Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О московском крае

  Все выпуски  

О московском крае Спас-Угол - Калязин - Углич


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, дорогие москвичи!!!

Полная версия с иллюстрациями находится здесь

10 сентября 2005 года несколько членов Общества изучения русской усадьбы в составе экскурсионной группы совершили поездку по маршруту Спас-Угол - Калязин - Углич. В поездку пригласили и меня, чему я была безмерно рада.

Топонимика

Сразу немного об этимологии. В России не редки названия населенных пунктов, указывающие на расположение их "на углу": Красный Угол в Брянской, Парский Угол в Тамбовской, деревня Угличи в Калужской области. К "угловым" относятся и посещенные нами село Спас-Угол и город Углич.

Село находилось "на углу" трех губерний - Московской, Тверской и Ярославской. По поводу же происхождения названия "Углич" помимо "угловой" (Волга образует здесь излучину) существует еще несколько версий: от названия одного из славянских племен - "угличи"; версия с финно-угорскими корнями; версия, согласно которой на этом месте в древности выжигали уголь.

Спас-Угол - родина Салтыкова-Щедрина

Старинное русское село Спас-Угол, в которое мы попали после двух часов езды в микроавтобусе, находится в 135 километрах от Москвы. Знаменито тем, что здесь в 1826 году в поместье своего отца родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Здесь же писатель провел первые 10 лет своего детства, сюда приезжал навестить родных будучи взрослым, об этом селе он пишет в своем последнем романе "Пошехонская старина".

Возникновение салтыковской вотчины относится к XVI веку. Уже в 1787 году здесь существовала "церковь деревянная Преображения Господня и при оной колокольня, дом господский деревянный дворов - 35…"1.

Современная каменная церковь с колокольней, оградой, двумя воротами и башнями по углам конца XVIII века является провинциальным памятником истории и архитектуры раннего классицизма, сохранившего элементы барокко. Она появилась благодаря стараниям бабушки писателя Надежды Ивановны Нечаевой еще до его рождения - в 1796 году. В 20-х годах XIX века достроена одноэтажная трапезная и трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Храм выстроен по традиционной схеме "восьмерик на четверике".

В 1816 году Евграф Васильевич Салтыков, отец писателя, строит большой каменный трехэтажный дом (третьим этажом был мезонин). Середина XIX века была периодом наибольшего процветания усадьбы, в 1859 году имение было разделено, и село Спасское отошло к старшему брату, Дмитрию Евграфовичу. Наследники Салтыковых жили в усадьбе до 1919 года, когда пожар уничтожил жилой дом.

В XX веке опустевшая усадьба приходит в упадок, зарастают пруды, умирает большинство старых деревьев. Сохраняются лишь хвойная и липовая аллея, кладбище с родовым некрополем Салтыковых, родник Иорданка и храм Спаса Преображения, где в 1986 году открылся музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сейчас храм действует и мирно сосуществует с музеем.

16 сентября 2001 года во время литургии на одной из самых больших подкупольных фресок "Рождество Христово", израненной и полустертой временем, чудесным образом прояснился и заблестел как свеженаписанный маслом образ Богородицы с Младенцем. В течение 30-40 минут в храме обновилось более 20 старинных икон и фресок. На некоторых старых, осыпавшихся от времени фресках проявились даже незначительные детали облачения изображенных на них святых.2

Калязин - тверская Атлантида.

Следующей нашей остановкой стал Калязин - тверская Атлантида, в отличие от совего мифического прообраза затопленная руками людей. В 1939 году при создании "рукотворного Угличского моря" старая часть города ушла под воду, оставив по берегам лишь разобщенные окраинные слободы.

Монастырь

В затопленной части города оказался Троицкий Калязин монастырь. Сейчас на его месте - небольшой остров, заросший травой, кустарником, деревцами березы, рябины, липы, орешника. Летом остров - любимое место отдыха калязинцев: тишина, много зелени, чистый воздух, прекрасная волжская вода и хрустящий под ногами песок, оставшийся от прежнего пляжа, о котором помнят только старожилы.

Обитель была основана в XV веке преподобным Макарием, Калязинским чудотворцем. Место, выбранное святым было покрыто дремучим лесом; на противоположном берегу располагался существовавший, согласно древним источникам еще до XII столетия монастырь Николы на Жабне, близ которого и выросла слобода Калязин3.

Инок Макарий поселился здесь в уединении примерно в 1434 году. Вскоре к нему начали стекаться из ближних и дальних мест люди, жаждавшие спасения под окормлением благочестивого старца. Еще при жизни Макария из обители вышли несколько основателей новых монастырей - преподобный Ефрем Перекопский основал монастырь в Новгородской области на озере Ильмень, преподобный Паисий Угличский - Покровский монастырь в трех верстах от Углича.

В Троицком монастыре побывал преподобный Иосиф Волоцкий, основатель Волоколамского монастыря; знаменитый путешественник Афанасий Никитин по пути в Индию остановился в обители испросить благословение Калязинского чудотворца.

В смутное время места эти сделались средоточием драматических событий. В 1609 году монастырь был штаб-квартирой предводителя русских войск Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, спустя год был разорен войсками Лисовского.

После ухода поляков остались сожженные монастырские деревянные стены и пепелище на месте жилых домов и деревянных церквей. Только в центре монастыря стоял разоренный каменный Троицкий храм - свидетель бесчинств захватчиков.

Однако за заслуги защитников крепости монастырь был взят под опеку верховных властей страны, и через несколько десятилетий был отстроен в прежнем великолепии.

О величии монастыря говорит то, что сюда часто наведывались царские особы. Царь Иван Грозный посетил монастырь 2 раза - в 1544 и 1553 году. В 1599 здесь был Борис Годунов с супругою и детьми. Царь приезжал испросить благословения на предполагаемый брак царевны Ксении с датским принцем Иоанном. Для поклонения мощам преподобного Макария приезжали сюда царь Михаил Федорович и патриарх Филарет. В 1654 году во время морового поветрия здесь спасалась супруга царя Алексея Михайловича с детьми, с ними приезжал патриарх Никон. Позже монастырь посещала Екатерина II по пути из Твери в Казань. Был здесь также и Александр II, еще будучи наследником престола и великий князь Владимир Александрович.

Калязин монастырь называли великой обителью даже патриархи4, а настоятели его были приглашаемы на земские и церковные соборы, а также на торжества по случаю каких-либо событий в царствующем доме. По упразднении патриаршества некоторые из них присутствовали в Святейшем Синоде.

Государи, наведывавшиеся в обитель не скупились на щедрые пожертвования, благодаря чему монастырь не бедствовал. Зрелище он представлял воистину величественное. Высота ограды монастыря составляла 5 саженей (более 10 м), длина по периметру 326 саженей (около 700 м). Угловые башни и входные ворота не только украшали монастырскую ограду, но и играли роль оборонительных сооружений. На территории монастыря было 5 храмов: Троицкий соборный храм 1521, 1654 гг. постройки. Сретенская церковь (1530 г.), церковь преподобного Макария (1617 г.), Алексеевская церковь (1655 г.), Успенская церковь (1884 г.). Из пяти храмов первое место занимал Троицкий соборный храм, с двумя приделами: с южной стороны - Нерукотворного Спасителя и с северной - Рождества Богородицы. Этот Троицкий храм был третьим. Первый Троицкий был деревянный, построенный в середине XV века при игумене Макарии, второй - каменный, построенный в 1521 году на месте ветхого деревянного. Второй сильно пострадал во время польского разорения 1610 года. Поэтому на его месте в 1654 году был сооружен третий, просуществовавший почти триста лет и разобранный перед затоплением в 1940 году. Над кровлей Троицкого храма возвышались пять глав, покрытых окрашенным железом, средняя большая глава украшена золочеными звездами. Храм внутри был оштукатурен и расписан фресками на библейские темы, пол устлан чугунными плитами (1656 г.), но в 1883 году плиты были заменены деревянными половицами. Иконостас четырехъярусный, один из примеров замечательного древнерусского искусства резьбы по дереву и его золочения (1748 г.). В центре монастыря возвышалась четырехъярусная колокольня, высотой 29 саженей (ок. 62 м). Она была заложена на месте прежних двух (XVI в. и 1636 г.) в 1818 году и окончена в 1822. На колокольне размещались 12 колоколов. Первый большой колокол был весом 1038 пудов (16608 кг), второй колокол весом 514 пудов (8224 кг), третий колокол весом 257 пудов (4112 кг). Остальные девять колоколов весили от 70 до 1 пуда.5

