При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь прекрасна!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вы получили это письмо, так как подписались на рассылку "Тексты народных преданий"
Древнерусское государство, начало которого датировали обычно 862 г., на самом деле возникло значительно раньше, но систематические сведения летописей начинаются с призвания князя Рюрика, которое отнесено к этому году составителями летописных сводов, вошедших в «Повесть временных лет». Отдельные предания о более ранних временах попали в летописи и другие рукописные средневековые сочинения по русской истории.
Название «Древняя Русь» используют иногда расширительно в применении к нескольким периодам нашей истории до XVIII века. В этом разделе сайта помещены фольклорные отображения блестящей эпохи Руси Киевской и Новгородской, когда наше государство было одним из сильнейших и культурнейших в Европе, а единый русский народ не подразделялся еще на великороссов, малороссиян и белорусов. За четыре столетия древнерусская народность, постоянно отбивая натиск степных кочевников, приняв христианство, став средоточием самобытной культуры, наследие которой восхищает до сих пор, было оплотом цивилизации, пока не оказалось затоплено мутной волной монголо-татарского нашествия.
Ниже приведена песнь-слава Русской земле. Восприятие русскими людьми Родины, отображенное этим текстом, не может быть ограничено хронологически. Перед нами песнь, являющаяся своего рода эпиграфом ко всей русской истории в ее народной интерпретации. Историческая самооценка, отображенная преданиями об эпохе, предшествовавшей правлению Рюриковичей, отчасти созвучная этой песне, дополняет в существенных чертах картину общего восприятия народом начала своей истории.
Источниками для летописцев были устные предания. Некоторые из таких преданий сохранились в изустной передаче до того времени, когда их стали записывать собиратели фольклора. Предания, использованные летописцами, в большинстве своем были переработаны при составлении и дальнейших переделках летописей. Но некоторые сохранились в форме, близкой, очевидно, к тому, что слышали от своих современников составители летописей. Часть дошла только в тексте «Повести временных лет» начала XII в., но некоторые по использованному в ней летописному своду конца XI в.
Текст песни "Слава Русской земле" приведен по изданию Никифоров А.И Фольклор и "Слово о погибели Рускыя земли//Из истории русской фольклористики. Л., 1978, с. 197. Письменный текст, созданный в XIII в., приводит песню-славу, существовавшую, очевидно, ранее. Уже первооткрыватель памятника X. М. Лопарев полагал, что в древности ее исполняли народные певцы (Лопарев X. «Слово о погибели Рускыя земли», вновь найденный памятник литературы XIII века. Спб., 1892. С. 11). А. В. Соловьев пришел к выводу, что это образец творчества дружинных певцов (Труды Отдела древнерусской литературы/ Отв. ред. Д. С. Лихачев. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 78-115; М.; Л., 1960. Т. 16. С. 143-146). А. И. Никифоров, еще до А. В. Соловьева отметивший здесь песенный размер, обнаружил в записях русского и украинского фольклора XIX в. семь параллельных примеров, часть которых исследователь определил как позднейшие сокращенные варианты той самой песни, которая сохранилась в письменном памятнике XIII в. Он заключал: «Не только вся структура песни, но и ряд буквальных совпадений в тексте прямо доказывают это» (Никифоров А.И Фольклор и "Слово о погибели Рускыя земли//Из истории русской фольклористики. Л., 1978, с. 194.). Вот фрагменты одного из приведенных им примеров:
Сторона ли наша сторонка...
Она всем-то изукрашена:
И церковью божественной...
И озерами широкими,
И речкой-то быстрою...
Как обнаружил А. И. Никифоров, на Украине древнерусские песенные формулы этой славы оказались использованы в народных думах, например:
Ей ти, земле турецька,
Ти, вiро бусурменьска!
Ти есть усим наповнена...
Добавим, что восклицание «О!» употреблялось в начале исторических песен вплоть до XVIII-XIX вв. Следует, впрочем, отметить, что комментируемый текст не все исследователи воспринимали как песенный. На сайте опубликована первая его часть, на наш взгляд, не имеющая признаков литературной обработки писцом и самостоятельная по содержанию.
О светло светлая
И украсно украшена
Земля Русская!
И многими красотами
Удивлена еси:
Озеры многими
Удивлена еси,
Реками и кладязьми
Месточестными,
Горами крутыми,
Холмы высокими,
Дубравами частыми,
Польми дивными,
Зверьми различными,
Птицами бесчислеными,
Городы великими,
Селы дивными,
Винограды обительными,
Домы церковными
И князьми грозными,
Бояры честными,
Вельможами многими!
Всего еси исполнена Земля Русская,
О правоверная
Вера християнская!
Источник: Татищев В.Н. История Российская, М.; Л., 1962. Т.1. с. 108.
Предание находится в составе Иоакимовской летописи. Ее подробно процитировал в своем труде
Князь Словен, оставив сына своего Бастарна во Фракии и в Иллирии около моря и по Дунаю, отправился на север, воздвиг город Великий и нарек его во свое имя Словенск [...]
По устроении Великого города князь Словен умер, а по нем владели сыновья его и внуки много сотен лет. И был князь Вандал; владея славянами, ходя повсюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли у моря завоевав и народы их покорив, возвратился в город Великий [...]
Он имел трех сыновей: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу и назвал их именами, и разделил им всю землю; сам пребывал в Великом городе много лет и умер в глубокой старости; после себя Избору передал во власть Великий город и братьев его; потом умерли Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть на всей земле. Он имел жену из варягов Адвинду, весьма красивую и мудрую; о ней многое старики рассказывают и восклицают в песнях.
По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который был девятым после Владимира; имена же тех восьми, как и деяния их, неизвестны, вспоминаются только в древних песнях.
Буривой имел трудную войну с варягами, много их побеждал и обладал всей Биармией до Кумени. Потом был у этой реки побежден, потерял всех своих воинов и едва сам спасся в городе Биармы - на острове, хорошо укрепленном, где пребывали подвластные князья; там он и умер. Варяги же, придя внезапно, подчинили Великий город и прочие города, возложили тяжкую дань на славян, русь и чудь.
Люди, терпевшие великое угнетение от варягов, послали к Буривою, прося у него сына Гостомысла княжить в Великом городе. И когда Гостомысл принял власть, тотчас бывших там варягов одних погубил, других изгнал и отменил дань варягам; отправившись на них, победил и построил у моря город во имя своего старшего сына Выбора; и сотворил мир с варягами, и настала тишина на всей земле.
Источник: Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков/Сост, пер. и примеч.
Предание, включенное в Начальный свод 1093 г. (
Были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Источник: Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков/Сост, пер. и примеч.
Предание, включенное в Начальный свод 1093 г. (
И нашли их хозары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. И отнесли их хозары к своему князю и к своим старейшинам и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хозарские: «Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны,- саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось сказанное ими, так как не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению [...]
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||