Скоро в школу. А надо ли?

  Все выпуски  

Скоро в школу. А надо ли? 16


Информационный Канал Subscribe.Ru

Скоро в школу. А надо ли? No 16

Добрый день или вечер.

Некоторые родители склоняются к тому, чтобы учить ребёнка дома. Особенно, дать дома начальное образование, а там подойдёт время выбора для самого ребёнка.
Этот выбор более сложный, это решение взять ответственность полностью на себя.
В одиночку любой путь сложнее.
Предлагаю объединяться единомышленникам и создать, своего рода, банк накопления и обмена информацией. И нет разницы в каком возрасте пришло решение учиться вне школы, любой опыт поможет другим сделать осознанный выбор.


Несколько раз уже звучал вопрос в рассылке, также пришло несколько писем на тему: где взять программы по школьным предметам.

Готовясь к рассылке и осознавая, что это довольно серьёзный вопрос, попробовала попросить программы у школьных учителей. Они вроде бы согласны, но "некогда" переписывать, а книгу дать не могут. Я просто не стала настаивать.

Года 2 назад, стала искать программы по поисковым системам интернета. Было очень мало и не поурочные программы. Сейчас заметен большой сдвиг - программ много и разные, найти можно. Подберу по всем предметам для первого класса и выложу на сайт информацию о том, что должен уметь учащийся в конце года со ссылкой на поурочный план.

Если кто уже нашёл программы старше 4 класса, пожалуйста, поделитесь лучшими ссылками, быстрее оформлю странички по классам.

А в интернете набирает ход движение по семейному обучению.

Уже много сайтов, страничек и рассылок, которые отвечают возросшему интересу. Когда принимался закон о семейном образовании, думали прежде всего о детях, которым по тем или иным причинам тяжело учатся в школе. В итоге получилось наоборот, на семейное обучение "уходят" более успешные ученики.

Так может и не надо сильно бояться такого обучения. Считаю, что много значит само решение, а потом уже простроить сам путь вместе с ребёнком. Именно РЕШЕНИЕ диктует дальше действие: подумал, решил, начал действовать.

А далее письма:

Здравствуйте, Нина. А как быть с тем, что при домашнем обучении смешиваются роли мамы и педагога, учителя? Они ведь совершенно разные. Лучше если мама все же будет оставаться только мамой и выполнять эту свою функцию.

А как быть с тем, что при домашнем обучении ребенок фактически ограждается от реалий мира? Вы отнимаете у него возможность научиться справляться с проблемами самостоятельно. Ведь школьный коллектив формирует у ребенка умение жить в социуме, понимать людей, общаться, выходить из конфликтных ситуаций, развивает поисковую активность и т.д. Мне кажется, что в домашнем обучении скрыто очень много ловушек, которых, наверное, трудно избежать, но очень легко сформировать у ребенка различные комплексы.

Всегда, когда родитель с таким фанатичным упорством борется за своего ребенка, возникает один вопрос: ЗАЧЕМ РОДИТЕЛЮ это нужно? Если честно спросить себя об этом, то мы поймем, что на самом деле все это нужно только нам, а не нашим детям. Ведь это МЫ боимся, что в школе ничему не научат, т.к. не научили НАС (а, по-правде говоря, это мы сами и не научились).
С уважением, Нина.

Вопросы заданы. Отвечаю из своего опыта.

В семье, мама, в первую очередь, учит ребёнка. Учит держать ложку, делать первые шаги, одеваться и шнуровать, застёгивать пуговицы и т.д. Разве это воспитание? По - моему, это обучение. Ребёнок растёт и обучается новому в семье.

Когда я училась в школе, мои родители мне помогали мало. Да, учили учителя. Потому, что послевоенные дети шли на работу. Например, мой отец учился в вечерней школе в то время, когда училась и я. Это мы, его дети, помогали ему делать уроки и готовиться к экзаменам. А учились мы довольно хорошо, хорошисты.

Времена изменились. Позиция учителя - что только он может учить, это позиция системы. Помню, на общешкольном родительском собрании прозвучала фраза: "Не вмешивайтесь в процесс обучения, дети итак слишком много вопросов задавать стали"

А беда не в том, что дети вопросы задают, беда в том, что учителя не отвечают.

Про школу и школьный коллектив уже были письма и высказывания. По - моему, после школы остаётся расстерянность и потерянность. Командовать перестали, самостоятельности не научили. Жизнь в школьном здании часто отличается от реальности, поэтому многие идут учиться дальше на очное отделение, по привычной дороге.

Не знаю как у кого, моё окружение зависело больше от тех, кто рядом живёт и у кого такие же интересы, как у меня. Школьный коллектив меня не отталкивал, но зависимости не было.

Попробуем сформулировать наш ответ на вопрос "зачем это нужно".

Моя дочь, вспоминая школьное время, говорит: высказывать мнение и свои мысли - только вредить себе; несправедливость оценки знаний; обязаловки мероприятий, не посещать которые себе дороже; учить не главное, главное угодить преподавателю. Заметьте, отрицательное не касается самого обучения, а только отношений внутри школы. За 11 лет обучения, у дочери тёплые воспоминания о 4 педагогах. К одному из которых, она хочет отдать на индивидуальное обучение свою Валерию - разговорный английский.

Я, как бабушка, поддержала и делаю что могу - рассылку и сайт. А для этого я тоже учусь - ищу информацию, пытаюсь объединить её.

Ещё письмо:

несколько выпусков назад вы писали, что ребенок в 7 лет не способен еще сам сделать выбор, и родители должны за него решать, отдавать его в школу или нет (а к 10 годам, после начальной школы, он уже будет думать сам, идти в школу или нет). А как же тогда все остальные утверждения об уважении к ребенку, о его самостоятельности? Уважение выбора ребенка - это ведь и есть уважение его личности, признание, что ребенок является личностью
с момента зачатия. А выбор дети способны делать и в год, и в два, и гораздо раньше.

В 6 -7 лет дети очень ярко воспринимают мир, очень многое видят и понимают (гораздо больше некоторых взрослых). Наблюдая за сверстниками, которые бегут с рюкзаками в школу, слушая их разговоры, впечатления, ребенок может почувствовать себя сильно обделенным.
Мне кажется оптимальным постараться найти лучший вариант школы (в смысле отношения к детям), и смотреть, как чувствует себя ребенок, если ему будет плохо в школе, вы это сразу увидите, забрать из школы никогда не поздно, зато не будет зависти к другим детям и
появится мотивация домашнего обучения.

Валерия.

P.S. Нина, вы слышали что-нибудь про конференцию по альтернативным формам образования, которая проходила в Москве в июле? Если располагаете информацией, то поделитесь в рассылке. Спасибо.

По поводу последнего: много находила по альтернативным школам, а вот по формам ничего. Может читатели слышали или читали? Поделитесь.

По поводу выбора ребёнка - идти или нет в школу.

Ребёнку не предоставлен выбор, а просто подходит время идти в школу. Даже по Закону об образовании "выбор формы образования предоставлен родителям или лицим их заменяющих". А родители выбирают по своему жизненному опыту, по анализированию уже пройденного пути и взвешиванию своих сил. Решиться на домашнее обучение своего ребёнка может только уверенный в своих силах человек.

Мы, например, много говорим и читаем вслух статьи про семейное обучение. Ребёнок находиться рядом. Мы - это я и моя дочь, мама Валерии. Каждый выпуск рассылки, прежде чем отправить, проходит "контроль" моей дочерью. Валерка уже сидит и слушает, иной раз вопросы задаёт.

Разговоры о школе мимо не проходят, даже то, что на вечер встречи мама не пошла ни разу. И не обучение виновато, а коллектив. А тут ещё и наши, дедушки с бабушкой, комментарии по поводу школьной справедливости, ребёнок очень чутко улавливает.

Посещение Центра детского творчества с детьми 2 - 3 класса тоже вносит свою лепту. Отзывы о школе других детей вызывают только тревогу. А свобода посещения кружков (можно в 2 смены ходить на любимое занятие), восхищает её и вызывает удивление у школьников. Девочка рослая, пока, кроме руководителей никто не знает что ребёнку 6 лет.

Наш ребёнок уже выбрал, с нашей подачи, что сидеть в школе не будет, а учиться есть большое желание. Был вопрос: "Если в школу не пойду, мне пенал и ранец купят?" Утвердительный ответ что купят всё, что нужно для школы, сразу успокоил. Ведь в школу ходить будем, учительница тоже будет, все предметы нужны, значит будут!

Мне кажется, наш подход к этому нормальный, мы предлагаем и объясняем, ребёнок выбирает.

Другой вопрос - если наш ребёнок захочет в школу, она обязательно пойдёт. Ведь просто запретить не получиться. Выбор остаётся за Валерией.


Нередко поиски детского сада для малыша начинаются задолго до того, как он сделает свои первые шаги. Другие же мамы и папы искать сад и не собираются. Они решают не отдавать туда кроху вообще, оставив под опекой бабушки. Другое дело — школа, она воспринимается как неизбежность. Между тем, в законе официально записано право родителей обучать своего ребенка дома в рамках экстерната или семейного образования. Но стоит ли это делать? Каковы плюсы и минусы домашнего обучения? Об этом нам рассказывает педагог-психолог Оксана Балакирева.

Статья и несколько историй находиться по указанной ссылке:

http://www.nanya.ru/opit/8204

предлагаю для чтения часть

. . . родителям стоит задуматься о возможности обучения ребенка на дому, если:

У чада проблемы со здоровьем

— малыш находится в пограничном состоянии между неврозом и психопатией. Признаками такого состояния могут быть: бессмысленное упрямство, быстрая смена настроений, частые ссоры и грубость, не мотивируемая агрессия или, наоборот, чрезмерная податливость, стремление обратить на себя внимание любым путем и ярко выраженный эгоизм, гипертрофированный педантизм или цинизм.

— при нарушении деятельности головного мозга, в результате которой возникает асоциальное поведение, гиперактивность, сниженная обучаемость и работоспособность.

— если у ребенка хроническое заболевание, и ему надо соблюдать режим дня и диету, периодически лежать в стационаре.

Ваш малыш «сова»

Обычно режим дня устанавливается еще до школы, когда чадо начинает ходить в детский сад. Если ребенок до школы остается дома, лучше заранее начать приучать его к новому распорядку дня. Если же младший школьник не способен вставать рано утром и не воспринимает информацию на первых уроках, временное домашнее обучение поможет подобрать оптимальный режим усвоения знаний и постепенно сформировать необходимую привычку.

У ребенка талант

Если в дошкольном возрасте ребенок или его родители приняли решение заниматься чем-то определенным всерьез, например, спортом, учеба обычно отходит на второй план. В таком случае, экстернат даст возможность не отвлекаться от своего главного дела и делать уроки в удобное время.

Психологи указывают вам на психологическую неготовность малыша к школе.

Личность маленького человека должна созреть для того, чтобы большую часть своей жизни проводить в образовательном учреждении. Перед поступлением в школу детей тестируют, выявляя степень их физической, интеллектуальной, эмоционально—волевой, личностной и социально-психологической готовности к школе. У ребенка должны присутствовать: мотивация, потребность в общении, способность сознательно воспринимать большой объем информации.

Если малыш по возрасту годится в первоклашки, но еще не готов к этому по уровню своего внутреннего развития, целесообразнее всего пропустить год или же временно заниматься с ним в домашних условиях. Так ребенок, с одной стороны, не отстанет от сверстников, а с другой — сохранит психическое здоровье.

На сегодня всё.

До встречи!


Есть что добавить в мои рассылки? Пишите мне. Нина

Целью рассылки является поиск единомышленников по семейному обучению детей, для накопления информации и создания, своего рода, банка обмена.

Я оставляю за собой право публично цитировать письма, если только в письме не содержится просьбы этого не делать.
Адреса сайтов, указанных в письмах, в большинстве случаев, буду удалять.

 www.tropinki.boom.ru


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.anadoli
Отписаться

В избранное