Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. Ребенок не говорит: как учить ребенка говорить?


Все о развитии детей-дошколят

Ребенок не говорит: как учить ребенка говорить?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?

1. Чтобы научить ребенка говорить, дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. Причем нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!

2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!! Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребенка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».

3. Рассматривайте с ребенком картинки. Многих родителей волнует вопрос, как учить ребенка говорить? Ответ прост: больше читайте и рассматривайте книги, говорите с ребенком. Картинки должны быть четкие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.

4. Разговаривая с малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант. Например: «Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав - вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.

5. Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.

6. Чтобы научить ребенка говорит, играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок. Предлагаем несколько народных речевых игр с малышом, стимулирующих его к повторению слогов и слов. Они не потребуют от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они принесут Вам и Вашему малышу радость, игру со словом, творческий толчок для придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.

МАМЕ НА ЗАМЕТКУ:

Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребенка. Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет. Выбирайте из перечня те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать: «где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».

Запишите в блокнот все слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.). Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша. Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д.

Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами. Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5 раз. Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.

Игру надо прекращать тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать. Иначе наступит пресыщение игрой.

Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!

Учим ребенка говорить:речевая игра 1. «Каша».

Ритмично приговаривайте, проводя Вашим пальчиком по кругу по ладошке малыша: «Ту-ту-тууууу,Ту-ту-туууууу. Не вари кашу кру – туууууу! Вари мяаааагонькую! Вари слаааааденькую!» Можно водить пальчиком малыша по кругу по своей ладошке. Эта песенка побуждает ребенка подговаривать слог «ту» в ритм песенке. Но подговаривание слога «ту» произойдет не сразу, а только после многократного повторения песенки, когда она станет узнаваемой малышом. Песенку удобно петь во время завтрака, помешивая кашу. Можно «варить куклам кашу», и мешать игрушечной ложкой в игрушечной кастрюле (если у Вас ребенку уже 2 года, ему это тоже будет интересно). Во время пения песенки хорошо будет, если малыш может видеть лицо мамы и вытянутые в трубочку ее губы «туууу-туууу-туууу».

Учим ребенка говорить: речевая игра 2. «Большие ноги – маленькие ножки».

Делаем вместе с ребенком большие шаги и говорим или подпеваем низким голосом, медленно «Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». А теперь семеним и говорим тонким высоким голосом и быстро: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». Игра побуждает ребенка повторять простые слоги и слова.

Советы по проведению игры: Когда эту игру проводят с малышами до года, то можно положить ребенка на спинку и «шагать» его ножками по дивану то медленно и тяжело, то быстро и легко. Ребенка постарше (2 лет) можно попросить догадаться, какие ноги шагают. Вы говорите слова песенки, а он показывает (т.е. шагает тяжело или легко). Можно сделать показ с игрушками: «Как ходит мишка? Топ-топ-топ (басом и медленно). Как зайка? Топ-топ-топ-топ-топ! (высоким голосом и быстро)». Дайте ребенку самому поиграть с этими игрушками. Поиграйте в следующий раз с другими игрушками. Кукла топает весело – топ-топ-топ. А волк топает сердито – топ-топ-топ. Уходи, волк! Иди-иди (показываем рукой и побуждаем ребенка повторить движение и слово – иди, иди!) Аналогично можете провести игру – «как прыгает лягушка, зайка, кузнечик» (Только слова будут «прыг-прыг-прыг» или «скок-скок»). «Как поет мишка? Ля-ля-ля (басом). А как поет белочка? Ля-ля-ля (тонким голоском). А это кто сейчас поет: ля-ля-ля. Мишка? А это кто? Белочка? Вот умница – догадалась!». Варианты игр будут зависеть от интересов ребенка, его любимых игрушек.

Эту игру можно проводить не только дома, но и на улице. Нужно возвращаться домой с прогулки? По дороге до подъезда предложите малышу «показать, как ходят большие ноги топ-топ-топ? А как маленькие? А как бегут большие ноги? А как маленькие? А как прыгают большие ноги? А как маленькие? Как хлопают большие руки – хлоп-хлоп-хлоп? А как маленькие?»

Учим ребенка говорить: речевая игра3. Семья.

Загибайте пальчики ребенка на каждую строчку, начиная с большого пальца: Этот пальчик – деееедушка (тянем ееее). Этот пальчик – баааабушка, Этот пальчик – пааааапа, Этот пальчик- мааааама, А вот это наша Катенька (называем имя ребенка и загибаем мизинчик). Есть другой вариант окончания песенки: «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»

Советы по проведению игры: Поиграв с одной ладошкой, начинаем играть с другой. Читаем песенку и загибаем пальчики. А потом спрашиваем: «Это кто? Деда – деда – дееедушка! А это кто? Баба – баба — баааабушка!» и т.д. Если малыш просто слушает – пусть просто слушает. Если пытается тянуть гласные или слоги – порадуйтесь, погладьте по головке, обнимите: «Какой умница! Да. Это баба-баба-баааабушка!» Если ребенок сам играет со своими пальчиками после данной игры, то поощряйте всячески, «подсказывайте» слоги и слова.

 

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы


В избранное