В советские годы монастырь не избежал участи многих российских обителей - он был закрыт, а в 30-е годы разрушен. При создании водохранилища его можно было спасти, надо было лишь обваловать на метр-другой. Нынче же от величественной обители сохранились лишь снятые со стен фрески XVII века, красные неполивные изразцы XVI века с рельефным орнаментом или с фигурой всадника, китовраса (русский вариант античного кентавра); изразцы поливные, бирюзово-зеленые; фрагменты кирпичной кладки; куски белокаменной резьбы - бусина портала (XVI в.), фризы, надписи, вырезной металлический всадник - флюгер, снятый с одной из монастырских башен. Все перечисленное хранится в Москве в музее архитектуры и в Калязинском краеведческом музее.

Город

Улица, ведущая в Калязин со стороны Москвы, называлась, разумеется, Московской. В советские годы ее переименовали в улицу Карла Маркса, так она называется и поныне. В провинции, в отличие от Москвы вообще много осталось "революционной топонимики". Такое впечатление, что призрак коммунизма отсюда никак не уйдет. Хотя некоторые ностальгические нотки начинают звучать в душе, когда сворачиваешь с улицы Ленина на Большую Коммунистическую…

Итак, мы спускаемся по улице Карла Маркса к реке. Кажется, ничего здесь не изменилось с тех пор, как город Калязин был оживленным торговым речным портом - булыжная мостовая, 2х-этажные особнячки, каждый из которых - и памятник архитектуры, и свидетель событий "старины глубокой".

Воспоминания об ушедшем веке обрываются вместе с улицей, которая словно растворяется в воде…

Колокольня

… А открывшееся взору зрелище заставляет перенестись из века XIX в 30-е годы XX - годы воинствующего атеизма. Человек, отрекшийся от Бога сам возомнил себя божеством, попытался влесть на трон Всевышнего и доказать свою способность творить и созидать. Памятники этой "созидательщины" мы теперь видим по всей стране. Самый наглядный из них находится здесь, в Калязине. Амбиции строителей коммунизма оказались выше величественного городского собора. Храм был снесен, а колокольня - непонятно по каким причинам - осталась стоять, как память о погибшем городе.

Николаевский собор возведен на месте некогда существовавшего в XII-XIII веках монастыря "Николы на Жабне". Много раз после разорения или из-за ветхости на этом месте возводилась новая церковь. Колокольня, ныне поднимающаяся из-под 7-метровой толщи воды, как часть великолепного ансамбля, построена в 1796-1800 гг. калязинскими мастерами. Крепостные мастера построили здание колокольни надежно и на века. Многоярусная, она видна издалека на широкой водной равнине. И много лет еще служила бы по назначению, если бы, как и весь Калязин, не оказалась ненужной строителям счастливого будущего.

Углич

Однако, мы задержались. Впереди нас ждал самый далекий объект нашей поездки. Углич, живописно расположившийся на высоком волжском берегу, является одним из старейших городов Русского государства. Согласно местным летописям, он был основан в 937 году. На страницах Ипатьевской летописи он упоминается под 1148 годом, на год позже первого упоминания о Москве.

За многовековую историю Углича на долю города выпадали и периоды расцвета, и времена величайших страданий и разорения. Во второй половине XIII века Угличское княжество разрослось и включало в себя несколько городов, но самостоятельность свою угличские князья отстоять не смогли и вошли в подчинение сначала ростовского, а затем с 1329 года московского князя Ивана Калиты. С тех пор Углич, находившийся под московским влиянием, не раз в период феодальных распрей подвергался нападению князей, враждующих с Москвой. Полностью разорялся он татаро-монголами в 1238 году, тверским князем Михаилом в междоусобной войне 1371 года, польскими интервентами в 1608-1612 годах. Каждый раз город возрождался в еще более прекрасном виде.

К XV веку Углич приобрел самостоятельность, а во время управления сыном Дмитрия Донского Константином, настолько окреп экономически, что даже чеканил свою монету.

Особого расцвета город достиг при княжении с 1462 года Андрея Большого, который, по словам историков, являлся незаурядным политическим и военным деятелем своего времени. Находясь во главе Угличского войска, он способствовал успехам Московского князя Ивана III в его походах на Казань. Строительство Угличского кремля, которое велось при Андрее Большом, во многом определило планировку города.

15 мая 1591 года трагическое событие потрясло город, когда погиб, играя в саду, сын седьмой жены Ивана Грозного Марии - царевич Димитрий, последний из династии Рюриковичей. Последовавший за этим бунт и расправа Московского правительства послужили началом тяжелого "Смутного времени" в русской истории.

Во время польско-литовской интервенции 1608-1612 годов жители Углича оказывали упорное сопротивление захватчикам. В результате многократных опустошений город пришел в жуткое запустение (в 1620 году в Угличе было всего 47 дворов). В последующие годы, уже при династии Романовых, город начал застраиваться и развиваться сызнова.

Гибель царевича Дмитрия, пожалуй, последнее крупное событие в дореволюционной истории города. Некогда богатый и многолюдный, до сорока тысяч человек, Углич стал хиреть. В 1724 году он стал уездным центром. В первом путеводителе по городу, изданном в 1912 году, сказано: "Углич - сонный городок на Волге... Слава прожита, и не верится, что на старом пепелище расцветет снова жизнь"6. Однако уездный городок на Волге не канул в вечность...

Старый Углич сохранил свое историческое лицо. Площади города, его улицы, историческая застройка, древние монастыри, все, что стоит в границах бывшего посадского вала, вместе создают неповторимый ансамбль.

В Угличе сохранились многие бесценные произведения архитектуры и живописи. Прежде всего это Угличский кремль, который в XV веке, во время княжения Андрея Большого, выглядел не совсем так, как сейчас. По его границам шли деревянные стены с одиннадцатью башнями, из ворот которых были переброшены подъемные мосты, ведущие к дорогам на Москву, Ростов, Ярославль, Калязин и Тверь. От дворцовых построек кремля XV века сохранилось только каменное двухэтажное здание, носящее название "Палаты царевича Димитрия" (1482 г.). Хотя палаты реставрировались в XIX веке, они дают вполне точное представление о прежнем облике.

Место гибели малолетнего царевича Димитрия сначала было отмечено деревянной часовней, затем выстроена деревянная церковь, а уже в 1692 году построена каменная церковь "Димитрия на крови", которая и дошла до наших дней. Внутри нее сохранились росписи второй половины XVIII века, среди них наиболее интересна многоплановая композиция, повествующая об убийстве царевича и расправе горожан над его убийцами.

Каменный Спасо-Преображенский собор кремля был построен Андреем Большим в 1485 году, но в 1713 году из-за ветхости был разобран до фундамента и заново возведен. Бесстолпное внутреннее пространство собора с пролетом в 14 метров перекрыто сомкнутым сводом - для того времени это было крупным инженерным достижением. Свод и стены собора расписаны, сохранились 55 фресок, в двух его нижних ярусах иконы XVII века. В 1860 году в соборе был выполнен деревянный резной золоченый иконостас, также сохранившийся до наших дней.

Рядом с собором расположена нарядная колокольня (1730 г.), которая, являясь самым высоким зданием кремля, формирует его силуэт, просматривающийся с Волги и из города.

Ныне в Угличском кремле расположен историко-художественный музей. В нем хранятся художественные сокровища и исторические реликвии, собранные за более чем столетнюю историю существования музея, основанного 3 (15) июня 1892 г.

Одним из первых экспонатов музея стал возвращенный из Сибири угличский "ссыльный" набатный колокол, свидетель гибели царевича Дмитрия, Во время следствия по делу убийства царевича колокол был объявлен виновным в призывах к восстанию угличан, за что у него было отрублено ухо, вырван язык и он был сослан в город Тобольск. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. Еще один интересный экспонат - деревянные носилки, в которых в 1606 г. останки царевича были перенесены в Москву. Здесь же - иконы, деревянная скульптура, лицевое шитье, серебряная утварь, книги в богатых окладах, изразцы.

Директор Угличского музея В.В.Денисов, оказавшийся однокурсником одного из членов ОИРУ, устроил нам замечательную экскурсию по кремлю, а затем и по древнему городу.

В течение всего XVIII века Углич застраивался деревянными зданиями. По городской описи 1776 года в Угличе было деревянных жилых домов - 986, а каменных - только 51, из них 21 церковь и 30 - дома купцов и административные здания. В 1774 году во время царствования Екатерины II для Углича, как и для других городов России, был разработан генеральный план, по которому старые улицы спрямлялись и расширялись, разбивались новые площади, кварталы приобретали прямоугольную планировку. Ветхие дома сносились, а новые должны были строиться строго в ряд, образуя "фасад улицы". Эти предписания выполнялись неукоснительно, таким образом, к середине XIX века город приобрел "регулярную" планировку и стал застраиваться каменными двухэтажными особняками, некоторые из них стоят и поныне.

В Угличе сохранилось немало парадных въездных ворот, изразцовые печи в домах Меховых, Калашниковых, Евреиновых. Многие фасады старых домов украшены изразцами, каменной резьбой, красивыми оконными наличниками.

От жилой застройки Углича XVIII века сохранилось несколько жилых домов. Можно увидеть двухэтажный деревянный дом Ворониных (Каменская ул., 4) с прекрасной изразцовой печью; дом Калашниковых (Первомайская ул., 13/10), состоящий из Каменной (обращенной к улице) и деревянной части. Интересен двухэтажный каменный дом купцов Овсянниковых (ул. Карла Либкнехта, 14) с низким первым этажом, вдвое более высоким вторым и деревянной четырехскатной тесовой крышей.

Двухэтажными каменными домами начала и середины XIX века застроена вся правая сторона ул. Карла Либкнехта, а также Красноармейский бульвар, расположенный на высоком берегу Волги. Эти дома кажутся похожими друг на друга и, вместе с тем, разными. Это "типовое" строительство применялось для регулярной застройки провинциальных русских городов. Выделяется своими архитектурными формами каменный дом Переславцевых (XIX в).

В конце XIX века в Угличе появились деревянные дома, украшенные сложной кружевной резьбой (дом 48 по ул. К. Либкнехта), памятником деревянного зодчества признаны ворота дома на ул. Островского и другие. 7

Разумеется, огромной архитектурной ценностью Углича остаются четыре сохранившихся монастыря. В трех из них нам удалось побывать.

Алексеевский женский монастырь8

Монастырь был основан Московским митрополитом Алексием в 1371 году. По первой построенной за год деревянной церкви в честь Успения Божьей Матери первоначально он именовался Успенским. После кончины святителя в его честь была построена вторая церковь (1552 - древнейший из сохранившихся храмов в Угличе), а сама обитель была названа Алексеевской. В смутные времена монастырь как и многие в угличской земле подвергся нападению и мужественно защищался. В честь погибших защитников в 1628 году здесь воздвигается трехверхая шатровая церковь Успения, прозванная в народе Дивной. Церковь является уникальным памятником древнерусской архитектуры и находится под охраной ЮНЕСКО.

Воскресенский монастырь9

Основание Воскресенского монастыря относится ко второй половине XIII векаПервоначально располагаясь при впадении Троицкого ручья в Волгу, в смутное время он был сожжен, и восстановлен позднее недалеко от прежнего места.

Сохранившийся комплекс зданий монастыря - пятиглавый Воскресенский собор, звонница и одностолпная трапезная палата с часобитной звонницей и храмом - один из известнейших и красивейших памятников древнерусского зодчества, по архитектуре он напоминает Ростовский кремль, одновременно с которым строился. При монастыре имелось древнее кладбище, где похоронены предки матери царя Михаила Федоровича Романова - Ксении Шестовой, в иночестве Марфы.

В XVII веке в результате петровских реформ монастырь пришел в упадок, в 1764 был упразднен и стал приходской церковью.

В 1923 церковь была закрыта и передана Угличскому музею. В 50-70 гг. уникальный памятник был отреставрирован и спасен от гибели коллективом реставраторов во главе с Новиковым С.Е. С 1999 года монастырь возрождается.

Напротив монастыря находится храм Рождества Иоанна Предтечи, известный тем, что в нем под спудом почивают мощи младенца Иоанна Угличского, в 1663 году принявшего (в 6-летнем возрасте) мученическую кончину.

Богоявленский монастырь10

Занимает почти целый квартал в центре Углича. По некоторым сведениям его основала еще в XIV веке жена Дмитрия Донского Евдокия. В 1611 году сожжен польскими войсками и восстановлен стараниями инокини Марфы, матерью будущего царя Михаила Федоровича. Располагался он тогда в Угличском кремле, откуда в 1661 году был перенесен по указу Алексея Михайловича на новое место.

В 1700 году деревянные постройки монастыря сменились первой каменной церковью Богоявления Господня, освященном потом в честь Смоленской иконы Божьей Матери.

Храм Феодоровской иконы Божьей Матери, построенный в 1805-1818 годах - наиболее интересный в Угличе памятник XIX века. Построен в виде креста, северный, восточный и южный фасады украшены 4х-колонными портиками. В 1837 году с западной стороны пристроена 3х-ярусная колокольня. После разрушения в 30х годах колокольни храм лишился своей архитектурной доминанты. Пять сферических куполов завершают миниатюрные луковичные позолоченные главы. Внутреннее убранство храма расписано в небесно-голубых тонах в 1822-24 годах художником Е.Медведевым.

В 1853 году по проекту архитектора К.Тона был построен большой Богоявленский собор на пересечении двух оживленных улиц Ростовской и Петербургской. Он стал одним из самых значительных зданий города.


1 "Экономическое примечание дач" 1787 год

2 В родовом имении Салтыковых. Светлана Рябкова. Церковный вестник. ПРЕВРАТИМ РОССИЮ В НИНЕВИЮ!

3 Троицкий Калязинский первоклассный мужской монастырь. Иеромонах Павел Крылов. Очерк. Тверь. 2002 г.

4 Грамота патриарха Филарета 1626 года.

5 Официальный сайт города Калязина

6 Сайт "Малые города России".

7 Экскурсионные маршруты по Угличу

8 По материалам монастыря.

9 Угличский Свято-Воскресенский монастырь. Буклет, собственное издание, 2004.

10 По материалам монастыря

Всех Вам благ! Ваша Россiянка

Сайт рассылки


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.moskowhistory
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное