Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости "ПитерАрта"

  Все выпуски  

Новости "ПитерАрта"


Информационный Канал Subscribe.Ru


  Рассылка ПитерАрт'а — сайта о истории и культуре Санкт-Петербурга

   12 августа - появилась возможность поиска по странице в разделах байки и легенды.
   
Напоминаю, что пока в рассылке публикуются легенды, которые уже есть на сайте.

Сегодня легенд будет три:   

 Быть Петербургу пусту!   

   Вблизи кронверка на пустынном месте росла огромная ива, возрастом много старше Перербурга. Под ней в первые годы существования города какой-то пришлый старец — босой, седобородый, со всклоченными волосами проповедовал, что скоро Господь разгневается и потопит Петербург: с неба падет дождь, Нева побежит вспять, подымутся воды морские выше этой ивы и поглотят столицу Антихриста. Пророк назначал день и час этого наводнения. Петр, узнав про эти речи, велел приковать старца на железной цепи к иве, которую должно было залить при наводнении. Предсказанный день и час наступил, а наводнения не было. В назидание обывателям старца публично наказали батогами под той же ивой и затем изгнали из Петербурга.

   На Петербургском острове у Троицкой пристани, недалеко от крепости, еще до основания города стояла сосна или ива. В 1701 году произошло чудо: в сочельник на этом дереве зажглись множество свечей, а когда люди стали рубить дерево, чтобы достать свечи, они погасли, а на стволе остался рубец. В 1720 году на Петербургский остров явился пророк и стал уверять народ, что скоро с моря нахлынет вода и затопит весь город. Петр вывел на берег роту гвардейцев Преображенского полка и волшебное дерево велел срубить, а пророка наказать кнутом у оставшегося пня.

   Быть Петербургу пусту! Пророчество это, отшлифованное и доведенное до античного совершенства частым употреблением, приписывают Евдокии Лопухиной — первой жене Петра, подстриженной им в монахини и заточенной в монастырь. Будто бы она, то ли пророча, то ли в случайном размышлении, обронила эту опрометчивую фразу, тут же на лету подхваченную и превращенную в формулу восприятия, в символ смерти и разрушения воинствующими противниками петровских преобразований. Во всяком случае, именно эта фраза, как утверждает легенда со ссылкой на инокиню Елену (так в монашестве нарекли бывшую царицу), пройдя сквозь монастырские кельи, пыточные камеры и застенки царева сыска, осела в следственных томах по делу злосчастного царевича Алексея. Конечно, с абсолютной достоверностью авторство установить практически навозможно. Ни Павленко, ни Мавродин, ни Предтеченский об этом вообще не упоминают, да это и неважно, тем более, что сама формула носит откровенно выраженный фольклорный характер. И то ли Лопухина подарила этот знаменный клич противникам Петра, то ли к ней он пробился сквозь толщу монастырских стен — значения в данном случае не имеет. Гораздо важнее, что слово было найдено.

   Широко и умело пользовались им различные "пророки", во множестве появившиеся в ранние годы Петербурга. Особая роль в их пророчествах о скором конце града Антихриста отводилась наводнениям. Слепая, непонятная и пугающая непредсказуемость стихии, бороться с которой было совершенно невозможно, легко воспринималась обывателями как божья карк и страшное предупреждение о скором конце Петербурга. Этому верили, потому что уже уже первые жители почувствовали на себе весь ужас взбесившейся Невы на третий месяц существования города.

   Следует признать, что оружие в руках "пророков" было сильным и бороться с ним оказалось непросто. Об одном из методов борьбы и повествует старинная легенда.

  Финские легенды об основании Петербурга   

   Петербург не мог быть построен на таком топком, гибельном, проклятом Богом болоте известными в то время способами строительства. Он бы по просту утонул по частям. И поэтому его целиком возвели на небе и затем осторожно и тоже целиком опустили на землю.

   Петербург строил богатырь на пучине. Построил первый дом своего города — пучина его поглотила. Богатырь строит второй дом — та же судьба. Богатырь не унывает, он строит третий дом, и третий дом съедает злая пучина. Тогда богатырь задумался, нахмурил свои черные брови, наморщил свой широкий лоб, а в черных больших глазах загорелись злые огоньки. Долго думал богатырь и придумал. Растопырил он свою богатырскую ладонь, построил на ней сразу свой город и опустил на пучину. Съесть целый город пучина не смогла, она должна была покориться, и город Петра остался цел.


   А вот какую совершенную художественную форму приобрели эти легенды в рассказе старика в повести В. Одоевского "Саламандра": "Стали строить город, но что положат камень, то всосет болото; много уже камней навалили, скалу на скалу, бревно на бревно, но болото все в себя принимает и наверху земли одна топь остается. Между тем, царь состроил корабль, оглянулся, смотрит — нет еще города. "Ничего вы не умеете делать", — сказал он своим людям и с сим словом начал поднимать скалу на скалу и ковать на воздухе. Так выстроил он целый город и опустил на землю".

   Действительно, вопреки пророчествам и предсказаниям, вопреки логике и здравому смыслу Петербург стремительно поднимался из "тьмы лесов и топи блат". Небывалый размах строительства единодушно отмечали практически все иностранные дипломаты и путишественники. Правда, цена этой стремительности и размаха была чудовищно высока. По словам Ключевского, "едва ли найдется в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте".

   Цена человеческой жизни была ничтожно мала. Жесточайшие указы, которые заканчивались неизменными угрозами "о лишении живота", следовали один за другим. " Работных людей" на строительство Петербурга сгоняли со всех губерний Российского государства. Осушались болота и прорывались каналы. Спрямлмлись реки и прокладывались дороги. Укреплялись берега и возводились пристани. Город на планах и гравюрах XVIII века предстает вполне сложившейся городской структурой европейского уровня с размерами современного исторического центра от Смольного монастыря до устья Невы и от Сампсониевского собора на севере до Фонтанки на юге.

   Все это позволило к 50-летию Петербурга издать блестящую серию гравюр по рисункам М.И. Махаева "План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейшего оного проспектов, изданных трудами императорской Академии наук в Санкт-Петербурге", предназначенную в первую очередь для рассылки в подарок за моря "господам послам и посланникам... и в королевские тамошние библиотеки". Слава Петербурга росла. Росла его популярность. Одновременно росло восхищение городом, восхищение, пришедшее на смену изумленному непониманию первых лет, бесспорное свидетельство о котором сохранилось в этих красивых романтических легендах о Петербурге.

 

 Загадки   

   На болоте родился,
   Три раза крестился,
   Врагу не сдавался,
   Героем остался.


   И здесь, как и в семантике финских легенд, легко просматриваются явные признаки мнгновенности и единовременности события. Город не вырос постепенно дом за домом, поднимаясь над мшистым болотом, не сформировался, как это происходит с абсолютным большинством городов, постепенно, из одного какого-то более или менее значительного поселения, развиваясь экономически, административно, культурно, — он просто родился. Не было ничего , и вдруг — Петербург.Первое свое имя город унаследовал от крепости Санкт-Петербург, хотя до того, как официально закрепилось за ним это привычное имя, в переписке Петра насколько раз встречается греко-византийский вариант названия города святого Петра — Санкт-Петрополис. В Эрмитаже хранится первое гравированное изображение Петербурга именно с этим названием. Скорее всего, поиск имени носил кратковременный характер, и перевес, естественно, оказался на стороне близкого и понятного Петру голландского варианта — по аналогии с Ямбургом, Шлиссельбургом, Шлотбургом.

   В августе 1914 года началась первая мировая война. Антигерманские настроения в России и особенно в Питербурге оказались настолько сильны, что сопровождались разгромами намецких магазинов, демонстрациями протеста у Германского посольства. Подогреваемая ура-патриотическими лозунгами, толпа сбросила с карниза Германского посольства огромные каменные скульптуры коней. В этих условиях народ приветствовал переименование Петербурга в Петроград.

   В траурные январские дни 1924 года II съезд Советов поддерживает предложение петроградских рабочих и своим постановлением переименовывает Петроград в Ленинград. Это имя город с достоинством носил более шестидесяти лет. С ним связан революционный энтузиазм первых лет индустриализации и беспрецедентная стойкость трех блокадных лет, героизм восстановления резрушенного города и надежды на будующее. С ним связаны судьбы нескольких поколений горожан, ведущих свою родословную от тех питерцев, которые искренне пожелали увидеть имя Ленина в названии своего города. Однако начавшаяся в стране кампания за возвращение городам своих исконных названий не миновала и Ленинград. В 1991 году на общегородском референдуме большинство ленинградцев высказалось за возвращение Ленинграду его первоначального имени. Грод вновь стал называться Санкт-Петербургом.

   Ни разу на протяжении трех столетий на улицах Петербурга-Петрограда-Ленинграда не появился неприятельский солдат. Двадцать один год длилась Северная война, и не однажды шведы как с суши, так и с моря безуспешно пытались овладеть Петербургом. В 1812 году угроза вступления Наполеона в столицу была настолько реальной, что руссок правительство было близко к осуществлению специально разработанного плана эвакуации ценностей, включай памятник Петру I — "Медный всадник". И, наконец, самая яркая страница в истории Ленинграда — 900 блокадных дней, каждый из которых отмечен героизмом и мужеством каждого ленинградца в отдельности и всего народа в целом. 

"Легенды и мифы Санкт-Петербурга"
Н.А. Синдаловский

 

   Если вас интересует тематика сайта, — пишите мне на piterart@front.ru, вы можете принять участие в жизни этого ресурса.

   Приглашаю вас посетить фотогалерею ПитерАрта, где собраны наиболее интересные фотографии Северной Венеции.

   В разделе "места" пока всего 2 материала — Комендантское кладбище Петропавловской крепости и Петропавловская крепость. Последнее обновление раздела было давольно давно.

   В "историях" — три статьи: Река Нева в покое и во гневе — Павла Канна; "Извозчики падают из облаков со снегом..." — Павла Антонова; Зарвавшиеся игроки — Станислава Клещука. Раздел так же давно (около месяца) не обновлялся.

   Буду рад принять у вас любые материалы о Санкт-Петербурге для публикации на моем сайте. :)

С уважением, Николай Громов aka NT,
админ сайта ПитерАрт и большой любитель города

разделы сайта:
фотографии    ∙   легенды   ∙   байки   ∙   истории   ∙   места   ∙   о проекте


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное