Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тексты народных преданий

  Все выпуски  

Про Святогора


Информационный Канал Subscribe.Ru


Добрый день!


Вы получили это письмо, так как подписались на рассылку "Тексты народных преданий"


Выпуск второй

Про Святогора

Источник: Текст былины "Про Святогора" записан в 1938 году от выдающейся сказительницы советского времени Анны Михайловны Пашковой (Былины Пудожского края. Петрозаводск, 1941 № 4).


Уже первые исследователи русского эпоса обратили внимание на то, что былинные герои делятся на два типа. Тогда же было введено разделение на старших и младших богатырей.

«Образ этого огромного богатыря,– писал К. С. Аксаков о Святогоре в заметках к первому выпуску "Собрания народных песен П.В. Киреевского" (1860), – которого обременила, одолела собственная сила, так что он стал неподвижен, – весьма значителен. Очевидно, что он выходит вне разряда богатырей, к которому принадлежит Илья Муромец. Это богатырь-стихия. Нельзя не заметить в наших песнях следов предшествующей эпохи, эпохи титанической или космогонической, где сила, получая очертания человеческого образа, еще остается – силою мировою. Вочеловечение этих сил имеет свои ступени; не все богатыри этой первозданной эпохи одинаково носят в себе стихийный характер; но один более, другой менее, один дальше, другой ближе к людям... Не их ли должно разуметь под "старшими богатырями"».

Старшие – это Святогор, Волх Всеславьевич и Михайло Потык (древнейшая былинная "троица", предшествовавшая Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу и Илье Муромцу). Образы титанические, сохранившие прямые отголоски языческих представлений, мифов, легенд. По сравнению с ними все другие богатыри действительно выглядят младшими. С младших богатырей начинается новая страница в истории русского эпоса – его героический период, когда на первый план выдвигается глубоко народная идея защиты родной земли.

Несколько иная, мифологическая трактовка образа Святогора принадлежит А.Н. Афанасьеву. «Если бы даже мы, – пишет он, – не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов. В колоссальном, типическом образе Святогора ясны черты глубочайшей древности. Имя его указывает не только на связь с горами, но и на священный характер этих последних...» Современные исследователи придерживаются аналогичной точки зрения (см.: Мифы народов мира. М., 1982, т. 2, с. 421).

В.И. Калугин

Как на далече-далече вo чистом во поли,
Тута куревка да поднималаси,
А там пыль столбом да поднималаси,-
Оказался во поли добрый молодец,
Русский могучий Святогор-богатырь.
У Святогора конь да будто лютой зверь,
А богатырь сидел да во косу сажень,
Он едет в поли, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палица
Высоко да по поднебесью;
Когда палица да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой.
Наеждяет Святогор-богатырь
Во чистом поли он на сумочку да скоморошную.
Он с добра коня да не спускается,
Хотел поднять погонялкой эту сумочку,-
Эта сумочка да не ворохнется.
Опустился Святогор да со добра коня,
Он берёт сумочку да одной рукой-
Эта сумочка да не сшевелитца.
Как берёт он обема рукам,
Принатужился он силой богатырской,
По колен ушол да в мать сыру-землю-
Эта сумочка да не сшевелится,
Не сшевелится да не поднимется.
Говорит Святогор да он про себя:
- А много я по свету еждивал,
А такого чуда я не видывал,
Что маленькая сумочка да не сшевелится
Не сшевелится, да не здымается,
Богатырской силы не сдавается.-
Говорит Святогор да таковы слова:
- Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла.-
И взмолился он да своему коню:
- Уж ты, верный богатырский конь,
Выручай теперь хозяина.-
Как схватился он да за уздечику серебряну,
Он за ту подпругу золочёную,
За то стремецько да за серебрянно.
Богатырский конь да принатужился,
А повыдернул он Святогора из сырой земли.
Тут садился Святогор да на добра коня
И поехал во чисту полю
Он ко тым горам да Араратскиим.
Утомился Святогор да он умаялся
С этой сумочкой да скоморошноей
И уснул он на добром коне,
Заснул он крепким богатырским сном.
Из-под далеча-далеча из чиста поля
Выеждял старой казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович,
Увидал Святогора он богатыря:
- Что за чудо вижу во чистом поли,
Что богатырь едет на добром кони,
Под богатырем-то конь да будто лютый зверь,
А богатырь спит крепко-накрепко.-
Как скрычал Илья да зычным голосом:
- Ох ты гой еси, удалой добрый молодец,
Ты что, молодец, да издеваесся,
А ты спишь ли, богатырь, аль притворяесся,
Не ко мне ли старому да подбираесся,
А на это я могу ответ держать.-
От богатыря да тут ответу нет.
А вскричал Илья да пуще прежнего,
Пуще прежнего да зычным голосом-
От богатыря да тут ответа нет.
Разгорелось серце богатырское
А у старого казака Ильи Муромца,
Как берёт он палицу булатнюю,
Ударяет он богатыря да по белым грудям,
А богатырь спит, не просыпается.
Рассердился тут да Илья Муромец,
Разъеждяется он во чисто поле,
А с разъезду ударяет он богатыря-
Пуще прежнего он палицей булатнею.
Богатырь спит, не просыпается.
Рассердился тут старой казак да Илья Муромец,
А берёт он шалапугу подорожную,
А не малу шалапугу да во сорок пуд,
Разъеждяется он со чиста поля
И ударил он богатыря по белым грудям,
И отшиб он себе да руку правую.
Тут богатырь на кони да просыпается,
Говорит богатырь таково слово:
- Ох, как больно руськи мухи кусаются.-
Поглядел богатырь в руку правую,
Увидал тут Илью Муромца,
Он берёт Илью да за жолты кудри,
Положил Илью да он к себе в карман,
Илью с лошадью да богатырскоей,
И поехал он да по святым горам,
По святым горам да Араратскиим.
Как день он едет до вечера,
Тёмну ноченьку да он до утра,
И второй он день едет до вечера,
Тёмну ноченьку он до утра,
Как на третей-то да на денёчек
Богатырский конь стал спотыкатиси.
Говорит Святогор да коню доброму:
- Ах ты, волчья сыть да травяной мешок,
Уж ты что, собака, спотыкаесся?
Ты итти не мошь, аль вести не хошь?-
Говорит тут верный богатырский конь
Человеческим да он голосом:
- Как прости-тко ты меня, хозяинушко,
А позволь-ко мни да слово вымолвить-
Третьи суточки да ног не складучи,
Я вожу двух рускиих могучиих богатырей,
Дай в третьих с конём богатырскиим.-
Тут Святогор богатырь да опомнился,
Что у него в кармане тяжелёшенько;
Он берёт Илью за жолты кудрй,
Он кладёт Илью да на сыру землю
Как с конём его да богатырскиим.
Начал спрашивать да он выведывать:
- Ты скажи, удалый добрый молодец,
Ты коей земли да ты какой орды?
Если ты – богатырь святорусский,
Дак поедем мы да во чисто поле
Попробуем мы силу богатырскую.-
Говорит Илья да таковы слова:
- Ай же ты, удалой добрый молодец,
Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатиси,
Я желаю с тобой побрататиси.-
Святогор-богатырь соглашается,
Со добра коня да опущается,
И раскинули оне тут бел шатёр,
А коней спустили во луга зелёныи,
Во зелёныи луга оне стреножили.
Сошли они оба во белой шатёр,
Они друг другу порассказалиси,
Золотыми крестами поменялиси,
Оны с друг другом да побраталиси,
Обнялись они поцеловалиси,-
Святогор-богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
Хлеба-соли тут оне откушали,
Белой лебеди порушали
И легли в шатёр да опочив держать.
И недолго, немало спали – трое суточек,
На четвёрты оне да просыпалиси,
В путь-дороженьку да отправлялися.
Как седлали оне да коней добрыих,
И поехали оне да не в чисто поле,
А поехали оне да по святым горам,
По святым горам да Араратскиим.
Прискакали на гору Елеонскую,
Как увидели оне да чудо чудное,
Чудо чудное да диво дивное:
На горы на Елеонския
Как стоит тута да дубовый гроб;
Как богатыри с коней спустилиси,
Оне ко гробу к этому да наклонилиси,
Говорит Святогор да таковы слова:
- А кому в этом гробе лежать сужено?
Ты послушай-ко, мой меньший брат,
Ты ложись-ко во гроб да померяйсе,
Тебе ладен ли да тот дубовый гроб.-
Илья Муромец да тут послушался
Своего ли братца большего,
Он ложился Илья да в тот дубовый гроб.
Этот гроб Ильи да не поладился,
Он в длину длинён и в ширину широк,
И ставал Илья да с того гроба,
А ложился в гроб да Святогор-богатырь,
Святогору гроб да наладился,
В длину по меры и в ширину как раз.
Говорит Святогор да Ильи Муромцу:
- Ай же ты, Илья, да мой меньший брат,
Ты покрой-ка крышечку дубовую,
Полежу в гробу я, полюбуюся.-
Как закрыл Илья крышечку дубовую,
Говорит Святогор таковы слова:
- Ай же ты, Илюшенька да Муромец,
Мни в гробу лежать да тяжелёшенько,
Мни дышать-то нечим да тошнёшенько,
Ты открой-ко крышечку дубовую,
Ты подай-ка мне да свежа воздуху.-
Как крышечка не поднимается,
Даже щилочка не открывается.
Говорит Святогор да таковы слова:
- Ты разбей-ко крышечку саблей вострою.-
Илья Святогора послушался,
Берет он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому.
А куда ударит Илья Муромец,
Тут становятся обруци железныи;
Начал бить Илья да вдоль и поперек,
Всё железные обручи становятся.
Говорит Святогор да таковы слова:
- Ах ты, меньший брат да Илья Муромец,
Видно, тут мни, богатырю, кончинушка,
Ты схорони меня да во сыру землю,
Ты бери-тко моего коня да богатырского,
Наклонись-ко ты ко гробу ко дубовому,
Я здохну тиби да в лично белое,
У тя силушки да поприбавится.-
Говорит Илья да таковы слова:
- У меня головушка есь с проседью,
Мни твоей-то силушки не надобно,
А мне своей-то силушки достатоцьно;
Если силушки у меня да прибавится,
Меня не будет носить да мать сыра-земля,
И не наб мне твоего коня да богатырского,
А мни-ка служит верой-правдою
Мни старой Бурушка косматенький.-
Тута братьица да распростилиси,
Святогор остался лежать да во сырой земли,
А Илья Муромец поехал по святой Руси
Ко тому ко городу ко Киеву,
А ко ласковому князю ко Владимиру.
Рассказал он чудо чудное,
Как схоронил он Святогора да богатыря
На той горы на Елеонскии.
Да тут Святогору и славу поют,
А Ильи Муромцу да хвалу дают,
А на том былинка и закончилась.


Издания по истории России

А.Л.Мясников. Золотое кольцо. История городов
Шестая книга серии "Страницы российской истории" на русском и английском языках посвящена древним русским городам, объединенным понятием "Золотое кольцо России". Каждая глава книги рассказывает об истории создания и памятниках городов "Золотого кольца" и их окрестностях. Богатый иллюстративный материал помогает проникнуться очарованием Древней Руси. Книга в рельефном медненом переплете.Цена – 2240 руб.
Борис Рыбаков. Язычество древних славян
Книга раскрывает истоки народного мировоззрения русских, украинцев и белорусов, прослеживает периодизацию язычества: дуалистический анимизм (культ вампиров и берегинь), культ божеств плодородия (Рода и рожаниц), дружинный культ Перуна, сменяемый христианством. Анализируются происхождение языческих богов, представления о мире и управляющих им силах, восходящие к охотничьему обществу палеолита и мезолита. Подробно изучены мировоззрение древних земледельцев IV-III тысячелетий до н.э. на территории Украины и его отголоски в мировоззрении славян. Рассмотрены этногенез славян, святилища и погребальные обряды праславян. Цена – 400 руб.
Эренджен Хара-Даван. Русь монгольская. Чингис-хан и монголосфера
Книга выдающегося представителя движения евразийцев Э. Хара-Давана во многом уникальна. Калмык по национальности, он, как никто до него, постиг вневременной смысл миссии Чингис-хана. Образ вождя евразийских племен, создавшего самую могучую и обширную империю в истории человечества, по-прежнему нуждается в очищении от шелухи застарелых, но от этого не менее зловредных мифов. "Кровавый тиран", "разрушитель", "варвар" на самом деле был великим миротворцем, защитником свободы совести. Сегодня, когда евразийство помимо чисто идеологического вновь обретает политическое измерение, объективный, построенный на богатом фактическом материале рассказ о первом императоре объединенной Евразии особенно актуален. Цена – 192 руб.

До встречи!

Александр Якутский

Наш форум



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное