Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости "ПитерАрта"

  Все выпуски  

Новости "ПитерАрта"


Информационный Канал Subscribe.Ru


  Рассылка ПитерАрт'а — сайта о истории и культуре Санкт-Петербурга

   13 августа - появился краткий обзор жизни и реформ Петра Великого, планируется так, коротко рассказать обо всех царях после него (правители послереволюционного времени не представляет особого интереса в этом плане, так как они жили и работали в основном в Москве)
   
Напоминаю, что пока в рассылке публикуются легенды, которые уже есть на сайте, собственно поэтому рассылка и выходит так часто, — нужно быстрее опубликовать все имеющееся, чтоб начать рассылать новое.

Сегодня легенд будет три:    

Новое помещение Кунсткамеры   

   Однажды во время посещения Васильевского острова, Петр I заметил две сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что определить, какой из сосен она принадлежит, было невозможно. Воскликнув: "О! Дерево-монстр! Дерево-чудище!" — Петр приказал на этом месте построить новую Кунсткамеру.

   Удаленность Кикиных палат от центра Петербурга снижала ту роль, которую придавал кунтскамере Петр. Поэтому одновременно с переносом коллекций из Летнего дворца в особняк опального Кикина начали подыскивать место для строительства специального здания. В то же время у Петра окончательно складывается решение создать на Васильевском острове административный и торговый центр столицы. В 1716 году Доменико Трезини разрабатывает проект планировки острова со зданием правительственных учереждений, гостинным двором, собором, площадью, портом и рядом построек общественного характера. Первым монументальным сооружением на территории Стрелки Васильевского острова, заложенным в 1718 году, и стало здание будующего научтого центра, общественной библиотеки и "анатомического театрума" — Кунсткамеры.

   Первоначальный проект Кунсткамеры создал Георг Матарнови, а дальнейшее последовательное участите в строительстве принимали архитекторы Н. Гербель, Г. Киавери и М. Земцов. Официальное открытие состоялось в 1728 году, хотя строительство и отделка помещений продолжались до 1734 года.

   5 декадбя 1747 года произошел большой пожар, в результате которого пострадало главное украшение Кунсткамеры — башня. Привлеченный к ремонту С.И. Чевакинский изменил и упростил фасады, а от восстановление бышни и затейливых барочных боковых ризолитов вообще отказался. В таком искаженном виде здание простояло ровно 200 лет. Только в 1947 году оно было подвергнуто научной реставрации и восстановлено в первоначальном виде по проекту архитектора Р.И. Каплан-Ингель.

 

Летний дворец Петра I   

   Для возбуждения у петербургского обывателя охоты строится на Адмиралтейской стороне Петр решает подарить своей жене Екатерине дворец и велит строить его на противоположном берегу Невы на территории Летнего сада.

   Строительство Петербурга началось под прикрытием Петропавловской крепости на южном берегу Березового (затем Городского, ныне Петроградского) острова. Здесь вокруг первого дворца Петра I — невысокого деревянного домика, был устроен порт, создана торговая площадь с гостиным двором, складами и амбарами, построена таможня и возведена деревянная церковь во имя Святой Троицы. Здесь же селились приближенные Петра, именитые люди, духовенство, строились бараки для "работных людей".

   Но уже с осени 1704 года появилась острая необходимость заселения противоположного, на левом берегу Невы, острова, названного Адмиралтейским. Строилась верфь, нужны были рабочие руки, и первые переведенские слободы располагались вблизи строительства на берегу речки Мьи (Мойки) в районе будующих Большой и Малой Морских улиц. Нехотя, под страхом "лишения живота" переселялись сюда чиновники и офицеры, занятые на строительстве судов. К ним приходилось применять принудительные меры, издавать указы, создавать поименные списки, дарить (для освоения) участки заболоченных земель, идти на другие малые и большие ухищрения, в том числе на демонстрацию личной, царской заинтересованности в освоении земли.

   Летний дворец строился с 1710 по 1714 год на берегу Фонтанки, на месте стоявшего здесь с 1703 года деревянного летнего домика Петра. Двухэтажное каменное, с высокой, на "голландский манир", крышей здание дворца проектировал Доменико Трезини при последующем участии А. Шлютера. Последнему принадлежит исполнение барельефов над оконными проемами первого этажа, прославляющих победы русского флота.

   В первой половине XVIII века перед южным фасадом дворца была устроена собственная гавань, или, как тогда говорили, "гаванец" для захода судов с Фонтанки.

   Права легенда, или нет, но именно ко времени окончания строительства Летнего дворца относится массовое заселение левого берега Невы и постепенное перенесение политического, экономического и общественного центра Петербурга с Городского на Адмиралтейский остров.

Двенадцать коллегий    

   Когда вопрос о строительстве Двенадцати коллегий был окончательно решен, Петр I, уезжая за границу, приказал Меньшикову возвести здание вдоль Невы. Вернувшись в Петербург, он в негодовании увидел, что губернатор ослушался. Царь в гневе обрушил на голову своего любимца дубинку, но было уже поздно.

   В самом деле, нелегко приходилось петербургскому обывателю разгадывать иные архитектурные загадки собственного города. Как скажем, обьяснить, почему Аничков дворец расположен своим непрезентабельным торцом с блестящему Невскому проспекту? Или уже вовсе нонсенс — все здания по обе стороны Невы, будто на параде, демонстрируют свои прекрасные фасады, и только Двенадцать коллегий протиснулись между ними плоским боком. По этому поводу рождались различные версии и предположения. Складывались легенды.

   В действительности причины необычного расположения этих памятников архитектеры уходят в сложную историю строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. Аничков дворец возводился как загородная резиденция на берегу фонтанки в то время, когда значение Невского проспекта еще не переросло значения простой загородной дороги, а Двенадцать коллегий строились главным фасадом на предполагаемую центральную площадь столицы.

   Всемирно известная планировочная ясность в композиционная простота Петербурга давались тяжело и далеко не сразу. Угрозы не желающим строиться "по чертежу" сыпались из указа в указ, которыми Петр пытался регламентировать застройку. Строиться не желали, строиться не умели, на строительство не хватало материалов. К середине второго десятилетия Петербург представлял собой огромную по тем временам территорию, застроенную в основном деревянными домами, беспорядочно разбросанными и не подчиненными единому замыслу.

   Однако Петра не покидала давняя мечта о регулярном городе, хотя он хорошо понимал, что для этого необходимо снести все уже возведенные постройки на Адмиралтейской и Петербургской сторонах. В этом смысле не застроенный еще Васильевский остров представлял собой заманчивую строительную площадку. В конце 1715 года у Петра созревает решение строить центр города на Васильевском острове. Здание Двенадцати коллегий должно было сформировать западную границу центральной площади города, и в этой связи отношение к Неве рассматривалось как менее важное. К сожалению, из этой идеи ничего не вышло. Вероятно, она была нежизненной. Но, скорее всего, она запоздала. Петр осуществить ее не успел, а к тому времени, когда его последователи спохватились, она стала неактуальной.

"Легенды и мифы Санкт-Петербурга"
Н.А. Синдаловский

 

   Если вас интересует тематика сайта, — пишите мне на piterart@front.ru, вы можете принять участие в жизни этого ресурса.

   Приглашаю вас посетить фотогалерею ПитерАрта, где собраны наиболее интересные фотографии Северной Венеции.

   Буду рад принять у вас любые материалы о Санкт-Петербурге для публикации на моем сайте. :)

С уважением, Николай Громов aka NT,
админ сайта ПитерАрт и большой любитель города

разделы сайта:
фотографии    ∙   легенды   ∙   байки   ∙   истории   ∙   места   ∙   о проекте


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное