Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скоро в школу. А надо ли?

  Все выпуски  

Скоро в школу. А надо ли? 36


Информационный Канал Subscribe.Ru

Скоро в школу. А надо ли? No 36

Добрый день или вечер.

Предлагаю объединяться единомышленникам и создать, своего рода, банк накопления и обмена информацией по семейному обучению и эксернату. И нет разницы в каком возрасте пришло решение учиться вне школы, любой опыт поможет другим сделать осознанный выбор.


Читатели пишут письма с вопросами. Вопросы такие, что ответ написать однозначно трудно. Разные люди - разные ситуации.

Одно объединяет вопросы, что родители (а, возможно, и дети) спрашивают для получения информации, которой не хватает для принятия важных решений. Помочь, ответить или просто рассказать о своём, могут те, кто прошёл этот путь или уже видит выход из различных ситуаций.

Вот одно из таких писем:

Здравствуйте!
Уже довольно давно получаю вашу рассылку и, вот, возник такой вопрос. Как дети, которые были на домашнем обучении, потом адаптировались в школах или в ВУЗах. Ведь знания в голове - это одно, а умение выжить в нашем обществе - это совсем другое.

Мой ребенок, по отзывам разных психологов, логопедов и др. специалистов "очень, очень одаренный". Но я отдала его в ОБЫЧНУЮ школу. Я вижу как ему там нелегко. И я помогаю ему справится с проблемами сейчас - в 7 лет, чтобы, став старше, он смог справляться сам.

Очень хотелось бы в вашей рассылке прочитать о тех детях которые перешли с домашнего обучения на обычное, и что из этого вышло.
Заранее благодарю. Оксана Р.

В 20 выпуске рассылки было письмо от Ирины, сын которой до 7 класса учился дома. Учили детей коллективно, помогали родители все вместе. В старших классах дети пошли в школу, заметно отличались по знаниям в лучшую сторону. Причины возврата в школу разные - начало специализации, нехватка общения и другое.

В конце 90-х годов я слышала рассказ родительницы, у которой старший сын из-за травмы стал учиться дома. А младший, под таким предлогом отказался идти в 1-ый класс, мол брат не ходит и я не пойду. Так и занимались год: старший обучал младшего, а младший помогал старшему, который был ограничен в движении.

Детям это понравилось и они остались на домашнем обучении ещё на 3 года. Затем, старший брат вернулся в выпускные классы, они были специализированными и выпускные экзамены засчитывались вступительными в институт, но, самое главное - часть уроков проводили преподаватели того института, а это очень весомый аргумент.

Пошёл и младший брат в школу, в 5 класс. Мама отмечала большой интерес к процессу посещения школы - у него отсутствовала СКУКА, присущая большинству одноклассников. Домашние задания были непривычно малы, по сравнению с тем, что делал раньше самостоятельно. Отношение к школьным оценкам было равнодушное, он научился оценивать свои успехи сам и не оглядываться на окружение.

Мама беспокоилась только о том, как бы школа не тормознула любопытство ребёнка.

Родители и ученики, расскажите о себе, ваши истории очень нужны!

Следующее письмо адресовано москвичам или иностранным подданным, проживающих в России:

Добрый день, Нина.
Хочу обратиться с вопросом к опытным родителям - читателям рассылки. Ситуация такова, что наша семья живёт одновременно в двух странах: в течение года мы то в Москве, то в Минске. Бывает по месяцу, бывает по три. К будущему сентябрю старшему сыну будет шесть. Он очень хочет идти в школу, "чтобы учиться", говорит. Рассмотрев разные варианты, я думаю, что можно попробовать пойти в школу в Москве, на домашнее обучение.

Я знаю, что многие иностранные граждане без проблем оформляются в Москве в обычную школу. Кто-нибудь знает, можно ли иностранным гражданам быть на домашнем обучении? Я говорю о Москве, потому что в Беларуси такой системы не существует вообще.

Возможно, Вы сможете выслать мне закон РФ об образовании полностью, в той части что на сайте упоминания об иностранцах нет.

Может кто-то из родителей может подсказать лояльную московскую школу, где спокойно относятся к "домашним".

И ещё. Надо ли готовить для поступления на домашнее обучение полную медицинскую карту -- ведь посещать заведение ребёнок практически не будет?
Особое спасибо Вам, Нина, за такую рассылку. Она меня очень поддержала.
С уважением, Юлия.

Весь закон есть, например, здесь: http://web.etel.ru/~zakon/z5201.htm. Но, кроме ссылки на договоры между странами, конкретного ничего нет. Если есть иностранные граждане, дети которых учатся в России, откликнитесь, пожалуйста.

Ещё, можно сходить в Отдел образование, например, района. Там обязательно есть человек по семейному образованию. Ведь если даже нет детей - домашников, то есть дети - инвалиды, которые обучаются на дому. Человек, который занимает такую должность, должен очень хорошо ориентироваться в Законе и может дать конкретные советы.

Другой вариант: обучайте самостоятельно, а в 7 лет протестируйте ребёнка, в каком классе он готов обучаться. Именно мы так собираемся делать сами. Наша Валерия почти готова учиться во втором классе, у нас есть ещё время, есть желание, так что научиться успеем всему, что ещё нужно знать первокласснику на окончание учебного года.

Следующий вопрос звучит так:

-- Для дошколят о-очень много развивающей литературы. А вот для детей старще 7 лет, найти такую литературу довольно сложно в книжных магазинах. Вроде предлагают по интернету, но, за красивой обложкой и богатой аннотацией, скрываются скучные и малоинформативные книги. Это уже факт.

-- Как подобрать книги своему ребёнку?

Я уже предлагала, призываю ещё - давайте составим список интересной, познавательной литературы для детей школьного возраста. Кроме названия и издательства сделайте свою краткую характеристику книжке. А я оформлю страничку на сайте.

И последнее:

В России есть закон о семейном образовании. А среди читателей рассылки есть жители бывшего СССР. Есть желание перевести своих детей на обучение дома, но нет закона. Так может стоит объединиться и списаться между собой для пополнения информации и выявления последующих действий?

Письма есть из Беларусии, Украины, Узбекистана и Казахстана. Есть желающие предоставить свой адрес для общения? Пишите.

На сегодня всё. До встречи! Нина.

Данная статья была опубликована в номере 53/1999 газеты "Первое сентября" издательского дома "Первое сентября".

Елена ХИЛТУНЕН,
Евгений БЕЛЯКОВ,
Елена ЛИТВЯК,
Мария БАРАБАШ

Идея домашнего обучения

Воспитание без воспитания - общение с ребенком без прямых средств воздействия, без команд, угроз, без одергиваний, замечаний, нотаций, без наказаний, битья и других мероприятий подобного рода. Предположим, что все это понято и принято. Без чего - ясно. Но с чем?..

Продолжение статьи:

Как перейти переходный возраст, не оступившись?

Когда в нашей семье родился сын, а потом и дочка, а потом - еще сын и еще, а потом - еще дочка, я решил: в школу их отдавать не буду.

Была весна, дом в Краснодарском крае, а в нем - библиотека и вся остальная семья. Так вышло, что там мы прожили несколько лет, никуда не ездили, в основном сидели дома и учились. Мы учились читать, писать, считать, рисовать и, главное, думать.

Мы предпочли столичной жизни деревенскую и вскоре поняли, что поступили правильно. Наши ребятишки, выросшие среди полей и лесов, отличаются прекрасным деревенским здоровьем. Им не пришлось сидеть в духоте и неподвижности часами. Хотя мы учились, и довольно много.

Соседи удивлялись - входят в дом, а там ребенок с двухэтажной кровати свесился и пишет - вверх ногами! Ну а что делать, если так получается лучше!

Когда перелистываю старые наши тетрадки, не перестаю удивляться: как много рисунков! Ни в одной из известных мне школ не рисуют и не лепят из пластилина и глины всю школьную программу, а у нас было так. До сих пор не решаюсь выбросить пачки рисунков, пластилиновых человечков, цветочков, мышек и медвежат, ракет, домиков, собачек, хотя порой теперь и забываю, где чей рисунок и кто что лепил.

А вот наши "трактаты"... Я задавал детям их темы: "Почему слоны не создали культуру" или "Почему древние цивилизации возникали на берегах огромных рек". Интересные тексты получились! Оказалось, что думать человек учится в одиночестве, когда общается с книгами.

Еще открытие: прекрасный способ научиться грамотно писать - заняться переписыванием книги. И мы с детьми воссоздали традицию рукописной книги: получилась целая небольшая библиотечка.

Мои ребятишки не стали вундеркиндами, зато все прекрасно рисуют, лепят, шьют, играют на гитарах, балалайках, дудочках - на чем угодно. И все без исключения пишут стихи. До сих пор не представляют себе жизни без ухода за домашними животными (крысами, хомячками, кошками, собаками).

Когда старшая дочка пошла в школу, в шестой класс, она на всех обложках нарисовала прекрасные цветы белой краской. Учителя удивлялись и улыбались, но цветы были такие красивые, что возражать трудно. Так и осталось.

Но это еще не все и даже не самое главное. Те, кто в начальную школу детей не отдал, замечают, что психологи ошибаются, отмечая кризисы детского возраста. Эти кризисы - лишь отражение той структуры детских учреждений, в которые ребенок попадает. Например, в три года ребенка ведут в детский сад. Резко меняется вся его жизнь - и вот вам кризис. Мы не водили никого из детей в сады - никаких кризисов трех лет не наблюдалось.

Потом ребенок пойдет в шесть - семь лет в школу - и наступит кризис шести - семи лет. А если не пойдет? Никакого кризиса!

И, наконец, самый сложный, переходный возраст. Мои дети растут, но ничего такого кризисного не наблюдается. То есть, конечно, голос ломается, чувствуют они себя еще неловко в своем новом теле с длинными руками и ногами, но рядом - отец и мать. И они это понимают, они благодарны. И мы не только не отдаляемся, но, наоборот, еще сильнее сближаемся в эти годы.

Вот Никита уже паспорт получил, и, как я порой на него ни ворчу, наша дружба нерушима, как редко бывает среди взрослых. Так что проскочили мы этот кризис, все хорошо.
Бывает, щелочка света из-под двери отцовского кабинета, которая не исчезает за полночь, становится лучшим воспитателем трудолюбия и упорства, чем любые уроки трудового обучения в обычной школе.

Заключение следует...


Есть что добавить в мои рассылки? Пишите мне. Нина

Приглашаю на форум: http://talk.mail.ru/forum/talk.ru.boom.tropinki  обсуждать возникающие вопросы и открывать более конкретные темы. Просьба: поддерживаться темы про формы образования и детей.

www.tropinki.boom.ru

Целью рассылки является поиск единомышленников по семейному обучению детей, для накопления информации и создания, своего рода, банка обмена.

Я оставляю за собой право публично цитировать письма, если только в письме не содержится просьбы этого не делать.
Адреса сайтов, указанных в письмах, в большинстве случаев, буду удалять.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.anadoli
Отписаться

В избранное