Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия, история семьи

  Все выпуски  

Генеалогия, история семьи Фамилии у старообрядцев - вопрос к коллегам


 

Дорогие друзья, рада Вам представить замечательного краеведа и генеалогя из Забайкалья Юлию Григорьеву.
Генеалогия старообрядцев - Юлия Григорьева, ЗабайкальеГенеалогия старообрядцев - Юлия ГригорьеваОна много времени уделила изучению семей старообрядцев, но на некоторые вопросы еще ищет ответы.

Мне кажется, что всем ее коллегам из разных регионов России будет интересно почитать эти вопросы:

Я занимаюсь краеведением и генеалогией старообрядцев Верхнеудинской округи (Урлуцкая волость), живу в Забайкалье. В процессе работы  образовались большие массивы информации по  генеалогии  пограничных казаков, ясашных инородцах, государственных крестьянах и старообрядцах (у нас их называют семейские), выведенных из Ветки, Гомеля и др. местностей, общим названием "из Польши".
При обработке данных выявились странные закономерности именно по старообрядцам - от 25 %до 85%  населения старообрядческих сел (они были размещены компактно и до середины 19 века практически не ассимилировались с местными старожилами)  носят фамилии, производные от имен собственных, при этом у многих наблюдается явная неустойчивость фамилии, у многих- утрата "первичной" фамилии и замена ее на предположительное имя деда (правило дедичества наблюдается часто). На такую особенность старообрядцев обращал внимание еще  известный исследователь старообрядцества в Бурятии В.М.Пыкин, но никакого объяснения данному феномену он не дает.
При этом :
а)крестьяне- семейские крайне редко меняли место приписки от одного сельского общества к другому, делали это по согласию своих обществ, процедура занимала несколько лет и сведения о приписке в другое сельское общество отражены в ревизиях 1834, частично 1850, 1858г (другие в ГАЗК по Урлуцкой волости не сохранились), то есть необходимости получения паспортов вроде бы не возникало.
б) все "игры" с фамилиями отмечаются в период с 1770 примерно по 1850-1855, после этого утраты или изменения фамилии не отмечено, кроме описок и замены букв в фамилии, например Персидский-Перситский-Персицкий, что скорее всего связано с субъективным восприятием фамилии на слух лицом, заполнявшим в документ, или перемены ударения "ШацкОй- изменился на ШАцкий, "ВильскОй- на ВИльский и т.д.
В связи с этим, прошу Вас, как специалиста, мне подсказать:
- сталкивались ли Вы с чем-то подобным, и чем, на Ваш взгляд можно объяснить такую "забывчивость"?
- почему в разных документах за один год- например, в МК или Исповедной росписи один и тот же человек фигурирует под разными фамилиями и почему это допускал священник, живущий в этой же деревне?
-могла ли такая "забывчивость" косвенно способствовать от уклонения от подушной подати и рекрутской повинности?
Заранее признательна за любой ответ.


Ответы присылай по адресу:
genealog@fromru.comс пометкой "для Юлии Григорьевой"

Или публикуйте в виде комментария на блоге: http://eva-forum.com/blog/

Заранее спасибо всем!

Автор рассылки
Евгения Антушева
Руководитель проекта "Архивное дело":
генеалогия, архивный поиск, составлени е родословных.
http://1archive-online.com/ 


В избранное