Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хронографъ

  Все выпуски  

Хронографъ Выпуск 104.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Х  Р О Н О Г Р А Ф Ъ
неизвестные страницы истории

XIX-ХХ столетие

Выпуск 104

Историческая рассылка в Интернет

Неизвестные страницы истории. Документы, события, версии...

Информационная поддержка сайта 
Хронографъ. Неизвестные страницы истории.

Шофёр и маэстро

 

11 апреля 1979 года, 16.30, 46-й километр трассы Киев - Минск. Белая "Волга", пытаясь обогнать трактор МТЗ-52, тащивший за собой лесопосадочный агрегат, внезапно выскочила на встречную полосу и столкнулась с бортовым грузовиком ГАЗ-53.

За рулем "Волги" сидел Леонид Быков, талантливейший артист, режиссер. Маэстро погиб мгновенно. Уголовное дело тогда расследовал старший лейтенант милиции Виктор Чевгуз. Спустя два месяца он сделал вывод о том, что водитель грузовика Сергей Колесниченко ни в чем не виновен.

11 апреля 2003 года. Они опять встретились. Они - это Виктор Чевгуз и Сергей Колесниченко. Встреча почти через четверть века! За этим событием наблюдал и ваш покорный слуга.

ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Видите ли, мы с Чевгузом давно разыскивали Сергея Колесниченко. Но все наши поиски были тщетны. По старому адресу Сергея не оказалось. И у нас - ни малейшей зацепки. Человек словно растворился в житейском море. Думалось, что его и в живых-то, может быть, нет. Одна журналистка раздобыла где-то сенсацию: дескать, шофер грузовика, чувствуя, возможно, угрызения совести, вскоре после этого ДТП повесился.

Впрочем, и о Чевгузе всякое писали, в частности, его упрекали в том, что не захотел привлечь Сергея Колесниченко к ответственности. А уж сколько неточностей за эти годы попало на газетные страницы! Одни где-то разузнали о том, что "Волга" Быкова протаранила встречный панелевоз, другие утверждали, что Маэстро пошел на обгон катка и врезался в самосвал. Третьи выдвигали версию, что некие злоумышленники слили тормозную жидкость из быковской машины. И т. д. и т. п. И этой фальши - ни конца, ни края. Вот если бы посчастливилось найти Колесниченко...

И однажды удача улыбнулась нам. К Виктору Чевгузу пришел на прием посетитель. Случайно разговор зашел о Быкове. И гость тут же воскликнул: "Да ведь Сергей Колесниченко работает в нашей автоколонне!"

Через два дня мы с Виктором Чевгузом уже были в небольшом городишке на севере страны, где проживает Сергей Колесниченко. Звонок в дверь квартиры. В ответ - тишина. "Иваныч, наверное, в гараже с машиной возится", - дали наводку соседи. На сердце немножко отлегло: значит, все же найдем Сергея. Хотя занозой сидят в душе вопросы: зачем приехали? К чему бередить старые раны? Да и как в семье Колесниченко воспримут приход - через четверть века! - все того же следователя Чевгуза? И все по тому же вопросу. Всему ведь есть предел.

 

ТЯЖКИЙ КРЕСТ

Сергей Колесниченко не обижается на своего следователя. Это потом он скажет мне. А пока что двое мужчин стояли молча, не узнавали друг друга. Первым раскрылся Чевгуз...

- 46-й километр дымерской дороги. ДТП. Быков... Помните?

Видно было, что после этих слов Колесниченко как-то напрягся, он просто замер словно статуя, а во взгляде появилась какая-то настороженность. И спустя минуту проронил:

- Чевгуз. Конечно же, Чевгуз. Тот самый старший лейтенант. Следователь. Боже мой, а я ведь сам хотел вас найти...

- Не волнуйтесь, Сергей Иванович, никто вас не собирается привлекать к ответственности. Да и я давно уже не работаю следователем, - дружелюбно поясняет Чевгуз. - Из органов уволился в чине подполковника. Начал свое дело, занимаюсь адвокатской деятельностью. Сегодня - годовщина гибели Леонида Быкова. И мы просто хотели вместе с вами помянуть этого великого человека, вспомнить...

