Все выпуски  

Рожденные, чтобы двигаться. Игра, движение, танец, развитие. Домашние танцы.


Танцевать вместе с малышом, чтобы радоваться, чувствовать друг друга, общаться, расслабляться, творить.

Идеи о том, как можно делать это дома.

 

Я расскажу о том, как здорово танцевать вместе с малышом. В суете заботы о младенце мамы часто забывают о себе. Танец помогает молодой маме найти ресурсы, отдохнуть, выразить свои чувства, через ритм соединиться с собой и с ребенком. Малыши очень любят, чтобы их баюкали, качали на ручках. Они любят ритмичные стихи, движения. Поэтому танец с мамой очень приятен для крох.

Танец – это душевность, это радость творчества, это открытость самовыражения, ведь делая какое-то движение «от души», мы становимся сами собой, мы чувствуем, как соединяются наши мысли, чувства, ощущения и движения.

Танец (свободный, импровизированный) способствует физическому развитию (стимуляция всех органов и систем), близости мамы с малышом, расслаблению, успокоению и мамы и малыша, совместному удовольствию, развитию связи мозг-тело, гармонизации отношений душа-тело, внутрисемейной радости и близости (контакт мама-папа-малыш).

Самым важным для ребенка в первый год его жизни является эмоциональный теплый контакт с мамой. Одна из целей совместного танца - найти свой путь к чувству радости, в затем и выразить ее своему ребенку через прикосновение, контакт глазами, выразительную мимику, разговор с малышом.

Мама и малыш поначалу тесно связаны, поэтому расслабляясь сама, мама передает этот опыт расслабления, а, значит, и доверия миру, своему малышу. Если человек чувствует себя неуверенно, тревожиться о том, как ему держать ребенка, то малыши обычно начинают на руках у таких «тревожных» взрослых плакать. Поэтому важно передавать через прикосновение опыт уверенности и доверия.

От каждой конкретной мамы зависит то, в каких отношениях со своей телесностью окажется ее ребенок. Когда мы не только что-то предлагаем ребенку сами, но также находимся в резонансе с ним, мы можем помочь ему в том, чтобы он сам начал различать свои телесные потребности, эмоции, чтобы у него появилось представление о его теле («образ тела»). Ребенок учится не только выражать, но и различать эмоции у других людей. Депрессивная мама, малоэмоциональная мама не дает таких образцов, поэтому важно, чтобы мама осознавала и проявляла свои эмоции, как через мимику, так и через движения.

 

Идеи для мам и пап о том, как можно танцевать вместе с малышами.

 

(Далее я буду писать слово «мама» имея ввиду, что то же самое может делать и папа, и бабушка и любой близкий для малыша человек).

Несколько пожеланий перед тем, как мы начнем танцевать: танцуем не механически, а в удовольствие, от души; танцуем не «отключившись» от ребенка, но обращаем внимание на его реакцию, устанавливаем контакт с ним (через касание, взгляд глаза в глаза, мимику, слова); не стараемся делать что-то сложное, но ищем удовольствие в простом.

 

Первый шаграсслабление и мягкое вхождение в поток танца мамы. Включаете музыку, которая вас вдохновляет, под которую вам хочется танцевать.

Для кого-то это мягкая и плавная музыка, для кого-то ритмичная танцевальная. Важно, чтобы вашему малышу она тоже подходила – смотрите на его реакцию, на то изменяется ли его поведение, когда вы включаете эту музыку. Возможно, это будет диск, который вы слушали еще во время беременности. Прекрасно, если папа малыша играет на музыкальных инструментах и сможет поиграть для вас.

Второй шагвыберете место, где двигаться будет удобно. Чем больше пространства, тем лучше. Малыш может находиться у вас на руках, сидеть в слинге или просто смотреть на вас, или быть где-то рядом: в зависимости от возраста, вашего и его желания и контекста. Настройтесь на свои внутренние ощущения и начинайте танцевать. К чему вас приглашает музыка? Кружиться, раскачиваться, танцевать разными частями тела (головой, ногами, руками, плечами, позвоночником, бедрами), взаимодействовать в танце с мужем или другими членами семьи и т.д.

Третий шагпривнесение разнообразия в танец. Обычно в нашем танце существуют привычные для нас движения (паттерны), и через какое-то время такой танец нам наскучивает, кажется однообразным, не столь вдохновляющим. Один из постулатов танцевально-двигательной терапии говорит нам о том, что тело и психика тесно связаны и чем свободнее и гибче движется наше тело, тем гибче и наша психика, чем больше разных способов, качеств движения мы осваиваем, тем богаче и разнообразнее и наше выражение на всех уровнях. Например, когда мы совершаем открытое широкое движение, мы чувствуем и большую открытость, больший контакт с миром на психологическом уровне. Когда мы обучаемся телесной мягкости и плавности, или силе и резкости в движении, мы находим такие же качества и во внутреннем мире. Таким образом, когда мы разнообразим наше движение, обогащаем наш танец, мы так же развиваем и свою душу.

 

Как можно разнообразить танец с малышом, чтобы он был комфортен и приятен и маме и ребенку, а также способствовал их эмоциональному контакту, дарил радость и удовольствие, развивал физически.

 

Что можно делать дома вместе с малышом:

 

1.     Поиграть со скоростью – танцевать на вашей привычной скорости, а потом поменять ее на более быструю, а потом на болеем медленную, снова вернуться к обычной. Можно чередовать движение и остановку, паузу.

2.     Танец на разных уровнях по отношению к полу. Представьте, что пол – это первый этаж, на нем мы можем лежать, перекатываться, валяться; уровень, когда мы сидим – второй этаж; на четвереньках – третий; на присогнутых ногах, при расслабленных и свободных тазобедренных суставах (поза похожа на обезьяну или на танец капоэйра) – четвертый этаж; стоя на ногах (уровень человека) – пятый; уровень прыжка – шестой этаж. Как можно танцевать на каждом «этаже»? Как можно танцевать переходя с этажа на этаж? Как можно это делать вместе с малышом? (подробнее о поддержках на теле мамы – ниже).

Часто для мам оказывается удивительным, что на нижних этажах тоже можно танцевать. Более привычным способом (паттерном) является танец на «пятом этаже» – стоя на ногах. Малышам, которые начали ползать, очень нравиться, когда родители спускаются на его уровень, играют и танцуют на одном уровне с ними (первый, второй, третий «этажи»).

3.     Вы можете потанцевать сами и предложить малышу подвигаться в трех плоскостях. Движение становиться двухмерным. Первая – плоскость стены. Это движение вправо и влево, так, как будто вы живете на стене и можете двигаться только в этой плоскости. Вторая – плоскость коридора. Например, движение вперед-назад, как будто вы живете в узеньком коридоре. Третья – плоскость стола. Движение, как будто вы живете на столе или под столом. После того, как вы потанцуете в двухмерном измерении, вы можете отпустить себя в исследование трехмерности, и танцевать объемно, исследуя разные пути и направления и переходы между ними. Малыш при этом находится на ваших руках, и вы можете, как двигаться сами, так и раскачивать, передвигать малыша в трех плоскостях.

4.     Меняя положение ребенка относительно нашего тела, мы можем использовать разные способы держать (поддерживать малыша). Дети передают нам свой вес на все сто процентов, уютно располагаясь на теле мамы. Мы можем использовать свою скелетную структуру для того, чтобы дать разнообразные «поддержки», способы поддерживать и располагать малыша на своем теле. Для самых маленьких достаточно простого перекладывания из руки в руку, мягких и нежных поворотов в разных плоскостях (при этом мы их очень уверенно держим, используя удобный и для него и для вас и соотвествующий возрасту способ). Чем старше ребенок, тем лучше вы начинаете чувствовать, что ему приятно, куда он готов следовать вместе с вами, насколько хорошо он уже чувствует свое тело.

 

Отличие поддержки от других форм телесного контакта мам и малышей:

1.     некоторые поддержки можно начинать использовать с малышами, которые уже хорошо держат голову,  другие же только после того, как ребенок начинает сидеть;

2.     малыш опирается на тело мамы, отдавая ей до 100 процентов веса;

3.     мама использует свою скелетную структуру для того, чтобы принять вес малыша. То есть мама находит относительно удобные (плоские, устойчивые, выдерживающие много веса) места на своем теле, чтобы расположить малыша на них (например, крестец, плечи, бедра, руки, голова).

4.     Чем старше малыш, тем более минимальным становится использование захвата мамиными руками ребенка. Поддержка руками – только с целью безопасности, но не с целью контроля и удержания. Таким образом, малыш сам учится балансировать на теле мамы, осознает расположение своего тела относительно пола, учиться держаться сам.

5.     Когда малыш надежно расположен на теле мамы, маме комфортно, ее руки, ноги освобождаются для движения и танца. Ребенок же, оказываясь в разных местах, узнает больше о своих телесных возможностях, о том, каким образом он может быть расположен относительно пола, получает новые впечатления и стимулы. Мамин танец стимулирует к активности разные группы мышц и мамы, и малыша. Поддержка дает ощущение уверенности и сохранения доверия между мамой и ребенком.

6.     Мы предлагаем малышу поддержку и смотрим на его реакцию – если он согласен (спокоен или хохочет), то продолжаем танцевать, при отрицательной реакции (испуган, хнычет), возвращаем его в привычную позу. Пробуем через время (когда у него будет другое настроение или он подрастет и будет готов).

 

Какие виды поддержек (способов поддерживать, располагать ребенка на себе) можно использовать в совместной игре или танце:

 

- для самых маленьких – «колыбелька» - это поза, в которой вы кормите малыша на своих руках;

- лежа животиком на руках у мамы (очень удобный способ для полетов) – одна рука проходит между ножек, вторая со стороны плеча;

- сидя спереди, как в слинге, обхватив маму ножками за талию, ручками за шею;

- сидя на плече у мамы с поддержкой руками в области ребер;

- на лобковой кости, обнимая ребенка подмышками в области груди;

- опираясь на грудину, с поддержкой руками;

- сидя на голове с поддержкой в области ребер;

- лежа пузом на голове мамы, ножками вперед;

- закатывая на предплечья с поцелуем в пузо;

- сидя на бедре;

- рюкзачком сзади, обхватывая ногами мамину талию, а руками – шею или плечи;

- «самолетом» на плече (животик ребенка на плече у мамы, ручки раскрыты, мама поддерживает руки ребенка в районе кисти и запястья, раскрывая руки, как в полете. У малышей после 6 месяцев срабатывает рефлекс благодаря которому они раскрывают позвоночник, вытягиваясь в струнку);

- на пояснице (крестце), равномерно распределяя вес и справа, и слева и поддерживая малыша в районе плеч и голеностопов;

- сидя на плече у мамы с поддержкой руками в области ребер;

- сидя на «закорках» (на шее);

 

Поддержки на нижних уровнях:

-  мама лежит на спине, ноги согнуты, малыш на голенях, мама поддерживает за ручки, дети постарше держатся сами («самолет»);

- мама сидит на седалищных косточках, одной рукой прижимает малыша к своему тазу

 = в этой поддержке можно двигаться вперед, как на паровозике, если ноги мамы вытянуты вперед;

= или перекатываться неваляшкой вправо-влево, если ноги согнуты в коленях, как в позе «бабочка»;

= или раскачиваться по инерции вперед и назад, если ножки малыша между ног мамы и ступни упираются в пол;

- ступни стоят на полу, ноги согнуты в коленях, колени смотрят в потолок – малыш на коленях (как в игре «в ямку бух»)

- на бедре, когда мама сидит на одной ступне, а вторая ступня опирается на пол впереди – это очень удобная поддержка. Малыш, опираясь на бедро, мамы может лежать, сидеть, раскачиваться;

- закатывая на себя – сидя, лежа;

– мама на четвереньках, малыш у нее на спине обхватив маму за талию ногами и под подмышки руками (после 1,5 лет).

 

Переход из поддержки в поддержку – тоже часть танца и импровизации. Малыша можно просто перекладывать из поддержки в поддержку, можно перекатывать по своему телу, для очень опытных, наладивших контакт и способы физического взаимодействия с малышом, можно пробовать элементы кувырков и раскачиваний.

 

Хотя выше озвучено много идей, но самое важное, что мы можем предложить своему малышу – это наше внимание. Танцуя с ребенком, чувствуйте его телесный ответ. Через прикосновение вы ощутите, что сейчас приятно для малыша, куда его тело готово идти. Самый важный принцип – экологичность. За один раз – один шаг: если вы предлагаете себе и ребенку что-то новое, непривычное, будьте чувствительны к ответу. Поскольку вы, как взрослый находитесь в активной позиции, помните, что ведение партнера на 90 процентов состоит из слушания ответов вашего партнера (сейчас это малыш). Самое главное – чувствовать ребенка и слышать его ответ, а также быть в контакте со своим телом.

Прекрасно, если и папа малышу присоединиться к вашему танцу. У меня есть разные идеи о том, как это может быть. Если они есть и у вас, буду рада услышать про это!

P.S. Ближайшие события, которые рекомендую:

  1. Завершающее в этом году занятие BabyContact:  класс для мам, пап и малышей на Лялином переулке 3а, среда, 30 июня, 12:00
  2. 17 июля - перформанс учителей фестиваля Контактной импровизации и перформанса "Магия пространства". Знаменательное событие, которое происходит 1 раз в году. В этот раз уникально оно тем, что приезжает Нэнси Старк-Смит, одна из создателей контактной импровизации. http://contactfestival.ru/meyerhold.aspx?lang=rus
  3. Почитать о самом фестивале и о воркшопах до и после можно на сайте фестиваля: (http://contactfestival.ru/main.aspx?lang=rus)
  4. 28-29 июня, семинар "Работа мозга...Движение....Танец...Применение неврологических исследований в практике ТДТ "(http://atdt.ru/conferences/vikp/postseminar.html). Я буду в нем участвовать и постараюсь рассказать вам о самом важном.

Альфия Рахманова, ведущая групп и со-организатор проекта http://babycontact.ru/.

Буду рада вашим откликам, вопросами ответам: alfacontact@gmail.com

 

 

 


В избранное