителей, а также имена и фамилии восприемников.

 

Регистрация актов гражданского состояния после 1792 года.

 

Первый шаг для поисковика – найти место и дату составления документов регистрации рождения, заключения брака и смерти, касающихся представителей каждого поколения исследуемого рода. Очевидно, что наиболее полезным является документ о регистрации заключения брака, который идентифицирует каждое звено в цепи с именами и фамилиями. Для генеалога не трудно будет разыскать место хранения документов об актах гражданского состояния, и тогда он переходит ко второй части поиска: запросу акта. Все документы по регистрации актов гражданского состояния хранятся в двух экземплярах, из которых один остается в мэрии коммуны, в который он был составлен, а второй помещается в конце каждого года, в канцелярию суда соответствующей инстанции, к которой относится коммуна. Чиновники по регистрации актов гражданского состояния коммуны и начальники канцелярии судов привыкли к запросам об изготовлению рукописных копий, выписок, бюллетеней, карточек. Лучше всего обратиться к мэру с просьбой о рукописной копии, то есть единственному способу полного копирования оригиналов старых документов.

        В соответствии с законом от 28.10.1922 г., свидетельства о рождении содержат информацию о дате и месте рождения родителей, но эффект от этой ценной реформы пока не очень ощущается современными  генеалогами, поскольку большинство свидетельств о рождении, выданных до этой даты, содержат только имя, фамилию, возраст и местожительство родителей. Свидетельства о браке не содержат никакой информации о родителях, кроме их фамилий, имен и места жительства. Найти свидетельства о браке иногда достаточно сложно, поскольку процедура заключения брака обычно происходила в месте проживания супруги, иногда очень удаленном от места проживания супруга. К сожалению, публикации о свадьбах, практикуемые в коммунах, никогда не сохранялись. Тем не менее, канцелярия суда по месту жительства жениха должна вести книгу записей публикаций о заключении нецерковного брака.  Некоторые суды сохраняли их и передавали на хранение архивам департамента. Это весьма ценные источники. Что касается свидетельств о смерти, они обычно содержат  информацию о фамилии родителей, месте и дате рождения умершего, имени и фамилии его супруга, живущего или уже умершего.

      С 1792 года в коммунах велись так называемые десятилетние таблицы (перечень всех документов по регистрации актов гражданского состояния за соответствующее десятилетие) в алфавитном и хронологическом порядке, в трех экземплярах до 1902 года, а с 1902 - в двух. Если разыскивается документ, изданный после 1902 года, нужно свериться с десятилетними таблицами, хранящимися в мэрии коммуны.

Сводные таблицы, составленные в период между 1792 и 1902 годами, хранятся в архивах департаментов, в серии М, в открытом доступе. Эти таблицы существуют в трех сериях: для свидетельств о рождении, о браке,  и о смерти, иногда они собраны в одной книге. При изучении сводных таблиц  по свидетельствам о браке среди фамилий лиц, вступающих в брак, указанных в алфавитном порядке, рекомендуется искать фамилию супруги, если не указано имя мужа, которое просто могло быть пропущено писарем.

      Установление коммуны является принципиально важным, гораздо более важным, чем дата составления того или иного документа. В принципе, всегда возможно запросить документ у чиновника по регистрации актов гражданского состояния, указав приблизительную дату, потому что у него имеются сводные таблицы документов, и найти нужный документ несложно. Если это требует большого объема работы для архивиста, генеалог должен сам заняться изучением сводных таблиц и регистрационных книг. Доступ к книгам записей гражданского состояния разрешен, за исключением документов, которым пока менее 120 лет. Это же касается и ознакомления со сводными таблицами.

Важно помнить о специфике сложных фамилий: Например, если мы ищем документ, относящийся к Моро де Лизоро (Moreau de Lizoreux), то мы не найдем никакого упоминания Лизоро, а только Моро. Нельзя упускать из вида особенности классификации по алфавиту: фамилии, предшествуемые частицами де, указываются в разделе на букву Д. Например, документ, касающийся семьи де Леви (de Levis) надо будет искать в разделе (Del) Дел, а не Лев (Lev). То же самое - в случае с поиском документа на фамилию Д’Абовиль (dAboville)  - нужно искать раздел Даб. Фамилии, начинающиеся с артикля, нужно искать также: Ле Февр (Le Fevre) надо искать как Lefevre. Это предупреждение очень важно, если принять во внимание, что часто составные части фамилий обрезались или сливались в соответствии с фантазией писаря отдела регистрации актов гражданского состояния.

Нужно иметь в виду, что после революции 1789 г. многие владельцы частицы «де» не упоминали ее при регистрации актов гражданского состояния, из осторожности или по указанию соответствующего чиновника, который напрасно уподоблял эту частицу, соответствующую дворянскому титулу. Напротив, после реставрации, большое количество лиц прибавили эту частицу, под ложным предлогом, что они якобы  исключили её во время эпохи Террора коммунаров. К тому же иногда люди присоединяли другую фамилию к старой, что усложняет ситуацию.

Нужно также иметь в виду, что десятилетние сводные таблицы создавались по мере составления актов, а не по истечении 10 лет. Поэтому фамилии, начинающиеся с одной буквы, расположены в одном разделе таблицы, но между собой могут быть расположены не в строгом алфавитном порядке. Соответственно, в таблице нужно проверить все фамилии на нужную букву. Это предупреждение важно и по другой причине - фамилия могла быть неправильно прочтена писарем, составителем таблицы, или составителем документа. Поэтому невнимательного или ленивого поисковика могут ждать многочисленные разочарования. Менестрие может превратиться в Менетрие и т.д. В более сложных случаях, изменяется самая первая буква фамилии. Когда фамилия начинается с буквы «H» [i]или же с гласной, может иметь место ее исчезновение, или же появление «lH». Так можно обнаружить, что отца человека по фамилии Harmand  зарегистрировали в свое время под фамилией Armand, а дед и предки молодого парижанина по фамилии Orthala часто были записаны под фамилией dHortala.

 Автор материала - Ермолаева А.Н.

Полная публикация - ugo10.narod.ru/arf.htm

Автор рассылки - Евгения Антушева,
Руководитель проекта  "Архивное дело": поиск архивных документов, генеалогия, составление родословных

http://www.1archive-online.com



В избранное