- После той аварии я поседел. Боль в сердце до сих пор. (Сергей Иванович достал пачку "Мальборо", закурил. - Авт.) Скажите, ну почему именно я, а не кто-то другой возник тогда у НЕГО на дороге? Рок? Судьба? Тяжело нести этот крест, поверьте. Ох и тяжело.

- Сергей Иванович, ваша совесть должна быть чиста и перед Быковым, и перед его детьми. Вы ни в чем не виновны, - произнес Чевгуз.

- А вы знаете, у меня до сих пор хранится справка, которую вы мне прислали в 79-м. Сейчас скажу жене, она принесет.

Через 20 минут бывший следователь держал в руках ту самую справку под № 14 от 10 июня 1979 г., пожелтевшую от времени, но зато аккуратненькую, непорванную. Видно, сей документ в семье Колесниченко оберегали как зеницу ока. А в нем написано, что в действиях Сергея Колесниченко нет состава преступления.

- Да, это я печатал справку, - восклицает Чевгуз. - Узнаю свою машинку - "Москва" называлась. Но вы обратите внимание: здесь даже указано, что водительское удостоверение Колесниченко может получить в любое удобное ему время, на Владимирской. Где вы нынче такой сервис увидите? (Это уже сказано шутки ради. -Авт.).

 

ЖЕСТОКИЕ СЛОВА

 

Кадр из фильма "В бой идут одни "старики". В центре - Леонид Быков

К разговору подключается Татьяна, жена Сергея Ивановича: "Мы как раз на крестинах были, когда почтальон принес это извещение. Прочитали и прямо там же начали плакать. От радости. Видела, что и другие люди слезы украдкой вытирали".

А ведь перед этим, каких-то пару месяцев назад, сельчане уже мысленно собирали Сергея в тюрьму. В селе то и дело слышалось: "Ой, что же это будет? Посадят хлопца. Да ведь еще и года не прошло, как они с Таней свадьбу сыграли. Горе-то какое!"

У Татьяны до сих пор перед глазами та страшная картина: поздний вечер, на пороге, пошатываясь, стоит муж, лицо в крови. И отрешенно выдавливает из себя: "Танюш.., я убил человека".

"Убил человека". Эта фраза еще не раз "взорвется" в его душе. Она - сильнее огня, сильнее свинца и даже напалма. Потому что за ней - черная пропасть, куда, может быть, ему хотелось полететь от обиды. Да и от судьбы подальше. Некоторые "доброжелатели" из автопарка в прошлом упрекали Сергея: "А, это тот человек, который убил Быкова".

Да уж, врагу, как говорится, не пожелаешь такой судьбы. Его грузовик лоб в лоб столкнулся с машиной человека, которого любили и обожали миллионы.

- Мы были воспитаны на фильмах Быкова, - неторопливо вяжет нить разговора Сергей Иванович. - Талантливейший человек. И по сей день дома смотрим ленты с его участием. Правда, когда включаю кассету "В бой идут одни "старики" - на глазах появляются слезы. Не могу... Какой-то комок в горле.

Деликатно интересуюсь, знает ли Сергей Иванович, что на том самом роковом 46-м километре шоссе стоит памятный знак.

- Мне больно проезжать по этой дороге, - отвечает. - Когда у обелиска никого нет, я останавливаюсь, выхожу из машины. Хочется побыть одному, помолчать. Это - моя трагедия. Десятилетия прошли, а перед глазами - мертвое лицо Леонида Быкова, его короткая стрижка. Все эти годы я задаю себе вопрос: почему он пошел на такой рискованный обгон? Что его подвело? Наверное, сердце, как писали в газетах. Хотя тогда, после аварии, я видел, что протектор задних колес быковской машины был изношен. Это могло повлиять на тормозной путь, ведь асфальт был мокрым.

- Позвольте уточню, - берет слово Виктор Чевгуз. - Экспертиза доказала, что никакого инфаркта у Быкова не было в момент аварии. В противном случае водитель не смог бы давить на педаль тормоза до самого момента столкновения.

 

ХРАНИТЬ ВЕЧНО

Впрочем, давайте откроем уголовное дело № 28-849. Кстати, недавно на титульной странице первого тома появилась красная надпись: "Хранить вечно!" Вот какое заключение 12 апреля 1979 г. сделал судмедэксперт: "Смерть Быкова Л. Ф. наступила от множественных повреждений жизненно важных внутренних органов и костного скелета, среди которых ведущей являлась черепно-мозговая травма".

Изучив материалы уголовного дела, понимаешь, что по своей инициативе Маэстро не мог уйти из жизни, то есть пойти на смертельный таран. Ведь у него было столько творческих планов! А вот что рассказывала следователю о Леониде Быкове дочь артиста Марьяна:

"11 апреля 1979 года папа должен был поехать в Страхолесье Чернобыльского района - он хотел посмотреть, не затопило ли нашу дачу, а еще уплатить взносы в садовом товариществе. Я в это время собиралась в институт. Уезжая, папа сказал, что домой возвратится вечером, но если будет сажать на даче лук, то, может быть, задержится там до утра следующего дня. Около 20 часов нам домой позвонил дежурный из милиции и сообщил маме, что в аварии погиб папа. Автомобиль отец водил уверенно, водительский стаж у него большой...".

Марьяна Леонидовна насчет шоферского стажа права. Водительскую "корочку" Леонид Федорович получил еще в 1965 году в ГАИ Ленинграда. В талоне предупреждений Быкова - две просечки. Оказывается, в 1965 и 1975 годах Быкова дважды наказывали гаишники за нарушение правил обгона и маневрирования. В 1966 г. в его талоне тоже сделали отметку - за нарушение правил проезда перекрестков и железнодорожных переездов. Пишу к тому, чтобы показать: Леонид Федорович всегда был законопослушным гражданином, не кичился своим именем, не пытался содрать, как некоторые нынешние знаменитости, погоны с гаишников. Тем не менее тот обгон на шоссе близ Дымера выглядит очень странным.

В апреле 79-го водитель Сергей Колесниченко пояснял следователю: "Волга" вдруг выехала на середину проезжей части и начала двигаться прямо на мою машину. Не успев даже нажать на тормоз, я механически повернул руль вправо и сразу почувствовал удар...". А какое мнение специалистов? Процитирую фрагмент заключения судебной автотехнической экспертизы: "Располагая расстоянием 48 м, водитель ГАЗ-53 Колесниченко не имел технической возможности путем экстренного торможения предотвратить столкновение".

И еще по поводу козней злоумышленников, которые якобы могли нахимичить в машине. Эксперты установили, что и тормозная система, и рулевой механизм быковской "Волги" на момент аварии были в исправном состоянии.

Сергей Колесниченко до мельчайших деталей помнит тот таран. Принес свое водительское удостоверение (еще старого, советского образца), талон предупреждений, показал нам с Чевгузом. А там - ни одной записи о нарушении. За десятки лет - ни одной осечки на дороге. Но в тот день, 11 апреля, он получил не то что отметку в талоне - пробоину в сердце...

- Когда я вынес постановление о прекращении уголовного дела, то вскоре направил материалы разбирательства в архив, - вспоминает Виктор Чевгуз. - Через пару недель меня вызывает начальство, интересуется результатами расследования. А я и говорю: дело уже в архиве. "Как в архиве? А почему не в суде?" Пришлось дать постановление о прекращении... А в нем все указано. Бояться мне было нечего. Я поступил по закону. Выслушав мои аргументы, начальство вынуждено было согласиться с ними".

Внезапно в разговор вмешалась супруга Сергея Колесниченко: "Вы представьте, а если бы вместо Чевгуза это дело вел какой-нибудь следователь, пытавшийся угодить начальству? Что было бы? Да в тюрьму запроторили бы Сергея!".

- Не будем о грустном, Таня, - прервал жену глава семьи. - Как говорится, все преходяще, а музыка вечна. Будем жить! Сын вот растет у нас...

P. S. Из этических соображений фамилия, имена водителя и его жены в тексте изменены.

Леонид ФРОСЕВИЧ
"Ведомости"

 

Здесь Вы можете оставить свое мнение по поводу прочитанного >>>

 

Рекомендую купить:

 

Подробнее...

История гестапо
Жак Деларю (2000)

Автор, известный французский историк, участник движения Сопротивления, на огромном фактическом материале показывает зарождение, становление и масштабы деятельности гестапо. В книге даются точные портретные зарисовки его главарей, вскрывается сущность идеологии фашизма... [подробнее]

Цена: 56 руб.

 

С уважением, ведущий рассылки Сергей Шрам (sezik2000@mail.ru).



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное