Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Центр Европы. Краткий курс истории 23 (внеплановый выпуск)


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

...переписывание истории на новый лад — любимейшее занятие любой из победивших в стране властей. Так было после 1917-го, так случилось и после 1991, по-видимому, так было и в старину, всегда, кто это сейчас проверит? Очень важно здесь отделить стремление более-менее честных историков восстановить историческую справедливость от попыток идеологов "новой власти" приукрасить или, наоборот, в своих интересах очернить те или иные исторические события...

Игорь Заречанский

 

 

Господа!

Прежде всего, хочу извиниться за ужасный формат предыдущего выпуска. Пожалуй, пора мне как следует изучить язык HTML. Особенно обидно, что я старался сделать красиво, а получилось...

Но я исправлю свою ошибку тем, что в конце этого выпуска помещу предыдущий в том виде, в каком ему положено было быть. Хотя я подозреваю, что далеко не все подписчики получают рассылку в таком оформлении, как хотелось бы мне, а именно только те, кто пользуется аутлуком номер пять. The Bat показывает её совершенно по иному.

Итак, сегодня «работаем с письмами трудящихся»

 

Почтовый ящик - Mailbox - Паштовая скрынка

 

      Prostite moyu neinformirovannost, no jutko interesno, tchto za istoriya

      (otlitchnaya ot kursa chkolnoy istorii) s Khatynyu? Ved dlya menya, po

      krayney mere, eta tragitcheskaya stranitsa nezabyvaema. Khotya ya ne

      udivlyayus uje novym dannym po istorii "Sovetov". Rasskajite, esli

       mojno, v Afrike dostup k informatsii bolee slojen.

                        Zaranee blagodaren, Oleg

 

MM> В выпуске "Краткого курса истории" от 11.02.2001 вы упомянули Хатынь

MM> фразой: "Да и Хатынь уничтожили отнюдь не люди немецкой национальности

MM> (хоть в СССР это и замалчивали)". После этого потратил весь день на

MM> поиски подобной информации в Интернете, но ничего не нашел. Можно ли

MM> поподробней рассказать об этой истории?

MM> С уважением, Михаил

 

   Подробно не могу - под рукой информации нет, а искать некогда.

 

   Несколько лет назад в газете "Народная воля" была опубликована

   статья "Хатынь сожгли полицаи". Помню только, что большинство из них

   было с Западной Украины.

   Смотрели ли Вы фильм реж. Элема Климова "Иди и смотри" по книге

   Алеся Адамовича "Я из огненной деревни"? Рекомендую, если

   интересуетесь такими вещами.

 

iy> Pozvolyu sebe vyskazat' nesoglasie s Vashei poziciei kasatelno suda v Latvii

iy> nad byvshim NKVD'eshnikom.

iy> Delo v tom, chto soglasno mezhdunarodnomu pravu , fashizm/nacional-socializm

iy> sut' zapreschennaya vo vseh civilizovannyh stranah i osuzhdennaya

iy> mezhdunarodnym tribunalom v Nyurenberge ideologiya.

iy> V sootvetsvii s etim nedopustimo priravnivat deistviya ( nesomnenno nichut'

iy> ne luchshie, a byt' mozhet esche i bolee chudovischnye ) Sovetskih

iy> okupacionnyh vlastei i fashictov. Proishodyaschee seichas v Latvii odobrenie

iy> fashizma, pooschrenie ego - pozor. Za gorazdo men'shee vo Francii i Germanii

iy> mozhno zagremet' v tyur'mu.

 

iy> Byvshii NKVD'eshnik ne zasluzhival by nikakogo sozhaleniya, esli by ego

iy> sudili posle prinyatiya SUDEBNOGO resheniya zakleimivshego kommunizm i

iy> deistviya sov.okkupacionnyh vlastey. Sudit' zhe za ubiistvo ( esli ya ponyal

iy> pravil'no iz pressy sut' processa ) dannogo cheloveka nel'zya , t.k. na

iy> moment soversheniya im vchinyaemyh emu v vinu deistviy, oznachennye

iy> deistviya ne soderzhali v sebe sostava prestupleniya. Togda byli drugie

iy> zakony. Zakon ne imeet obratnoi sily, poetomu dannyi process byl

iy> odnoznachno politicheskim i narushayushim mezhdunarodnye pravovye normy.

iy> Lish' v sluchae sudebnigo, povtoryus', osuzhdeniya kommunisticheskoy

iy> ideologii (ili hotya by practiki NKVD/KGB), vozmozhny processy nad

iy> byvshimi NKVD'eshnikami.

 

iy> Ya hotel by byt' pravil'no ponyatym: moe osuzhdenie politiki sovremennoi

iy> Latvii ne est' russkii velikoderzhavnyi shovinizm ( dlya evreya, pust' na

iy> polovinu, no evreya, eto izlishne ) - moi latyshskii praded byl zamuchen v

iy> ezhovskih lageryah. Odnako kak poryadochnyi chelovek ya ne mogu odobryut'

iy> fashizm, procvetayuschii v Latvii, i Latviiskii zhe nepravyi sud.

 

Категоричное письмо. Пусть автор простит, что я не ответил на него сразу, а отвечаю только сейчас и через рассылку.

Каждый имеет право на собственное мнение, в том числе и автор этого письма.

Но попробую ответить.
Прежде всего – о «процветающем в Латвии фашизме».

Видете ли, я живу не в Латвии, а в Литве. И скажу с полной уверенностью, что здесь вы не встретите ни листовок со свастикой, ни бритоголовых в чёрной коже, избивающих прохожих за то, что те говорят «не на том языке». Мне также ничего не известно ни о существующих в Литве фашистких организациях, ни тем более об одобрении их руководителями государства. Также ничего подобного я не слышал и о Латвии. Единственная из соседних республик, в которой всё это присуствует, это Беларусь.

Именно белорусский диктатор в интервью немецкой газете сказал, что хотел бы построить своё государство по образцу гитлеровской Германии. В Беларуси, в отличие от Москвы, вольготно себя чувствует РНЕ – Русское национальное единство. Они проводят сборища в униформе, где маршируют и вскидывают руки в нацистком приветствии, свободно распространяют свою литературу. А когда избивают кого-нибудь за то, например, что человек говорил по-беларуски, власти всегда становятся на их сторону - сторону чернорубашечников.

Так что мне, в отличие от моего читателя, ничего не известно «о процветающем в Латвии фашизме».

И ещё об уверенности автора письма. Я не знаток юриспуденции, но Вы говорите, что на момент совершения своих действий Савенко законов не нарушал. Это утверждение было бы справедливым, если бы и он и его сообщники тоже арестовывали людей именно за те действия, которые на момент их совершения были преступными по действующим на той территории законам. Но разве это было так? Какой закон, например, нарушил человек, которого насильно мобилизовали? Или вывезли в Германию? Или имел в собственности аптеку? Работал «при немцах»? Да за что тогда только не арестовывали!

А действительно ли чекисты всегда действовали «по закону», даже если иметь в виду действующие в то время советские законы?

По каким таким «советским законам» людей арестовывали «ни за что»?

Или автор письма не согласен с тем, что большинство арестованых и сосланых были репрессированы незаконно даже с точки зрения советских законов?

Или, м. б., человек, который был в то время незаконно арестован даже с точки зрения «сталинской законности», имел хоть малейший шанс что-либо доказать?

А возьмём такое утверждение автора:

iy> Lish' v sluchae sudebnigo, povtoryus', osuzhdeniya kommunisticheskoy

iy> ideologii (ili hotya by practiki NKVD/KGB), vozmozhny processy nad

iy> byvshimi NKVD'eshnikami.

 

Вот оно как, оказывается! Значит, по мнению автора письма, чекистов вообще нельзя судить, пока коммунизм не осуждён!

Вот тут-то я чего-то не понимаю. Выходит, посылал людей, ни в чём не повинных, на смерть, составлял на это дело списки «по разнарядке сверху» - получи индульгенцию? Нельзя за это судить?

Может быть, тогда кто-нибудь знает, а нет ли и сейчас такой организации, члены которой могут безнаказанно грабить и убивать людей, причем так, чтобы и лет через 50 у них нашлись защитники вроде этого вот моего подписчика? Я думаю, желающие туда вступить нашлись бы, и таких было бы немало.

Так говорите, ваш прадед сгинул в ежовских лагерях?

А мой дед, кстати, тоже латыш, погиб в 1944 г. под Лиепаей.

И как Вы думаете, в какой армии он служил?

 

16-е февраля — национальный праздник Литовской Республики.

То, что я сегодня предоставляю вашему вниманию, перепечатано мной один к одному с первой страницы самой массовой литовской газеты «Летувос ритас» (Утро Литвы). Не давая никаких комментариев, я просто замечу, что данная информация полностью соответствует концепции моей рассылки.
 Далее цитирую:

 

16 февраля день восстановления Литовского государства. В исторический календарь нашей страны эта дата была вписана в 1918 году. В каждую из успевших за восемьдесят минувших лет сменить друг друга исторических формаций день этот оценивался по-разному. Для одних он всегда был праздничным, свидетельством величия духа. Другие 16 февраля жили по тревоге, по принципу "держать и не пущать". История дама со своими капризами. Дадим ей, непостоянной, слово.

 

 Твердо стоя на основе независимой демократической республики, Литовская тариба должна была в первую очередь оговорить условия независимости с фактически управлявшей тогда Литвой кайзеровской Германией. 11 декабря 1917 года такое соглашение было достигнуто. Тариба согласилась на тесный военный и хозяйственный союз с Германией. Вскоре, однако, выяснилось, что Германия не хочет соблюдать и это соглашение. Оно было необходимо ей всего лишь как аргумент на переговорах с Россией.

Литовская бостонская энциклопедия

 

Немецкие оккупанты управляли Литвой с помощью буржуазного Литовского совета, а члены совета старались угодить оккупантам, надеясь добиться этим выгод для своего класса

 11 декабря 1917 года Литовский совет принял заявление об отделении от революционной России и высказался "за вечный, прочный союз Литовского государства с Германской империей".

История Литовской ССР, 1976

***

С самого начала оккупации литовцы стали донимать немецкое правительство, требовать, чтобы краю и народу были предоставлены соответствующие права. Наши представители заявили германскому правительству, что литовский народ не хочет возвращаться под иго России и хотел бы восстановить свое древнее государство. 18-22 сентября 1917 года состоялась Вселитовская конференция. Приехали 222 человека изо всех уголков Литвы. Они выбрали 20 человек, назвавшихся Литовской тарибой, которой было поручено дело восстановления государственности.

Тариба, выполняя решения конференции и осуществляя чаяния всех литовцев, 16 февраля 1918 года огласила в Вильнюсе документ такого содержания: "Литовская тариба как единственный представитель литовского народа, основываясь на общепризнанном праве самоопределения народов и решении Вселитовской конференции, объявляет о восстановлении Литовского государства, строящегося на демократических основах, со столицей в Вильнюсе и то, что оно отныне не считает себя связанным государственными связями. Которые до того были с другими народами.

А. Юшкявичюс, Ю. Мацейна.
 Вильнюс и его окрестности, 1937

***

Акт 16 февраля, направленный против аннексионистской политики немцев, поначалу ничего не значил. Из-за сопротивления Германии он не мог даже быть доведен до общества. Немецкая цензура не пропустила не только листовку с текстом о провозглашении независимости, но и задержала очередной номер газеты "Летувос айдас" с соответствующим текстом. Немцы признавали только соглашение от 11 декабря 1917 года. Они вынуждали тарибу отказаться от декларации 16 февраля. Только после того, как тариба согласилась вернуться к документу, принятому 11 декабря, кайзер, поддержав его, объявил 23 марта 1918 года о восстановлении Литовского государства.

Литовская бостонская энциклопедия

***

В стране росло революционное движение. Пользуясь доверием немецких оккупантов и добиваясь расширения своих политических прав, буржуазный совет 16 февраля 1918 года принял новую декларацию, названную "актом независимости". В этом документе предусматривалось создание буржуазного Литовского государства. Однако германский кайзер отклонил этот акт буржуазии и заявил, что он признает Литву только на основании заявления от 11 декабря, то есть Литовское государство, соединённое вечными и прочными узами с Германией. 28 февраля 1918 года Литовский совет подтвердил, что отношения между Литвой и Германией будут обоснованы актом от 11 декабря 1917 года, однако и после этого акта немецкие войска и военная администрация продолжали держать Литву в своих руках, эксплуатируя ее экономически и распространяя в ней свое политическое влияние.

История Литовской ССР, 1976

***

 В широком смысле день 16 февраля, ставший национальным праздником и для литовского государства, и для всех разбросанных по миру литовцев, отражает усилия соотечественников, положенные на алтарь свободы и независимости. Актом 16 февраля Литовская тариба, единственная на то время выразительница суверенных интересов нации, возвестила миру не о создании нового Литовского государства, а о его восстановлении. Тариба вправе была делать упор на традиции государственности, никогда не исчезавшие из литовского национального сознания и восходящие к событиям семивековой давности, к временам правления короля Миндаугаса.

Актом 16 февраля Литва снимала с себя все обязательства перед другими государствами, в том числе и политические. Этим документом литовская нация как важнейший социальный фактор страны изъявляла через литовскую Тарибу свою волю и самоопределение.

Литовская бостонская энциклопедия

 

***

 

С национальными меньшинствами бывшей царской России немцы заигрывали все годы оккупации, поощряя стремление к отделению от России и сея надежды на создание «независимых» государств под протекторатом Германии. И делали это самыми различными способами... С поляками они предпочитали вести чинные беседы, однако особенно помогать не хотели, видя в них извечных и довольно сильных врагов. Какой же смысл сажать себе чирей на шею?.. С белорусами нянчились и через свою газетенку "Гоман" ("Беседа"), выходившую на белорусском языке, вбивали им в голову, что хорошо будет только в отдельном государстве конечно же, под немецкой эгидой...

В начале 1918 года немцы демонстративно приступили к созданию литовской "державы". По их проекту, в руках немцев должны были находиться литовская армия, литовские финансы, литовские пути сообщения и все литовское народное хозяйство... Дела же "самоуправления" они обещали передать "тарибе" литовскому государственному совету.

Первую скрипку среди литовских националистов играл тогда господин Сметона, иначе говоря Сметана, так все и называли его тогда в Вильно на своих языках. Сей господин Сметана, а за ним и остальные литовские националисты охотно соглашались на немецкие предложения, лишь бы поскорей замесить свое, поначалу пусть жиденькое, но свое, литовское государственное тесто. Однако они были вынуждены считаться не только с немцами, но и с различными местными национальными и политическими организациями и группами.

Поляки, понятно, никакой тарибы признавать в Вильно не собирались, поскольку считали город своим, польским. Слабенькие белорусы те были рады, пока не окрепнут, поделиться даже самим Вильно, хотя тоже считали, что у них прав на этот город не меньше, если не больше, чем у литовцев.

Евреям было выгодно идти с более слабыми литовцами, чем с более сильными поляками.

Таким образом, с национальными организациями господин Сметона быстро навел в своих делах ясность и порядок. Значительно труднее ему было прийти к согласию с политическими партиями и группировками... Ведь среди самих вождей этих партий и группировок не было согласия.

М. Горецкий.
Виленские коммунары

 

Вот, господа, такие вот исторические документы.

 

Хочу сообщить также, что газета белорусов Литвы «РУНЬ», о которой я вам уже рассказывал, появилась теперь и в сети Интернет www.runbel.lt . Так что всех, кто интересуется Беларусью и белорусскими делами, а также понимает по-белорусски, милости прошу! Среди других статей есть там и опусы вашего покорного слуги.


Усе л╕сты дасылайце вядучаму - Яўгену Лiцьвiну зь Вiльнi licvin@runbel.lt



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное